"Формирование нравственных качеств» у детей младшего дошкольного возраста"
статья по физкультуре
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Актуальность проведенного исследования определяется следующими факторами:
Во-первых, на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия была практически полностью разрушена система советского воспитания. В настоящее время главная причина трудностей, связанных с воспитанием, - это то, что стало неясным, что же воспитывать, каким мы хотим видеть ребенка в ближайшей перспективе. В связи с этим становится приоритетной проблема формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе
Во-вторых, особое внимание в последнее десятилетие в педагогической литературе уделяется вопросам развития личности. Но при этом недостаточно раскрыт процесс формирования нравственных качеств ребенка младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Более привычным является рассмотрение урока физической культуры как урока, обеспечивающего только физическое развитие ребенка. Необходим практический анализ условий, при которых урок физической культуры обеспечат формирование нравственных качеств ребенка.
В-третьих, если для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста она становится осуществимой лишь одновременно с общественной деятельностью, в русле которой проходят процессы развития его личности. В этом возрасте спорт -хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности при формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование
нравственных качеств» у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проведенного исследования определяется следующими факторами:
Во-первых, на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия была практически полностью разрушена система советского воспитания. В настоящее время главная причина трудностей, связанных с воспитанием, - это то, что стало неясным, что же воспитывать, каким мы хотим видеть ребенка в ближайшей перспективе. В связи с этим становится приоритетной проблема формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе
Во-вторых, особое внимание в последнее десятилетие в педагогической литературе уделяется вопросам развития личности. Но при этом недостаточно раскрыт процесс формирования нравственных качеств ребенка младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Более привычным является рассмотрение урока физической культуры как урока, обеспечивающего только физическое развитие ребенка. Необходим практический анализ условий, при которых урок физической культуры обеспечат формирование нравственных качеств ребенка.
В-третьих, если для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста она становится осуществимой лишь одновременно с общественной деятельностью, в русле которой проходят процессы развития его личности. В этом возрасте спорт -хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности при формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля.
В ряду стержневых нравственных качеств были выделены дисциплинированность, доброжелательность, честность, трудолюбие, коллективизм.
Большой вклад в разработку вопросов нравственного воспитания ребенка и формирования физической культуры внесли М.Я. Виленский,
Однако анализ работ по проблеме формирования нравственных качеств ребенка младшего школьного возрастана уроках физической культуры свидетельствует о том, что данная тема в теории и практике физического воспитания исследована недостаточно.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность, а также практическая значимость определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе».
Проблема исследования состоит в определении педагогических условий формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе
Объект исследования –уроки физической культуры в школе.
Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
Цель исследования–теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школедостигается педагогическими условиями:
-организация нравственного воспитания на основе учета особенностей возрастного развития детей;
-интеграция методов формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и контроля;
-обращение детей кхудожественной литературе, фильмам, жизни и учебно-тренировочной работе известных спортсменов специализации легкая атлетика, показывающих пример реализации нравственных качеств.
Задачи исследования:
1.Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста в педагогической литературе.
2.Раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание», «формирование нравственных качеств» у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности урока физической культуры в формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
4.Определить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов,наблюдение, рейтинг, тестирование,беседы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
База исследования: гимназия №1. Было обследовано 40 детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в 3 этапа – с 2016 по 2017 г.
Основные этапы исследования нами определены следующим образом:
На первом этапе (с сентября 2016 г. по март 2017 г.) осуществлялись изучение и анализ литературы по теме исследования, состояния дела в области педагогического руководства процессом формирования нравственных качеств детей в общеобразовательных учреждениях, что позволило сформировать основные педагогические условия для формирования нравственныхкачеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе, разработать программу опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (с апреля 2017 г. по май 2017 г.) на основе разработанных педагогических условий формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста проводилась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (май 2017 г.) проводились проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, обобщались материалы исследования, формулировались выводы и практические рекомендации.
Для решения первой задачи исследования: изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста в педагогической литературе.
Было проанализировано 10 источников информации, на основе которых было выявлено:
В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
Для решения второй задачи исследования: раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание», «формирование нравственных качеств» у детей младшего школьного возраста.
