Работа с родителями
консультация по физкультуре

Третьякова Людмила Юрьевна

Консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx83.62 КБ

Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни. Сделать это не просто.

Если Вы с первых лет приучили ребенка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если Вы уделяли физической культуре недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью, многое еще можно исправить. Надо только проявить настойчивость.

Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь.

Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.

Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем Мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

 Успехов Вам, уважаемые родители, в нелегком, но благородном деле воспитания здоровых, крепких, умных детей!

Подвижные игры для детей на свежем воздухе

Для детей в возрасте 4-7 лет подвижные игры на свежем воздухе особенно полезны, поскольку в это время тело ребенка активно развивается.

Игры - это замечательный способ развития двигательной активности, координации движений, ловкости и выносливости.

Подвижные игры на природе могут порадовать не только детей, но также и взрослых. Во время пикника можно организовать настоящие ”веселые старты”, а затем с удовольствием скушать полагающиеся участникам “призы”. Чем больше игроков будет участвовать в соревнованиях, тем веселее они будут.

Самая знаменитая и любимая подвижная детская игра – прятки. Дети выбирают водящего, который с закрытыми глазами отсчитывает счет и приступает к поискам спрятавшихся участников игры. Если ему удается кого-то найти, он должен первым прибежать к ”дому” и дотронуться до него. Роль “дома” может выполнять дерево, стена и т. п. У игры существует множество версий. В некоторых из них участники могут “перепрятываться”, чтобы водящему труднее было их найти.

Салочки (пятнашки, ладки) – участники перебегают по игровому полю, а водящий должен дотронуться до них рукой (”осалить”, “запятнать”). Кого ”осалили” – тот будет новым водящим. Игра может быть усложнена. Например, от водящего разрешается прыгать на одной ноге или бегать, придерживаясь за ухо.

В игре ”выбивной” выбираются два водящих, которые располагаются по разные стороны площадки. Все игроки – это ”зайцы”, которых водящие должны выбивать мячом. Победителем объявляется ”заец”, который продержался дольше всех.

Чехарда – водящий принимает согнутое положение, остальные участники должны через него перепрыгнуть. По ходу игры её сложность возрастает, поскольку водящий начинает постепенно выпрямляться. Новым водящим становится тот, кто первым допустит в прыжке ошибку.

Различные эстафеты – командные игры, в которых обычно участвуют 2 группы по 4-6 человек. Сложность эстафеты зависит от возраста её участников. Например, прохождение “полосы препятствий”. Победителем объявляется та команда, которая пройдет её быстрее. Можно также переносить предметы без помощи рук, прыгать в мешке, наливать воду в большую ёмкость маленькой чашкой и т. п.

Популярная детская игра на природе - ”море волнуется раз”. Водящий отворачивается в сторону, в это время остальные игроки беспорядочно перемещаются по игровой площадке, изображая волнующееся “море”. Водящий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри! » В это мгновенье игроки должен замереть в позе какого-нибудь морского животного. Шевелиться и смеяться нельзя. Далее водящий подходит к одному из игроков и прикасается к нему. Теперь выбранный игрок должен показать морское животное, а водящий – отгадать морскую ”фигуру”.

Игра ”волшебное слово” развивает детскую внимательность. Ведущий находится в центре круга, который образуют остальные участники. Они выполняют команды ведущего, но только при условии, если он добавляет к ним определенное “волшебное слово”. Команду без ”волшебного слова” выполнять не следует. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

В игре ”третий лишний” должно быть нечетное количество игроков. Дети парами выстраиваются в круг, вокруг которого догоняющий водящий бегает за убегающим водящим. Убегающий водящий должен быстро занять место спереди одной из пар. Лишний участник пары занимает место убегающего водящего. Если догоняющему водящему удается поймать убегающего водящего – они меняются местами.

Для игры ”рыбак и рыбка” потребуется скакалка. Участники образуют круг, а водящий становится в его центр. Радиус круга не должен превышать длину скакалки. “Рыбак” вращает скакалку над самой землей, а участники-”рыбки” перепрыгивают через неё, стараясь не ”попасться на удочку”. Если ”рыбка попалась”, ”рыбак” меняется с ней ролями. Правила игры могут быть усложнены. Например, водящий постепенно приподнимает скакалку, вынуждая игроков подпрыгивать выше.

