Паспорт проекта «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

 Власова Наталья Анатольевна

Русские малые фольклорные формы, такие как пословицы, поговорки, считалки, народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как сказки и песни тоже созданы народом. В народных пословицах, играх много юмора, задора, энергетики и веселья. В них проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Большинство народных игр сопровождаются речитативами, неожиданными моментами, считалками и зазывалками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай,

в спортивной жизни применяй»

Название проекта: «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй»

Руководители проекта: Власова Наталья Анатольевна, инструктор по физической культуре; Царенко Елена Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 14 Лесозаводского городского округа»

Цитата, лозунг: Спорт сочетаешь с делом – здоров и душой, и телом.

                                                                                        Русская народная пословица 

Аннотация

Русские малые фольклорные формы, такие как пословицы, поговорки, считалки, народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как сказки и песни тоже созданы народом. В народных пословицах, играх много юмора, задора, энергетики и веселья. В них проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Большинство народных игр сопровождаются речитативами, неожиданными моментами, считалками и зазывалками.

Современные дети обращаются к этим фольклорным формам все меньше и меньше. Игры, созданные народом, оказались забытыми. С самого раннего детства детей теперь увлекают компьютерные игры. Они мало двигаются, реже общаются со сверстниками.

Поэтому наш проект очень актуален и своевременен. Ведь если с самого раннего детства начинать знакомить детей с родной культурой, национальными традициями, народными праздниками, русскими играми, то это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Наши русские, народные и фольклорные, несправедливо забытые игры окажут большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически и морально укрепят ребенка.

Фольклор как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания. Использование фольклора в физическом воспитании является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста. Благодаря традициям, обычаям, обрядам формировалась и обогащалась физическая культура народа, ее ценности передавались из поколения к поколению - народные игры, национальные виды спорта.

Наш проект и создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки.

Мероприятия проекта позволят участникам не только получить знания о русских народных играх, русском фольклоре, о его значении в жизни человека, но и развить творческие способности, сформировать коммуникативные навыки.

          Основу работы над проектом составит развитие речи детей, двигательных и коммуникативных навыков. Ребят ждут беседы, чтение стихотворений наизусть, развлечения. Для закрепления знаний будут проведены разнообразные формы работы на развитие устойчивого интереса к теме проекта. Дети совместно с родителями примут активное участие в создании продуктов проекта, что станет их общим семейным делом.

        В ходе реализации проекта будут созданы следующие продукты: картотека малых фольклорных форм о спорте «Здоровье, спорт, труд – рядом идут»; книжки – малышки «В игры русские играем – веселимся, не скучаем»; альбом «Кто спортом занимается – тот силы набирается»; фотовыставка «Спорт и туризм укрепляют организм!»; мультимедийная презентация «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй».

Обогатятся отношения родителей и детей через общение в совместной деятельности; повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного и физического развития дошкольников.

        Благодаря проведенной работе, дети осознанно смогут ответить на вопросы проекта: Народные подвижные игры – это интересно или полезно? Может ли пословица чему-то научить? Можно ли обойтись без игр?

        Проект «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй» будет интересен педагогам дошкольных учреждений, дополнительного образования, родителям.

Основная проблема, требующая решения: в настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Выявлено сокращение двигательной активности детей (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), недооценено значение малых фольклорных форм и народных подвижных игр в развитии и воспитании ребёнка.

Основополагающий вопрос проекта: Нужны ли ребятишкам народные игры?

Проблемные вопросы проекта:

Народные подвижные игры – это интересно или полезно?

Может ли пословица чему-то научить?

Можно ли обойтись без игр?

Направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное, физическое и оздоровительное

Условия участия в проекте: создание интереса у детей, участие родителей в реализации проекта, разработка конспектов ОД, бесед по теме. Познавательно-игровая деятельность ориентирована развитие у воспитанников чувства коллективизма, взаимопомощи, умения шутить, соревновательного задора, характера, чувства ответственности.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, посещающие логопункт, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Возраст воспитанников: 6-7 лет (старший дошкольный возраст).

Состав проектной группы: 16   детей.

Распределение ролей в проектной группе:

Дети

Педагоги

Родители

Принимают непосредственное участие в

двигательной активности, познавательно-речевой и продуктивной деятельности; в создании альбома «Кто спортом занимается – тот силы набирается»

Подбирают необходимую литературу; организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, сбор информации для создания картотеки малых фольклорных форм о спорте «Здоровье, спорт, труд – рядом идут»; для мультимедийной презентации «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй»

Оформляют, альбом «Кто спортом занимается – тот силы набирается», фотовыставку «Спорт и туризм укрепляют организм!»,

портфолио проекта.

Принимают участие в мероприятиях проекта; в оформлении книжек- малышек «В игры русские играем –веселимся, не скучаем»,

фотовыставке «Спорт и туризм укрепляют организм!»

Тип проекта: Познавательно-игровой, творческий.

Краткое описание ситуации проекта:

Педагоги рассказывают детям о том, как они в детстве собирались на поляне и играли в разные игры. Веселые народные подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек?

Педагог спросил у детей: «Знаете ли вы, что такое народная игра? А в какие игры играете вы с друзьями на улице?» Дети ответили, что просто бегают или играют в игры по мотивам зарубежных мультиков.

Педагог, услышав ответы детей, предлагает поближе познакомиться с русскими народными играми. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ – нужно нам создать проект.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей физическое и речевое развитие ребёнка.

        Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

        Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Заказчик проекта: педагоги ДОУ.

Потребители проекта: дети, родители.        

Цель: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через малые фольклорные формы и народную подвижную игру; создание книжек-малышек «В игры русские играем – веселимся, не скучаем», картотеки малых фольклорных форм о спорте «Здоровье, спорт, труд – рядом идут».