Было проанализировано 8 источников информации, на основе которых было выявлено:
Для решения третьей задачи исследования: Выявить возможности урока физической культуры в формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста нами было проанализировано 8 источников информации, на основе которых было определено
Проблема нравственного воспитания была актуальной в различные исторические эпохи. В настоящее время нравственное воспитание анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Нравственные качества формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для их воспитания является младший школьный возраст, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности. Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
Для решения четвертой задачи исследования: Определить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе – нами были определены показатели физического развития детей младшего школьного возраста. Данные исследования показали, что контрольный и экспериментальный класс были равными в выделенных показателях……..
Затем была определена сформированность нравственных качеств детей: …..
Сформированность нравственных качеств детей в контрольной и экспериментальной группе была одинаковой.
Экспериментальная работа предполагала выделение педагогических условий для формирования нравственных качеств детей:
проведен педагогический формирующий эксперимент.
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе достигается педагогическими условиями:
-организация нравственного воспитания на основе учета особенностей возрастного развития детей;
-интеграция методов формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и контроля;
-обращение детей к художественнойлитературе, фильмам, жизни и учебно-тренировочной работе известных спортсменов специализации легкая атлетика,показывающихпример реализации нравственных качеств.
Задачи исследования:
1.Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста в педагогической литературе.
2.Раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание», «формирование нравственных качеств» у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности урока физической культуры в формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
4.Определить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
2.2. Методы исследования
Методы исследования: анализ научной литературы иинформационных ресурсов, анализ нормативных документов,метод коллективной экспертной оценки,анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
На этапе констатирующего эксперимента использовались методы исследования:
1.Анализ научной литературы и информационных ресурсов по проблеме исследования. В процессе исследования было использовано 35источников информации.
2.Метод коллективной экспертной оценки В.Г. Максимова (2002) для определения уровня сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста. Метод коллективной экспертной оценки использовался до начала эксперимента и после его окончания.
3.Анкетирование на определение уровня воспитанности детей младшего школьного возрастапроводилось до начала эксперимента и после его окончания. Затем определялись уровни сформированности нравственных качеств – дисциплинированность, доброжелательность, честность, трудолюбие, коллективизм и уровень воспитанности каждого ребенка и каждого класса, принимавшего участие в экспериментальной работе – 4А и 4Б (прил. 11).В работе использовалась анкета Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Н.П. Капустина (2001).
В анкетировании приняли участие 48детей младшего школьного возраста.
Формирующий эксперимент представлял собой реализацию условий необходимых для эффективного формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
2.3. Организация исследования.
База исследования: гимназия №1 г. Санкт-Петербурга. Было обследовано 48 детей младшего школьного возраста 4А и 4Б классов. Исследование проводилось в 3 этапа – с 2016 по 2017 г.
Основные этапы исследования нами определены следующим образом:
На первом этапе (с сентября 2016 г. по март 2017 г.) осуществлялись изучение и анализ литературы по теме исследования, состояния дела в области педагогического руководства процессом формирования нравственных качеств детей в общеобразовательных учреждениях, что позволило сформировать основные педагогические условия для формирования нравственныхкачеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе, разработать программу опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (с апреля 2017 г. по май 2017 г.) на основе разработанных педагогических условий формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста проводилась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (май 2017 г.) проводились проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, обобщались материалы исследования, формулировались выводы и практические рекомендации.
3.2 Организация педагогических условий формирования нравственныхкачеств детей младшего школьного возраста
П.Ф. Лесгафт – создатель научной системы физического воспитания России, так сформулировал свою основную педагогическую формулу: каждый ребенок может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы условия воспитания.Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему занятий и упражнений с тем, чтобы в них всегда просматривалась нравственная задача.
В экспериментальной работе с детьми младшего школьного возраста использовались следующие группы методов:
а)методы формирования сознания: рассказ, беседа, метод примера;
б)методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
в)методы стимулирования поведения: игра, поощрение, наказание;
г)методы контроля: наблюдение, опросные методы, анализ результатов деятельности.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что ребенок формируется целиком, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах (Сергеева В.П., 2014).
а)методы формирования сознания: беседа, рассказ, метод примера.
Экспериментальная работа предполагала использование метода рассказа о жизнии учебно-тренировочной работе известных спортсменов специализации легкая атлетика:
Елены Исинбаевой (двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом);
Татьяны Лебедевой (олимпийская чемпионка в прыжках в длину);
Светланы Мастерковой (двукратная олимпийская чемпионка в беге на 800 и 1500 метров);
Ольги Кузенковой (олимпийская чемпионка в метании молота) и др.