Это далеко не полный перечень подвижных игр для детей на природе. Вы можете придумать собственную захватывающую и веселую игру. Для этого достаточно проявить немного фантазии и видоизменить стандартные правила известных игр.

«Роль физкультуры в физическом развитие ребенка»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Значение этих задач обусловлено тем, что несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще несовершенна. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию своду стопы, укреплять все группы мышц, способствовать развитию сердечно- сосудистой системы, укреплять дыхательную мускулатуру. Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Физические упражнения- оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой.

Ограничение двигательной активности ребенка отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функций и приводит к задержки умственного и сенсорного развития.

Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания.

Представлены физические упражнения следующими видами: гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Гимнастика – строится на движениях, основанных на активной работе мышц.

Начиная с упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и заканчивая упражнениями для развития укрепления мышц брюшного пресса и ног.

Основные движения – благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие ребенка: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Особенно усиливается оздоровительное влияние основных движений, если они проводятся на свежем воздухе. К основным видам движения относятся следующие упражнения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, метание, ловля, равновесие, игры

«Фитбол-гимнастика как средство создания навыка правильной осанки у детей»

1 слайд. Моё представление

2 слайд. Актуальность.

С каждым годом растет количество детей с нарушением осанки, и это ни для кого не секрет. Сложившаяся ситуация подталкивает на поиск новых решений столь значимой проблемы.

Также тема актуальна в рамках современных требований к образованию. Я думаю каждый из вас может назвать самый обсуждаемый в образовательных учреждениях документ. Так ведь? Как он звучит?

Правильно, ФГОС. Ведь его главной и первой задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

3 слайд Фитбол (fit - оздоровление, ball- мяч)

- гимнастический мяч, используемый для опоры в оздоровительных целях.

4 слайд. Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах её американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более десяти. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Татьяна. С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом Алла. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт-Петербурга.

5 слайд. Действие фитбол-гимнастики

6 слайд. С помощью чего действует? Давайте посмотрим на мяч. Как его можно описать? (работа с залом)

Форма, цвет, вибрация слово, музыка

7 слайд. Каким должен быть фитбол?

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей от 5 до 6 лет — 50 см, от 6 до 7 лет — 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.

8 слайд. Золотые правила фитбол-гимнастики

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, мы рекомендуем соблюдать основные правила фитбол-гимнастики:

10 слайд. А как же на практике? Попрошу выйти 3 человека, которые бы хотели опробовать на себе небольшой комплекс упражнений на фитболах, главное условие для участников – наличие спортивной одежды.

Включается музыка. Приступим к 1 упражнению.

11слайд. «Птичка» Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки, укрепление мышц ног.

12 слайд. «Паучок». Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах.

13 слайд. «Лошадка». Укрепление мышц рук и ног с дополнительной нагрузкой.

14 слайд. «Качели» Упражнение развивает чувство ритма, координацию движений, укрепляет мышцы плечевого пояса, рук, предупреждает плоскостопие.

15 слайд. «Потянись» Влияет на эластичность мышц спины.

16 слайд. «Кошечка» упражнение формирует физиологические изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна.

17 слайд. «Замок» Укрепляет мышцы брюшного пресса, передней поверхности бедер, развивает координацию движений.

18 слайд. «Зайчик» упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений.

19 слайд. Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

20 слайд.

Фитбол - универсальный солдат

Можно использовать:

В НОД

В спортивных развлечениях

Как дополнительное образование

В комплексе ОРУ

Могут использовать:

Преподаватели физ. культуры

Муз. руководители

Педагоги-психологи

Мед. работники

Логопеды

Родители

Могут участвовать:

Люди разного возраста (с младенческого возраста до пенсионного)

Люди с ОВЗ

Люди с избыточной массой тела

Беременные женщины

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) ;

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других) ;

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) ;

выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика) ;

ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам) ;

игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст). Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

«Оптимальная двигательная активность –
залог гармоничного развития ребенка»

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Двигательная активность положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

Выделяют три уровня двигательной активности:

- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности

- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.

Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Выделяют следующие двигательные типы ребенка:

- Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

- Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции) ;

- Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

- Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.

Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными - естественные силы природы и гигиенические факторы.

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов).

Нормой среднесуточной двигательной активности являются такой объем движений и их интенсивность, которые оказывают благотворное влияние на процессы роста, развития и состояние здоровья детей. Недостаток движений (гипокинезия) не позволит организму ребенка развиваться должным образом. Однако не менее опасно и превышение двигательных норм. По объему и интенсивности определены четыре уровня суточной физической нагрузки для младшего школьного возраста: очень легкая, легкая, средняя, большая.

Очень легкая физическая нагрузка (медленная ходьба или езда на велосипеде) рекомендована для мальчиков в течение 1, 5-3 часов и 1, 5-2 часа для девочек.

Легкая физическая нагрузка (подвижные игры, гигиеническая гимнастика, танцы и т. п.) – 30-45 минут и для девочек.

Средняя физическая нагрузка (бег со средней скоростью, спортивные игры) – для мальчиков 25-45 минут, для девочек 10-30 минут.

Большая физическая нагрузка (бег с около предельной и предельной скоростью) – для мальчиков 3-15 минут, для девочек 3-5 минут.

Все эти рекомендации хороши, но они носят общий характер!

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим по ФГОС - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.

Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГОС направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Основные цели и задачи:

- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

- Формирование потребности в ежедневной ДА; развитие инициативы, самостоятельности и творчества в ДА, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса любви и спорту.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей.

Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: первое место принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

- Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

- Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин.

- Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки, способствует увеличению двигательной активности детей.

- Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с малоподвижными детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.

- Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы.

Второе место в двигательном режиме дня занимают учебные занятия по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными.

Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени его пребывания в детском саду.

Поэтому при распределении двигательного режима нужно учитывать:

- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) .

- зависимость двигательной активности от времени года

- индивидуальные особенности детей, их возраст

- состояние здоровья каждого ребенка

- дифференцированный подход

Двигательная активность детей на прогулке

1. Организация проведения прогулок.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже 15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.

Воспитатель осуществляет основную работу с детьми. Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т. д.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений с одной подгруппой детей младший воспитатель следит за остальными играющими. В холодный период года помогает воспитателю заменять у ребят промокшие варежки, пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз и т. д. В теплое время он следит, чтобы у детей было питье, вода в рукомойнике. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они бегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия, а затем вымыть им ноги.

Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

2. Условия для активизации движений детей.

Особенностью детей младшего дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и довольно много времени ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т. д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам - "гусенице", бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие облачка.

Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, развернуть игру с разнообразными двигателями. Постройки из снега, расположенные по всей территории, служат не только украшением участка, но стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждым из них мячи, шары, снежки побросать в корзину снеговика, белого медведя, на длинную шею гуся, хобот слоненка попытаться набросить серсо. По спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии, через его лапы перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на санках. Следует отметить, что санки, особенно детям 2-3 лет давать не надо во избежание травм. Вместо санок детям можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, снизу подшита клеенка. Дети могут их носить, на них садятся на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.

В стороне, от одного конца участка до другого можно сооружить лабиринт с разветвлениями, с тупиками. Высота стен снежного лабиринта не более 40-50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей. Ширина стен 25-30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и перелезании. Ширина дорожек лабиринта позволяет всем детям беспрепятственно разойтись на них. Площадь дорожек должна быть сглажена. Воспитанники могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специально заготовленными пластмассовыми штырями (длиной до 15 см, а также узорами из разноцветных льдину.

Для того, чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно, наклонившись пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в 10-15 см, перейти через мостик и т. д.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской, одни из которых извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т. д.) . Это и прятки за ними и перебежки от одной к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Такая активная деятельность требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать досаду и разочарование у ребенка. Взрослый так продумывает организацию прогулки, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой высказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.

