«Степ – аэробика эффективный способ здоровьесбережения детей» (дополнительная образовательная программа «Солнечные лучики»)
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Ажгибкова Наталья Александровна

Детский фитнес – хорошо продуманная физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного  инвентаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorvesberezhenie_detey.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Ажгибкова,

инструктор по физической культуре

детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,

г. Каргополь

«Степ – аэробика эффективный способ здоровьесбережения детей»

(дополнительная образовательная программа «Солнечные лучики»)

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одно из направлений:  «Детский фитнес».

Детский фитнес – хорошо продуманная физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного  инвентаря.

Для формирования  мотивации у дошкольников в физическом совершенствовании мы решили ввести в систему  физкультурно – оздоровительной работы нашего ДОУ    одно из направлений  детского фитнеса  -  степ - аэробика  для детей старшего дошкольного возраста,

Учитывая интерес детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением, разработана рабочая  программа по степ - аэробике  «Солнечные лучики» в соответствии  с требованиями  ФГОС ДО  и предназначена для использования в дошкольных  образовательных  организациях в качестве дополнительного образования.

Цель Программы – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании через организацию кружка.

Программа направлена на решение следующих задач:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

 - развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.  

Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной платформе , обязательно сопровождаются бодрой и ритмичной музыкой.                                              

Степ–аэробика – это и  оздоровительная аэробика, эффективность её заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы),  вызывает активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы

Содержание занятий степ - аэробикой учитывает особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдаются основные физиологические принципы:

- рациональный подбор упражнений;

- равномерное распределение нагрузки на организм;

- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.

Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений.

Упражнения  степ - аэробики   направлены на  развитие:

- Пространственных ориентировок: право, влево, вперед, назад, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей 

- Временные: различаются по темпу, ритму,   продолжительности удерживания позы и др.

- Силовые:  прыжки на степе, со степа, через степ.  

Упражнения степ - аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба), они простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Один комплекс степ - аэробики  выполняется детьми в течение трёх месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.

        Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность занятия 30 минут.

Первая (вводная часть) направлена на организацию дошкольников, сосредоточение их внимания, формирование их эмоционального настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы («крокодил», «муравьишки», «раки»), бега и прыжков («цирковые лошадки», «мячики», «шалтай – болтай»), а так же хорошо освоенные комплексы музыкально – ритмических композиций.

Вторая (основная) часть включает непосредственно  упражнения на степах,  которые могут усложняться по мере их усвоения

 Так же сюда включается и силовая тренировка – важная составляющая любого фитнес – режима. Она способствует наращиванию мышечной массы.  Силовая тренировка включает упражнения с предметами (гантели), а так же очень эффективно использовать степ – платформу.

Подвижная игра – одна из составляющих основной части занятия. Их подбираем с учётом двигательных действий и интереса для детей. Игру можно организовать с использованием степ – платформы «Цирковые лошадки», «Придумай фигуру» или по интересам дошкольников.

Цель третьей (заключительной) части – восстановление организма после физических нагрузок. В этой части занятия используем упражнения игрового стретчинга, упражнения на дыхание. Они помогают снять напряжение в мышцах

Во время занятий степ - аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, а так же несколько простых, но важных правил:

- Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины

- Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

- Спину всегда держать прямо

- Не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.

- Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

К концу учебного года дети старшего возраста могут уметь:

- изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой  музыкального произведения

- точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из движений для рук и ног

- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций

- выразительно исполнять движения под музыку

- находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки

- выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ-аэробики

- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении упражнений в парах, в подгруппах

Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках мониторинга, который осуществляется в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Мониторинг проводится в октябре и мае, в последующем его результаты используются в образовательной деятельности для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Критерии для оценки результатов освоения Программы:

- владение степом;

- строевые упражнения;

- игроритмика;

- танцевальные упражнения;

- гибкость;

- статистическая выносливость.

Каждому из критериев соответствует определенный уровень овладения программным материалом:

Высокий – ребенок проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность при выполнении физических упражнений

Средний – ребенок проявляет интерес, частично выполняет физические упражнения  с помощью взрослого

Низкий – ребенок проявляет слабый интерес, не обходиться без помощи взрослого.

Так чем же хороша степ - аэробика для детей? Во – первых нет погони за результатами, психика ребёнка не травмируется. Он не чувствует себя неудачником. Во- вторых, в отличие от спорта, редко случаются травмы. Вообще, детский фитнес способствует гармоничному развитию души и тела. Дети с удовольствием выполняют предложенные упражнения под музыку, даже сложные и трудные. В этом случае успех педагога (развитие психофизических качеств) и ребёнка (овладение навыками двигательной активности) будет обеспечен.

Литература:

1. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,   М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.- 368с.

2. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 112с.

3. Сулим, Е.В. Детский фитнес - физкультурные занятия для детей 5-7 лет / Е.В.Сулим. – М.: Учитель, 2015. – 224стр.

4. Фирилева, Ж.Е., Са-Фи-Дансе Танцевально – игровая гимнастика для детей / Ж.Е.Фирилёва,  Е.Г.Сайкина. – СП. Детство-пресс, 2000. – 272 стр.

5. Верхозина, Л.Г., Гимнастика для детей 5 – 7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / Л.Г.Верхозина,  Л.А.Заикина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с

6. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №4/2009 «Степ – гимнастика в детском саду» - 125стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"

Дполнительная общеразвивающая программа  "Солнечные лучики", направленность программы  спортивно-танцевальная....

Рабочая образовательная программа "Солнечные лучики" средней группы "Б" на 2016-2017 учебный годМКДОУ детский сад "Тополек" комбинированного вида

ООП "Солнечные лучики" средней группы "Б" составлена на основании ООП дошкольного образования "От рождения до школы"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"

Дополнительная общеобразовательная программа "Солнечные лучики"...

Степ-аэробика - эффективная технология здоровьесбережения в детском саду.

Восточная мудрость гласит, здоровье - это вершина, которую каждый должен покорить сам. Нам, педагогам, родителям, важно научить дошкольников смело идти к этой вершине. Поэтому так важно внедрять в раб...