Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста
консультация по физкультуре

Быкова Светлана Александровна

Здоровье дошкольников – одна из приоритетных задач государства. Задачей педагогов является сохранность и укрепление здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_utrenney_gimnastiki.docx260.39 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx610.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Dns\Desktop\Работа\обложки\86c16696d3e4adb8d62d7aae426132c3.jpg

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных на то что бы «зарядить» человека на весь день, а так же на решение оздоровительных задач, а именно укрепление костно – мышечного аппарата, развитие сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем, формирование правильной осанки, хорошей походки, предупреждение возникновения плоскостопия.

В детском саду утренняя гимнастика важна как средство снятия психологического напряжения от расставания с родителями. С ее помощью собирается внимание, дисциплинируется поведение.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.

Длительность утренней гимнастики.

Млад гр. – 4 - 6 мин

Сред. гр. – 6 - 8 мин

Стар. гр. – 8 - 10 мин

Под. гр. – 10 - 12 мин

На утренней гимнастике всегда используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание и память) почти всегда бывает умеренной.

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть (ОРУ)
  3. Заключительная часть

       Каждая часть имеет свою задачу.

  1. Вводная часть.

Цель: подготовить организм к более сложным упражнениям, выработка правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Вводная часть включает в себя  разные виды ходьбы, бега, прыжков.

Воспитателю нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу.

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Чередование бега с ходьбой повторяется 2-3 раза.

 Продолжительность бега без перерыва.

Млад. гр. – 10 - 20 сек

Сред. гр. – 20 - 25 сек

Стар. гр. – 25 - 30сек

Под. гр. – 30 - 40сек.

Эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей.

  1. Основная часть.

Цель: укрепить основные группы мышц организма.

В основную часть входят упражнения и проводятся в строгой последовательности: для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Упражнения должны выполняться из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). А так же парами, тройками, звеньями.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два.  Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Для детей  млад. гр. рекомендуется  3 – 4 упражнения

В сред. гр. – 4 – 5 упражнения

В стар. гр. – 5 – 6 упражнения

В подг. гр. – 6 – 8 упражнения

Так же должна учитываться дозировка выполняемых упражнений:

Так  в млад. гр.  одно упражнение должно повторяться 4-5 раза 

В сред. гр. – 5-6 раз

В стар. гр. – 6-8 раз

В подг. гр. – 8-10 раз

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:

  • прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.);
  • перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики);
  • впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него;
  • прыжки могут чередоваться с полуприседаниями, ходьбой.

Прыжки в млад. гр. должны повторяться  5-10

Сред. гр. -10-15

Стар. гр. - 15-20

Под. гр. - до 30

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.

Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички»«бабочки»,  «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети, в одном комплексе, подражают разным образам.

В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

На утренней гимнастике можно использовать  музыкальное сопровождение. Оно помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

ОРУ можно проводить без предметов и с предметами.

Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.

Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.

Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.         

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, что бы дети не мешали друг другу.

  1.   Заключительная часть.

Цель: восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки.

Сюда входят разные виды ходьбы, малоподвижные игры, хороводы, дыхательные упражнения.

При проведении утренней гимнастики нужно соблюдать следующие требования:

- Проводить утреннюю гимнастику нужно в хорошо проветренной комнате или на открытом воздухе.

- Упражнения выполняются в определенной последовательности  - сверху вниз.

- Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях.

- Один комплекс дети выполняют две недели.

- Воспитатель должен хорошо знать весь комплекс упражнений, с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять.

- При проведении утренней гимнастики, воспитатель  не использовать в своей речи уменьшительно - ласкательных слов.

Пример: «Ребятки, выпрямили спинку, ручки на поясе, ножки на ширине плеч»

Воспитателю необходимо давать четкие команды

Пример: «Спина прямая, руки на поясе, ноги на ширине плеч».

- Перед выполнением упражнения, воспитатель должен озвучить исходное положение и название упражнения (Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо. Начали.)

- Видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.

Ежедневные упражнения способствуют развитию координации движений, развитию физических качеств (силы, гибкости, ловкости), активизируют деятельность всех внутренних органов и систем.

Систематическое проведение утренней гимнастики вызывает положительные эмоции, воспитывает у детей привычку вести здоровый образ жизни, приучает организованно начинать свой день.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОАУ «Детский сад 147 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников г.Орска » «Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста» Воспитатель 1-ой квалификационной категории Быкова Светлана Александровна 2020

Слайд 2

Значение утренней гимнастики «зарядить» человека на весь день; укрепить костно – мышечный аппарат, способствовать развитию сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем, формировать правильную осанку, хорошую походку, предупреждать возникновение плоскостопия; служит средством снятия психологического напряжения от расставания с родителями. С ее помощью собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Слайд 3

Длительность утренней гимнастики.

Слайд 4

Структура утренней гимнастики

Слайд 5

Вводная часть Упражнения Цель Спокойная ходьба и сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем крае стопы и т.д. Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки Ходьба, переходящая в медленный бег. Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение Ходьба с продвижением вперед (Дыхательные упражнения по необходимости) Восстановление дыхание

Слайд 6

Продолжительность бега без перерыва

Слайд 7

Основная часть (ОРУ) Упражнения Цель Упражнения, укрепляющие мышцы шеи, плечевого пояса, рук и спины Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки Упражнения для укрепления мышц туловища и ног Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног. Прыжки

Слайд 8

Построение Младшая группа Средняя группа Старшая, подготовительная группы В рассыпную, в круг В круг – в первой половине В 2 колонны – во второй половине В 3 – 4 колонны

Слайд 9

Количество ОРУ в комплексе

Слайд 10

Количество повторений

Слайд 11

Прыжки прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него; прыжки могут чередоваться с полуприседаниями, ходьбой.

Слайд 12

Дозировка прыжков

Слайд 13

Младший возраст Средний возраст Старший возраст воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. Воспитатель называет упражнение, кратко объясняет его, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. дети могут выполнять упражнение по названию

Слайд 14

ОРУ с предметами Младшие группы - флажки, погремушки, кубики. Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки. Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.

Слайд 15

Заключительная часть включает: разные виды ходьбы, м алоподвижные игры, хороводы, дыхательные упражнения.

Слайд 16

Требования к проведению утренней гимнастики: Проводить утреннюю гимнастику нужно в хорошо проветренной комнате или на открытом воздухе. Упражнения выполняются в определенной последовательности - сверху вниз. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях. Один комплекс дети выполняют две недели .

Слайд 17

Воспитатель должен хорошо знать весь комплекс упражнений, с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять . Д авать четкие команды, не использовать в своей речи уменьшительно-ласкательных слов. Озвучить название упражнения, исходное положение Видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Методика проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....

Презентация " Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду"

В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения...

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.

Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале...

Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разными двигательными нав...

Мастер - класс "Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста".

Предлагаю вашему вниманию мастер - класс во время которого педагоги ДОУ познакомятся с методикой проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста....