РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ПЛАВАНИЮ Групп компенсирующей направленности по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
рабочая программа по физкультуре
Для групп компенсирующей направленности по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Звездочка» «Созвездие»
ПРИНЯТА На Совете педагогов протокол от ___________г. № _ | УТВЕРЖДЕНА Приказом Филиала МАДОУ «ДС «Звездочка» «Созвездие» От _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНСТРУКТОРА ПО ПЛАВАНИЮ
Групп компенсирующей направленности по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
Составитель:
Сангаджи-Горяев Николай Очир-Горяевич
Новый Уренгой, 2023
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи Программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. Планируемые результаты реализации Программы | 6 |
1.1.4. Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с ЗПР | 6 |
1.1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | 7 |
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1. Содержание образовательной области "Физическое развитие" (Плавание) | 8 |
2.2. Примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год | 13 |
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы | 15 |
2.4. Поддержка детской инициативы | 15 |
2.5.План взаимодействие с семьями воспитанников | 15 |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 16 |
3.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 16 |
3.2. Организация режима пребывания детей с ОВЗ (ЗПР) в плавательном бассейне | 17 |
3.3. Обеспечение безопасности ООД по плаванию | 17 |
3.4 Материально-техническое обеспечение программы | 19 |
3.5. Методическое обеспечение реализации рабочей программы | 20 |
РАЗДЕЛ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 20 |
4.1. Краткая презентация Программы | 20 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа разновозрастной группы компенсирующей направленности (Далее -Программа) характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности с детьми с ЗПР от 4до7 лет на 2023-2024 учебный год.
Программа адресована педагогическим и иным работникам, работающим с обучающимися данного образовательного учреждения, а также родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся.
Программа направлена на создание развивающей образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, индивидуализации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности и учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) в условиях совместного образования.
В Программе отражены содержание обучения и воспитания, особенности организации образовательной деятельности и образовательного процесса, учитывающие возраст детей и их образовательные маршруты, направленность групп, а также участие родителей (законных представителей) в реализации Программы.
Цели и задачи Программы
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
- признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР:
Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможнос тей ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться. 3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные,
обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.
Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психолого - педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу "замещающего онтогенеза". При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новы й этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой -выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.
Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно действенной основе. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны и возможные пути, и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп, обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Планируемые результаты реализации Программы
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации Программы для обучающихся с ЗПР. Освоение обучающимися с ЗПР основного содержания АОП ДО, реализуемой в образовательной организации, возможно при условии своевременно начатой коррекционной работы. Однако полиморфность нарушений при ЗПР, индивидуально-типологические особенности обучающихся предполагают значительный разброс вариантов их развития. Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетов возможностей конкретной группы и каждого ребенка. В связи с этим, рабочие программы пелагических работников в одинаковых возрастных группах могут существенно различаться.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с ЗПР
К 5 годам
Ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
К 7-8 годам (на этапе завершения освоения Программы)
Физическое развитие: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, движения рук достаточно координированы, рука подготовлена
к письму, подвижен, владеет основными движениями, их техникой, может контролировать свои движения и управлять ими, достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений, обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и другое), развита способность к пространственной организации движений, слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма, проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогический мониторинг выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития обучающегося, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность. Педагогический мониторинг необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования
«зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития».
Педагогический мониторинг проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (апрель-май). Полученные данные заносятся в сводную таблицу уровня развития навыков плавания и развития физических качеств детей, занимающихся плаванием.
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями
Первый год обучения:
Фамилия и имя ребенка | Количество посещенных занятий | Свободное передвижение с различным положением рук | Погружение в воду с головой | Лежание на воде с помощью вспомогательных предметов | Собирание игрушек ( 30 сек.) | Поливание на себя |
Фамилия и имя ребенка | Количество посещенных занятий | Свободное передвижение с различным положением рук | Погружение в воду с задержкой дыхания (3-5 сек.) | Лежание на воде с помощью вспомогательных предметов | Упражнение «Звездочка» на груди и на спине | Собирание игрушек за 30 сек. | Плавание на груди с работой ног (с предметом) |
Второй год обучения:
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание образовательной области "Физическое развитие" (Плавание).
