Консультация для педагогов "Формы речевого развития дошкольников на физкультурном занятии" (февраль 2024 г.)
материал по физкультуре

Макарова Мария Николаевна

Выступление на семинаре "Развитие коммуникативно-речевых навыков детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «УЛЫБКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

142855, Московская обл., городской округ Ступино, село Городня, территория Мещерино-1, владение 25

тел. 8-496-64-1-14-59 e-mail: sad_smile17@mail.ru

СЕМИНАР

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ФОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ»

        

Подготовила: инструктор по физической культуре

Макарова Мария Николаевна

Мещерино - 1,

Февраль 2024 г.

Одним из принципов программы дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция - это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей. Взаимодействие областей физического и речевого развития способствуют развитию памяти, внимания, физических качеств, координации движений, мелкой, крупной моторики и связной речи у детей. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием речи. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

На занятиях физкультурой ребенок обогащает свою речь овладевая спортивной профессиональной терминологией, а именно: усваивает название спортивного инвентаря, оборудования, видов спорта.

Рассмотрим формы, используемые на физкультурных занятиях с детьми способствующие развитию речевой активности дошкольников.

1. Пальчиковые игры. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.  Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры-манипуляции: К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук: В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой: Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. 

2. Логоритмика - это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Логоритмические занятия включают в себя:

Ходьбу или марширование под музыку.

Игры для развития дыхания: 

«Пузырь». Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Чья птичка дальше улетит?». Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Бабочка - лети». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Одуванчики». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Чей кубик поднимется выше?». Цель: развитие диафрагмального дыхания.

Упражнения для артикуляции:

Вот несколько примеров упражнений для артикуляционной гимнастики:

«Бегемотик»: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот.

«Лягушки»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«Слоник»: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

«Улыбка-трубочка»: губы удерживать то в улыбке, то трубочкой.

«Блинчики»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти.

«Непослушный язычок»: улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, покусать язык зубами, пошлёпать язык губами.

«Змейка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть тонкий язычок изо рта, затем спрятать.

«Змейка-блинчик»: улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и спрятать. Затем высунуть тонкий язычок изо рта, затем спрятать.

«Часики»: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.

«Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу.

Ритмические задания:

«Солдатики». Цель: закрепить умение воспринимать ритм, способность быстро координировать свои действия и менять движения по команде воспитателя.

«Турецкие шахи». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве и слышать ритм музыки.

«Танцевальные шаги». Цель: закрепить умение слышать ритм и такт музыки, способность координировать движения и менять их при смене музыки.

«Гулливер и лилипуты». Цель: закрепить умение слышать музыку и координировать свои движения.

«Уборка». Цель: повысить способность детей координировать свои движения, менять движения и согласовывать их с музыкой.

«Народные танцы». Цель: научить детей работать в паре, повысить умение слышать и чувствовать ритм музыки.

«Игровой самомассаж». Цель: успокоить нервную систему детей после активных занятий.

Речевые упражнения:

Речь инструктора (воспитателя). Важно, чтобы воспитатель четко, логично и правильно излагал свои мысли.

Пальчиковые игры. Это мощная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Считалочки, зазывалки, речевки, девизы. Считалки и зазывалки способствуют развитию четкой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Различные виды игр с речевым сопровождением:

игры с мячом;

игры со скакалкой;

подвижные игры;

народные игры;

игры с цветом;

интерактивные игры.

Развитие дыхания. Работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений.

Пальчиковые игры: «Волна». Руки полусогнуты вперёд, ладони вниз. Выполнить волнообразные движения ладонями, затем руками в целом.

«Медуза». Руки полусогнуты, ладони вниз, пальцы врозь. Имитация пальцами движений щупальцев медузы.

«Веер». Руки согнуты вперёд в стороны, ладони вперёд, пальцы максимально разведены. Сначала большой палец прижать к ладони, а затем последовательно прижимать остальные.

«Дирижирование». Кистью поочередно правой и левой руки. Затем движения выполнять обеими руками.

«Красим». Имитация покраски кистью предметов. Ладонь выполняет расслабленные движения сверху вниз, сверху вниз, слева направо и справа налево.

«Бросить снежок». Имитация игры в снежки. Имитация лепки снежка и бросок снежка в цель.

«Когти». Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладони направлены вниз, пальцы широко разведены и вытянуты до предела. Медленно сгибать пальцы, сжимая их в кулак, а затем медленно выпрямлять до исходного положения.

3. Считалка - это рифмованные стишки, состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Считалки необходимы ребенку для развития речи. Они выгодным образом отличаются от прочих стихотворных форм своей ритмичностью и звонкостью. Дети легко запоминают считалки и охотно их используют в своих играх. 

Рассмотрим разнообразные способы классификации считалок, предложенные

М.Н. Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные считалки, сюжетные и кумулятивные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных - повествовательное или драматическое развитие сюжета; кумулятивные считалки - это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости.

Заумные считалки:

Авень-пвусень,
Шинь, пень,
Ширварвень.
Авсень-паусень
Дзин!

Сюжетные считалки:

Зайчик-белянчик
Ходил в лес грибы есть,
Сорвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее поднимет,
Тот вон выйдет.

Кумулятивные считалки:

Шишел, мышел,
Этот вышел.

Или

Папа, мама,
Жаба - цап!

Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На последнем слове ведущий быстро сжимает руку в кулак, чей палец он захватил, тот и водит, ну а дети должны быстро свои пальцы убрать.

4. Подвижные игры с речевым сопровождением. Один из действенных методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они способствуют развитию у детей умения быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют представления об окружающем, а также внимание и память. Подвижные игры с речевым сопровождением играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Например:

«Мороз - красный нос», «Серая утка», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Яблоня», «Рыбаки и рыбки», «Дударь, дударь, дударище», «Ловишка», «Тишина», «Лохматый пес», «Гори, гори ясно!».

Вывод. Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Консультация для родителей " Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС."

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»

laquo;Речевое развитие дошкольников»Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном воз...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»...

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора».

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора»....

Речевое развитие дошкольников на физкультурных занятиях.

Речевое развитие дошкольников на физкультурных занятиях....