Методика проведения утренней гимнастики с детьми 1й, 2й младшей группы
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Ковалева Тамара Владимировна

Утренняя гимнастика(зарядка)является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего организма.

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика(зарядка)является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего организма.

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Как влияет зарядка на организм ребенка:

  • усиливается кровообращение и обмен веществ, что приводит к насыщению клеток кислородом и, как следствие, к оздоровлению организма;
  • развивается крупная и мелкая моторика, совершенствуются и усложняются движения; развивается мышечный корсет; правильно формируется опорно-двигательный аппарат; активизируется иммунитет;
  • происходит закаливание организма;
  • тренируются органы дыхания;
  • повышается тонус организма;
  • как следствие насыщения мозга кислородом, улучшается интеллектуальная деятельность. 

Методика проведения утренней гимнастики с детьми 1 младшей группы

Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно. Продолжительность ее до 5 минут.

Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

  • Для стимуляции интереса к гимнастике необходимо позаботиться о её музыкальном сопровождении (весёлые песенки, ритмичные мелодии). 
  • Не стоит требовать от малышей излишней дисциплины, чтобы избежать чрезмерной организованности. Наоборот, гимнастика должна создавать приподнятое настроение.
  • Большая часть упражнений имеет имитационный характер, проводится в игровой форме.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. К концу года утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу (по ориентирам).  Для построения в колонну по одному даются распоряжения («Встаньте за мной «друг за другом») Построение в колонну по одному закрепляется с помощью игры «Поезд»

Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки.  Воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми -дети делают по показу воспитателя. Для детей комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.)

 Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

    Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели – новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.

        Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса.

        Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.

ПРИМЕР

Методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» будет такой: предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка и курочки, воспитатель рассказывает о них. При выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Педагог следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхания.

        Упражнение 1.

«Кукареку, кукареку!» - кричит по утрам петушок, будит курочек, зовет их погулять», - говорит воспитатель. Дети собираются возле педагога и идут за ним гурьбой по кругу.

        Упражнение 2.

«А теперь остановимся, поднимем крылышки и помашем ими. Вниз-вверх, вниз-вверх». Воспитатель показывает, как поднять руки в стороны и махать ими.

«Тесно курочкам, -говорит он, заметив, что дети мешают друг другу, - подняли курочки крылышки и встали посвободнее. Вот теперь хорошо.

Теперь помашем, помашем еще!» Повтор 4 раза. Дети опускают руки.

        Упражнение 3.

«Смотрите, курочки, кто-то зернышки рассыпал. Поклюем их. Курочки присели низко-низко и клюют зернышки». Дети глубоко приседают и стучат кончиками пальцев об пол.

«Встали курочки» - дети встают и выпрямляются. Упражнение повторяется 5 раз.

        Упражнение 4.

«Смотрите, смотрите курочки! К нам муха прилетела. Поймаем ее, а то она будет нас кусать» - говорит воспитатель, подпрыгивая и взмахивая руками вперед-вверх, делая вид, что ловит муху. Дети повторяют за воспитателем 5 раз.

        Упражнение 5.

«Курочки нагулялись? Пойдемте домой. Кукареку!» Дети гурьбой следуют за воспитателем (идет впереди группы, высоко поднимая колени) и повторяют движения педагога.

Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней. Она проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений.

Утренняя гимнастика во второй младшей группе,

Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем, по существу, не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики до семи минут.

Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами, не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В начале года дети в круг еще вставать сами не могут, поэтому вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.  Например, можно научить с помощью игрового упражнения. Дети с воспитателем произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой. Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»

В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров.

Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

Приемы руководства. Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом. Как и в 1 младшей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). Во второй младшей группе дети подражают уже разным образам в одном комплексе: птички, лисички, медвежата и тд

На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

Остановимся конкретно на методике.

 Утренняя гимнастика состоит из структурных компонентов: 1. Разминка. Этот вводный этап направлен на подготовку организма ребенка к восприятию дальнейших, более сложных физических упражнений, а также преследует цель привлечь детское внимание и дать установку к последующему занятию. На данном этапе проводятся упражнения по построению различными способами, ходьба (например, на носочках, пяточках или на внутреннем своде стопы), медленный бег. Разминка занимает 1-2 минуты.

2.Основная часть включает общеразвивающие упражнения, перечисленные в образовательной программе. С учетом физиологического развития детей проводить упражнения следует в такой последовательности: плечевой пояс, туловище, ноги, стопы. Основная часть утренней гимнастики занимает около 5 минут.

3.Заключительный этап состоит из прыжков и бега, после которых рекомендуется проводить ходьбу или малоподвижную игру с целью восстановления пульса и дыхания. Этот этап длится до 2 минут.

Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-массажи, упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой» и т.д.)

Утренняя гимнастика во второй младшей группе должна состоять только из тех упражнений, которые дети закрепили на занятиях по физической культуре, поскольку непродолжительность процедуры не предусматривает изучение нового материала, отработку незнакомых движений. Цель утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни. 

Возможный инвентарь:

  • мячи резиновые легкие;
  • кубики;
  • массажные мешочки или коврики с различным наполнением; флажки;
  • роликовый массажер;
  • пластиковые небольшие гантели;
  • «дорожку препятствий».

Важно, чтобы оборудование было исправным и абсолютно безопасным: оно не должно быть тяжелым, иметь острые углы, легко ломаться. Перед занятием воспитатель обязательно должен обследовать исправность спортивного инвентаря.

Можно чередовать виды гимнастики:

традиционный комплекс общеразвивающих заданий (дети бегают, прыгают, ходят, задания не объединяются общим сюжетом);

сюжетная гимнастика (те же традиционные задания, но объединённые общим сюжетом, например, «Бабочка», «На прогулке» и др., а также героем-куклой, описывающим и показывающим все движения, такие упражнения обычно иллюстрируются стихотворениями);

в виде набора из 3–4 подвижных игр (например, «Дождик», «Лохматый пёс», «Катится колобок»);

с элементами аэробики;

в виде преодоления полосы препятствий (такие преграды можно создавать с помощью мягких модулей);

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:

  1. Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
  2. Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
  3. Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
  4. Сколько времени длилась гимнастика.
  5. Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
  6. Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
  7. Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
  8. Какой эмоциональный фон был создан.
  9. Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп.

Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп....

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.

Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале...

«Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп».

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку....

Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение все...

Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников всех возрастных групп.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжко...

Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста

Здоровье дошкольников – одна из приоритетных задач государства. Задачей педагогов является сохранность и укрепление здоровья воспитанников....

Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции....