Русская народная мудрость (фольклор), как средство формирования социокультурного развития младших дошкольников
проект (младшая группа)
Проект по работе с детьми младшего возраста по русскому фольклору в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 г. Ульяновск
Комплект сценариев занятий:
«Русская народная мудрость (фольклор), как средство формирования социокультурного развития младших дошкольников»
Автор: воспитатель
Загумённова Оксана Леонидовна
Тел. +7 (986) 736 4935
Ульяновск 2022
Содержание
Комплект сценариев занятий по теме «Русская народная мудрость (фольклор), как средство формирования социокультурного развития младших дошкольников»
Введение………………………………………………………………………….3
Актуальность……………………………………………………..……………..3
Цели и задачи……………………………………………………………………4
План работы по проекту……………………………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………....10
Приложения
№1 Конспект родительского собрания- презентации «Сказы Ладушки «Симбирский русский устный фольклор»…………………………………….11
№2 Конспект родительского собрания «Сказы Ладушки «Ладный терем (зож в культуре русского народа)»…………………………………………………..17
№3 Конспект физкультурного досуга для младших дошкольников «Репка»…………………………………………………………………………...20
№4 Конспект развлечения для детей младшей группы «Как мы помогали зверям» по сказке «Теремок»……………………………………….…………..24
№5 Конспект развлечения для младшей группы «Путешествие в сказочный русский лес» по сказке «Колобок»………………………..……………………28
№6 Конспект развлечения для младшей группы «Бабушка Варварушка едет в гости в детский сад» (к 8 марта)……………..…………………………………34
№7 Конспект физкультурного досуга для младших дошкольников «Курочка Ряба»……………………………………………………………………………...40
№8 Конспект спектакля «Маша и медведь» для младших дошкольников»…44
№9 Фотопрезентация к проекту………………………………………………...50
Введение
Что может быть более востребовано, как ни старое…забытое…милое душе и сердцу нашему в современной дошкольной педагогике помимо современных новшеств? Только мудрость народная, в ней искания мои и радость, и печаль… Разве не корни свои, семейные традиции, уважение к старшему поколению и любовь к детям стоят превыше финансовой грамотности, робототехники и подобным вещам? В русских потешках, колыбельных, сказках, хороводах, старом семейном укладе, отношении к природе есть все глубинные знания, которые необходимо передавать подрастающему поколению, чтобы родовая нить не оборвалась и преемственность поколений осуществлялась.
Фольклор (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество. Народный фольклор может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамичностью, постижение тайн природы и величие человеческого духа. Народный фольклор обладает притягательностью для детей. Яркие костюмы, веселые игры и песни способны завлечь внимание ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Актуальность
В сегодняшнее время мы наблюдаем приоритет материальных ценностей над духовными, а страдают при этом дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед нами встает задача переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. В нашем дошкольном учреждении активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре своего народа. Стало очевидным необходимость возрождения добрых семейных, народных традиций.
Свою основную задачу, как педагога, я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской культуре и русским традициям, тем самым формировать социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста.
Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитание у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Народное искусство жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
Цель проекта: русская народная мудрость (фольклор), как средство восприятия детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
- Знакомство с русским литературным жанром (сказки, потешки, колыбельные), с народными музыкальными инструментами, предметами русской старины и костюмом.
- Приобщение к музыкальному и танцевальному фольклору, к народной культуре через народные праздники, игрушки и игры.
- Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви.
- Развитие связной речи детей посредством диалогов, составлении описательных рассказов о народных игрушках, различных сюжетах.
