Выступление на региональном вебинаре по функциональной грамотности дошкольников по физической культуре
статья по физкультуре

Выступление на тему:  «Формирование математической грамотности у старших дошкольников на занятиях по физической культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_vebinar.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

(дошкольное отделение детский сад «Осинка»)

городского округа Ступино Московской области

Региональный вебинар

на тему: «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС»

Выступление

на тему:  «Формирование математической грамотности у старших дошкольников на занятиях по физической культуре»

 

                         

 Подготовила  

инструктор по физической культуре

                                           Чибискова О. Н.

30 октября 2024г.

В современном быстро меняющемся мире в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

На сегодняшний день физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становится естественной составляющей общечеловеческой культуры, ведь в настоящее время акцент с формирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.

Одним из основных компонентов функциональной грамотности дошкольника является математическая грамотность.

Еще древний философ Жан-Жак Руссо писал о движениях как средстве познания окружающего мира. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в его мозг, что, соответственно, способствует его интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте активно развивается когнитивная сфера, и именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов.

     Согласно Концепции развития математического образования в РФ, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

     Для реализации этой Концепции в дошкольном образовании основным направлением является создание условий для освоения детьми первых математических представлений, которые способствуют развитию речи, памяти, мышления, воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость, творчество.

Как отмечает профессор, доктор педагогических наук  Владимир Трофимович Фоменко, «интеграция двигательной и познавательной деятельности в форме физкультурных занятий выгодно отличается от других видов занятий, когда интеллектуальная деятельность протекает на фоне угнетения моторики».

Использование сочетания математики и физкультуры за счет интегрированного подхода в движении дает много преимуществ. Это позволяет детям лучше осознать математические представления, видеть, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира,  а также помогает решать проблемы двигательной активности.

Дети применяют математические знания в разных видах деятельности.

Вариантами организации обучения детей математике вместе с физическим развитием являются следующие: занятия, подвижные игры и физкультурно – математические досуги и развлечения.

Возможностей наполнения математическим содержанием занятий по физической культуре существует много. Все задания можно объединить в комплексы по определенным образовательным задачам (физическая культура и математика): в ходе почти всех физкультурных занятий дети встречаются с множеством математических понятий, вот некоторые из них.

Использование сенсорных эталонов направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Например, понятие «ширина» более естественно познается ребенком не с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, а путем перешагивания (или перепрыгивания) «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему; сравнивая предметы физкультурного оборудования (дуги, мячи, ленты и др.) в движении, ребёнок учится анализировать математические соотношения.

Cчет направлен на формирование знаний чисел и цифр, состава числа, на закрепление и автоматизацию движений в соответствии с количественным представлениями.

Игра «Математические ежики»

В этой игре дети закрепляют умение соотносить количество предметов с цифрой от 1 до 10, совершенствуют навыки счета в пределах 10, упражняются  в беге врассыпную, развивают внимание действовать по сигналу. Задание: «Найди своего ежика и угости его яблоком»

Развитие пространственных отношений направлено на обеспечение обобщенности и схематизации пространственного образа относительно своего тела. Например, сбить ту кеглю, которая стоит слева от названного ребенка,   предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.

При обучении строевым упражнениям дети развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и  чувства ритма и темпа движений. Построения и перестроения включают в себя, расчет «по порядку», и расчет «на первый и второй».

Формирование математических представлений свойств и отношений можно в подвижной форме.

Подвижная игра «Найди пару своей геометрической фигуре» (величина, фигуры)
В этой игре дети закрепляют знание геометрических фигур, цветов и величины. Развивают внимание, память, ориентировку в пространстве и упражняются в быстром беге. 

Побуждать детей в процессе выполнения заданий по схемам соблюдать последовательность, а также предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок.

Также использую задания, в ходе которых детям предлагается как можно быстрее определить количество предметов, провести группировку по форме, сравнить предметы по величине.

Эстафета «Обручи»

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам, развивать скорость, внимательность.

Эстафета  «Выложи ряд»

В эстафете «Выложи ряд» у детей развивается внимательность, логическое мышление,  зрительное внимание, память, а также скорость реакции и координации движений,  развивается смекалка и изобретательность, воспитывается чувства коллективизма. 

Детям необходимо менять фишки так чтобы в конце все фишки были разложены по цветам.

Физкультурно-математические досуги и развлечения.

Стимулировать двигательную и мыслительную активность детей можно в ходе физкультурно-математических досугов и развлечений, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить  в физкультурном зале, на участке.

Физкультурно-математические досуги или развлечения могут быть сюжетными или бессюжетными. Бессюжетные мероприятия это игры-эстафеты, конкурсы, квесты, в ходе которых, выполняя математические задания, во время прохождения препятствий, дети закрепляют знания по математике и двигательные умения.

Подвижные игры с математическим содержанием.

Детский возраст отличается кипучей деятельностью и энергичностью движений. Наиболее естественное состояние ребенка - это движение, и, поэтому использование подвижных математических игр на занятии привлекает детей своей необычностью, им нравится участвовать в такой деятельности, участвуя в ней, они не замечают, что еще и учатся, возникает интерес не только к игре, но и к самому предмету.

«Не зевай, быстро кубик поднимай»

Игра развивает ловкость и внимание. Дети как можно быстрее должны поднять названный цвет, опередив своего напарника по обручу.

«Расшифруй код»

Эстафета развивает логическое мышление, сообразительность, внимание, коммуникативные качества.

На занятиях по физической культуре с элементами математики используются подвижные игры с математическим содержанием, которые представляют собой особую форму деятельности, где создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Особенностью данной категории игр является наличие связи дидактического содержания с движением, при этом роль движений ярко выражена.

Эстафета «Четвертый лишний»

Эстафета учит детей выделять из группы предметов лишний. Дети закрепляют умение классифицировать предметы, обогащать знания о предметном окружении, развивают память, внимание, мышление.

Эстафета «Крестики нолики»

Крестики-нолики не только занимательное развлечение, но и развивающая игра. У детей она способствует развитию тактического и стратегического мышления, а также интуиции — ребята учатся предугадывать действия соперника.

Геометрическое полотно

Нестандартное физкультурное оборудование - коврик с геометрическими фигурами для меня незаменимый помощник на занятиях по физической культуре с использованием приёмов математического содержания. Дети с удовольствием прыгают на одной или двух ногах по фигурам одинаковой формы либо одинакового цвета, в зависимости от полученного задания. Так же дети на геометрическом полотне закрепляют понятия вперёд, назад, вправо, влево, впереди, позади, справа, слева. В игре  «Разноцветное путешествие» дети должны дойти до конца «маршрута» согласно определённой схеме разной сложности.

Главное достоинство занятий с использованием системы дидактических подвижных игр в том, что при выполнении дидактических заданий дети менее подвержены переутомляемости, усваиваемые понятия приобретают системный характер. Поэтому самый эффективный путь, ведущий к прочному и быстрому усвоению материала, я вижу в использовании подвижной игры дидактической направленности, в процессе которой дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают двигательные способности, оттачивают интеллектуальные умения.

 Игра «Реши пример»

Цель игры: закрепить состав числа с помощью решения примеров на сложение и вычитание.

Дети совершенствуют навыки счета, развивают основы логического мышления, а также внимание, тренируют память и сообразительность.

Эстафета «Веселый счет»

Играя в эту эстафету, у детей закрепляется навык счета предметов, развивается умение соотносить цифру и количество предметов; развивается внимание, память, наглядно-образное мышление, умение анализировать, сравнивать.

Таким образом, организация комплексных занятий оказывает положительное влияние на уровень математической грамотности и физического воспитания дошкольников, способствует не только развитию физического потенциала и увеличения двигательной активности детей, но и формированию самостоятельной деятельности, творчества, умственных способностей, что содействует процессу активного овладения знаниями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по физической культуре с дошкольниками»!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Леонтьевский детский сад «Малинка»Городского округа Ступино Московской области142861, Московская область,...

Тематическая Программа по формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми  «Наши друзья - Звуковички»

Тематическая Программапо формированию функциональной грамотности посредством   развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»...

Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; н...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по физической культуре с дошкольниками»

Двигательная активность полезна для организма человека. Особенно для детей.  В детском саду особой формой двигательного развития является учебное занятие по физической культуре. Дети дошкольного ...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается актуальным в системе российского дошкольного образования. Это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет о...

«Функциональная грамотность дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры»

Цель:Формировать предпосылки функциональной грамотностидошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры....