ПРОЕКТ «Мир фольклора – мир народной мудрости»
проект (средняя, старшая группа)

Толстун Юлия Николаевна

Цель проекта "Мир фольклора-мир народной мудрости": Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества   и самобытности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР детский сад №5 г. Россоши.

ПРОЕКТ

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

                                                    Воспитатель:Толстун Ю. Н.

январь-апрель 2020

ПРОЕКТ "Мир фольклора-мир народной мудрости"

 «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»

А.М. Горький

Актуальность: Старинные песни и пляски, игры и сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки,  потешки и прибаутки,  заклички и считалки… Всё это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудрости-мире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым днём самим становиться хоть чуточку лучше!

В современном мире повсеместно наблюдается процесс ослабления, упрощения, оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых   невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья, сверстники, образовательные организации).

В последнее время массовая культура зарубежных стран активно проникает в жизнь, мировоззрение современных детей. Забывается или отходит на последний план ценность русской народной культуры. А ведь, именно, народное искусство, глубоко воздействует на воспитание дошкольников в русле русской национальной культуры.

Обогащающая роль традиционной народной культуры и родного языка должна найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.

Ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям.

В силу определённых обстоятельств общение между родителями и детьми становится   минимальным или вообще отсутствует. Дети часто проводят время перед телевизором, компьютером, планшетом или в худшем случае предоставлены сами себе.

Поэтому детский сад   должен стать проводником для детей   и их родителей в познании удивительного мира фольклора, воспитании духовности, формировании системы нравственно-эстетических ценностей.

Реализация данного проекта позволит посеять и взрастить в детской душе семена любви к   устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости!

Проблема:

Недостаточный, поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору современных родителей и детей.

Цель проекта: Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества   и самобытности.

Задачи проекта:

-для детей:

1.Дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.

2.Обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте.

Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

На фольклорной основе формировать, развивать исполнительские и творческие навыки каждого ребенка.

5.Обогатить активный и пассивный словарь, развивать связную речь посредством устного и музыкального фольклора.

- для родителей:

1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

2.Расширить поле позитивного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами.

3.Воспитывать интерес к культурному наследию народа.        

-для воспитателей:

1.Привлечь к активному тесному взаимодействию в процессе работы по реализации проекта.

2.Обогатить   предметно-развивающей среду в группе.

3.Воспитывать интерес к культурному наследию народа.        

Гипотеза: Если использовать фольклор   наряду с современными технологиями обучения, речь дошкольника обогатится и повысится уровень познавательно-творческой деятельности.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Адрес: детям, родителям, педагогам.

По продолжительности: Долгосрочный(с января по апрель 2020года.)

 Участники проекта: музыкальные руководители, воспитатели, дети, родители.

Необходимые материалы: использование ИКТ, русские народные музыкальные инструменты, иллюстрации, дидактический материал.

Методы работы над проектом: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для музыкальных руководителей:

-  освоение проектного метода;

- повышение престижности профессии музыкального руководителя, напоминание общественности  о его роли в жизни ребенка и всего общества;

-  повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

- повышение качества взаимоотношений с родителями.

2. для детей:

- сформированы представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- сформировано бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- повысился уровень познавательного развития;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общении.

для родителей:

- обогащение знаний о значимости русской культуры на развитие речи их детей ;

- повышение интереса к  русскому народному творчеству;

- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации выставок, праздников для детей.

4. для воспитателей:

- активное тесное взаимодействие  в процессе работы по реализации проекта.

Продукт проекта:

-  праздник «Пасхальные встречи»;

- отчетное мероприятие  «Путешествие в страну Фольклора».

Этапы проекта:

Организационный этап:

- диагностика детей;

- анкетирование родителей;

Музыкальный руководитель:

- постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор иллюстративного материала, художественной литературы, репродукций картин;

- подготовка атрибутов, пошив костюмов;

- создание презентаций по теме;

- посещение консультаций логопеда, инструктора по физической культуре.

Дети: вхождение в проект.

Родители: вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

Воспитатели: привлечь воспитателей к совместной деятельности.

Основной этап:

- ознакомление детей с жанрами фольклора;

- организация и посещение выставок;

- рассмотрение картин, иллюстраций и беседы по их содержанию;

- проведение ОД;

- продуктивная деятельность с детьми;

- проведение праздника «Пасхальные встречи»;

-  создание презентаций

Заключительный этап:

- подведение итогов и анализ результатов проекта;

- отчётное мероприятие «Путешествие в страну Фольклора».

Содержание проекта:

 

       ТЕМА

 

                          ФОРМА РАБОТЫ

ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ  

С детьми

Родителями

Педагогами

 

 Хороводы

хороводятся-песня речкою льётся

Русские

Народные музыкальные инструменты

 

Рождество

 

 Викторина

«Угадай народную песню»

 

Организация выставки

«Музыкальная шкатулка» в детском саду

 Досуг «Угадай музыкальный

инструмент»

 

Участие в празднике «Свет Рождества»

 

 

Рекомендации по слушанию музыки.

 

 

 

Консультация

«Из истории праздника»

 

 

 Консультация

«Народная песня»

 

Мастер-класс

«Игра на

ложках»Создание мини-музея музыкальных

инструментов

 

 

 

 

 

 

январь

 Рисуем 

отгадки к

народным

загадкам

Пословицы и поговорки русского народа

 

 

 Считалки

 

Народные игры

Масленица

Музыкально-дидактические игры

 

 

Познавательная

беседа с ИКТ

 Игровая деятельность

Музыкальные сюжетно-ролевые игры

Развлечение

Рекомендации по использованию фольклора в семье.

 

Рекомендации инструктора по физкультуре

Папка-передвижка

Создание копилки

 

 

 

Рекомендации инструктора по физкультуре

 

 

 

Февраль

Народная

кукла

Сороки

 

 

 

Красна

сказка

складом

Сказочники.

Посещение Русской избы

Беседа с ИКТ

 

 

Викторина по сказкам

Театрализованная .деятельность

По русским народным сказкам

Информация на стенд «Праздник-Сороки»

 

Консультация на тему:

«Сказка в жизни ребёнка»

Информационно-просветительский материал

Папка-передвижка

Обогащение предметно-развивающей среды

 

 

 

Март

Весну звали

 

 

 

 

Пасха

Путешествие в страну фольклора

Посещение выставки

 

 

 

Праздник «Пасхальные встречи»

Фольклорный праздник

 

Участие в акции «Пасхальная открытка»

Просмотр и участие в празднике.

 

Беседы о времени года

 

 

 

Участие в совместной деятельности

Консультация

«Влияние фольклора на развитие речи»

 

 

 

 

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ларец народной мудрости"

Данный проект долгосрочный.Направлен на ознакомление старших дошкольников с традициями,укладом жизни,прикладным творчеством русского народа....

Консультация для родителей "Фольклор -народная мудрость"

"ФОЛЬКЛОР –НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ"Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном в...

"Фольклор-кладезь, народной мудрости

буклет для родителей и педагогов...

Программа "Фольклор - жемужина народной мудрости"

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство музыки, поэзии,манеры исполнения и функции произведения. (М.Н. Мельников)На...

ФОЛЬКЛОР – «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

Статья из опыта работы...

Паспорт проекта «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй»

Русские малые фольклорные формы, такие как пословицы, поговорки, считалки, народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Когда они возникли? Кто их придумал? На эти воп...