Использование нейроигр и нейроупражнений на занятиях по физической культуре в старшем дошкольном возрасте
статья по физкультуре
в статье указывается значимость и польза использования нейроигр и упражнений на занятиях по физкультуре
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейроигр и нейроупражнений на занятиях по физической культуре в старшем дошкольном возрасте
Пивоварова Дарья Николаевна,
Инструктор по физической культуре
МБОУ «СОШ №17», г. Бийск
Нейроупражнения — это специальные задания, которые стимулируют работу мозга и развивают различные когнитивные функции. Они могут включать в себя физические движения, что делает их особенно эффективными для детей, находящихся в процессе активного роста и развития.
Введение нейроигр и нейроупражнений в физкультурные занятия старших дошкольников – инновационный подход к развитию когнитивных и двигательных навыков. Эти методы стимулируют межполушарное взаимодействие, улучшают концентрацию внимания и координацию движений.
Нейроигры, включающие элементы головоломок и заданий на логику, способствуют развитию мышления и памяти. Нейроупражнения, такие как перекрестные движения и балансировка, активизируют работу мозга, улучшают моторику и ориентацию в пространстве.
Регулярное использование нейроподхода в физической культуре положительно влияет на успеваемость детей, их эмоциональное состояние и адаптацию к школьной среде. Интеграция нейроупражнений в традиционные занятия делает их более интересными и эффективными, способствуя гармоничному развитию ребенка.
Внедрение нейроигр и нейроупражнений в физкультурные занятия старшего дошкольного возраста позволяет создать комплексную программу развития, направленную на укрепление не только физического, но и когнитивного здоровья детей. Это способствует формированию нейронных связей, необходимых для успешного обучения и адаптации к новым условиям.
Использование мячей разного размера и текстуры, балансировочных досок, обручей и другого нестандартного оборудования в нейроупражнениях обогащает сенсорный опыт детей и стимулирует развитие мелкой и крупной моторики. Задания на координацию, такие как жонглирование или перебрасывание мяча из руки в руку, требуют концентрации и внимания, улучшая межполушарное взаимодействие.
Применение нейроигр на занятиях по физической культуре может включать в себя задания на запоминание последовательности движений, ориентирование в пространстве по словесным инструкциям или решение простых логических задач, связанных с двигательной активностью. Это развивает когнитивные функции и способствует улучшению памяти и внимания.
Новизна:
Использование нейропсихологических игр и упражнений в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности для развития когнитивных процессов и физической активности детьми дошкольного возраста.
Принципы:
Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс воспитания с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихических игр в развитии дошкольников являются эффективным инструментом работы. Используются для стимуляции развития нервной системы, способствуют образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивают внимание, пространственные представления, улучшают реакцию.
Нейроигры можно условно разделить на:
- игры для развития межполушарного взаимодействия;
- игры на развитие мозжечковой стимуляции
-игры на развитие зрительного восприятия
Инновационная направленность:
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно.
При выполнении определённых физических действий у человека образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к обучению. Поэтому, чтобы образовывать и развивать эти связи у детей дошкольного возраста можно использовать как раз нейродинамические упражнения и игры в процессе занятия по физической культуре. Далее приведем пример таких игр и упражнений для детей старших и подготовительных групп.
В вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя ноги на каждый шаг и т. д. Ещё можно использовать для ходьбы оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные (верёвочные) лестницы.
В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания.
Таким образом, интеграция нейроигр и нейроупражнений в физкультурные занятия старших дошкольников является эффективным способом развития когнитивных и двигательных навыков, подготовки к школе и улучшения общего здоровья детей.
Список использованной литературы:
1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, - М.: Айрис, 2007.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, -М.: Генезис, - 2008.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза - М.: Генезис,- 2010.
4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад, – 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование командных спортивных игр на занятиях на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети дошкольники любят заниматься физкультурой. Особый интерес вызывают спортивные игры: фут...

Тема: « Использование метода круговой тренировки, как условие эффективной физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста » Подготовила: инструктор по физической культуре Авдеева Т.Н. МБДОУ « Детский сад №3»г. Воронеж.
Круговая тренировка – это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу. Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом...
Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений на занятиях физической культуры для детей дошкольного возраста...

Использование мячей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств у детей разного возраста....

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «пере...

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста...

Презентация "Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста"
Презентация "Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста"...
