ПРОЕКТ «Мир фольклора – мир народной мудрости»
проект (средняя, старшая группа)

Толстун Юлия Николаевна

Цель проекта "Мир фольклора-мир народной мудрости": Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества   и самобытности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР детский сад №5 г. Россоши.

ПРОЕКТ

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

                                                    Воспитатель:Толстун Ю. Н.

январь-апрель 2020

ПРОЕКТ "Мир фольклора-мир народной мудрости"

 «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»

А.М. Горький

Актуальность: Старинные песни и пляски, игры и сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки,  потешки и прибаутки,  заклички и считалки… Всё это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудрости-мире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым днём самим становиться хоть чуточку лучше!

В современном мире повсеместно наблюдается процесс ослабления, упрощения, оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых   невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья, сверстники, образовательные организации).

В последнее время массовая культура зарубежных стран активно проникает в жизнь, мировоззрение современных детей. Забывается или отходит на последний план ценность русской народной культуры. А ведь, именно, народное искусство, глубоко воздействует на воспитание дошкольников в русле русской национальной культуры.

Обогащающая роль традиционной народной культуры и родного языка должна найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.

Ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям.

В силу определённых обстоятельств общение между родителями и детьми становится   минимальным или вообще отсутствует. Дети часто проводят время перед телевизором, компьютером, планшетом или в худшем случае предоставлены сами себе.

Поэтому детский сад   должен стать проводником для детей   и их родителей в познании удивительного мира фольклора, воспитании духовности, формировании системы нравственно-эстетических ценностей.

Реализация данного проекта позволит посеять и взрастить в детской душе семена любви к   устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости!

Проблема:

Недостаточный, поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору современных родителей и детей.

Цель проекта: Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества   и самобытности.

Задачи проекта:

-для детей:

1.Дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.

2.Обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте.

Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

На фольклорной основе формировать, развивать исполнительские и творческие навыки каждого ребенка.

5.Обогатить активный и пассивный словарь, развивать связную речь посредством устного и музыкального фольклора.

- для родителей:

1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

2.Расширить поле позитивного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами.

3.Воспитывать интерес к культурному наследию народа.        

-для воспитателей:

1.Привлечь к активному тесному взаимодействию в процессе работы по реализации проекта.

2.Обогатить   предметно-развивающей среду в группе.

3.Воспитывать интерес к культурному наследию народа.        

Гипотеза: Если использовать фольклор   наряду с современными технологиями обучения, речь дошкольника обогатится и повысится уровень познавательно-творческой деятельности.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Адрес: детям, родителям, педагогам.

По продолжительности: Долгосрочный(с января по апрель 2020года.)

 Участники проекта: музыкальные руководители, воспитатели, дети, родители.

Необходимые материалы: использование ИКТ, русские народные музыкальные инструменты, иллюстрации, дидактический материал.

Методы работы над проектом: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для музыкальных руководителей:

-  освоение проектного метода;

- повышение престижности профессии музыкального руководителя, напоминание общественности  о его роли в жизни ребенка и всего общества;

-  повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

- повышение качества взаимоотношений с родителями.

2. для детей:

- сформированы представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- сформировано бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- повысился уровень познавательного развития;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общении.

для родителей:

- обогащение знаний о значимости русской культуры на развитие речи их детей ;

- повышение интереса к  русскому народному творчеству;

- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации выставок, праздников для детей.

4. для воспитателей:

- активное тесное взаимодействие  в процессе работы по реализации проекта.

Продукт проекта:

-  праздник «Пасхальные встречи»;

- отчетное мероприятие  «Путешествие в страну Фольклора».

Этапы проекта:

Организационный этап:

- диагностика детей;

- анкетирование родителей;

Музыкальный руководитель:

- постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор иллюстративного материала, художественной литературы, репродукций картин;

- подготовка атрибутов, пошив костюмов;

- создание презентаций по теме;

- посещение консультаций логопеда, инструктора по физической культуре.

Дети: вхождение в проект.

Родители: вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

Воспитатели: привлечь воспитателей к совместной деятельности.

Основной этап:

- ознакомление детей с жанрами фольклора;

- организация и посещение выставок;

- рассмотрение картин, иллюстраций и беседы по их содержанию;

- проведение ОД;

- продуктивная деятельность с детьми;

- проведение праздника «Пасхальные встречи»;

-  создание презентаций

Заключительный этап:

- подведение итогов и анализ результатов проекта;

- отчётное мероприятие «Путешествие в страну Фольклора».

Содержание проекта:

 

       ТЕМА

 

                          ФОРМА РАБОТЫ

ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ  

С детьми

Родителями

Педагогами

 

 Хороводы

хороводятся-песня речкою льётся

Русские

Народные музыкальные инструменты

 

Рождество

 

 Викторина

«Угадай народную песню»

 

Организация выставки

«Музыкальная шкатулка» в детском саду

 Досуг «Угадай музыкальный

инструмент»

 

Участие в празднике «Свет Рождества»

 

 

Рекомендации по слушанию музыки.

 

 

 

Консультация

«Из истории праздника»

 

 

 Консультация

«Народная песня»

 

Мастер-класс

«Игра на

ложках»Создание мини-музея музыкальных

инструментов

 

 

 

 

 

 

январь

 Рисуем 

отгадки к

народным

загадкам

Пословицы и поговорки русского народа

 

 

 Считалки

 

Народные игры

Масленица

Музыкально-дидактические игры

 

 

Познавательная

беседа с ИКТ

 Игровая деятельность

Музыкальные сюжетно-ролевые игры

Развлечение

Рекомендации по использованию фольклора в семье.

 

Рекомендации инструктора по физкультуре

Папка-передвижка

Создание копилки

 

 

 

Рекомендации инструктора по физкультуре

 

 

 

Февраль

Народная

кукла

Сороки

 

 

 

Красна

сказка

складом

Сказочники.

Посещение Русской избы

Беседа с ИКТ

 

 

Викторина по сказкам

Театрализованная .деятельность

По русским народным сказкам

Информация на стенд «Праздник-Сороки»

 

Консультация на тему:

«Сказка в жизни ребёнка»

Информационно-просветительский материал

Папка-передвижка

Обогащение предметно-развивающей среды

 

 

 

Март

Весну звали

 

 

 

 

Пасха

Путешествие в страну фольклора

Посещение выставки

 

 

 

Праздник «Пасхальные встречи»

Фольклорный праздник

 

Участие в акции «Пасхальная открытка»

Просмотр и участие в празднике.

 

Беседы о времени года

 

 

 

Участие в совместной деятельности

Консультация

«Влияние фольклора на развитие речи»

 

 

 

 

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ларец народной мудрости"

Данный проект долгосрочный.Направлен на ознакомление старших дошкольников с традициями,укладом жизни,прикладным творчеством русского народа....

Проект Книга Народной Мудрости 15.07.2016

Книга Народной Мудрости является результатом совместной деятельности учителя -логопеда, родителей и воспитанников, воспитателей. Основная цель проекта -знакомство с русской культурой, обычаями предков...

Консультация для родителей "Фольклор -народная мудрость"

"ФОЛЬКЛОР –НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ"Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном в...

"Фольклор-кладезь, народной мудрости

буклет для родителей и педагогов...

педагогический проект "Речевой ручеёк народной мудрости"

формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности....

Программа "Фольклор - жемужина народной мудрости"

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство музыки, поэзии,манеры исполнения и функции произведения. (М.Н. Мельников)На...

ФОЛЬКЛОР – «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

Статья из опыта работы...