- Развитие художественно-творческих способностей детей;
- Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Тип проекта: познавательно-игровой, культурные ценности сообщества детей и взрослых
Вид: групповой
Участники проекта: дети, родители воспитанников
Возраст: дети 3-4 лет
Время реализации: долгосрочный (1 год) в рамках многолетнего
проекта «Приобщение малышей к русскому фольклору»
База проведения: младшая группа Солнышко МБДОУ д/с №72
Итоговое мероприятие: детский спектакль «Маша и медведь»
Ожидаемые результаты: освоение участниками проекта системы социокультурных ценностей через русский фольклор
Ребенок знает или имеет представление о:
- народных игрушках;
- фольклорных жанрах: потешки, сказки, колыбельные;
- атрибутах русского костюма;
- русских народных праздниках;
- русских народных инструментах и их звучании;
План работы:
Период | Деятельность с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь
| -Беседа- общение «Русская березка» -Хороводная песня «Во поле береза стояла» -Заучивание потешек о березе. -Колыбельная перед сном В.Рябкова «Ветер горы облетает» -ОД «Ах! Вы ложки росписные» Знакомство с деревянной ложкой | Родительское собрание «Сказы Ладушки» на тему: «Симбирский русский устный фольклор» |
Октябрь
| -Чтение сказки «Репка» -Аппликация «Репка» -Лепка «Репка» -п/и «Репка» -Колыбельная перед сном В.Рябкова «А котики серые» - Физкультурный досуг «Репка» | Групповая фотоакция «Путешествие по сказкам» |
Ноябрь
| -Рассматривание иллюстраций к сказкам -Чтение сказки «Теремок» -М/д/и «Теремок» -Конструирование «Дом для друзей» -Колыбельная перед сном В. Рябкова «Ай, нунушки» - Развлечение «Как мы помогали зверям» (по сказке Теремок) | Изготовление Ставней для спектакля «Маша и медведь» |
Декабрь
| -Чтение сказки «Маша и медведь» -Знакомство с русским костюмом -ОД «В гости к нам пришла гармошка» -Аппликация «Машенька из сказки» - Колыбельная перед сном В. Рябкова «Бог тебя дал» -Игра- драматизация «Маша и медведь» | Заучивание главными героями текста спектакля «Маша и медведь» по ролям |
Январь
| -Чтение сказки «Колобок» -М/д/и «Колобок» -Игра «Собери матрешку» - Колыбельная перед сном В. Рябкова «Во Донском краю» -Фольклорное мероприятие «Путешествие в сказочный русский лес» | -Изготовление героев сказки Колобок для оформления участка -Изготовление печи для фольклорных развлечений |
Февраль
| -Беседа-общение «Печь русская», «Самовар», «Что такое колодец?» - ОД «Балалайка- балалаечка» -Русская настольная игра «Бирюльки» - Колыбельная перед сном В. Рябкова «Глазки поскорей закрой» | -Роспись большой балалайки в хохломском стиле |
Март
| -П/и «Платочек» -Рисование «Жостовский поднос» -ОД «Знакомство с дудочкой» - Колыбельная перед сном В. Рябкова «Казачья колыбельная» - Фольклорный праздник «Бабушка Варварушка едет в гости в детский сад» (к 8 марта) | -Изготовление Короба и Программки для детского спектакля «Маша и медведь |
Апрель
| -Лепка «Разноцветные яички» -Аппликация «Пасхальные яички» - Колыбельная перед сном В. Рябкова «Мужичок жил на краю» - Физкультурный досуг «Курочка ряба» | Родительское собрание «Сказы Ладушки» на тему: «Ладный Терем» (Зож в культуре русского народа) |
Май
| -Прослушивание русских народных мелодий и песен. -Муз/д/и по русским сказкам. - Колыбельная перед сном В. Рябкова «Ой, люли- люли» -Детский спектакль «Маша и медведь» | -Оформление участка на улице |
Для проекта я подготовила шесть сценариев фольклорных развлечений для детей, это:
- Физкультурный досуг «Репка»
- Развлечение «Как мы помогали зверям» по сказке «Теремок»
- Развлечение «Путешествие в сказочный русский лес» по сказке «Колобок»
- Развлечение «Бабушка Варварушка едет в гости в детский сад», посвященный международному женскому дню 8 марта
- Физкультурный досуг «Курочка Ряба»
- Детский спектакль «Маша и медведь»
Для родительских собраний подготовила два конспекта из серии «Сказы Ладушки»
- Презентацию «Симбирский русский устный фольклор»
- Семинар- практикум «Ладный терем» (ЗОЖ в культуре русского народа),
написала статью для детского сада, посвященную моим родственникам «Сказ о семье Сорокиных», сделала генеалогическое древо своей семьи и подготовила КНИГУ ПАМЯТИ детского сада №72 г. Ульяновск, посвященную ВОВ.
