Подготовка к ГТО
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Рашевская Ольга Викторовна

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурно-спортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

«Готов к труду и обороне» (ГТО) – это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа подготовки к ''ГТО''

Автор: Рашевская Ольга Викторовна

Организация: МКДОУ детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Нижегородская область, Воскресенский район, р.п.Воскресенское.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………………....3
  2. Цели и задачи реализации рабочей программы ………………………....4
  3. Принципы реализации программы…………………………………….....5
  1. Содержательный раздел
  1. Структура программы…………………………………………………......6
  2. Ожидаемый итоговый результат освоения программы…………….…...6
  3. Содержание образовательной деятельности………………………….….6
  1. Список используемой литературы………………………………………11

#1062;елевой раздел

#1055;ояснительная записка

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурно-спортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

«Готов к труду и обороне» (ГТО) – это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников[7].

Сегодня ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Президент России 11 июня 2014 года издал соответствующее постановление, которое возобновляет забытый на 23 года комплекс [5]. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. На сегодняшний момент наша задача заключается в том, чтобы привить интерес у дошкольников к комплексу ГТО, к занятиям спортом, к сохранению здоровья в целом.

Комплекс предусматривает подготовку и выполнение установленных нормативов населением различных возрастных групп от 6 до 70 лет и старше.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения (приложение 3) для права получения бронзового, серебряного или золотого знака (приложение 4).

Первая ступень ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и младших школьников 6-8 лет,

Программа подготовки к «ГТО» разработана в рамках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности в соответствии с ФГОС ДО.

В данной программе показана работа по формированию у детей потребности в изучении истории ГТО в России, потребностей в сдаче норм ГТО в условиях общеобразовательной организации.

Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят?

•Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.

•Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.

•Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.

•Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии.

•С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием.

Возраст обучающихся: программа предназначена для воспитанников подготовительной группы детского сада,

Программа физкультурной подготовки к «ГТО» МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Сказка» р.п. Воскресенское разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[11];

СанПиН - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [6];

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [5].

Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель:

сохранение, укрепление и развитие здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.

Задачи:

Оздоровительные

#1054;храна и укрепление физического и психического здоровья детей.

#1057;овершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

#1060;ормирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц.

Образовательные

1. Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.

#1056;азвивать двигательные способности детей и физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).

#1060;ормировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные

#1042;оспитывать потребность в здоровом образе жизни.

#1042;оспитывать положительные черты характера.

#1042;оспитывать чувство уверенности в себе.

Программа реализуется посредством основных методов и форм работы:

- метод круговой тренировки

- соревновательный метод

- наглядные методы

- групповые и игровые формы работы

При планировании работы необходимо учитывать:

- индивидуально психологические особенности ребенка;

- возрастные особенности;

Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.

Занятия проводятся с сентября по май 2 раз в неделю по 30 минут, в первой половине дня.

Место проведение – спортивный зал.

Форма одежды – спортивная форма, удобная обувь.

Для успешной реализации спортивной деятельности созданы условия

#1053;аличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря.

#1048;спользование разнообразной фонотеки.

#1057;оздание эмоциональной положительной обстановки.

#1059;чет нагрузки и дозировки упражнений рассчитан на возраст детей. Нагрузка должна возрастать постепенно, соблюдая принцип «от простого к сложному».

#1050;аждое мероприятие носит развивающий характер, продумана активность, самостоятельность, творчество и индивидуальность каждого ребенка

#1055;ринципы реализации программы.

#1055;ринцип индивидуальности

Программа учитывает уникальность каждого ребенка и предоставляет возможности для развития детей по своим индивидуальным образовательным траекториям.

#1055;ринцип доступности.

Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка. Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания, понимания, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка.

#1055;ринцип систематичности.

Суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.

#1055;ринцип активности, самостоятельности, творчества.

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой – либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, выряжать себя в различных видах деятельности.

  1. Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
  2. Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении
  3. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка

Решающим условием успешного развития детей и важнейшей характеристикой взаимодействия их со взрослыми и другими детьми является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.

Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической работы кружка.

  1. Принцип оздоровительной направленности.

Специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.

  1. Принцип педагогической компетентности

Программа подготовки к «ГТО» поддерживает компетентный подход к образованию всех участников образовательных отношений и уделяет особое внимание формированию компетентности главных действующих лиц образовательного процесса: педагогов и семей воспитанников , а также руководства детского сада.

Структура программы.

Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительном подготовка к «ГТО» допускаются лица, отнесенные к I и II и группам.

Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с воспитанниками на темы, предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт воспитанников обогащается подвижными играми, гимнастическими упражнениями.

Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно оздоровительных занятий.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы:

  1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
  2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
  3. Усвоение программы.
  4. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
  5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
  6. Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно оздоровительной работе с детьми.
  7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Содержание образовательной деятельности

Перспективный план

Темы занятия

Кол-во часов

1

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации

1

2

Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений

1

3

Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями

1

4

Метание теннисного мяча в цель (57 гр.) дистанция 6 м

5

5

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи – см)

4

6

Прыжки в длину с места толчком двумя ногами

4

7

Поднимание туловища из положения лежа на спине

4

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

5

9

Челночный бег 30 м (с)

3

Тематический план

Примерное содержание занятий

Вводное занятие Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Виды испытаний 1-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования.

Занятие образовательно-познавательной направленности. Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях в спортивном зале и на пришкольной площадке. Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

Занятия образовательно-познавательной направленности. Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. Дозирование физической нагрузки в разминке.

Двигательные умения и навыки.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Наименование раздела

1

Сентябрь

Что такое ВФСК ГТО?

Основы знаний

2

Сентябрь

Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений

Основы знаний

3

Сентябрь

Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями

Основы знаний

4

Октябрь

Челночный бег 30 метров

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

5

Октябрь

Смешанные передвижения

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

6

Октябрь

Смешанные передвижения

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

7

Ноябрь

Прыжки в длину с места толчком двумя ногами.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

8

Ноябрь

Подтягивание туловища из положения лежа на спине.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

9

Ноябрь

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

10

Декабрь

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

11

Декабрь

Прыжки в длину с места толчком двумя ногами.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

12

Декабрь

Подтягивание туловища из положения лежа на спине

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

13

Январь

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

14

Январь

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

15

Январь

Прыжки в длину с места толчком двумя ногами.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

16

Февраль

Подтягивание туловища из положения лежа на спине

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

17

Февраль

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

18

Февраль

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

19

Март

Прыжки в длину с места толчком двумя ногами.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

20

Март

Подтягивание туловища из положения лежа на спине

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

21

Март

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

22

Март

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

23

Апрель

Прыжки в длину с места толчком двумя ногами.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

24

Апрель

Подтягивание туловища из положения лежа на спине

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

25

Апрель

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

26

Май

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

27

Май

Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 метров

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

28

Май

Метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3Х10 МЕТРОВ

Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью.

СМЕШАННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Смешанное передвижение состоит из бега, переходящего в ходьбу в любой последовательности. Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега — 20 человек.

НАКЛОН ВПЕРЕД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СКАМЬЕ

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье выполняется из исходного положения: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже – знаком «+».

МЕТАНИЕ ТЕННИСНОГО МЯЧА В ЦЕЛЬ, ДИСТАНЦИЯ 6 МЕТРОВ

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 грамм.

ПОДНИМАНИЕ ТУЛОВИЩА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ

Поднимание туловища из положения лежа на спине выполняется из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество поднимание туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение.

ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА ТОЛЧКОМ ДВУМЯ НОГАМИ

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ РУК В УПОРЕ ЛЕЖА НА ПОЛУ

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных приспособлений (электронных контактных платформ).

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость - М. «Просвещение», 1981.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам - М. «Владос», 2001.
  1. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет - М. Творческий центр «Сфера», 2008.
  2. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» протоколом № 1 от
  3. Методические рекомендации по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобрен на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от пункт II/1 и на заседаниях Экспертного совета по вопросам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса и #1075;.).
  4. Муравьёв В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста - М. «Айрис пресс», 2004.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
  6. Приказ Минспорта России от 8 июля 2014 г. № 575 «Об утверждении Государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 1165-р «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
  8. Серых Л.В. Готовим дошкольников к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»: методические рекомендации/ Л.В. Серых, С.А. Невмывака, Л.Я. Кокунько, М.Г. Шламова и др. - Белгород: Графит, 2016. - 105 с.
  9. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ - М. ТЦ Сфера, 2005.
  10. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников - М. «Гном и Д», 2003.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  12. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников - Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2007.
  13. Шебеко В.Н. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость - «Дошкольное воспитание» № 10, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

памятка для педагогов по подготовке к праздникам«Подготовка, организация и проведение детских праздников»

Методика работы, варианты распределения обязанностей сотрудников МБДОУ по подготовке и организации праздников....

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Методическая разработка: «Подводящие и специальные упражнения для подготовки к соревнованиям обучающихся групп начальной подготовки по тхэквондо»

Начав заниматься тхэквондо, юные спортсмены не только совер­шенствует свою технику, познает тактику ведения боя, но и постепенно набирает силу, готовясь к значительным функциональным и нервным нагрузк...