В рассказах требовалась информативность, доступность, эмоциональность и убедительность. После каждого рассказа детям рекомендовались книги о физической культуре и спорте:
Михалкин, Г.П. Все о спорте / Г.П. Михалкин. – М.: Астрель, АСТ, 2000. – 151 с. – (Для мальчиков).
Бабенкова, Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой / Е.А. Бабенкова. –М.: Сфера, 2008. –96с. – (Здоровый малыш).
Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / М.И. Бакунина. – М.: Русское слово – учебник, 2008. – 64 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).
Большая детская энциклопедия спорта для школьников.– М.: ОлмаМедиаГрупп; Просвещение, 2008. – 640 с.
Кириллова, Ю.А. Олимпийские игры:прошлое и настоящее / Ю.А. Кириллова.– М.: Детство-Пресс, 2014. – 16 с. – (Информационно-деловое оснащение).
Мороз, В.В. Отечественный спорт и Олимпийское движение: учеб. пособие / В.В. Мороз. – М.:Ювента, 2010. – 80 с. – (Библиотека школяра).
Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье: метод. пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2004. – 64 с. – (Вместе с детьми).
В экспериментальной работе проводились беседы на темы:
«Дисциплинированность» (прил. 6);
«Ответственность» (прил. 7);
«Доброжелательность» (прил. 8);
«Честность» (прил. 9);
«Трудолюбие» (прил. 10).
Метод беседы рассматривается как метод привлечения детеймладшего школьного возраста для обсуждения и анализа поступков и выработки нравственных оценок.Воспитательная беседа– метод систематического и последовательного обсуждения нравственных качеств, предполагающий участие обеих сторон – педагога и детей младшего школьного возраста.
Эффективность этической беседы зависела от соблюдения ряда важных условий:
-недопустимости, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценариюс заучиванием готовых или подсказанных детям ответов;
-обучение детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Правильное руководство беседой заключалось в том, чтобы помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу, что потребовало умений смотреть на события или поступки глазами ребенка, понимания его позиции и связанных с ней чувств (Руденко А.М., 2015).
Значение метода примера – показ, обсуждение образца. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, спортсменов.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь (Панафидина Т.В., 2009).
В экспериментальной работе использовалиcь примеры героев сказок, художественных произведений, например:
сказка Ш. Перро «Золушка», сказка Аксакова «Аленький цветочек»;
повесть А. Гайдара «Тимур и его команда».
примеры героев «Ералаша»;
примеры супергероевкомиксов, мультсериалов, кинофильмов, видеоигр, например:Человек Паук, Супермен.
б)методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Систематические упражнения – неотъемлемая часть методики нравственного воспитания. Это основной путь организации деятельности и формирования опыта поведения.Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания детей, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке. Следует добиваться формирования нравственного поведения детей путём организации их деятельности, с помощью загрузки каждого ребенка полезным, интересным и нужным делом.
В ходе занятий физическими упражнениями дети младшего школьного возраста постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры является действенным средством воспитания нравственного поведения. Приучать детей к дисциплине, доброжелательному отношению друг к другу, честности, трудолюбию необходимо на каждом учебном занятии (Сластенин В.А., 2004).
В экспериментальной работе при решении воспитательных задач большое значение имело умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодически чёткими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жёстким контролем со стороны учителя. Все дисциплинарные требования сообщались детям перед началом учебного занятия.
Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития нравственных, но и физических качеств детей младшего школьного возраста. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжкового снаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках; установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражнений на полной опоре и т.д.
В зависимости от степени усложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более дисциплинированным, более трудолюбивым и отмечать это перед всем классом. По мере изменения отношения ребенка к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более доброжелательным, более честным и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д.
Функция воспитывающих ситуаций, которые использовались в экспериментальной работе, состояла в создании условий для сознательной активной деятельности и формирования опыта нравственного поведения. Например, во время проведения урока физической культуры некоторых детей просили проверить порядок в раздевалке; различным группам детей по уровню физической подготовленности давалась установка на выполнение заданий различной сложности (в зависимости от освоения изучаемых двигательных действий); назначались новые командиры на каждый урок; давалось поручение некоторым детям проводить разминку для развития физических качеств.
в)методы стимулирования поведения: игра, поощрение, наказание.
