Конспект Доклад "Нейроигры в заключительной части занятия по физической культуре"
статья по физкультуре
Конспект доклада "Нейроигры в заключительной части занятия по физической культуре"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад мастер-класса к семинару –практикуму в рамках РМО инструкторов по физической культуре на тему: «Использование нейроигр нейроупражнений на занятиях по физической культуре.»
Тема : «Использование нейроигр и нейроупражнений в заключительной части занятия по физической культуре.»
Подготовила
инструктор по физической культуре :
Чумакова Наталия Николаевна.
Тема: «Использование нейроигр и нейроупражнений в заключительной части занятия по физической культуре».
Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга, — система упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрогимнастики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.
Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Цели нейрогимнастичеких упражнений:
• синхронизация развития полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации, ловкости;
• развитие памяти, внимания;
• развитие речи и мышления.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.
В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций.
Под влиянием кинезиологических и нейро тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Упражнения постепенно усложняются и увеличивается объём выполняемых заданий.
Регулярное включение упражнений нейрогимнастики в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.
А малыш познаёт этот мир не через взрослых, как кажется, а с помощью движения.
Заключительная часть | |
Основные задачи: | Содержание: |
переход от интенсивной деятельности к спокойной; снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. | - игра малой подвижности; - дыхательные упражнения; - упражнения на релаксацию; - самомассаж; - ходьба в разном темпе. |
Продолжительность частей физкультурного занятия в разных возрастных группах | ||||
Части/группа | Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная |
Заключительная | 2-3 минуты | 3-5 минут | 3-5 минут | 5-7 минут |
В заключительной части занятия можно использовать нейро игры малоподвижные «Мотальщики», «Лабиринт», «Парашют», «Замыкая круг» и т.д. (См. Приложение); кинезиологические упражнения «кулак – ладонь», «яблочко – червячок», «блинчики», «ухо-нос» и т.д.
Заключение
Использование нейро-игр на занятиях физической культуры в детском саду открывает новые горизонты для развития детей. Эти игры не только увлекательны и захватывающие, но и оказывают положительное влияние на развитие моторики, координации движений, внимания, логики и командной работы. Нейро-игры могут быть успешно интегрированы в традиционные занятия физической культуры и стать одним из ключевых элементов современного дошкольного образования.
В своей практике я заметила, что нейро-игры значительно повышают мотивацию детей к занятиям, делая их более интересными и разнообразными. Кроме того, они способствуют формированию навыков самостоятельности, решительности и умения справляться с нестандартными ситуациями. В результате дети получают удовольствие от занятий, их успеваемость и уровень здоровья улучшаются.
Надеюсь, что мой опыт и предложенные нейро-игры помогут вам привнести свежие идеи в вашу педагогическую практику и сделать занятия физической культурой еще более продуктивными и увлекательными для детей. Пусть наши воспитанники растут здоровыми, сильными и гармонично развитыми личностями!
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Моталочки»
Эти игры координируют попеременное движение рук, что способствует межполушарному взаимодействию, повышает игровую мотивацию детей, происходит одновременно самомассаж пальцев рук, что способствует развитию мелкой моторики.
Вырабатывается соревновательный дух, скорость, реакция,
развивается ловкость и глазомер,
- развивает координацию движений.
«Ходьба по фигурам»
На полу зала располагаются крупные разноцветные геометрические фигуры. Детям предлагается пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной последовательности. Фигуры можно заменить на спортивный инвентарь, а в условиях группы — на любимые детские игрушки. Упражнение активно тренирует периферическое зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве.
«Ходьба на ощупь»
Ходьба с закрытыми глазами по массажным дорожкам не только прекрасно развивает чувство равновесия, но и совершенствует работу тактильных анализаторов. Упражнение можно выполнять индивидуально или небольшими подгруппами.
Вариант: ползание с закрытыми глазами по дорожкам разной текстуры, длины и ширины.
Коммуникативная игра малой подвижности «Замыкая круг»
Дети с закрытыми глазами семенящим шагом двигаются по залу. Задача — найти игрока и, взяв его за плечи, продолжить движение. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся в одну «цепочку», и направляющий не замкнет круг, положив руки на плечи замыкающему.
Игра «Ходьба по канату» - игра направлена на координацию движения в заданном направлении, так же эта игра способствует развитию саморегуляции и самоконтроля, развивает внимание и память. (канатом можно задавать любую форму: круг, квадрат, зигзаг, лабиринт и т.д.) Проходить можно обычным шагом, приставным, спиной вперёд. Дети проходят по одному, ещё можно парами, а можно цепочкой из нескольких человек.
«Делай ногами»