Содержание данного раздела обязательной части Программы соответствует содержанию раздела ФАОП ДО и определяет возрастные линии образовательной деятельности дошкольной образовательной организации по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Возраст обучающихся | Задачи образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности |
4-5 лет | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья); оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их обучающихся; Развитие общей и мелкой моторики. Развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка. Формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей. | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Осваивает разучиваемые движения, их элементы как на основе демонстрации, так и на основе словесной инструкции, понимает указания педагогического работника. Обращается за помощью к педагогическим работникам при заболевании, травме. Отсутствуют признаки частой заболеваемости. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Правильно выполняет процессы умывания, мытья рук с мылом. Пользуется расческой, носовым платком. Действия могут требовать небольшой коррекции и напоминания со стороны педагогического работника. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Знаком с понятиями "здоровье", "болезнь". Имеет представление о составляющих здорового образа жизни: о питании, закаливании, необходимости соблюдения гигиенических процедур. Знает о частях тела и об органах чувств человека, о пользе утренней зарядки и физических упражнений, прогулок, о витаминах, об оказании элементарной помощи при ушибах и травме. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Развитие движений соответствует возрастной норме; движения хорошо координированы и энергичны; выполняются ловко, выразительно, красиво. Показатели тестирования показывают высокий возрастной уровень развития и физических качеств. Накопление и обогащение двигательного опыта обучающихся (овладение основными движениями). Умения и навыки в основных движениях соответствуют возрастным возможностям. Доступны традиционные четырехчастные общеразвивающие упражнения с четким сохранением разных исходных положений в разном темпе (медленном, среднем, быстром), выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными и поочередными движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, наклоны (вправо, влево). Соблюдает правила в подвижных играх. Соблюдает правила, согласовывает движения, ориентируется в пространстве. Сформировано умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Сохраняет правильную осанку самостоятельно в положениях сидя и стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Новые движения осваивает быстро. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Активно участвует в совместных играх и физических упражнениях. Выполняет правила в подвижных играх, реагирует на сигналы и команды. Развит интерес, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений и подвижных игр, при этом переживает положительные эмоции. Пользуется физкультурным инвентарем и оборудованием в свободное время. Сформировано желание овладевать навыками доступных спортивных упражнений. Объем двигательной активности соответствует возрастным нормам. |
5-6 лет | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Легко выполняет и осваивает технику разучиваемых движений, их элементов. Отсутствуют признаки частой заболеваемости. Может привлечь внимание педагогического работника в случае плохого самочувствия, недомогания. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самостоятельно и правильно выполняет процессы умывания, мытья рук, помогает в осуществлении этих процессов другим детям. Следит за своим внешним видом и внешним видом других обучающихся. Самостоятельно одевается и раздевается, помогает в этом другим детям. Элементарно ухаживает за вещами личного пользования, проявляя самостоятельность. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Знаком с понятиями "здоровье", "болезнь", может дать их толкование в доступном возрастным возможностям объеме. Имеет представление о составляющих ЗОЖ: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней гимнастики и физических упражнений. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Развитые физические качества проявляются в разнообразных видах двигательной деятельности. Стремится к выполнению физических упражнений, позволяющих демонстрировать физические качества в соответствии с полом (быстроту, силу, ловкость, гибкость и красоту исполнения). Проявляется соотношение некоторых физических упражнений с поролевым поведением (силовые упражнения - у мальчиков, гибкость - у девочек). Показатели тестирования показывают высокий возрастной уровень развития физических качеств. Накопление и обогащение двигательного опыта обучающихся (овладение основными движениями). Техника основных движений соответствует возрастной норме. Осознанно и технично выполняет физические упражнения, соблюдает правильное положение тела. Выполняет четырехчастные, шестичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одновременным последовательным выполнением движений рук и ног, одноименной и разноименной координацией. Участвует в подвижных играх с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием, играх-эстафетах. Двигательный опыт обогащается в самостоятельной деятельности: свободно и вариативно использует основные движения, переносит в разные виды игр, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Ребенок проявляет стремление к двигательной активности. Получает удовольствие от физических упражнений и подвижных игр. Хорошо развиты самостоятельность, выразительность и грациозность движений. Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры и разнообразные упражнения. Испытывает радость в процессе двигательной деятельности; активен в освоении новых упражнений; замечает успехи и ошибки в технике выполнения упражнений; может анализировать выполнение отдельных правил в подвижных играх; сочувствует спортивным поражениям и радуется победам. Вариативно использует основные движения, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности, действует активно и быстро в соревнованиях с другими детьми. Помогает педагогическим работником готовить и убирать физкультурный инвентарь. Проявляет интерес к различным видам спорта, к событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. Объем двигательной активности на высоком уровне. | |
6-7 лет | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Развитые физические качества проявляются в разнообразных видах двигательной деятельности. Стремится к выполнению физических упражнений, позволяющих демонстрировать физические качества в соответствии с полом (быстроту, силу, ловкость, гибкость и красоту исполнения). Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самостоятельно правильно выполняет процессы умывания, мытья рук, помогает в осуществлении этих процессов другим детям. Следит за своим внешним видом и внешним видом других обучающихся. Самостоятельно одевается и раздевается, помогает в этом другим детям. Элементарно ухаживает за вещами личного пользования и игрушками, проявляя самостоятельность. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Знаком с понятиями "здоровье", "болезнь", может их трактовать. Имеет представление о составляющих ЗОЖ: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены, режима дня, регламента просмотра телепередач, компьютерных игр. Знает о пользе утренней гимнастики и физических упражнений. Знает о факторах вреда и пользы для здоровья. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Хорошо развиты сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость в соответствии с возрастом. Движения хорошо координированы. Стремится проявить хорошие физические качества при выполнении движений, в том числе в подвижных играх. Высокие результаты при выполнении тестовых заданий. Накопление и обогащение двигательного опыта обучающихся (овладение основными движениями). Самостоятельно, быстро и организованно выполняет построение и перестроение во время движения. Доступны: четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными и разноименными, разнонаправленными, поочередными движениями рук и ног; упражнения в парах и подгруппах. Выполняет их точно, выразительно, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями, с различными предметами. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности. Любит и может двигаться самостоятельно и с другими детьми, придумывает варианты игр и комбинирует движения, проявляет творческие способности. Участвует в разнообразных подвижных играх, в том числе спортивных, показывая высокие результаты. Активно осваивает спортивные упражнения и результативно участвует в соревнованиях. Объективно оценивает свои движения, замечает ошибки в выполнении, как собственные, так и других детей. Может анализировать выполнение правил в подвижных играх и изменять их в сторону совершенствования. Сопереживает спортивные успехи и поражения. Может самостоятельно готовить и убирать физкультурный инвентарь. Развит интерес к физической культуре, к различным видам спорта и событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. |
2.2. Примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
октябрь | 1. Знакомство с помещениями бассейна, основными правилами поведения в нём | 1.Знакомство с водой. 2.Знакомство с правилами поведения на воде |
самостоятельно окунаться, не бояться брызг, не вытирать лицо руками.
команде подходить к лесенке на вход и выход. |
|
ноябрь |
не бояться воды
на вход и выход. | 1. Продолжать приучать детей смело входить в воду, самостоятельно окунаться, не бояться воды |
самостоятельно, не толкаясь, разгребая воду руками
команде подходить к лесенке на вход и выход. | 1. Приучать детей принимать горизонтальное положение на груди в воде, держась за поручень бассейна с использованием нудлс. |
декабрь |
самостоятельно, не толкаясь, разгребая воду руками
на вход и выход. | 1. Приучать детей принимать горизонтальное положение на груди в воде, держась за поручень бассейна с использованием нудлс. |
груди, держась за поручень с использованием нудлс.