Большие возможности для воспитания у детей младшего школьного возраста целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижныхи спортивных играх. Любая подвижная и спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива.
Важными методами нравственного воспитания являются игры:
Игры с бегом:
1. «Кот и мыши».
2. «Воробушки и кот».
3. «Салки».
4. «Гуси – лебеди»
5. «Два мороза».
6. «День и ночь».
7. «Помощь друга».
8. «Пустое место».
Игры с элементами прыжков:
1. «Попрыгунчики-воробушки».
2. «Удочка с прыжками и перешагиванием».
3. «Волк во рву».
4. «Кто обгонит?».
Игры с метаниями на дальность и цель:
1. «Попади в мяч».
2. «Охотники и утки».
Игры с преодолением препятствий:
1.«Кот и мыши».
Игры с бегом, метанием, преодолением препятствий,прыжками в высоту и длину, на двух ногах:
1. «Лапта с препятствиями».
2. «Кролики».
Игры с мячом:
1. «Вышибала».
2. «Эстафета с ведением мяча и броском в корзину».
Подвижные игры закаляют не только тело, но и душу, приучают переносить боль от возможных падений, ушибов. У детей формируются дисциплинированность, доброжелательность, честность, трудолюбие. В подвижных играх от ребенка требуется умение соблюдать правила.Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчиняется мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает урок справедливости, честности, правдивости.«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» говорил А.С.Макаренко. В конце игры всегда положительно оцениваются поступки тех детей, кто проявил дисциплинированность, доброжелательность, честность, трудолюбие,смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М., 2008).
Поощрение, в форме похвалы, благодарности, использовалось как выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения детей, вызывая чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирования детей к улучшению их поведения.
Выражением отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения – замечаний, предупреждений, бесед, явилось наказание, которое использовалось для коррекции поведения детей, которое давало возможность понять им свои ошибки(Руденко А.М., 2015).
г)методы контроля: наблюдение, рейтинг, анализ результатов деятельности.
Данные методы направлены на анализ и оценку результатов формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста. Основная функция методов контроля – оценка степени достижения целей формирования нравственных качеств. На формирование детей они влияют косвенно. Но после проведения эксперимента детям сообщались результаты рейтинга, для обсуждения с детьми их развития и имеющихся проблем.
Педагогический процесс по формированию нравственных качеств детей младшего школьного возраста будет проходить интенсивнее, если в его организации будут реализованыследующие педагогические условия:
-организация нравственного воспитания на основе учета особенностей возрастного развития детей;
-интеграция методов формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и контроля;
-обращение детей к художественнойлитературе, фильмам, жизни и учебно-тренировочной работе известных спортсменов специализации легкая атлетика,показывающихпример реализации нравственных качеств.
Мы считаем, что условия, обеспечивающие формирование нравственных качеств детей младшего школьного возраста, будут эффективны, если:
1) обеспечены возможности овладения детьми опытом нравственного поведения;
2) урок физической культуры будет стимулировать детей к формированию нравственных качеств.
Таблица
Показатели физического развития детей 4 «А» класса
гимназии №74 г. Санкт-Петербурга (после эксперимента)
ФИО | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | Прыжки через скакалку (кол-во раз) | Метание малого мяча (м) | Челночный бег 3*10 м (с) | 1000 м (сек) | Бег на 30 м (с) |