Задачи:

  1.  Познакомить с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья через активную двигательно-речевую деятельность ребенка.
  3. Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с фольклором русского народа.
  4. Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, фольклору, помочь ребенку накопить необходимый двигательный и речевой опыт.
  5. Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, координацию движений.
  6. Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
  7. Воспитать культуру общения со сверстниками, чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
  8. Наладить эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

Продукты проекта:

  • картотека малых фольклорных форм о спорте «Здоровье, спорт, труд – рядом идут»
  • книжки – малышки «В игры русские играем – веселимся, не скучаем»
  • альбом «Кто спортом занимается – тот силы набирается»
  • фотовыставка «Спорт и туризм укрепляют организм!»
  • мультимедийная презентация «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй»

Временные рамки проекта:

1 этап – 02.12. 2024 г. – 13.12.2024 г.

2 этап – 16.12.2024 г. – 27.12.2024 г.

3 этап – 09.01.2025 г. – 17.01.2025 г.

Показатели эффективности проекта: оценка эффективности проекта будет проводиться по 2 направлениям: работа с родителями и работа с детьми.

Степень включенности родителей, их заинтересованность будет проанализирована через участие в совместных мероприятиях.

Положительная динамика в развитии детей будет отслеживаться через педагогическое наблюдение.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Сформированы

- знания и представления о культуре, традициях и обычаях русского народа через малые фольклорные формы и народную подвижную игру;

- умения решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребёнка участвовать в проектной деятельности.

Обогащён словарный запас посредством знакомства с фольклором русского народа.

Развита:

- двигательная активность: ловкость, сила, быстрота, выносливость;

- память, творческое воображение, познавательная активность.

Для родителей:

- родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно- творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ;

- повышение знаний по совершенствованию двигательно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста;

- сплочение родителей, детей и педагогов.

Для педагогов:

- оснащение развивающей предметно- пространственной среды;

- сплочение родителей, детей и педагогов.

Необходимое оборудование: технические средства обучения (фотоаппарат, флеш – накопитель, магнитола, проектор, ноутбук), наглядные пособия и демонстрационный материал по теме проекта.

Ориентировочный бюджет проекта: данный проект не требует финансовых затрат.

Используемые способы, технологии, методы и приёмы:

  • словесный:

- беседы,

- чтение художественной литературы, отгадывание загадок,

- пересказ

  • наглядный:

- рассматривание иллюстративного материала,

- выставка

  • игровой:

- игры,

- поисково – исследовательская деятельность

  • практический:

- упражнения,

- показ

Игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, личностно – ориентированные технология.

Особенности проведения, виды деятельности:

Деятельность педагогов

  • Подготовка методических и дидактических материалов.
  • Проведение ОД, организация игр, фотовыставки.

Деятельность детей

  • Участие в ОД, беседах.
  • Совместная и самостоятельная художественная деятельность, изготовление рисунков для альбома «Кто спортом занимается – тот силы набирается», участие в народных играх.
  • Знакомство с малыми фольклорными формами (жанрами) по теме проекта.

Деятельность родителей

  • Участие в мероприятиях по плану проекта.
  • Совместная творческая деятельность.
  • Оформление книжек-малышек «В игры русские играем – веселимся, не скучаем»

Формы взаимодействия организаторов с участниками:

Педагоги

Дети

Родители

Консультации, практикумы, памятки, беседы, ОД

ОД, беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, считалок, дидактические и подвижные игры, составление криптограмм и отгадывание их. конкурсы, совместное творчество.

Беседы, консультации, конкурсы, совместное творчество

Возможные трудности и риски проекта: 

Трудности и риски

Мероприятия по их устранению

Отсутствие заинтересованности родителей и несерьезное отношение их к выполнению предложенных заданий.

Личные беседы с родителями, наглядная информация в родительских уголках о необходимости данной работы.

Трудности отдельных детей в освоении предложенного материала.

Составление упрощенных вариантов заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Перспективы развития проекта:

Данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной деятельности.

В ходе реализации проекта педагогический опыт распространяется на муниципальном уровне, вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОО.

        Проект «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй» может использоваться на различных ступенях образования – в ДОО, учреждениях дополнительного образования, начальной школе.

        Результаты деятельности представлены к обсуждению в рамках мероприятий различного уровня:

- обобщение информации по реализации проекта и знакомство педагогов с результатами деятельности в рамках педагогической гостиной «Формы и методы работы, при взаимодействии всех субъектов педагогического процесса»;

- публикация авторского материала на портале «Педагогика 21 века. Инновации в действии».

 

Список литературы:

1. Аниконова Т.Г. Народные игры. Учебное пособие. — Белгород, 2004.

2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2002.

3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005.

4. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детского сада. — М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.

5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. — М.: Наука, 2012. 6. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.

7. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособ. для воспитателей и инструкт. физ-ры дошк. образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2007.

 8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В.Руссковой. — М.: Просвещение, 1986.

 9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. — М.: Академический Проект, 2001.

10.Пензулаева Л.И.. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: Владос, 2002.

11.Третьякова О.В. Русский народный календарь. — М.: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Русская народная игрушка"

Данный материал поможет педагогам спланировать работу по ознакомлению детей с русской народной игрушкой, а так преумножить их знания о традициях и культуре русского народа....

"Фольклор-кладезь, народной мудрости

буклет для родителей и педагогов...

Программа "Фольклор - жемужина народной мудрости"

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство музыки, поэзии,манеры исполнения и функции произведения. (М.Н. Мельников)На...

ПРОЕКТ «Мир фольклора – мир народной мудрости»

Цель проекта "Мир фольклора-мир народной мудрости": Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества   и самобытности....

Паспорт проекта «Русская народная игрушка – матрёшка».

Паспорт проекта «Русская народная игрушка – матрёшка»....