|
команде подходить к лесенке на вход и выход. |
январь | 1.Продолжать упражнять в различных движениях в воде: ходьбе. 2.Приучать передвигаться организованно | 1.Упражнять в передвижении в воде 2.Воспитывать организованность при выполнении правил бассейна: по команде подходить к лесенке на вход и выход. | ||
февраль | 1.Упражнять в передвижении в воде 2.Воспитывать организованность при выполнении правил бассейна: по команде подходить к лесенке на вход и выход. |
команде подходить к лесенке на вход и выход. |
2.Воспитывать уверенность в передвижении в воде |
2.Учить двигаться с плавательной доской на груди. |
март |
на вход и выход. | 1.Учить детей погружаться в воду с головой 2.Приучать не бояться воды, выполнять вдох-выдох |
|
|
апрель |
|
|
команде подходить к лесенке на вход и выход. |
|
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Название проекта | Сроки реализации |
«Использование подвижных игр на воде при обучении дошкольников плаванию» | Долгосрочный (октябрь-апрель) |
Семейный проект «Наш выходной» | Краткосрочный (февраль) |
- Поддержка детской инициативы
Применять различные формы поощрения дошкольников. Создавать условия для развития детской инициативы в данной образовательной области. Настольно-печатные игры на тему о спорте. Подвижные игры, игры с элементами спорта. Игры - имитации, хороводные игры. Физические упражнения. Отражение впечатлений о физкультуре и спорте в продуктивных видах деятельности. Двигательная активность во всех видах самостоятельной деятельности детей. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение. Ситуативные разговоры; решение проблемных ситуаций. Свободное общение о ЗОЖ. Комплекс закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком, сон без маек и пижам). Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Использование приемов массажа (растирание сухой махровой перчаткой), точечный массаж, суджок - технология и др.
План взаимодействие с семьями воспитанников
Месяц | Форма проведения |
Октябрь | «В здоровом теле-здоровый дух» онлайн консультация |
Ноябрь | «Родительский марафон» открытое занятие |
Декабрь | «Новый год в подводном царстве» досуг |
Январь | «За здоровьем – босиком» (онлайн-консультация) |
Февраль | «Родительский марафон» открытое занятие |
Март | Семейный проект «Наш выходной» |
Апрель | Правила поведения на открытых водоемах (онлайн-консультация, стенд) |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Бассейн оборудован согласно современным требованиям и принципам построения предметно-пространственной среды.
Содержательно-насыщенный - предусматривает разнообразие материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
1. Полифункциональности - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, а значит должна быть многофункциональной;
2. Трансформируемости - предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
3. Доступности, позволяющей обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
4. Вариативности: предметно- пространственная среда бассейна должна быть обеспечена многообразием материалов, конструктивным решением, мобильностью его компонентов;
5. Принцип безопасности, позволяющий при создании предметно-развивающей среды обеспечивать безопасность для дошкольников (физическую, экологическую, психофизическую, психологическую, нравственно-духовную).
В бассейне создана развивающая предметно-пространственная среда (далее – развивающая среда), которая обеспечивает:
• реализацию Программы
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
• учет возрастных особенностей детей.
Для максимальной организации образовательного пространства, помещение бассейна разграничено на зоны:
• зал для разминки
• чаша бассейна
• уголок для формирования плавательных навыков и умений.
Развивающая среда в бассейне стимулирует физическую активность детей, присущее им желание совершенствоваться в приобретённых навыках плавания, побуждает применять в играх своё умение. В ходе игр, в том числе игровых упражнений, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Бассейн оснащен игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Все предметы доступны детям, что обеспечивает двигательную активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.
3.2. Организация режима пребывания детей с ОВЗ (ЗПР) в плавательном бассейне
Совместная образовательная деятельность по плаванию входит в образовательную область "Физическое развитие" как третье занятие по физической культуре. На занятиях по плаванию дети делятся на две подгруппы по 6 человек. Комплектация групп происходит с учетом физической подготовки и по результатам диагностики.
Структура проведения занятий:
1. Подготовительная часть (общеразвивающие упражнения на суше или в воде);
2. Основная часть (специальные и подготовительные упражнения для обучения плаванию);
3. Заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
При проведении ООД осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических способностей.
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по плаванию включают следующее:
• освещенные и проветриваемые помещения;
• текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
• дезинфекция чаши при каждом спуске воды;
• анализ качества воды и дезинфекция помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе
Возрастная группа | Температура воды ('С) | Температура воздуха ('С) | Глубина бассейна (м) |
4-7(8) лет | +29...+31 | +28...+31 | 0,8 |
3.3. Обеспечение безопасности ООД по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям. Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:
- Непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
- Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
- Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
- Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.
- Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.
- Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
- Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
- Научить детей пользоваться спасательными средствами.
- Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
- Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
- Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды.
- При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться. - Соблюдать методическую последовательность обучения.
- Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
- Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.
- Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.
- Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
- Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению преподавателя;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
При обучении прыжкам каждый воспитанник должен знать и соблюдать правила прыжков в воду:
- Во время проведения прыжков в воду необходимо соблюдать строгую дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения преподавателя.
- Выполняются прыжки строго под наблюдение преподавателя и по его команде.
- Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из
- При прыжках в воду с твердой опоры необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
- При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях.
- Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором.
- Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.
3.4. Материально-техническое обеспечение программы
В состав помещений бассейна входят: зал с ванной, раздевалка с душевыми и туалетом, техническое помещение. Бассейн удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям к их устройству и эксплуатации. Помещение проветривается каждые 30-40 минут в течение 5-7 минут. Два раза в день проводится сквозное проветривание.
Для реализации программы имеются:
Колобашка 20 шт.
Лопатки для плаванья 20 шт.
Нарукавники для плавания 20 шт. Ласты 20 шт.
Пояс для плаванья 10 шт. Нудлс10 шт.
Коннектор 10 шт.
Скамейка 5 шт.
Круг спасательный (детский облегченный) 2 комплекта. Жилет страховочный 10 шт.
-Обручи с грузами (вертикальные)10 шт.
Обручи плавающие (горизонтальные)10 шт.
Игрушки и предметы, тонущие и плавающие 5 наборов. Шест пластмассовый 2 шт.
Плотик островок 2 шт.
Разделительная дорожка 1 шт.
Тоннель 1 шт.
Обручи плавающие (горизонтальные)10 шт.
Игрушки и предметы, тонущие и плавающие 5 наборов. Шест пластмассовый 2 шт.
Плотик островок 2 шт. Разделительная дорожка.
Дети занимаются плаванием в купальных костюмах, которые приносят из дома и уносят обратно вдень занятий. Для передвижения по детскому саду до и после занятий приобретаются родителями махровые халаты с капюшоном и длинными рукавами. У каждого ребенка имеется свое домашнее полотенце и мочалка, которые после каждого занятия уносятся и обрабатываются родителями дома.
- Методическое обеспечение реализации рабочей программы
- Осокина Т.И. Как научить детей плавать: пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1985.
- Чеменева А.А., Стокмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста - СПб, : "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011.
- Герхард Левин "Плавание с малышами - Минск.: "Полымя", 1981.
- Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду, / опыт работы Канидовой В. М., "Московский Институт Повышения Квалификации Работников Образования. Учебно-Методическая Лаборатория по Дошкольному Образованию", 2012.
- Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду - М.: Творческий центр" 2009.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Краткая презентация Программы
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее Программа) является нормативно-управленческим документом учреждения, характеризующим специфику содержания образования, особенности организации образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг, с учетом которого государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования для детей от 4 до 7 (8) лет, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Цель реализации Программы (ФАОП ДО п.10.1): обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Целью программы коррекционной работы является создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи для работы с детьми ЗПР (ФАОП ДО п.45.2):
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;
-проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого- педагогических условий для более успешного их освоения; формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико- синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;
-целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи; -целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;
-создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах; -выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования; -осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела- целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде планируемых результатов (целевых ориентиров).
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в области физического развития; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно- пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (программу коррекционно-развивающей работы).
Одной из важнейших задач в условиях работы с детьми с ЗПР является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности Организации и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогических работников и крайняя корректность при общении с семьей.
В Организационном разделе программы представлены, условия реализации программы и ее материально-техническое оснащение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок дня, особенности организации предметно- пространственной развивающей образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...
педагогическая диагностика РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Полянка» на 2018-2019 уч.год
Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы Полянка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ПЛАВАНИЮ Групп компенсирующей направленности по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР)
для групп компенсирующей направленности по реализации адаптированнойобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР)...