Спортивное развлечение «Необыкновенное путешествие туристов» для старших дошкольников.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Григорова Елена Витальевна

Цель: накопление двигательного опыта и развитие интереса к физической культуре и спорту через детский туризм.

Задачи.

Оздоровительная: способствовать общему оздоровлению детей, используя упражнения с элементами дыхательной гимнастики и формирующие правильную осанку.

Образовательные:

- познакомить детей с туризмом и правилами безопасного поведения в походе и расширить их знания об этом;

- закрепить знания детей о флоре и фауне родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

- развивать технику прохождения эстафет и подвижных игр с различным спортивным инвентарем;

- способствовать развитию психофизических качеств: силы, ловкости, глазомера, координации;

- совершенствовать навыки бега, различные виды ходьбы;

- закреплять умение детей работать самостоятельно различными способами (фронтальным, поточным, групповым).

Воспитательные:

- создавать условия для развития эмоциональной сферы ребенка;

- воспитывать инициативность, упорство, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу в игровой деятельности;

- развивать умение действовать сообща, добиваясь общего результата;

- воспитывать интерес к спортивным играм, желание играть самостоятельно, уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спортивное развлечение «Необыкновенное путешествие туристов» для старших дошкольников.

Цель: накопление двигательного опыта и развитие интереса к физической культуре и спорту через детский туризм.

Задачи.

Оздоровительная: способствовать общему оздоровлению детей, используя упражнения с элементами дыхательной гимнастики и формирующие правильную осанку.

Образовательные:

- познакомить детей с туризмом и правилами безопасного поведения в походе и расширить их знания об этом;

- закрепить знания детей о флоре и фауне родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

- развивать технику прохождения эстафет и подвижных игр с различным спортивным инвентарем;

- способствовать развитию психофизических качеств: силы, ловкости, глазомера, координации;

- совершенствовать навыки бега, различные виды ходьбы;

- закреплять умение детей работать самостоятельно различными способами (фронтальным, поточным, групповым).

Воспитательные:

- создавать условия для развития эмоциональной сферы ребенка;

- воспитывать инициативность, упорство, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу в игровой деятельности;

- развивать умение действовать сообща, добиваясь общего результата;

- воспитывать интерес к спортивным играм, желание играть самостоятельно, уверенность в своих силах.

Ход прогулки.

Мероприятие проводится на территории детского сада в лесопарковой зоне. Предварительно инструктор составляет маршрут движения и расставляет на нем необходимый инвентарь.

В гости к ребятам приходит турист с рюкзаком (переодетый инструктор).

Турист: Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто я? Правильно, я турист и хочу пригласить вас в поход на лесную поляну. Но для начала проверю ваши знания о том, что нужно в походе, и загадаю вам туристические загадки.

ОН С ТОБОЮ И СО МНОЙ

ШЕЛ ЛЕСНЫМИ СТЕЖКАМИ,

ДРУГ ПОХОДНЫЙ ЗА СПИНОЙ

НА РЕМНЯХ С ЗАСТЕЖКАМИ.

(Рюкзак).

И ОТ ВЕТРА, И ОТ ЗНОЯ,

ОТ ДОЖДЯ ТЕБЯ УКРОЕТ.

А КАК СПАТЬ В НЕЙ СЛАДКО..

ЧТО ЭТО?..

(палатка).

И В ТАЙГЕ, И В ОКЕАНЕ

ОН ОТЫЩЕТ ПУТЬ ЛЮБОЙ.

УМЕЩАЕТСЯ В КАРМАНЕ

И ВЕДЕТ НАС ЗА СОБОЙ.

(Компас).

ОН В ПОХОДЕ ОЧЕНЬ НУЖЕН,

ОН С КОСТРАМИ ОЧЕНЬ ДРУЖЕН.

МОЖНО В НЕМ УХУ ВАРИТЬ,

ЧАЙ ДУШИСТЫЙ КИПЯТИТЬ.

(Котелок).

Викторина «Кто назовет больше правил туриста?»

  • Никогда не говори «не могу», «не буду».
  • В лес идем без палки и камня.
  • В походе ждем самого слабого, оказываем ему помощь.
  • Никого не обижаем.
  • Учимся слушать рассказ взрослого, тишину, музыку леса, шум воды в ручейке.

