Башкирская сказка "Алп- батыр".
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Акилова Равиля Маратовна

Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью башкирских сказок.

Задачи:

1. Способстовать формированию двигательных навыков: ходьбы, бега, прыжков.

2. Развивать умение выполнять упражнения в заданном темпе.

3. Воспитывать у детей привычка к здоровому образу жизни.

Оборудования и материалы: скакалка ( по количеству детей), магнитофон, аудиозапись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskaya_skazka_alp-batyr_akilova_r.m.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Креативная гимнастика в подготовительной группе по мотивам башкирской народной сказки «Алп-батыр»

Акилова Р.М., воспитатель

Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью башкирских сказок.

Задачи:

  1. Способстовать формированию двигательных навыков: ходьбы, бега, прыжков.
  2. Развивать умение выполнять упражнения в заданном темпе.
  3. Воспитывать у детей привычка к здоровому образу жизни.

Оборудования и материалы: скакалка ( по количеству детей), магнитофон, аудиозапись.

Текст сказки

Деятельность детей

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой[1]. Старик ходил на охоту[2], а старуха пряла пряжу и ткала полотно[3]. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом.

Сильно опечалился старик. Захватив с собой лук со стрелами, топор к поясу приладив, покинул он родной дом. Шел он, шел, пока не достиг подножья какой-то горы[4].

Там и присел отдохнуть[5]. Ко сну стало клонить[6]. И привиделся ему сон, - явился хозяин горы и говорит:

- Эй, дед, ты чего пригорюнился?

- Сколько лет на свете прожил, - молвил старик, - а ни одного сына не нажил. Вот помру, и переведется мой род. Потому и горюю.

На это хозяин горы отвечает:

- Без чьей-то смерти никто на свет не родится. Если сыном обзаведешься, сам умрешь.

Согласился старик. Тогда хозяин горы скрылся за камнем, а старик глубоко задумался. Вскоре камень, прислонившись к которому он сидел, начал содрогаться[7]. Старик пробудился и, схватив топор, ударил им что есть мочи по камню[8]. Оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения. Подивился старик. А тот приблизился к нему и сказал, улыбаясь:

- Вот пришел я к тебе в сыновья.

- Добро, сынок, - обрадовался старик и обнял его. - Я ждал тебя всю свою жизнь.

Сын имел могучую стать и был красив[9]. Пальцы у него были большие, как руки[10], а руки - как бревна[11], ступни - как лодки[12], плечи широкие, как луг[13], а тело могучее, как дуб[14].

- Сынок, этот лук и топор остались мне от деда. Я их передам тебе. Отныне они будут твоими. Возьми, стрелами будешь птиц подбивать, топорм лес рубить.

Тот взял лук из рук старика и, приладив стрелу, тронул тетиву. Стоило ему чуть-чуть ее оттянуть, как лук с треском сломался. От того треска дрогнула гора, посыпались камни, и старик упал замертво.

- Алп!.. - хотел вымолвить что-то старик да не успел: испустил дух.

Поначалу растерялся силач. Но что делать, с почестью схоронил своего отца.

Наточил топор и, проверяя его остроту, положил на ладонь, точно лезвие бритвы[15]. Потом углубился в лес. Там срубил высокий дуб и смастерил из него лук, выстругал дубовую стрелу, снабдив ее острым каменным наконечником. Из жил трех медведей свил тетиву и натянул ее на лук. Вооружился и пошел странствовать по свету.

Перевалив гору Урал-тау, сделал семь шагов и остановился[16]. Там, где ступал, остались просторные поляны. Он присел отдохнуть. С противоположной горы заметила его девушка, дочь хана. Она жила в большой юрте, в которой могли уместиться два косяка лошадей. А сама она была богатыркой-красавицей. Подозвала к себе девушка незнакомца и спросила:

- Как твое имя, егет?

Он расстерялся. Не знал ведь, что у людей есть имена.

- А что такое - имя?

Девушка улыбнулась:

- Как к тебе обращаются люди?

Он ответил:

- перед смертью отец обратился ко мне со словом “Алп”.

- Выходит, ты Алп-батыр. Если сумеешь одолеть меня в борьбе, я пойду за тебя замуж.

Егет согласился и вступил с ней в единоборство.Семь дней, семь ночей боролись они[17].Наконец Алп-батыр победил могучую девушку[18]. Сказал:

- Ну, красавица, выполняй свое обещание.

Девушка ответила:

- Моя душа давно с тобой[19]. Я твоя, а ты мой. Померилсь силой, теперь будем вместе.

- Сначало назови свое имя, красавица, - сказал Алп.

- Мое имя Бархын.

- Бархын-хылу. Бархын-хылу. Владеет сердцем пусть хылу, - промолвил Алп-батыр и обнял девушку.

Свадьбу справили. Вместе жить стали[20]. Родилось у них семеро сыновей, от которых, сказывают, происходят семь башкирских родов. Эти семь родов поселились на отрогах Уральских гор. Семь полян, где ступал Алп-батыр, стали местом для их яйляу.

[1]Глубокий вдох-выдох

[2]Шагаем на месте.

[3]Хлопаем в ладоши.

[4]Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку.

[5]Присели, скрестив ноги, положив стопы поперечными сводами на противоположные бедра.

[6]Начинаем вращение головой, представляем, что рисуем носиком круг перед собой (влево-вправо).

[7]Руки на поясе, наклоны влево, вправо, вперед, назад.

[8]Стоя ноги на ширине плеч, наклон вперед. «Мельница» махи руками.

[9]Спинку выпрямили

[10]Упражнение Растяжка пальцев. Собираем пальцы в кулак, большой палец положите на другие пальцы. Держите 30-60 секунд. Потом разожмите кулак и распрямите пальцы, широко разведите их.

[11]Упражнение - вращения руками: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые вращения двумя руками одновременно вперед и назад.

[12]Упражнение «Косолапый мишка». Ходьба на наружной стороне стоп.

[13]Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.

[14]Наклоны туловища вправо-влево.

[15]Пройтись по скакалке.

[16] 3-4 приставных шага вправо, затем влево, стараясь прийти на своё место.

[17]Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться).

[18]Прыгаем как зайчики.

[19]Дыхательная гимнастика: «Надуем шарик». Стоя, руки на животе вдох глубокий через нос, выдох: «ш-ш-ш».

[20]Прыжки ноги вместе-ноги врозь с хлопками над головой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».

Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021  учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...

Сценарий конкурса юных сказителей башкирского эпоса "Урал батыр"

Сценарий конкурса юных сказителей башкирского эпоса "Урал батыр"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда

Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....

Рабочая программа кружка башкирского языка "Говорим по - башкирский"

Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 6-7 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика а...