1.Азарова Е. | 8 | 90 | 25 | 9,0 | 5,10 | 5,0 |
2.Балаева В. | 6 | 90 | 35 | 8,0 | 4,50 | 4,9 |
3.Быстров И. | 7 | 70 | 36 | 9,2 | 5,00 | 5,1 |
4.Васильев Д. | 8 | 66 | 39 | 9,3 | 5,05 | 5,0 |
5.Дмитриев И. | 7 | 120 | 28 | 8,1 | 4,45 | 4,8 |
6.Доморацкий А. | 9 | 100 | 25 | 9,6 | 5,20 | 5,8 |
7.Загороднев С. | 10 | 90 | 30 | 8,0 | 5,00 | 4,3 |
8.Зинатуллина А. | 6 | 81 | 17 | 8,8 | 5,02 | 5,4 |
9.Зубарев М. | 9 | 145 | 36 | 8,1 | 4,50 | 4,7 |
10.Касьянова К. | 9 | 140 | 18 | 8,0 | 5,00 | 4,8 |
11. Колбасов П. | 11 | 140 | 20 | 9.0 | 5,20 | 5,4 |
12.Костова С. | 5 | 60 | 16 | 9,8 | 5,27 | 5,0 |
13.Круговенко М. | 7 | 50 | 20 | 10,9 | 6,05 | 6,0 |
14.Лях Д. | 6 | 38 | 29 | 9,6 | 5,40 | 5,5 |
15. Маляренко С. | 10 | 40 | 33 | 8,8 | 5,15 | 4,9 |
16.Парфенова П. | 8 | 100 | 20 | 8,6 | 5,05 | 5,2 |
17.Пекарская М. | 9 | 50 | 22 | 8,3 | 5,10 | 5,0 |
18.Работнев Н. | 6 | 30 | 29 | 9,9 | 5,20 | 5,8 |
19.Самсонник К. | 17 | 140 | 30 | 9,8 | 5,13 | 5,0 |
20.Сардак А. | 8 | 80 | 30 | 8,3 | 5,01 | 5,2 |
21.Старых П. | 9 | 78 | 31 | 8,0 | 4,49 | 4,7 |
22.Чайка М. | осв. | осв. | осв. | осв. | осв. | осв. |
23.Чан К. | 10 | 120 | 21 | 8,9 | 5,00 | 5,6 |
Среднее значение: |
Таблица
Показатели физического развития детей 4 «Б»
гимназии №74 г. Санкт-Петербурга (после эксперимента)
ФИО | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | Прыжки через скакалку (кол-во раз) | Метание малого мяча (м) | Челночный бег 3*10 м (с) | 1000 м (сек) | Бег на 30 м (с) |
1.Валихаева Н. | 6 | 96 | 20 | 7,8 | 5,10 | 5,5 |
2.Галищев С. | 5 | 57 | 31 | 8,0 | 4,18 | 4,9 |
3.Глухих А. | 3 | 50 | 36 | 8,7 | 5,32 | 5,0 |
4.Грымзина А. | 6 | 130 | 17 | 8,0 | 5,13 | 5,3 |
5.Гургенидзе Б. | 5 | 90 | 28 | 8,1 | 5,20 | 5,4 |
6.Логинова А. | 4 | 111 | 19 | 8,0 | 5,15 | 5,2 |
7.Лосенков К. | 9 | 45 | 34 | 7,6 | 5,11 | 5,0 |
8.Маврина Т. | 11 | 120 | 15 | 10,0 | 5,05 | 7,8 |
9.Макаров Н. | 12 | 60 | 23 | 9,1 | 5,20 | 5,3 |
10.Ниткин Д. | 12 | 73 | 29 | 8,2 | 4,00 | 4,7 |
11.Овсянников А. | 4 | 53 | 30 | 7,8 | 4,00 | 5,1 |
12.Павлов Г. | 5 | 88 | 34 | 8,0 | 4,12 | 4,8 |
13.Пастухов И. | 8 | 70 | 32 | 8,3 | 4,10 | 5,0 |
14.Романова А. | 13 | 100 | 15 | 8,8 | 4,56 | 5,7 |
15.Рыбникова В. | 15 | 120 | 15 | 8,8 | 4,58 | 6,0 |
16.Савва Е. | 18 | 120 | 19 | 8,3 | 6,00 | 5,7 |
17.Сусекова А. | 10 | 100 | 17 | 8,3 | 5,02 | 5,4 |
18.Федорова Е. | 9 | 130 | 27 | 8,6 | 5,01 | 5,0 |
19.Харцызов Л. | 13 | 80 | 23 | 9,8 | 6,13 | 6,0 |
20.Цымлова В. | 15 | 120 | 30 | 8,2 | 5,02 | 5,7 |
21.Чуракова М. | 12 | 130 | 13 | 9,6 | 5.30 | 6,0 |
22.Шигорева К. | 13 | 146 | 21 | 8,2 | 5,23 | 5,7 |
23.Штырков Р. | осв. | осв. | осв. | осв. | осв. | осв. |
24.Энгель А. | 14 | 79 | 32 | 9,0 | 5,07 | 4,5 |
Среднее значение: |
Диагностическая карта сформированности нравственных качеств детей
4 «А» класса гимназии №74 г. Санкт-Петербурга (после эксперимента)
Учащиеся | Коллекти- визм | Доброже- латель- ность | Честность | Дисцип- линиро- ванность | Трудолю- бие |
1.Азарова Е. | 2,5 | 2,8 | 2,6 | 2,3 | 2,5 |
2.Балаева В. | 2,3 | 2,6 | 2,3 | 2,2 | 2,6 |
3.Быстров И. | 2,7 | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 2,4 |
4.Васильев Д. | 2,5 | 2,8 | 2,6 | 2,5 | 2,8 |
5.Дмитриев И. | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,8 | 2,6 |
6.Доморацкий А. | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,5 |
7.Загороднев С. | 2,7 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,5 |
8.Зинатуллина А. | 2,6 | 2,7 | 2,4 | 2,6 | 2,9 |
9.Зубарев М. | 2,9 | 2,4 | 2,7 | 2,6 | 2,3 |
10.Касьянова К. | 2,8 | 2,9 | 2,4 | 2,2 | 2,6 |
11. Колбасов П. | 2,4 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 2,6 |
