Консультация для педагогов ««Метод сказкотерапии посредством физической культуры дошкольников в детском саду»»
консультация по физкультуре

Ковалева Наталья Владимировна

Консультация  для педагогов

««Метод сказкотерапии посредством физической культуры

дошкольников в детском саду»»

 

Дошкольный возраст является очень ответственным в формировании физического и психического здоровья. Именно на этом этапе необходимо сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровье сберегающие технологии.

Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, она объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов

««Метод сказкотерапии посредством физической культуры

дошкольников в детском саду»»

Дошкольный возраст является очень ответственным в формировании физического и психического здоровья. Именно на этом этапе необходимо сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровье сберегающие технологии.

Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, она объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой — доктора психологии, президента Международного союза сказкотерапевтов, автора метода комплексной сказкотерапии, автора системы сопровождения семьи и воспитания детей, основателя и руководителя Школы анализа сказок, основателя и руководителя Авторской мастерской Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!».

 

 Актуальностью является, то что  

  • Сказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
  •  Прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями, ищут решения проблем, которые встают перед ними.

А Здоровьесберегающие педагогические технологии делятся на

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья   - сюда входит                                                              (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).
  • Технологии обучения здорового образа жизни — это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж.
  •  И Технологии коррекционные - сказкотерапия, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия.

Задачами сказкотерапии являются:

  • Развитие внимания.
  • Развитие памяти.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Снятие эмоционального и физического напряжения.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.

Виды сказок подразделяются на

  • Художественные, которые способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Дидактические - через сюжетность и образность помогают малышу лучше усвоить информацию.
  • Психокоррекционные, создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
  • Психотерапевтические, лечат душу, раскрывают глубокий смысл событий.
  • Медиативные, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Методы сказкотерапии - это

  • Чтение, рассказывание сказки.
  • Показ игрушек, иллюстраций, картинок.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Рисование сказки.
  • Лепка по сказке.
  • Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Решение сказочных задач.
  • Сочинение сказки.
  • Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.
  • Постановка сказки.

Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Сказкотерапевтическая диагностика

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми.   

   Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них.

   

В любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать. Выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Главное при решении сказочной задачи – не изменить или минимально изменить сюжет сказки.

Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки.

Сочиняя собственную сказку, ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.

Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.

Разыгрывая сказку, ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Физкультурное занятие – один из источников охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребёнка.

Особое место в его творчестве занимает сказка. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. В своей практике при проведении физкультурных занятий в младших группах я использую сказкотерапию. Беру за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется сюжетом. Использую упражнения для профилактики нарушение осанки и плоскостопия. Тематика таких занятий   соответствует возрастным возможностям детей учитывая уровень их компетентности.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию одновременно решаются задачи других образовательных областей.  

Непосредственная образовательная область физическая культура с использованием интеграции других образовательных областей, дети активнее выполняют упражнения, высокая плотность занятия. Упражнения выполняют охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями «мышка», «бабочки», «зайчики», «котята» и др. дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше и выразительнее передать его образ. Таким образом, он закрепляет сюжет сказки. При использовании музыки развивает чувство ритма, настроение героя, развивает координацию движений.  Для меня важно научить фантазировать ребёнка, стараюсь творчески подходить к воплощению детского образа в выполнении упражнений.

Физкультурные занятия я провожу с целью осуществления качественного, прочного усвоения знаний, умений и навыков в области физической культуры.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору», «Пузырь», «Кот и мыши», «Волк во рву», «Волк и зайцы», «Гуси-лебеди», «Охотники и утки», и другие.

Так же подвижные игры развивают различные аспекты личности ребёнка

  • Физическое развитие. Подвижные игры способствуют развитию всех групп мышц и улучшению крупной моторики. В процессе игры дети учатся контролировать своё тело. 
  • Социальное развитие. Подвижные игры помогают детям научиться взаимодействовать друг с другом. Они учатся договариваться о правилах, распределять роли и находить решения в случае конфликтов. 
  • Интеллектуальное развитие. Запоминание правил игры, разработка стратегий и анализ игровых ситуаций способствуют развитию когнитивных навыков. В процессе игры дети учатся быстро и эффективно принимать решения. 
  • Эмоциональное развитие. Активные игры помогают детям справляться с эмоциями и стрессом. Физическая активность способствует выработке эндорфинов, что в целом улучшает настроение ребёнка. 
  • Уверенность в себе. Участие в подвижных играх способствует формированию у детей уверенности в собственных силах. Преодоление физических препятствий или успешное выполнение игровых задач укрепляет их самооценку. 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

Перспективный план по физической культуре на улице в группе старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики» на 2020-2021 учебный год (Пособие: Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду», старшая группа)

СЕНТЯБРЬ.Занятие 1. (1 неделя)Задачи: Упражнять детей в построении в колонны; повторить упражнения в равновесии и прыжках.I  часть. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Игровое упраж...

Сказкотерапия, как средство адаптации к детскому саду

В материале представлены сказки, которые помогают адаптировать детей к новым условиям детского сада....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы физическая культура в детском саду. Л.И. Пензулаева в образовательной области Физическое развитие» на 2020-2021 учебный год

Содержание программы  обеспечивает физическое развитие в возрасте от 3 до 7 летОсновная цель: Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательн...

Консультация для педагогов «Метод мозжечковой стимуляции в физическом развитии детей»

Мозжечок — это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус.Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом и интел...

СКАЗКОТЕРАПИЯ В АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ

СКАЗКОТЕРАПИЯ – ВАШ ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Сказка – самый древний способ поддержки и воспитания ребенка с помощью слова. У детей преобладает «правополушарный...

Разнообразие использования арки Пиклера в развитии физических качеств на занятиях по физической культуре в детском саду

Арка Пиклера — это многофункциональный инвентарь, разработанный для содействия физическому развитию детей. Она способствует не только развитию основных физических качеств, но и улучшению общей м...