Заключение
Социокультурное развитие – это формирование у детей представлений о хорошем и плохом, правде и истине, а также приобретение способностей сопоставлять свою жизнь с общественными образцами и умение ставить перед собой четкие цели. Формирование и развитие социокультурных ценностей тесно связано с условиями, в которых воспитывается и обучается ребенок. Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И. Калинина о народном творчестве: «…самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Лишь только то, что любишь и радеешь за что, можно с искренностью развить в наших детях, а что может быть лучше и ближе, чем Родина наша с ее давней и чудесной культурой, самобытностью и характером.
Список литературы
1. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. М., «Цветной мир», 2012.
5. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
7. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
8. Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. - СПб., 1884.
9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986.
10. Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края / Д.Н. Садовников ()
11. Народная культура Поволжья: Методическое пособие / Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам ().
12. Фольклор народов Среднего Поволжья: Хрестоматия /Авт.-сост. А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
13. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - М., 1987.
14. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск, 1995.
15. Садовников Д.Н. Этнографические материалы Поволжского края //Симбирские губернские ведомости. - 1874.
16. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 1995
Приложение №1
Конспект родительского собрания «Сказы Ладушки»
«Симбирский русский устный фольклор»
До недавнего времени мы часто и не задумывались – где создана та или иная сказка, в каком селе высказана та или иная народная мудрость, проявившаяся в пословице? Между тем, определяя родину того или иного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и вспомнить, песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.
Среднее Поволжье имеет старинные фольклорные традиции. Здесь зарождались фольклорные исследования. Здесь вырабатывались правила сбора и переработки фольклорного материала. Многим ли знакома эта страница истории своей малой Родины?
Например, былины, сказки, загадки. В середине XIX века считалось, что былины забыты народом. И неожиданно оказалось, что произведения древнего эпического творчества помнят, поют, причем не в одном селении, а в ряде местностей. Павел Николаевич Рыбников (1831-1885), сделавший это открытие во время служебных командировок по Онежскому озеру и реке Онеге, сумел найти сказителей и записать от них бесценные сокровища народной поэзии. Вслед за ним исследователи фольклора выявили основные очаги бытования былин: Поволжье, Сибирь и Алтай, Дон и Южный Урал, но основные районы эпического творчества обнаруживаются на Севере Поволжья и Европейском Севере.
В середине Х1Хв. Симбирская губерния стала одним из уникальных фольклорных заповедников. Здесь начался сбор и запись произведений народного творчества. В 30-егг. Х1Хв. наш край посетил А.С. Пушкин. Великий поэт в это время собирал материалы для своих произведений («История пугачевского бунта», «Капитанская дочка»). В беседе с братьями Языковыми А.С. Пушкин подивился красоте народной песни, лиричности народных сказаний, меткости народных загадок. Именно он посоветовал Языковым собирать произведения народного творчества своего края. Предложение поэта нашло отклик у всей семьи Языковых и их друзей. К делу подошли очень серьезно. В 1837г. в Симбирске вышел первый номер губернской газеты «Симбирские губернские ведомости», где была опубликована «Песенная прокламация». Авторами статьи были Языков, Кириевский, Хомяков – известные и прогрессивные деятели того времени. В статье содержались правила сбора фольклорного материала, которыми руководствуются фольклористы и наших дней: записывать фольклорные тексты со слов самых старых людей села, не внося никаких изменений и не обрабатывая текст литературно, обязательно отмечать место и время проведения записи, имя и возраст информатора. Кроме того, в статье указывался адрес, куда можно было присылать собранные записи: город Симбирск, улица Панская, дом Языковых. «Песенная прокламация» получила большой общественный резонанс. Ее перепечатали почти все губернские газеты России. И со всей страны в дом на Панскую улицу (ныне улица Советская) стали присылать загадки, сказки, пословицы, легенды и другие фольклорные материалы. Семья Языковых подвергла первоначальной обработке более тысячи текстов, отправляя загадки и сказки Д.Н.Садовникову, народные песни – П.В.Киреевскому, народные игры – Е.А.Покровскому. Указанные авторы и сами путешествовали по нашему краю, собирая и записывая рассказы наших земляков.
Так, Петр Васильевич Киреевский еще в 30-е годы Х1Хв. изучал фольклор в нашем крае. Его помощниками в этом деле стали семьи прогрессивных симбирских дворян – Языковых, Бестужевых, Хомяковых, Валуевых и др. В Симбирске и Сызрани, в селениях волжского Правобережья ими были записаны сотни прекрасных произведений – былин, преданий, исторических, разбойных, солдатских, обрядовых, свадебных, семейных и других песен, пословиц и поговорок. Материалы доставлялись затем ему в Москву. При жизни была издана лишь небольшая часть собранного им материала. Его песенный фольклор включал более 1000 текстов – один из наибольших в Европе. Затем эти записи вошли во многие издания произведений русского народного творчества.
Другой исследователь симбирского фольклора - Дмитрий Петрович Ознобишин – автор слов песни «По Дону гуляет казак молодой». Он хорошо знал П.В. Киреевского, начинал переписчиком его песен. Потом сам стал собирать и записывать песни. Причем записывал он песни не только русские. Ознобишин был переводчиком и популяризатором восточной поэзии. Это расширило круг его интересов в фольклоре. Именно он первый записал чувашскую песню и опубликовал ее в журнале «Заволжский муравей». Только в 60-е годы ХХ в. были найдены 229 текста, записанных Ознобишиным. Они опубликованы в книге «Песни, собранные писателем: новые материалы из архива Ознобишина» (М., 1968г.).
Песни в нашем крае собирал и Петр Васильевич Шейн. Он издал два полных сборника русских песен, среди которых были и симбирские. А родился Петр Васильевич в купеческой семье. Прошел лютеранство, стал протестантом. Порвал со своей семьей, поступил в сиротское отделение немецкого училища. Из этого училища со скудным запасом знаний и горячей любовью ко всему русскому Шейн кочует в качестве воспитателя барских детей по поместьям русских дворян. В 1856г. он встречается с Аксаковым, оказавшись в семье Н.Кротова в деревне Усть-Урей Карсунского уезда Симбирской губернии. И там его исследовательский интерес приобрел научный характер. Он собирает, анализирует, систематизирует песни и баллады. Позднее они будут опубликованы в журнале «Русская беседа»
Известный в прошлом, но мало известен в наши дни еще один собиратель симбирского фольклора – Апполон Апполонович Коринфский. Он родился в Симбирске в 1868г., заниматься литературным трудом начал в поволжских газетах. В 1891г переехал в Петербург. Деятельность его многогранна: поэт, журналист, литературный критик, переводчик, этнограф, библиограф. А.А.Коринфский печатался в нескольких десятках журналов, редактировал еженедельник «Север», был помощником редактора газеты «Правительственный вестник», считался душой поэтического кружка, сложившегося вокруг него и К.Случевского, писал историко-этнографические очерки, много переводил. Но симбирянам он памятен как собиратель фольклора. В нелегких полевых экспедициях спешил Апполон Апполонович со своими сподвижниками зафиксировать исчезающий быт, обряды, верования нашего народа, осмыслить их.
Дмитрий Николаевич Садовников (1847-1883) был человеком известным. Во-первых, это видный поэт и переводчик. Не первой величины, и редкий, наверно, любитель русской поэзии назовет с десяток его стихотворений. Зато одно из них, ставшее популярной народной песней, знает, несомненно, каждый русский человек. Это песня о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Д.Н Садовникова называют «певцом Волги и воли». Волге Садовников посвятил весь свой талант. Лето 1883 года он полностью посвятил работе над стихотворениями о Волге. Целыми днями он бродил по знакомым берегам, забирался на горы, на Венец, а, придя домой, сочинял стихи. Главный герой стихов Садовникова - Степан Разин. Во-вторых, Садовников был этнографом и фольклористом. Ему принадлежат два классических собрания русского фольклора: «Загадки русского народа» (1876) и «Сказки и предания Самарского края». Большая его коллекция заговоров и произведений детского фольклора была опубликована лишь частично и известна, в основном, специалистам. В-третьих, Садовников был краеведом-просветителем. Он любил свой край и по справедливости назван «певцом Волги». В-четвертых, Садовников печатал историко-этнографические статьи в журнале «Нива» и много писал для детей, способствуя народному просвещению (таковы его книги «Наши землепроходцы» и «Языческие сны русского народа») имена этих сказочников мы знаем: Исай Иванов и Василий Авдеев из села Новиковка, дворник Алексей и мещанка Елена Смирнова из Симбирска. От симбирского мещанина Петра Полуехтова получено 11 текстов. Но невероятной удачей была для Садовникова встреча с Абрамом Новопольцевым, крестьянином села Помряськино Ставропольского уезда Самарской губернии (Старомаинский район Ульяновская область). От него Садовников записал 72 текста. Это, конечно, много. Но дело не в количестве, а в качестве: среди выдающихся русских сказочников с огромными репертуарами (Наталья Винокурова, Егор Сороковиков, Матвей Коргуев, Анна Барышникова) Абрам Новопольцев -- один из лучших «мастеров». Одним хорошо удавались сказки волшебные, другим -- бытовые. Новопольцев -- сказочник универсальный, с яркой индивидуальной манерой. Итак, сказочник был «открыт» -- и какой! Жаль, что смерть помешала Садовникову написать развернутую вступительную статью с подробными сведениями об Абраме Новопольцеве. Через полвека появились на Волге фольклористы, собравшие по крупицам свидетельства о Новопольцеве от людей, которые его еще помнили. Вот портрет, созданный В. М. Сидельниковым в 1930-е гг.: «старик высокого роста, широкий в плечах, "здоровенный детина". Был пастухом, жил бедно, имел четырех сыновей. Любил выпить, побалагурить и сказки сказывать». Известно, что умер он в 1885 г. шестидесяти пяти лет от роду. Летом пас скот, зимой отправлялся на отхожие промыслы -- и всюду Новопольцев рассказывал сказки.
Загадки, записанные Д.Н. Садовниковым.
-Ни щелей, ни дверей, полна церковья людей (Огурец)
-Стоит стоюта, висит висюта; пришла Аксюта, покачнула стоюту; упала висюта, съела Аксюта. (Свинья и желуди)
-Кто в Москве с краю живёт? (Солдат)
-От общей могилы ключник. (Лекарь)
-Что не сеяно родится? (Трава)
-Что вверх корнем растёт ?( Сосулька)
-Шёл муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем.
Много ли всех? (Трое)
-Горит столб, а дыму нет. (Свеча)
-Два брюшка, четыре рожка. (Подушка)
-Голову срезали, Сердце вынули,
Дают пить, Велят говорить.
(Гусиное перо)
Приложение №2
Конспект родительского собрания «Сказы Ладушки»
«Ладный терем» (ЗОЖ в культуре русского народа)
Существенную помощь в достижении целей формирования ЗОЖ может оказать использование народных традиций. Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные установления, нормы поведения, материальные и духовные ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Составной частью традиций является фольклор (от англ. «мудрость народа»). Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе
Разновидности разговорных жанров фольклора: пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и «переданные» нам в освоение. Фольклор обладает мощной воздействующей воспитательной силой. Народ смог «углядеть», подметить и облечь в яркую запоминающуюся форму закономерности, которые можно использовать в собственной практической деятельности.
Народные игры
Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.
В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию, и культивируется в более чем 45 регионах
Царь горы — уличная игра, преимущественно, детей в разных странах, задача игрока в которой — занимать вершину горы или любую другую определенную правилами игры область и не пускать туда остальных игроков. Как потенциально травмоопасная, игра часто запрещена в школах.
Взятие снежного городка — старинная народная игра. Игра была частью масленичных празднований. «Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Масленице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы». Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем.
Горе́лки — подвижная старинная славянская игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. Горелки начинались с наступлением весны: с Благовещенья, Светлой недели или Троицы, в некоторых местах обязательно играли на Ивана Купалу. Название произошло от сопровождающей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Игра в ба́бки — старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре. У игры существует большое количество вариантов, которые были придуманы в разные времена, в разных странах и в которых используются разные игровые предметы (в основном небольшие кости ног копытных животных).
Игра в пословицы и поговорки о труде, бани, закаливании, здоровье, правильном питании.