Игры на массажном коврике для профилактики и коррекции плоскостопия

Проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной. В нашем детском саду, есть дети с плоскостопием и я активно использую различные методы решения этой проблемы. Предлагаю вашему вниманию игры на массажном коврике.

Такие массажные коврики продаются в аптеках. За основу этих игр были взяты тексты сказочек щекоталочек В. Железновой. Я адаптировала их под массажные коврики. Сказки произношу сама, подбирая и дозируя упражнения для детей разного возраста.

Такие игры можно проводить как отдельную процедуру или вводить в качестве вводной или заключительной части физкультурной деятельности. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик, определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения игры ребенок не должен испытывать болевые ощущения.

Игра, направленная на профилактику плоскостопия «Слоненок».

Исходное положение – сидя на стульчике, пятки, на массажном коврике.

Жил в Африке слонёнок. И был он такой большой и тяжёлый, и так топал (1, что все звери от него убегали (2).

Вот однажды слонёнок сказал

- Не хочу быть больше слонёнком, а хочу быть львёнком! И стал слонёнок кататься по земле, как львёнок (3). Шла мимо коза (4). Посмотрела на слонёнка, испугалась и убежала (5). - Не хочу быть львёнком, а хочу быть козлёнком! - Закричал слонёнок и поскакал за козой, как козлёнок (6). Он был очень тяжёлый и скоро устал (7) .

На полянке слонёнок увидел обезьян.

- Я хочу быть обезьяной! - Закричал слонёнок, и обезьяны стали с ним играть.

Они хватали его за хвост, тянули за хобот, дёргали за уши (8) .

Они кувыркались на его спине и щекотали ему живот (9). Скоро слонёнку это надоело, и он пошёл дальше (10).

Шёл слонёнок, шёл и увидел попугая, который перелетал с ветки на ветку (11).

- Я буду попугаем, - сказал слонёнок.

Он прыгнул и шлёпнулся (12!

А когда слонёнок встал, он увидел, что рядом стоит мама-слониха и смотрит на него.

- Пойдём вместе гулять - сказал слонёнок. - Я теперь всегда буду слоном.

И они пошли гулять (13) .

1, 10, 13 – топать по коврику вперед.

2 – имитация бега носочками по коврику, пяточки приподняты.

3 – не отрывая стопы от коврика скользящие движения вперед-назад.

4 – носки подняты идти пятками вперед.

5 – носки подняты бежать пятками назад.

6 – носки приподняты, поочередно топать то правой то левой пяткой.

7 – вытянуть ножки и расслабить.

8 – легкое пощипывание пальцев ног.

9 – пощекотать пяточки.

11 – поглаживание пяткой левой ноги правую ножку и наоборот.

12 – имитация прыжка

Игра, направленная на профилактику плоскостопия «На саночках»

Исходное положение – сидя на стульчике, под ногами массажный коврик.

(1) Подмели метлищей, стал двор чище

(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.

(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,

(4) И на кручу санки покатили сами.

(5) Побежали дети скоро, скоро

(6) Притащили саночки на гору.

(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,

(8) А на горку сани потащили сами.

(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

1 - «стряхивающие» движения стопой по коврику.

2 - поднять носки вверх «метём» пяткой по коврику.

3 - наружной стороной двигать стопы как бы внутрь коврика (собрали снег в кучу) .

4 - движение стопами вперед - 2 хлопка по ножкам под музыку.

5 - потопали стопами по коврику.

6 - погладить стопой тыльную сторону стопы другой ноги снизу вверх.

7 - движение стопами вперед.

8 - смотри 6.

1 - «стряхивающие" движения стопой по коврику.

ИГРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПЛОСКОСТОПИЯ «СНЕГОВИК»

Исходное положение - сидя на полу, пяточки на сенсорном коврике.

С неба падали белые снежинки (1).

Дул ветерок (2, снежинки кружились в воздухе (3).

А когда летели мимо фонаря, красиво блестели (4).

Утром во двор вышли ребята (5,

Они слепили снеговика (6) .

Из камушков сделали снеговику два глаза (7,

Из морковки сделали длинный нос (8,

А на голову снеговику надели ведро (9) .