Инструктаж.

Турист: Молодцы, ребята! Вижу, знания о необходимых в походе вещах у вас есть. Тогда отправляемся в путь. Дорога нас ждет дальняя. Давайте вспомним, что в пути мы идем друг за другом, незнакомые ягоды и грибы не собираем, растения зря не рвем. Предлагаю взять с собой смелость, ловкость, смекалку, дружбу и хорошее настроение.

Движение по маршруту по узкой тропе в смешанном лесу на территории детского сада.

Дети двигаются друг за другом по лесной тропинке. Под речевку выполняют разные виды ходьбы (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен).

Речовка туриста

КТО ШАГАЕТ С РЮКЗАКОМ? МЫ, ТУРИСТЫ!

КТО СО СКУКОЙ НЕ ЗНАКОМ? МЫ, ТУРИСТЫ!

КТО В ДОРОГЕ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ? МЫ, ТУРИСТЫ!

КТО НЕ ЗНАЕТ СЛОВО «ЛЕНЬ»? МЫ, ТУРИСТЫ!

ЭЙ, РЕБЯТА, ТВЕРЖЕ ШАГ!

ЧТО ТУРИСТ БЕРЕТ В ДОРОГУ? ПЕСНЮ, ЛОЖКУ И РЮКЗАК!

Группа подходит к препятствию – мягкому модулю-тренажеру «бревно» на двух мягких подставках, замаскированному под упавшее дерево.

Турист: Ребята, а вот и первое препятствие – упавшее дерево. Как можно преодолеть его?

Ответы детей. Дети преодолевают препятствие, выбрав самый оптимальный из предложенных способов.

Двигаются дальше по тропинке за туристом с речовкой:

ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПОХОД!

ЧТО ОТРЯД С СОБОЙ ВОЗЬМЕТ?

КОТЕЛОК И ЛОЖКУ, КРУЖКУ И КАРТОШКУ!

СВАРИМ СУП, СОГРЕЕМ ЧАЙ –

ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ СКУЧАЙ!

Игровое упражнение «Перейди болото»

Группа подходит ко второму препятствию – небольшому пространству, замаскированному под покрытое «кочками» болото.

Турист. Дети, впереди болото. Как будем его переходить? (ответы детей).

Верно! Чтобы легче было передвигаться по заболоченной местности, к обуви привязывают легко снимающиеся куски коры или бросают под ноги сухие ветки. Также заболоченные участки обычно преодолевают по замощенным тропам – гатям. Если их нет, туристы перепрыгивают с кочки на кочку.

Дети проходят болото, передвигаясь «с кочки на кочку.»

Вот мы и в лесу. Какая красота! Посмотрите, сколько здесь знакомых деревьев! Назовите знакомые вам. (ответы детей) 

Игровое упражнение «Спасатели».

Турист. Ребята, в походе может случиться непредвиденная ситуация. Например, один из туристов заблудился в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? (ответы детей).

Не следует бояться. Страх – плохой помощник. Чтобы успокоиться, можно обнять понравившееся дерево – оно поможет. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса, ведь так взрослым проще увидеть потерявшегося.

Чтобы дать о себе знать, нужно кричать. Но не постоянно и не долго, иначе быстро устанешь. В поход надо брать свисток – свистеть намного проще, чем кричать «ау!». С его помощью можно подать сигнал о своем местонахождении.

Еще можно оставлять стрелки из веток, выложить на поляне большой крест, чтобы его можно было видно с вертолета. Нужно делать так, чтобы тебя было видно и слышно. Например, бегать по поляне, если увидишь вертолет в небе, потому что так заблудившегося легче заметить.

Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток – на них можно сидеть и лежать.

Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут.

Давайте представим, что вы потерялись. Покажите свои действия.

Дети проигрывают разные варианты действий по ситуации.

Молодцы! Самое главное в походе – быть внимательными, не отвлекаться и не отставать от группы, тогда точно не потеряешься!

Посмотрите друг на друга, проверьте, все ли на месте.

Дети осматриваются.

Ну, раз все на месте и спасать никого не надо, тогда у нас привал.