Народные танцы
С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного, нравственного и физического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю
Игра «Виды народных танцев»
(Трепек, Пляска, Перепляс, Присядка, Хоровод)
Игра «Русские полезные напитки»
(Квасы, Сурица, Сбитень, Капорский чай, настои из трав)
Мир детства немыслим без игры, танца, песни. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют нам о том, насколько многообразна народная русская традиционная культура была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага.
Приложение №3
Конспект физкультурного досуга для детей младшей группы «Репка»
Задачи:
- Развитие активности и любознательности детей через интеграцию разных видов деятельности на основе театрализации
- Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в театрализованной деятельности и входить в образ персонажей. Продолжать формировать сочувствие детей к героям сказок и желание помочь им.
- Закреплять умение выполнять правильно движения.
- Развивать память, умение анализировать объект, выделяя его признаки, и сравнивать с другими.
- Закреплять умение воспринимать образы средствами музыки, художественного слова.
Оборудование: пальчиковый театр, спортивные палки, кубики, скамейка гимнастическая, мат, валик (2 – 3 шт.), грядка с «репкой», муз. сопровождение «Мы танцуем и играем»
Ведущий | Действия детей |
Вос-ль говорит в группе: Ребята, а давайте отправимся в гости к бабушке Ск.: Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, касатушки. В гости вы пришли ко мне Сказки слушать любите Я вам сказку расскажу, Расскажу и покажу. Друг за другом все вставайте и за мною отправляйтесь (Звучит музыка) Жил в одной деревне Дед Месте с бабкой много лет. Дед: Приготовь – ка, Бабка, Деду Репы пареной к обеду. Бабка: Рассердил меня ты крепко: Кашу ешь! Ну, нету репки! Хочешь репку, так пойди В огороде посади! Дед: Что ж, пожалуй, я схожу Да и репку посажу Вед: Взялся дедушка за дело, Посадил он репку смело. Репка выросла большая. Посмотрите – ка какая Репка выросла на славу, Не видал такую, право! Что за чудо из чудес?! Репка чуть не до небес. Дед: Дёрну – ка.. Не тут – то было: Одному не хватит силы. Что мне делать? Как тут быть? Кликну Бабку подсобить. Ну – ка, Бабка, подойди Чудо – репку погляди. Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко Репка в землю уцепилась. Подсоби мне, сделай милость. Бабка: Прожила я лет не мало, Но такого не видала. Правда, чудо из чудес: Репка чуть не до небес. Ухвачусь, ка я за Дедку, Вместе дружно дёрнем Репку. Раз – вот эдак! Два – вот так! Ох! Не вытянуть никак. Нам с такой красавицей Ни за что не справиться! Знать мои ослабли ручки, Позову на помощь Внучку. Ну – ка, Машенька, беги! Дёргать Репку помоги. Внучка: Я бегу, спешу на помощь, Где он, непослушный овощ? Мои рученьки не слабы Ухвачусь за кофту Бабы Как бы не цеплялась крепко, Мы тебя осилим , Репка. Раз – вот эдак! Раз – вот так! Нет, не вытянуть никак! Ох,устали мы тянуть, Дайте – ка нам отдохнуть! Репка: Уважаема в народе, Я расту на огороде. Вот такая я большая, До чего же хороша я! Сладкая и крепкая, Называюсь Репка я. Вот так Репка, ну и овощ! Тут придётся звать на помощь! Жучка ,Жученька, иди! Репку дёргать помоги! Жучка: Гав- гав – гав! Слыхала, Деду Репы хочется к обеду. Гав! Помочь готова Жучка! Уцеплюсь, гав – гав, за внучку. Ну – ка, взяли, ну – ка вместе. Ой, а Репка – то на месте. Ну, ещё разок, вот