12.Костова С. | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,4 |
13.Круговенко М. | 2,6 | 2,5 | 2,2 | 2,8 | 2,9 |
14.Лях Д. | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,4 | 2,4 |
15. Маляренко С. | 2,4 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 |
16.Парфенова П. | 2,3 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 2,5 |
17.Пекарская М. | 2,0 | 2,6 | 2,5 | 2,8 | 2,3 |
18.Работнев Н. | 2,5 | 2,1 | 2,4 | 2,9 | 2,5 |
19.Самсонник К. | 2,3 | 2,2 | 2,7 | 2,5 | 2,2 |
20.Сардак А. | 2,8 | 2,0 | 2,4 | 2,6 | 2,5 |
21.Старых П. | 2,8 | 2,6 | 2,4 | 2,5 | 2,3 |
22.Чайка М. | 2,6 | 2,4 | 2,2 | 2,9 | 2,2 |
23.Чан К. | 2,5 | 2,4 | 2,3 | 2,3 | 2,6 |
Среднее значение | 2,5 | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 2,5 |
Диагностическая карта сформированности нравственных качеств детей
4 «Б» класса гимназии №74 г. Санкт-Петербург (после эксперимента)
Учащиеся | Коллекти- визм | Доброже- латель- ность | Честность | Дисцип- линиро- ванность | Трудолю- бие |
1.Валихаева Н. | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 2,5 | 2,5 |
2.Галищев С. | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 2,4 | 2,5 |
3.Глухих А. | 2,8 | 2,9 | 2,9 | 2,4 | 2,5 |
4.Грымзина А. | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 2,4 | 2,9 |
5.Гургенидзе Б. | 3,0 | 2,8 | 2,8 | 2,6 | 2,5 |
6.Логинова А. | 2,8 | 2,4 | 2,9 | 2,4 | 2,4 |
7.Лосенков К. | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 2,4 | 2,6 |
8.Маврина Т. | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 2,4 |
9.Макаров Н. | 2,5 | 2,9 | 2,9 | 2,4 | 2,5 |
10.Ниткин Д. | 2,6 | 3,0 | 3,0 | 2,3 | 2,4 |
11.Овсянников А. | 2,6 | 2,8 | 3,0 | 2,6 | 2,6 |
12.Павлов Г. | 2,6 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 |
13.Пастухов И. | 2,8 | 2,7 | 2,7 | 2,6 | 2,9 |
14.Романова А. | 2,8 | 2,6 | 2,8 | 2,8 | 2,6 |
15.Рыбникова В. | 2,5 | 2,9 | 2,8 | 2,5 | 2,6 |
16.Савва Е. | 2,7 | 2,9 | 2,5 | 2,5 | 2,7 |
17.Сусекова А. | 2,8 | 3,0 | 2,6 | 2,5 | 2,9 |
18.Федорова Е. | 2,9 | 3,0 | 2,8 | 2,5 | 2,8 |
19.Харцызов Л. | 2,6 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,4 |
20.Цымлова В. | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 2,6 | 2,5 |
21.Чуракова М. | 2,5 | 2,8 | 2,9 | 2,5 | 2,2 |
22.Шигорева К. | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 |
23.Штырков Р. | 3,0 | 2,7 | 2,9 | 2,8 | 2,8 |
24.Энгель А. | 3,0 | 2,6 | 2,5 | 2,4 | 2,5 |
Среднее значение | 2,7 | 2,9 | 2,8 | 2,5 | 2,5 |
Таблица
Динамика сравнения показателей после проведения эксперимента в экспериментальной группе 4А
№ п/п | Нравственное качество | До эксперимента | После эксперимента | t-критерий и показатели P-value | р |
1. | Коллективизм | 2,08 | 2,5 | t= -7,83803 P-value= -6,89952Е-10 | р>0.05 |
2. | Доброжелатель- ность | 1,9 | 2,4 | t= -8,73964 P-value= 3,58844Е-11 | Р>0.05 |
3. | Честность | 2,08 | 2,4 | t=-8,94911 P-value= 1,82723Е-11 | р>0.05 |
4. | Дисциплиниро- ванность | 2,03 | 2,5 | t= - 8,44232 P-value= 9,42892Е-11 | р>0.05 |
5. | Трудолюбие | 2,01 | 2,5 | t=-9,00214 P-value=0,0312319 | р<0.05 |
Динамика сравнения показателей после проведения эксперимента в контрольной группе 4Б
№ п/п | Нравственное качество | До эксперимента | После эксперимента | t-критерий и показатели P-value | р |
1. | Коллективизм | 2,1 | 2,7 | t=-12,6318 P-value= 0,0 | р<0.05 |
2. | Доброжелатель- ность | 2,2 | 2,9 | t= -16,4247 P-value= 0,0 | р<0.05 |
3. | Честность | 2,0 | 2,8 | t=-17,6398 P-value= 0,0 | р<0.05 |
4. | Дисциплиниро- ванность | 2,1 | 2,5 | t=-8,63812 P-value= 3,45215Е-11 | р>0.05 |
5. | Трудолюбие | 2,1 | 2,5 | t=-8,81196 P-value=1,9361Е-11 | р>0.05 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над проблемой нравственного воспитания детей младшего школьного возраста мы изучили педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
1. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и опыта общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Податливость и внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования нравственной личности. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
2.Нравственность – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая поведение человека, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести,
3.В работе было сделано предположение о том, что уровень мотивации к тренировочному процессу у гребцов-академистов 15-17 лет повысится, если будут определены факторы, влияющие на мотивацию и средства формирования мотивации, соответствующие возрасту и подготовленности спортсменов. Математико-статистическая обработка данных подтвердила достоверность полученных результатов.
4.Применение различных средств развития мотивации оказало существенное воздействие на повышение уровня мотивации гребцов-академистов 15-17 лет. Результаты опроса, проведенного после эксперимента, показали рост уровня внутренней мотивации в экспериментальной группе у гребцов-академистов 15-17 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам :
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память(имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание(непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя,дети с большим доверием относятся к взрослым.
Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные м психо-социальные особенности.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Результаты опытно – экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учителю физической культуры, организуя формирование нравственных качеств детей младшего школьного возраста, необходимо оранизовывать учебный процесс, как пространство для развития личности, обеспечивающего благоприятные условия для успешного физического, психологического и личностного совершенствования:
1) Обязательно следует включать в состав занятий по гимнастике методики, направленные на развитие взаимопомощи, коммуникации, сплочённости коллектива (специально подобранные игры, изменение правил привычных игр, беседы, совместные задания и т.д.).
2) Необходимо пресекать проявления занимающимися агрессии, грубости и неуважительного отношения, как к соперникам, так и к членам своей группы (например, «снятие» очков за грубое отношение, проявление нетерпимости, жёсткой конкуренции, насмешки).
3) Следует увеличить содержание подвижных и спортивных игр в плане занятий. Игры должны быть подобраны с учётом развития уровня взаимодействия в коллективе, воспитания уважения к сопернику, взаимовыручки и поддержки партнеров по команде; а также для создания положительного эмоционального фона занятий и повышения интереса и активности занимающихся.
4) Воспитание уверенности в детях может быть обеспечено созданием тренером ситуаций «успеха» на основе дифференцированного подхода к воспитанникам: для слабых – упрощение учебных заданий и поощрение при первой же удачной попытке их выполнения (стимулирование положительных переживаний и приобретения уверенности в своих силах: «могу - как и другие»); для сильных воспитанников, наоборот, усложнение заданий, вызывающих эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей при их выполнении, осознание собственных возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...
Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная ...
Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка» Доклад«Формирование духовно-нравст...

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"
Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....