Основной привал.

Дети вместе с туристом устанавливают палатку.

Турист. А сейчас проверим ваши знания на ловкость, быстроту и смекалку. Проведем туристическую викторину «Мастера и знатоки»

«МАСТЕРА И ЗНАТОКИ». Игра «Собери рюкзак».

Турист. Вспомните, что нам нужно для похода? Посмотрите на эти предметы и соберите рюкзак.

Лежит инвентарь: ложка, компас, вода, кружка, печенье, фонарик, веревки, аптечка, мяч, барабан, кастрюля, котелок, спички, консервы, тарелка. (Все складываем, осматриваем, обговариваем).

Турист. Дети, с помощью чего в походе можно приготовить пищу? (ответы детей).

Какие виды костров вы знаете? (колодец, звездный) – показ.

Игра-эстафета «Сложи костер»

Команды получают изображение костра, который нужно собрать – «КОЛОДЕЦ», «ЗВЕЗДНЫЙ». У каждой команды одинаковое количество поленьев. Участники берут их по одному, добегают до ориентира и складывают «костер», затем бегом возвращаются к команде и передают эстафету следующему.

Турист. Какие вы молодцы, очень быстро собрали свои костры. А каким способом можно добыть огонь? (ответы детей). Трением, линзой, огниво

Ребята, что нужно сделать, когда пища уже приготовлена и костер больше не нужен? Правильно, надо потушить его водой или песком.

Полоса препятствий «Дружная команда»

Для команд расставляется одинаковое количество препятствий. Дети преодолевают их, крепко держась за руки: «змейка» - пройти между конусами; «паутина» - через нити паутины так, чтобы не зацепиться; «болото» - по узкой доске, «обруч» - пролезть через обруч, не разжимая рук.

Турист. Ребята, вы очень ловко смогли пройти полосу препятствий. А теперь нам необходимо убрать за собой мусор и оставить место отдыха чистым.

Друзья, вы показали сегодня свои знания о том, как вести себя в походе. Проявили себя как друзья и помощники леса, настоящие туристы! Поздравления.

Литература.

Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Метод.рекомендации. М., 1992.

Завьялова Т.П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма «Туристята» ( для подгот.группы). дошкольное воспитание. 2003.№8.

Кузнецова С.В. туризм в детском саду. Учеб.-метод. Пособие. М.,2013.

Снурникова С.В., Плотниченко Н.А., Новаковская Н.Е., и др. Парциальная программа туристско-краеведческой деятельности дошкольников «Туристические тропинки». Армавир, 2023.

Чеменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для старшего дошкольного возраста «Веселый Рюкзачок». М., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-спортивное развлечение «Космическое путешествие» для детей старшей группы

Место проведения:  украшенный    музыкальный  зал.Задачи:-продолжать  пополнять знания  детей  о космосе, о полетах в космос;- формировать представление о плане...

Спортивное развлечение ко Дню здоровья для старших дошкольников: «Здоровье - это сила»

Цель.Формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.Развивать двигательный аппарат, быстрый бег, ловкость, силу, смекалку.Содействовать развитию хорошего настроения во время спортивных сорев...

Сценарий спортивного развлечения «Растём Защитниками Отечества!» (для старших дошкольников)

Сценарий  спортивного развлечения«Растём Защитниками Отечества!»(для старших дошкольников) Цель: закреплять представления детей о защитниках родины через организацию спортив...

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Расширение и закрепление знаний детей о Космосе, закрепление двигательных умений в эстафетах с разным видом деятельности....

Сценарий спортивного развлечения с элементами экологии для старших дошкольников «Поможем лесным жителям»

Сценарий спортивного развлечения с элементами экологии для старших дошкольников «Поможем лесным жителям» Цель: закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, развивать...

Сценарий спортивного развлечения "Морское путешествие" для детей старшей группы

Данная разработка будет интересна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....

Спортивное развлечение по пожарной безопасности для старших дошкольников 5-7 лет.

Сценарий спортивного развлечения для детей старшей и подготовительной групп «Юные пожарные» Спортивное развлечение по пожарной безопасности для старших дошкольников 5-7 лет. Сценарий ...