так! Нет, не вытянуть никак! Что ж придётся кликнуть Кошку, Чтобы помогла немножко. Мурка, кисонька, беги, Репку дёргать помоги. Спешит Мурочка к нам в гости, Побежала через мостик. Через речку к нам бежит, Репку вытянуть спешит! Кошка: Ну – ка, взяли дружно вместе. Ой, а Репка – то на месте. И вот эдак, И вот так Нет, не вытянуть никак. Поищу, пожалуй, Мышку. Где – то прячется трусишка. Мышка, ты за мной беги, Репку дёргать помоги. Мышка: Кошки я не побоюсь, И за хвостик уцеплюсь Велика ль у Мышки сила? Ну, да дружба победила: Вместе вытянули Репку, Что в земле сидела крепко. Закатили целый пир, Развесёлый на весь мир. | Дети поднимаются в зал. У дверей их встречает воспитатель в русском костюме. – «Сказительница». Ответы детей Ходьба, ходьба на носочках, ходьба на пяточках Топают ножками в такт Кулачки энергично выбрасывают вперёд. Приседания, стучат кулачками перед собой Идут по канату, руки в стороны, Затем продолжают ходьбу. Наклоны вперёд, руки до пола. Упражнение на дыхание, поднимают руки через стороны вверх – вдох, ноги на носочках; Вниз – выдох – опускаются на пяточки. Руки на поясе, наклоны головы в стороны. Наклоны головы вперёд – назад. Имитация выдёргивания репки, наклон – руки вперёд – назад. Повороты в стороны, с разведением рук в стороны. Наклоны вперёд, «смотрят» вдаль, прямо, руки за спиной. Спина согнута, руки на коленях упираются ладонями; переносят центр тяжести с одной ноги на другую. Берут палки гимнастические (палки уложены в виде многоугольной «грядки», посередине – бутафорская Репка) Садятся, ножки к Репке, тянутся вперёд, достают носочки ног палочкой; И.П. – спина прямая, палочка у груди. Встают, кладут палочки. Наклоны в стороны, руки на поясе. Выставление рук вперёд, с небольшим наклоном, ладошками вверх, мягкие кисти Руки над головой вправо – влево, руки к плечам – кулачки; вверх - ладошки Бегут по залу. Берут кубики и ложатся на живот, поднимают кубики над головой, ноги не отрывают от пола. Релаксация: Самомассаж с рассаблением; перекатываются на бок, на живот, подтягиваются, встают. Танцевальные движения; похлопывают ручки, ножки - как продолжение самомассажа. Повороты в стороны, руки на поясе. Упражнение на дыхание, поднимают руки вверх – вдох, через стороны вниз – выдох. Идут на четвереньках, можно с выпрямлением ног; садятся на согнутые ноги, на пяточки. Дети стоят на коленях, затем садятся на пяточки, руки вытягивают вперёд, затем к груди. Полоса препятствий: - скамейка - валики - верёвочки («ручейки») - резиновые коврики с шипами. Берут султанчики. Ручки вперёд – к себе, одновременно правую т левую руки вперёд, разводят руки в стороны Поставит дугу. Пролезание в дугу. Подходят к Репке, воспитатель сверху берёт конец ленты, дети цепляются за длинную ленту друг за другом, тянут и вытягивают Репку. Танцевальные движения. |
Приложение №4
Конспект развлечения для детей младшей группы «Как мы помогали зверям» по сказке «Теремок»
Задачи:
- Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить следить за сюжетом спектакля.
- Закреплять умение воспринимать образы средствами музыки, художественного слова.
- Поддерживать активное желание к сотворчеству со сверстниками и взрослыми.
- Закреплять умение совместно конструировать и составлять целое из частей.
- Вовлекать детей в активное «подражание» повадкам животных, передавать их характерные особенности, входить в образ персонажей.
- Развивать память, логическое мышление.