1 – дотрагиваемся кончиками пальцев ног до коврика.

2 – дуем на ножки

3 – указательным пальчиком проводим по пяточкам одной и второй ножки.

4 – дотрагиваемся поочередно до каждого пальчика обоих ног.

5 – топаем по коврику.

6 – соединить пяточки обоих ног друг с другом.

7 – рисуем пальчиками ног на коврике «глазки».

8 – проводим ножкой вдоль коврика.

9 – соединили пяточки и наклонившись закрыли ножки ручками.

ИГРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПЛОСКОСТОПИЯ

«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Исходное положение – сидя на полу, руки в упоре сзади, ножки на массажном коврике.

Когда настал вечер, с игрушек смахнули пыль (1, пол помыли (2) и магазин заперли на ключ (3). И игрушки стали оживать.

Паровозик засвистел и поехал (4).

Кукла спрыгнула с кроватки (5) и стала будить мишку (6).

- Сыграй на металлофоне, - сказала кукла и стала танцевать( 7).

- А теперь ты сыграй на барабане, - сказал мишка и тоже стал танцевать (8).

Солдатики затопали ногами (9).

Матрёшки медленно закружились на месте (10) .

Плюшевые собачки стали танцевать на задних лапках (11).

Петрушка замахал длинными рукавами туда – сюда (12).

Другие игрушки закричали: «Мы тоже будем танцевать», и запрыгали (13).

Вдруг часы прозвонили восемь раз (14) .

Игрушки стали потягиваться, зевать и улеглись спать (15).

1 - скользящие движения пальцами ног по коврику (как будто что-то стряхиваем) .

2 - водим стопой по коврику.

3 - рисуем большим пальцем круги на коврике.

4 - скользящие движения стопами вперед по коврику.

5 - топнуть стопами по коврику.

6 - легкое, попеременное постукивание то правой, то левой стопой.

7 - не отрывая носочков от коврика, опускать и поднимать стопы.

8 - попеременное шагание на наружной стороне стоп.

9 - быстро топать ножками по коврику.

10 - не отрывая носочков, поднимать стопы вверх.

11 - шагать пяточками по коврику, носочки подняты вверх.

12 - упор руками сзади, приподнять ножки и потрясти стопами.

13 - прыжки пяточками, упор рук в упоре сзади.

14 - восемь раз хлопаем в ладоши.

15 - положить ручки под щеку и лечь на бочок.

«Здоровье начинается со стопы»

Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает снижение её функциональных возможностей, изменяет положение таза, позвоночника, нарушается походка. Это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка.

Детская стопа, по сравнению со стопой взрослого человека, имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергается деформации.

Плоскостопие – это деформация стопы. Оно может быть врожденным и приобретённым. Наиболее частые причины последнего – слабость мышечно-связочного аппарата стопы.

Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов и может стать серьёзным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно – двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

Ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряжённая, неуклюжая.

Стопа определяется расположением особых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно – сосудистой, дыхательной и др.) Рекомендуется делать ежедневно массаж стоп, так как стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм.

В профилактику плоскостопия и косолапости входит ношение правильно подобранной обуви.

Какой же должна быть обувь для дошкольника?

1. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы.

2. Подошва должна быть гибкой, не должна быть высокой и не слишком мягкой.

3. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого не должна превышать 5-10 мм.

4. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

5. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носовой части.

6. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями.

Поэтому, дорогие родители, прошу вас обратить на это особое внимание. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Очень полезны закаливающие процедуры: ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазание босиком по шведской стенке, езда на велосипеде, плаванье. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажёр, по которой ребёнок мог бы походить дома.

Комплекс специальных упражнений:

1 – ходьба на носках, на пятках;

2 – ходьба на наружном своде стопы;

3 – ходьба по наклонной плоскости;

4 – ходьба по гимнастической палке;

5 – катание мяча ногой;

6 – захват мяча ногами;

7 – приседания, стоя на палке;

8 – захват и подгребание песка пальцами ног;

9 – захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.

Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.

Упражнения нужно проводить регулярно, иначе положительный эффект может не наступить.

Несмотря на свою распространённость, плоскостопие у детей хорошо поддаётся лечению. Вовремя поставленный диагноз и быстро принятые меры помогут справиться с этой неприятностью без особых последствий.

«Закаливание детей летом»

Лето - замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья важно вообще, а для дошкольников - тем более из-за функциональной незрелости их органов и систем.

Закаливание - мощное оздоровительное средство, которое в 2 - 4 раза снижает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Закаливать своего ребенка, значит не только дать возможность избежать в дальнейшем ему простудных заболеваний, но и значительно укрепить иммунитет. Наиглавнейшие помощники в этом деле естественные факторах окружающей среды – вода, воздух и солнечные лучи.

В связи с этим в летнее время выделяют следующие процедуры закаливания:

водные процедуры;

воздушные ванны;

солнечные ванны.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем, с ростом ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

Противопоказания к закаливанию

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Закаливание детей летом необходимо начинать с воздушных ванн. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.

Для принятия воздушных процедур лучшее время утром, после сна в сочетании с утренней гимнастикой и до обеда. Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребенком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

При закаливании воздухом ни в коем случае нельзя доводить организм до озноба. Одно из эффективных средств закаливания – дневной сон на свежем воздухе.

Старайтесь, чтобы ребенок, особенно летом, как можно больше времени проводил на воздухе. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Помните, что день без прогулки - потерянный день!

Следующим этапом комплексного закаливания детей летом считается закаливание водой.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках - еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим, полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью - самый доступный вид закаливания водой.

После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия.

Морские купания являются наиболее сильным и комплексным закаливающим средством. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли хлористого натрия и др.) . Ввиду такого сильного воздействия купание в море детей до двух лет нежелательно. Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста.

Температура, наиболее подходящая для первого купания, составляет 22 градуса, время нахождения в воде неокрепшего ребенка должно быть примерно семь минут. Ежедневно совершенно необходимо постепенное увеличение времени пребывания в водоеме.

Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры, до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду.

Длительность купания с 2-3 мин может быть постепенно увеличена до 10 минут при условии активного поведения ребенка в воде (плавание, игра в мяч). Перед купанием малыш должен отдохнуть в тени под навесом. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и вновь увести в тень.

Категорически запрещается детям входить в море сразу после солнечной ванны или оставаться в мокрых трусах после купания.

Нельзя допускать и их длительных игр на берегу на холодном мокром песке или в воде у берега, когда ноги охлаждаются, а тело подвергается солнечному облучению.

Полоскание горла

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2, 5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40°С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1°С и доводят до +18—20°С. Для большей эффективности закаливания горла лучше использовать настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. Можно полоскать горло минеральной водой, солевым раствором (0, 5 чл. поваренной соли и 0, 5 чл. питьевой соды на стакан воды) .

Закаливание рук

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание рук.

В летний период с целью закаливания можно использовать душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т. к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка.

Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.

Совершенно необязательно ребенка заставлять лежать на солнце, прикрыв в обязательном порядке ему голову панамкой, разрешите ему самостоятельно принимать солнечные ванны. Нахождение на солнце прекрасно укрепляет иммунитет и позволяет получить необходимое количество витамина D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, желудочно-кишечные расстройства и др.) На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, обнажают, а на глаза надевают очки с темными стеклами, защищающими от солнца. При приеме солнечных ванн дети ложатся на индивидуальные подстилки или топчаны ногами к солнцу. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени четыре оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой, а тем, кому можно (первая группа, — обливание или купание в открытом водоеме. Все дети во время приема солнечных ванн должны находиться под постоянным наблюдением взрослого.

Курс солнечных ванн не должен превышать 25—30 за лето, с предельной продолжительностью 15—20 мин каждая.

Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания, так как именно активные движения на воздухе оказывают закаливающее воздействие на детей, обеспечивают насыщение крови кислородом, улучшают обмен веществ. Подвижная игра - сознательная двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.

Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

Летнее закаливание детей при правильном походе к существующей проблеме – исключительно важное занятие, направленное на положительный результат. Ребенок, совершенно независимо от возраста закалившись в летнее время, прекрасно адаптируется в период зимних вирусных инфекций, и в дальнейшем будет доставлять меньше хлопот своим родителям.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Все эти результаты свидетельствуют о положительном действии закаливающих процедур.

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья

Лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды.

1. Воздушные ванны- начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках) .

Так же полезен дневной сон на воздухе. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму.

2. Закаливание солнцем

лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы.

Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в лёгкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, ещё через несколько дней он может принимать процедуры голышом.

Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних – до 20-25 минут и для 5-7-летних - до 20-30 минут.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта лёгким, светлым головным убором.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день.

Внимание, мамы и папы: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребёнка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу.

3. Закаливание водой .

Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры, ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры- способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети 2-3- летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22-23 градусов С, воздуха 24-25 градусов C. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается

до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при меньшей температуре воздуха, но не ниже 18 градусов С.

4. Очень полезна закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний – хождение босиком.

Приучать к нему ребенка можно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном ковре или одеяле, затем в теплые летние дни позволяют побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность не превышает 30-40 мин. в день. Постепенно увеличивается.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца) ;

- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие— бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут, во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т. п. Самое главное - не прекращайте закаливания!

Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни»

1. Как вы считаете, почему ваш ребёнок болеет?

а) Наследственная предрасположенность;

б) слабое физическое развитие;

в) недостаточно эффективная работа детского сада в физическом воспитании детей;

г) другие варианты.

2. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

а) Физкультурные занятия в детском саду;

б) закаливание;

в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

д) утренняя гимнастика;

е) соблюдение режима дня;

ж) другие варианты.

3. Какие виды закаливания вы используете дома?

а) Обтирание;

б) обливание ног водой контрастной температуры;

в) контрастный душ;

г) босохождение;

д) воздушное закаливание;

е) солнечные ванны;

ж) другие варианты

4. Занимаетесь ли вы с ребенком утренней гимнастикой?

а) Да;

б) нет;

в) иногда;

г) другие варианты.

5. Занимаетесь ли вы с ребенком спортивными играми? Какими?

а) Футбол;

б) бадминтон;

в) теннис;

г) пионербол;

д) баскетбол;

е) другие варианты.

6. Есть ли у вас дома какое-либо оборудование для занятий спортом или спортивный инвентарь?

а) Мяч;

б) обруч;

в) скакалка;

г) тренажеры;

д) гимнастическая лестница;

е) массажеры;

ё) другие варианты.

7. Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма, вас интересуют?

а) Спортивные упражнения и игры;

б) организация спортивного досуга ребенка в семье;

в) закаливание;

г) предупреждение нарушения осанки и плоскостопия;

д) занятия детей в спортивных секциях.

8. Посещает ли ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?

а) Да;

б) нет.

9. Какими видами спорта вы занимались в детстве, юности, увлечены в данное время?

а) Гимнастика;

б) легкая атлетика;

в) тяжелая атлетика;

г) баскетбол;

д) волейбол;

е) плавание;

ж) хоккей;

з) футбол;

и) борьба;

к) другие варианты.

Физическое развитие дошкольника. Анкеты для родителей

Анкета для родителей №1

1. Как Вы считаете, почему Ваш ребенок болеет?

2. Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению здоровья?

3. Какие виды закаливания Вы используете дома?

4. Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?

5. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

6. Есть ли дома спортивное оборудование?

7. Какие формы оздоровления Вас интересуют?

8. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?

9. В чем, на Ваш взгляд, ее польза?

Анкета для родителей

«Здоровый ребёнок»

1. Как вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

А) хорошее

Б) нормальное

В) плохое

2. Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?

А) раз в месяц

Б) раз в полгода

В) раз в год

Г) в этом нет необходимости

3. Занимаетесь ли Вы физкультурой и спортом дома?

А) постоянно

Б) часто

В) очень редко

Г) не занимаюсь

4. Занимается ли Ваш ребенок физкультурой и спортом дома?

А) постоянно

Б) часто

В) очень редко

Г) не занимается

5. Считаете ли Вы свое питание рациональным?