Не секрет, что стопы человека имеют множество нервных окончаний, которые взаимодействуют с мозгом. Именно поэтому некоторые упражнения можно проводить с помощью ног — прокатывание мяча из исходного положения сидя («сидячий футбол»); захват предметов, таких как кубики, мячи, эспандеры и действия с ними («передай кубик ногами»); собирание ногами в обруч мелких игрушек, помпонов, разбросанных по залу («пылесос»).
Подобные игровые упражнения хорошо включать в заключительную часть занятия.
«Игры наоборот»
В ходе выполнения этих игровых упражнений нужно выполнить движение не по показу ведущего, а по словесной команде (игровые упражнения из серии «Запрещенное движение»). В них можно включать ходьбу или бег спиной вперед. Данные упражнения тренируют равновесие, координацию движений, способствуют становлению новых нейронных связей в головном мозге.
«Молчаливые» игры
В ходе этих игровых упражнений детям предлагается разделиться на подгруппы, не используя речь, а общаясь при помощи мимики и жестов, пантомимы («Найди и промолчи», «У кого колокольчик?», «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем», «Угадай животное», «Все превратились в ...»). Можно попросить воспитанников плотно закрыть уши ладонями и прочитать задание «по губам».
Запоминание оговоренных заранее объектов или действий
В ходе этих физических упражнений нужно запомнить оговоренные заранее объекты или действия: «Сколько шагов ты выполнил, идя по канату?», «На сколько ступенек ты поднялся по гимнастической лестнице?», «Какого цвета мячи лежали справа от тебя?», «Кто из ребят первым выполнил упражнение?» и т.д.
«Медленно — быстро»
Привычка выполнять определенные физические упражнения в быстром или медленном темпе прочно формируется у дошкольников. Предложите детям выполнить упражнения в непривычном темпе. Например, проползти по-пластунски по гимнастическим матам быстро, а замах при метании в цель сделать медленно. Смена темпа позволит сформировать прочные нейронные связи через прочувствование ребенком движения по-новому.
«Все наоборот»
Данные игровые упражнения направлены на тренировку нейронной сети правого полушария мозга. Можно предложить детям повторить позу персонажа, изображенного на картинке, перевернутой вверх ногами. Привычные мыслительные «модели», натыкаясь на странное положение изображения, не срабатывают, и начинает действовать правое полушарие.
«Путаница»
Произносить слова - разные части тела и показывать на себе, а ребёнок показывает на себе, что называем. Дети должны следовать устной инструкции и не сбиваться.
«Ножки и ладошки».
Вырезаем отпечатки ступней и ладошек.
Наклеиваем их на ватман или другую основу. Предлагаем ребенку пройти полосу препятствий.
Примеры упражнений
«Ухо-нос». Ребенок берется левой рукой за кончик носа, правой – за левое ухо. Затем быстро меняет руки, хватаясь правой рукой за нос, левой – за правое ухо.
«Лягушка». Ребенок садится на корточки, затем встает, делая прыжок вперед, с разведением рук в стороны.
«Зеркало». Один ребенок показывает движения, а другой повторяет их, как в зеркале.
«Качалка». Ребенок садится на пол, обхватывает колени руками и перекатывается на спину вперед-назад.
«Перекрестные движения». Ребенок одновременно поднимает левую ручку и правую ногу, затем меняет сторону.
«Рисование двумя руками». Ребенок одновременно рисует разными руками простые фигуры (круги, квадраты, треугольники).
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенок постоянно показывает на стол кулаки, ребро ладонь, ладонь и повторяет эту последовательность.
«Запомни и повтори». Дети чередуют последовательные движения (например, хлопок, приседание, прыжок), а затем повторяют их. Можно усложнить игру, увеличить количество движений или добавить новые.
«Собери по цвету». На полу раскладывают обручи разных цветов. Дети должны быстро собирать предметы определенного цвета и переносить их в соответствующие обручи. Можно использовать мячи, кубики, ленту или другие предметы.
«Пройди лабиринт». На полу или на ковре рисуют лабиринт. Дети должны пройти лабиринт, следуя указаниям (например, идти только по линиям определенных цветов).
«Собери фигуры». На полу разбросаны детали геометрических фигур (например, треугольники, квадраты, круги). Дети должны быстро собрать детали и сложить из них целые фигуры. Можно устроить соревнования на скорость и точность.
Релаксация «Снеговик»
Дети слепили снеговика:голову ,туловище,руки,ноги.Потом вышло солнце и начало припекать,а снеговик начал таять:сначала наклонилась голова,потом опустилась одна рука,вторая,потом снеговик и сам начал проседать,пока не превратился в лужу.Солнце грело-грело и лужицы стали испаряться:капельки воды стали подниматься в небо и обьединяться в тучки.Тучки стали плавно летать по небу.Тучки-тучки покружитесь снова в деток превратитесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «пере...

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста...

Презентация "Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста"
Презентация "Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста"...

Конспект Доклад "Нейроигры в заключительной части занятия по физической культуре"
Конспект доклада "Нейроигры в заключительной части занятия по физической культуре"...

Использование нейроигр и нейроупражнений на занятиях по физической культуре в старшем дошкольном возрасте
в статье указывается значимость и польза использования нейроигр и упражнений на занятиях по физкультуре...

Нейроигры и нейрогимнастика на занятиях по физической культуре
нейроигры и нейрогимнастика могут успешно применяться в традиционных физкультурных занятиях и в различных спортивных мероприятиях ДОУ....

