Игровой стретчинг – инновационная технология здоровьесбережения
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Здоровый образ жизни становится неотъемлемым условием культурного развития человека. Поэтому правильно и грамотно организованное физическое развитие в детском возрасте, позволит организму накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Для гармоничного развития детей очень важна физическая активность.

На сегодняшний день разработано много новых методик по здоровьесбережению,  направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одной из методик оздоровления детей дошкольного возраста является  игровой стретчинг, который можно освоить и практиковать даже дома самостоятельно.

Стретчинг — это комплекс специальных физических упражнений, которые направлены на постепенное увеличение двигательного диапазона всех групп мышц. Основа — растяжка, которая сопутствует нам всю жизнь, начиная с потягиваний в колыбели.

Растяжка — это гибкость, гибкость — это здоровье, активность, хорошее настроение на весь день. Детский стретчинг — это отдельное направление фитнеса для детей, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг — это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, которые проводятся с детьми в игровой форме. Постоянные занятия этими упражнениями помогают ребёнку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_stretching_statya.docx127.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровой стретчинг – инновационная технология здоровьесбережения»

Старший воспитатель

МАОУ Домодедовского лицея № 3

имени Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

дошкольное отделение «Ветерок»

Долженкова С.М.

Инструктор по физической культуре

МАОУ Домодедовского лицея № 3

имени Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

дошкольное отделение «Ветерок»

Терехина А.С.

Домодедово, 2025

В современном мире особое внимание уделяется охране и укреплению физического и психического здоровья населения. Здоровый образ жизни становится неотъемлемым условием культурного развития человека. Поэтому правильно и грамотно организованное физическое развитие в детском возрасте, позволит организму накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Для гармоничного развития детей очень важна физическая активность.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно развития его физических качеств, поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей, организация индивидуально - дифференцированного подхода к организации работы по оздоровлению воспитанников.

На сегодняшний день разработано много новых методик по здоровьесбережению, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одной из методик оздоровления детей дошкольного возраста является игровой стретчинг, который можно освоить и практиковать даже дома самостоятельно.

«Stretch» в переводе с английского означает растяжение, эластичность. И это полностью отражает всю суть гимнастического комплекса. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только через двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре.

Методика получила широкое признание во всём мире, так как построена с учётом знаний анатомии и физиологии. Стретчинг — это комплекс специальных физических упражнений, которые направлены на постепенное увеличение двигательного диапазона всех групп мышц. Основа — растяжка, которая сопутствует нам всю жизнь, начиная с потягиваний в колыбели.

Растяжка — это гибкость, гибкость — это здоровье, активность, хорошее настроение на весь день. Детский стретчинг — это отдельное направление фитнеса для детей, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг — это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, которые проводятся с детьми в игровой форме. Постоянные занятия такими упражнениями помогают ребёнку сохранять подвижными и активными все суставы, повышают эластичность связочного и сухожильного аппаратов.

Игровой стретчинг — это отличный способ улучшить физическую форму растущего организма и создать хороший потенциал на будущее в плане здоровья ребёнка.

Отличная растяжка, которую помогает приобрести игровой стретчинг, останется с ним на всю жизнь. К тому же хорошая растяжка — это залог меньшей опасности травматизма при падении или другом несчастном случае. Уникальность стретчинга заключается в том, что никто ничего особо не придумывал. За основу взяты движения, которые считаются естественными для человека. Например, когда мы потягиваемся, вставая утром с постели или разминаемся, когда встаём из-за стола после долгой сидячей работы. Это и есть стретчинг.

Особенность детского стретчинга заключается в том, что дети не устают во время занятий, не воспринимают его как нечто неприятное, обязательное, что от них настойчиво требуют взрослые. Игровой стретчинг включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию и музыкальное сопровождение.

Регулярные занятия стретчингом помогают легче пережить периоды интенсивного роста костной и мышечной ткани, когда дети часто испытывают физиологические боли (жалуются на боли в коленях, спине). Поэтому энергичный рост не доставит ребёнку, который занимается стретчингом, никаких неприятных ощущений.

