Мастер-класс "Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"
материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)

Мастер-класс "Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста", цели, задачи, актуальность, способы применения подвижных игр в режимных моментах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnye_igry.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края.

Научно-практическая конференция работников образования Кулундинского района

Мастер-класс «Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Составитель: инструктор по физической культуре

Гросс Е.В.

с. Кулунда, 2025

Мастер-класс «Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Тема моего мастер класса «Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста». Данная тема, на мой взгляд, актуальна, так как мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, телевизором, планшетом или телефоном, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важна для любого организма.

Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Подвижные игры научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику, помогут в освоении новых возможностей своего тела и реализации потребности в общении.

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А одно из составляющих здоровья – это двигательная активность, регулярные физические нагрузки. Объем физической активности детей дошкольного возраста по данным последних исследований, составляет 25-30% от рекомендуемого. В детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне незначительной двигательной активности.

Потребность в двигательной активности является врожденной. Для детей бегать, прыгать, скакать, лазать – так же естественно и необходимо, как дышать, поэтому,  опираясь на это направление, я повышаю двигательную активность детей средствами подвижных спортивных игр.

Цель моего мастер-класса: передача педагогического опыта, освоение и последующее применение спортивных игр в практической деятельности педагогов.

Задачи: познакомить коллег с опытом работы в данном направлении; научить применять новые знания, игры, упражнения в режимные моменты.

В своей практике осваивать спортивные игры я начинаю с детьми с самого раннего возраста. С воспитанниками младших групп я часто играю в элементарные сюжетные подвижные игры. В такую игру можно превратить любую сказку  и тем самым реализовать сразу несколько задач: освоение новых движений, закрепление пройденного материала, развитие внимания и умения слушать. Давайте в качестве разминки мы поиграем в сюжетную подвижную  игру «Колобок».

Подвижная сюжетная игра «Колобок»

Рассказывается сказка «Колобок», дети двигаются по кругу и повторяют движения за педагогом.

Для игр с детьми более старшего возраста я использую бессюжетные игры малой и средней подвижности. Такие игры более сложные, в них появляются определенные условия, правила, спортивный инвентарь. Давайте мы с вами сейчас поиграем в несколько таких игр.

Подвижная игра «Быстрый и внимательный»

Дети встают вокруг обруча, в котором лежат разноцветные мячики, педагог называет части тела, дети касаются их, педагог называет цвет, дети поднимают соответствующий мячик. Выигрывает тот, кто успел поднять мяч. Играем до трех очков.

С помощью подобных игр мы развиваем внимание, скорость реакции, восприятие цвета, ориентацию в пространстве и собственном теле. А если заменить разноцветные мячики на кубики с изображением животных, цифр, предметов, то такую игру можно использовать в качестве закрепления пройденного материала в любом направлении.

Подвижная игра «Мячики и кубики»

Дети кидают кубики с изображением методов передвижения, цифрами и цветами. Они должны соотнести три условия и выполнить задание. Выигрывает та команда, кто быстрее перенесет все кубики в соответствии с выпавшими комбинациями.

Эта игра направлена на развитие внимания, восприятия цвета, мышления.

Подвижная игра «Фигуры»

По кругу раскладываются карточки с изображением поз. Дети бегают вокруг их, пока звучит музыка. По окончании музыки дети останавливаются возле карточек и принимают изображенную на ней позу. Выигрывает тот, кто дольше простоит в этой позе.

Эта игра направлена на развитие саморегуляции, внимания, освоения новых движений.

Так же я хотела бы вам представить игры с неотъемлемым спортивным атрибутом, любимым всеми детьми – мячом. В качестве короткой разминки я часто использую такую игру как «Делай как мячик». Она позволяет детям отвлечься, размяться  и не требует длительной организации.

Подвижная игра «Делай как мячик»

Дети повторяют движения за мячиком.

Подвижная игра «Школа мяча»

Для развития внимания, ловкости и скорости так же подойдет игра «Школа мяча». Дети встают в одну шеренгу, поднимают руки вверх и передают мяч от первого игрока к последнему, последний перебегает с мячом вперед, игра начинается заново. Так длится пока первый не встанет на свое место.

Подобные игры можно проводить как в спортивном зале, так и на улице и в группе. Они не требуют особого оборудования. С помощью таких игр можно организовать детей и выполнить сразу несколько задач: реализовать потребность в движении, в общении, получить эмоциональную разгрузку и закрепить уже полученные знания.

 

Отдельной группой выступают непосредственно спортивные игры, такие как хоккей, футбол, теннис, катание на лыжах. Я активно применяю их на практике во время занятий на улице. Дети учатся держать клюшку, забивать шайбу в ворота, кататься на лыжах, играть в футбол и волейбол. Но такая возможность есть не всегда (отсутствие инвентаря, маленькое помещение, плохие погодные условия). Тогда я применяю альтернативные игры: хоккей с мячиками, теннис с воздушным шариком, картонные лыжи. Такие варианты классических спортивных игр вызывают у детей взрыв положительных эмоций и радость.

Для создания мотивации к повышению двигательной активности не только в детском саду, но и дома я регулярно провожу спортивные мероприятия и развлечения с участием родителей воспитанников: Осенний марафон, Большой Семейный выходной, День здоровья, День открытых дверей. На моих мероприятиях родители выступают не просто в роли зрителя, а принимают активное участие в спортивных играх и эстафетах. Подобные мероприятия всегда вызывают восторг и радость у детей  и родителей.

Таким образом, я хочу сказать, что спортивные подвижные игры – это прекрасный способ с пользой организовать детский досуг, закрепить не только физическое, но и моральное, психическое и интеллектуальное здоровье. Ведь любая игра, а тем более спортивная - это определенные правила, которых дети должны придерживаться, а значит управлять своим телом, поведением, учиться самоконтролю. Это обучение происходит на положительных эмоциях, закаляет тело и характер, ведь, научившись проигрывать, дети учатся вставать и идти дальше к победе. Занимайтесь с детьми спортом, ведь спорт – это движение, а движение – это жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...

«Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Эффективным средством развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра – это осмысленная и интенсивная деятельность ребенка, характеризующаяся ...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....