А) да

Б) отчасти

В) нет

Г) затрудняюсь ответить

6. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

А) на море

Б) дома

В) в санатории

Г) в деревне

Д) другое

7. Как Ваши дети проводят досуг?

А) у бабушки

Б) гуляют во дворе

В) смотрят телевизор

8. Знаете ли Вы, что значит вести здоровый образ жизни?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

9. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

А) из специальных книг

Б) из СМИ

В) из бесед

Г) в детском саду

10. Приучаете ли Вы своих детей к здоровому образу жизни?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

11. Если приучаете, то как?

А) с помощью бесед

Б) личным примером

В) другое

«Подвижные игры и их роль в жизни дошкольников»

Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворят жизненные потребности малышей. Кроме того, подвижные игры позволяют ребенку полнее узнать мир.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане.

Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В ходе игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Памятка с советами по проведению игр.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойствены азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время. Не прерывайте, не критикуйте. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело вносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

И еще: организовывая подвижные игры для своих детей, имейте в виду, что малыши довольно быстро привыкают к чему-то одному и начинают терять интерес к игре, скучать. Поэтому правила уже знакомой им подвижной игры стоит периодически менять.

Использование ИКТ в работе на интегративных занятиях по ФИЗО в ДОУ

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

В предложенной консультации описываются возможности использования информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре, позволяющие повысить интерес дошкольников к занятиям, активизировать творческий потенциал педагога.

Использование ИКТ в работе на интегративных занятиях по ФИЗО в ДОУ

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) .

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

работе с педагогами

Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

работе с родителями

Консультирование и просвещение на сайте ДОУ.

Родительские собрания, конференции, консультации, беседы с использованием презентаций, видеороликов, фотографий.

организационно - методической деятельности

Планирование в электронном виде:

образовательного процесса по физической культуре;

физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;

индивидуальной работы с детьми;

мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

II Использование презентаций на физкультурных занятиях, как одно из основных направлений развития ИКТ

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях. В связи с этим являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимо искать и внедрять новые эффективные методы, позволяющие сохранять и развивать здоровье детей, в том числе и с использование информационных компьютерных технологий. На наш взгляд, наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход,

Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на физкультурных занятиях», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись работе с детьми

Использование ресурсов сети Интернет для подбора видео, аудио и текстовой информации. Занятия с использованием презентаций и мультимедийного оборудования.

Применение компьютерной техники позволяет сделать физкультурное занятие привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Мы считаем, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.

Но, при всем при этом, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Использование на физкультурных занятиях мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

«Презентация» — переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!

Электронная презентация - это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения воспитателем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Используется просмотр мультимедийных презентаций как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия.

Медиазанятия проводятся в физкультурном зале с использованием ноутбука, мультимедийного проектора и экрана, с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

Полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

осуществление полисенсорного восприятия материала;

возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать физкультурные занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Примеры тем презентаций: «Виды спорта», «Зимние виды спорта», «Спорт», «Футбол», «Баскетбол», «Виды мячей» и т. д.

Заключение:

Итак, приносят ли информационно-коммуникационные технологии положительный результат в воспитании и обучении дошкольников? Ответ однозначный: да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Памятка для родителей

Занимаемся физкультурой

• Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

• Физические упражнения, в том числе подвижные игры, создают условия для активной двигательной деятельности и вызывают эмоциональный подъем, энергию.

• Физкультурные занятия содействуют умственному развитию детей.

• В процессе физкультурных занятий формируются нормы нравственного поведения, умения вести себя в коллективе.

• Физкультурные занятия практически приучают к выдержке, дисциплине.

• Физкультурные занятия также связаны с эстетическим воспитанием.

• Также физкультурные занятия связаны с элементарной трудовой деятельностью детей.

• По содержанию и методам проведения различают занятия смешанного, игрового и сюжетного характера.

• В занятия смешанного характера включаются строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.

• Занятие игрового характера отличается тем, что для решения задач каждой его части подбираются игры с соответствующими движениями.

• Занятия в сюжетной форме (в форме «двигательного рассказа») проводятся для повышения интереса к движениям при закреплении навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...