Стретчинг помогает ребёнку приобрести не только физическую выносливость, он делает его более стрессоустойчивым. Такие дети более стабильны в эмоциональном плане, они менее подвержены перенапряжению, что при нашем ритме жизни является необходимым навыком. Стретчинг является отличной профилактикой проблем с осанкой и тренировкой координации движений. Также стретчинг способствует развитию фантазии. Игровая тренировка подразумевает участие ребенка в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок примерит на себя в самом прямом смысле слова образы змеи, зайца, лисички, лягушки, золотой рыбки и других интересных и хорошо знакомых персонажей, которые даже малышу бывает довольно просто представить себе.

Проблема сохранения здоровья детей и подростков является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество здоровых детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья дошкольников (обучающихся) является образовательный процесс, построенный с учетом норм и правил, способствующий сохранению и укреплению здоровья обучающихся и включение системы здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. В создавшейся ситуации целесообразно активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья дошкольников.

Условно все здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышеописанных достаточно изучены и повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую и мелкую моторику, артикуляционную мускулатуру; физкультминутки; занятия по физкультуре и ритмике; зарядка и динамические паузы; различные подвижные игры. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством развивающей работы с детьми и коррекционной в том числе.

Игровой стретчинг. Стретчинг — комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц.

Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию. Целесообразно ежедневное проведение утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга. Предлагаются некоторые упражнения: «Кошка», «Змея», «Рыбка», «Бабочка», «Птичка», «Носорог», «Зайчик». Каждое упражнение повторяется 3–4 раза.

В результате занятий гимнастикой с элементами игрового стретчинга происходит укрепление организма ребенка в целом. А регулярные занятия стретчингом воспитывают у детей волю и уверенность в себе.

Таким образом, рассмотрев один из видов нетрадиционной здоровьесберегающей технологии, которые используются в нашей работе можно сделать вывод о том, что использование данной технологии целесообразно в достижении положительных результатов в образовательном процессе. Эффективность использования данной здоровьесберегающей технологии состоит в том, что она:

- благотворно влияет на состояние физического и психического здоровья, на психику ребенка,

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают положительные результаты в образовательном процессе,

- повышает работоспособность и мотивационную готовность детей.

В заключении хочется отметить то, что приоритетами дошкольного образовательного учреждения должно стать осознанное отношение ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Литература

#1041;ояркин, А. Д. Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников // Sciences of Europe. 2019. № 42–3 (42).

#1050;узнецова, А. В. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе / А. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 381-383.

#1057;улим, Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО / Е. В. Сулим. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.

#1062;ыденжапова, Д. В. Стретчинг для дошкольников / Д. В. Цыденжапова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 59-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии здоровьесбережения детей в условиях детского сада.

Целью проекта "Инновационные  технологии здоровьесбережения детей в условиях детского сада"   является укрепление физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности к...

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол - гимнастики, как один из способов модернизации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Аннотация Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при этом «молодеет»: уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболева...

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол- гимнастики в ДОУ

Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное- вера в св...

Статья на тему: Инновационные технологии здоровьесбережения в ДОУ. Кинезиология.

Статья на тему: Инновационные технологии здоровьесбережения в ДОУ. Кинезиология....

«ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ - КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Болезни опорно-двигательного аппарата у детей становятся серьезной проблемой, если вовремя не начать их коррекцию. По статистике нарушения осанки, например, встречаются у 16% детей дошкольного возраст...

Игровой стретчинг - здоровьесберегающая технология в детском саду

Основная проблема это слабое физическое развитие. У детей плохая выносливость, гибкость, координация движений, нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, неуклюжесть, испытывают ...

Консультация для педагогов. «Игровой стрейчинг» — инновационная технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Цель: способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, а также гармоничному развитию личности каждого ребёнка....