"Тематические прогулки"
консультация по физкультуре

Сулименко Елена Александровна

Тематические прогулки

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,
  • оптимизировать двигательную активность детей.
  • совершенствовать ориентировку в пространстве.
  • укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию;
  • учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх.
  • развивать мышление, память, внимание, речь, творческую активность, фантазию, восприятие и воображение.
  • формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, желание стать другом и защитником природы.
  • расширить кругозор детей.
  • воспитывать у детей активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр, чувство коллективизма. воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  • совершенствовать основные виды движений.
  • способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx378.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

г. ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Консультация с элементами мини-практикума для воспитателей ДОУ

«Тематические прогулки в ДОУ»

                                                       

Подготовила воспитатель:

Сулименко Е.А.

Тематические прогулки

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,
  • оптимизировать двигательную активность детей.
  • совершенствовать ориентировку в пространстве.
  • укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию;
  • учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх.
  • развивать мышление, память, внимание, речь, творческую активность, фантазию, восприятие и воображение.
  • формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, желание стать другом и защитником природы.
  • расширить кругозор детей.
  • воспитывать у детей активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр, чувство коллективизма. воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  • совершенствовать основные виды движений.
  • способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей.

Пять видов тематических прогулок: 

прогулки-походыразвлекательные прогулки с персонажемпрогулки-событияспортивные прогулкипрогулки - трудовые акции.

1.Прогулки - походы 

представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Прогулку-поход отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).

Структура прогулки-похода

Первая часть— вводная длительностью до 5 минут. 

Цель— сбор, перекличка и проведение инструктажа.

Вторая часть - движение по разработанному маршруту (до 20-40 минут).  Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами как для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т.д.), так и для наблюдения за интересными объектами.

Третья часть - привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, организовать игры и т.д.
В игры можно включать несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим (до 15 минут). В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве—ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке—ходьба «след в след»).

Четвертая часть - сбор детей и уборка территории после привала.

Пятая часть - движение группы до детского сада. Могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

2. Цели прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка воспитанников, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др.), герои мультфильмов, игрушки который с удовольствием расскажет о правилах безопасного поведения в разных ситуациях).

Структура: наблюдение; художественное слово; появление персонажа; художественное творчество (например, рисование палочками на песке); трудовая деятельность (например, уборка мусора на участке); подвижные, малоподвижные игры; прощание с героем.

3.Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Цель: способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивать любознательность дошкольников.  Структура: организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии; знакомство с темой прогулки – ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.; самостоятельная творческая деятельность детей.

Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы.    Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событие во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием. 

4.Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используется разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. 

Цель и задачи - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие, оптимизация двигательной активности детей.  Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

При распределении спортивных игр и упражнений в течение дня следует учитывать программного материала, предлагаемый на занятиях физической культурой (как в зале, так и на воздухе), и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Спортивные прогулки могут проводится не реже 1-2 раза в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки.

В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

Рекомендуется также включать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).

Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д.

Структура: организационный момент или вводная беседа; подвижные, спортивные игры; спортивные упражнения; самостоятельная деятельность детей; индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников; подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания

4.Трудовая акция (субботник)– ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега, посадки и пр.). Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний.  

На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций; детей привлекают для выполнения простейших поручений. Работа организуется как «труд рядом», при этом дети не должны испытывать никакой зависимости друг от друга. В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя) .

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Следует помнить, что максимальное время, отведенное на трудовую деятельность детей на прогулке, в старшем дошкольном возрасте составляет не более 30-40 минут. Детям дошкольного возраста нужно разъяснять правила безопасного общения с предметами и правила выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая прогулка "Листопад"

Рассказывается как учить детей наблюдать осенние признаки и явления природы...

Итог тематической прогулки к мемориалу воинской славы.

 Повышать интерес к историческому прошлому Родины, к её песенному наследию;   воспитывать у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, уважение к его великим св...

Тематическая прогулка

Цель :Формировать  навык  определения времени года  по  характерным  признакам Прививать представление о  красоте  родной  природыВоспитывать  л...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

Тематическая прогулка "Прогулка в лес"

Тематическая прогулка под названием "Прогулка в лес" во второй младшей группе. Цель: формировать представление детей о снеге (белый, холодный, пушистый, мягкий, чистый). Рассмотреть снег, снежинку, за...

Тематическая прогулка во второй младшей группе Тема прогулки :«На колесах с ветерком»

Педагогические цели: Развивать наблюдательность и соблюдать элементарные правила безопасности нахождения около транспорта (не подходить близко, не трогать руками и т.д.).Закреплять представ...

Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообраз­ной ...