«Подвижные игры как средство физического развития дошкольников»
материал по физкультуре

Третьякова Людмила Юрьевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_tretyakova_l.yu_.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

профессионального самообразования

  на 2023 – 2025 г.

по теме:

«Подвижные игры как средство физического развития дошкольников»

 

         

Инструктор по физической культуре

                                                                    Третьякова Людмила Юрьевна

                                                                                       

г. Когалым

2023г.

Актуальность:

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников.

Во время изучения данной темы я выяснила, что важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям.

        Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, которая влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка. Кроме того, существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

        В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

        Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

        Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

        Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

        Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

        Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

        Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые решались мною при помощи разнообразных игровых заданий в течение всего учебного года.

Цель:

  • Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через использование подвижных игр.

Задачи:

  • Создать условия для развития физических качеств воспитанников;
  • Обогатить детский опыт для развития физических качеств при организации и проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
  • Воспитывать у детей желание самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры со сверстниками, проявляя двигательное творчество.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.

2. Технологический блок – разработка конспектов, планирования, наглядного материала. 

3.Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной  среды.

 Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2 года, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Поставлена цель работы по самообразованию:

Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.

2.Планирование работы        по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3.Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008

2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

4. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

4.Практическая деятельность

День здоровья

Досуг «Вечер подвижных игр»

Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (апрель).

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры».

Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие в Зелёную страну»

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Краткосрочный проект «Необычный мяч», в рамках которого было проведено развлечение с участием родителей «Школа мяча».

Выступление на семинаре-практикуме.

Выступление на педсовете с отчётом по теме самообразования.

План работы на 2023 - 2024 г.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Форма представления результатов

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников для детей от 5-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

П е н з у л а е в а Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

    Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Е.И. Гуменюк., Н.А. Слисенко  Первые уроки здоровья

О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

 

Сентябрь-май

Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим физические качества – силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, разные виды движений:

сила и выносливость – «Кто сильнее?», «Кто дальше?» и др.;

быстрота и ловкость – «Кошки-мышки», «Кто скорей?», «Ловишки», «Быстро в домик» и др.

гибкость: «Гонка мячей», «Уточка», «Медвежата»;

бег: «Спящая лиса», «Самолёты» и др.;

прыжки: «Зайцы и волк», «Лягушки и цапля» и т.д.;

ползание и лазание: «Обезьянки», «Котята и щенята» и др.

Досуг «Вечер подвижных игр» (январь).

Картотека подвижных игр

Декабрь

Проведение НОД с детьми старшего возраста «Путешествие в страну Спорта».

 

Январь-апрель

Знакомство с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка», «Лошадки» и т.д.

Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры»

Февраль

Знакомство с новыми музыкально-подвижными играми: «Замри», «Танец на газетке», «Кошки-мышки».

 

Май

Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Выставка работ детского творчество «Мои любимые игры».

 

Сентябрь-май

Просмотр презентаций: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта»,  «Витаминная  кладовая», «Голубая капелька», «Растем здоровыми».

 

Работа с семьёй

Ноябрь

Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей

Буклеты

Декабрь

Анкетирование родителей «Физическое развитие детей»

 

 

Январь

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».

Папка-передвижка

Самореализация

Февраль

Консультация для педагогов по теме самообразования.

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете

План работы на 2024 – 2025 гг.

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить свой профессиональный уровень в  образовательной области «Физическое развитие»

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Анкетирование родителей

Октябрь

Консультация для родителей «Подвижные игры малышей»

Ноябрь

Подготовить выступление на педсовет

Выступление на педсовете «Развитие речи малышей в подвижных играх»

Декабрь

Оформить картотеку подвижных игр

Разработка и оформление картотеки подвижных игр

Картотека подвижных игр по видам основных движений

Январь

Пополнить предметную среду группы

Изготовление медальонов  с изображением мордочек животных, флажков и ленточек

Проект

Февраль

Фотовыставка «Мы играем»

Март

Подготовить выступление на педсовет

Выступление на педсовете «Элементы театрализации в подвижных играх малышей»

Апрель

Разработать перспективный план подвижных игр для детей младшего возраста

Перспективный план подвижных игр старшего возраста.

Май

мониторинг

Сентябрь  - май

Регулярное проведение с детьми НОД по физическому воспитанию, разучивание подвижных игр (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем), включение их во все режимные моменты.

Посещение методических объединений по плану.

        Ожидаемые результаты:

  •  Совершенствование своего профессионального уровня;
  • Повышение   качества занятий по физической культуре;
  • Овладение детьми видами основных движений; 
  • Активное участие детей в подвижных играх;
  • Формирование комплекта дидактических материалов;
  • Повышение родительской компетентности в области физической культуры, здорового образа жизни.

Способ демонстрации проделанной работы:

 1. Мастер-классы

 2. Открытые занятия

 3. Размещение разработок в сетевых образовательных пространствах

 4. Презентации, проекты

 Форма отчета по проделанной работе:

 1. Обобщение педагогического опыта

 2. Представление аналитического отчета и «Портфолио»

 3. Выступление по теме самообразования с анализом, выводами и     рекомендациями

Список изучаемой литературы:

1. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

2. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: метод. пособие / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.

3. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С.10-14.

4. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.

5. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста / А. К. Ковалевский.- Екатеринбург: 2007. - 138 с.

6. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова //Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С.52.

7. Кузнецов, В. С. Физическое упражнения и подвижные игры: метод. пособие / В. С. Кузнецов,Г. А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.

8. Мащенко, М. В. Физическая культура дошкольника : пособие для воспитателя детского сада / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина.

9. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей

10. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. А. Сагайдачная, Т. Л. Богина, Т. С. Яковлева// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007.

11. Пензулаева, Л. И. Анатомо-физиологические особенности детей : учеб. пособие для студентов

12. Рунова, М. А. Особенности организации занятий по физической культуре

Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С.42-52.; №10. – С.56-63.

13. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет : пособие для воспитателя детского сада

14. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.пособие / Э. Я. Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006.

15. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста : методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

16. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков: пособие для воспитателя детского сада

17. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: пособие для воспитателя детского сада

18. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: пособие для воспитателя детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

народная подвижная игра - как средство физического развития старших дошкольников

презентация для педагогов, народный календарь праздников...

Подвижная игра как средство физического развития младших дошкольников.

Материал по самообразованию в межаттестационный пеоиод....

Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления дошкольников

Меня заинтересовали русские народные подвижные игры, потому что они имеют многотысячелетнюю историю, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, с...

Статья для родителей "«Подвижная игра - как средство физического развития личности и одно из самых важных средств воспитания ребёнка»

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается статья в которой говорится о пользе подвижных игр с детьми. роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую акт...