- Доставить радость детям
Оборудование в русском народном стиле:
Куклы «Бибабо», нарисованный теремок, самовар, угощения, кубы для строительства теремка, костюм сказительницы, лавка, музыка зверей, песня «Строим дом», плясовая
Детки садятся на лавку
Сказительница Дети
Здравствуйте, ребятушки, Здравствуйте, касатушки! В гости вы пришли ко мне Сказки слушать любите? Я вам сказку расскажу Расскажу и покажу Стоит в поле Теремок, теремок Он не низок не высок, не высок (звучит музыка мышки) Вот по полю, полю мышка бежит (как мышка разговаривает, ребятки?) Правильно У дверей остановилась и стучит Пи-пи-пи, кто в теремочке живет, Кто в невысоком живет? А в ответ тишина… Будешь жить ты здесь одна! (звучит музыка лягушки) А это ребятки кто к нам спешит? А как она разговаривает? Правильно Постучалась лягушка в теремок Кто, кто в теремочке живет Кто, кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, а ты кто? А я лягушка-квакушка Пусти меня в дом, будем жить с тобой вдвоем. Поселилась мышь с лягушкой, с лупоглазою подружкой… (эвучит музыка зайца) Кто то ещё к теремочку спешит, кто это, ребятки? Правильно, а как заяц разговаривает? Кто, кто в теремочке живет Кто, кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, А ты кто? А я зайчик- побегайчик. Пустите меня к себе жить Стали они дружно жить, чай с баранками пить, не тужить. Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок, не высок. (звучит музыка лисы) Вот по полю, полю лисонька бежит у дверей остановилась и стучит Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (Перечисление зверей) А ты кто? А я лиса-всему лесу краса, пустите меня в теремок! Стали жить уж вчетвером в теремочке не большом Давайте, ребятки, посчитаем сколько зверей уже поселилось в теремочке нашем (звучит музыка волка) Это кто? Правильно, а как волк воет? Молодцы! Волк тоже захотел пожить в таком красивом теремочке Так и быть, пожалуй в дом, жить будете впятером
В это время из берлоги Вышел мишка толстоногий (звучит музыка мишки) Он мотает головой Рассуждает сам с собой -Это что за теремок Он не низок не высок Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? (перечисление зверей) Вы впустите меня жить Буду честно Вам служить -Слишком миша ты большой -Очень хочется поесть, Дайте попробую пролесть (теремок ломается) Плачут звери, как ребятки они плачут? Не плачьте мои зверушки, детки помогут вам построить новый теремок, большой Там всем места хватит. Правда, ребятки, поможем нашим зверяткам? (строительство дома из кубов под музыкальное сопровождение) Вот какой чудесный дом дружбы получился! Ну что звери, бегите в свой новый теремок! Ребятки, как мышка бегает? И т.п. (Русский народный танец с детками под музыкальное сопровождение) | Пи-пи-пи Лягушка Ква-ква-ква Заяц Т-т-т-т-т-т-т 1,2,3,4 Волк Уууууу Трут глазки Да Показывают повадки животных под руководством сказительницы) |
Приложение №5
Конспект развлечения для детей младшей группы «Путешествие в сказочный русский лес» по сказке «Колобок»
Задачи:
- Формировать и систематизировать знания детей о культуре и традициях русского народа;
- Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта и костюма: изба, печь, самовар, колодец, сарафан, кушак, валенки, лапти;
- Развивать речь детей посредством русских потешек;
- Знакомство детей с народными игрушками, танцами, муз. инструментами
Оборудование: изба, печь, самовар, платки и бубны для танцев, ветка березы, березовый сок, ленточки, русские народные музыкальные инструменты, разные виды матрешек.
Дети с воспитателем входят в зал (занавес закрыт)
Воспитатель: Ребята, сегодня я Вам расскажу сказку, но сказку не простую. Я поведую в ней о нашей стране, Вы знаете в какой стране мы живем? (Дети отвечают)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Что бы узнать о России по- больше, мы отправимся с Вами в Сказку….
(занавес открывается)
У избушки бабка, отвернувшись, говорит:
На сметане замешу,
В жарку печку посажу,
Потом маслом оболью,
На окошко отнесу.
Ведущий: Здравствуй, бабушка Варварушка!
Бабушка: Ой! Здравствуйте, гости дорогие! Вы откуда?
Ведущий: Мы ребята из детского сада, хотим по- больше о России узнать.
Бабушка: Молодцы какие! Это замечательно, что Вы интересуетесь своей Родиной! Я помогу Вам, отправлю в сказочный русский лес! А покажет Вам дорогу Колобок, (зовет Колобка, Колобок выходит и встает около Бабушки) он уже остыл и готов помочь Вам попасть к своим лесным друзьям, которые и познакомят Вас с русским народным фольклором.
Колобок: Ну что ж, пошёл я погулять,
Чтоб о России по- больше узнать.
Посмотреть зверей, леса,
Как цветёт наша Земля!
Вы со мной? (обращается к детям)
Дети: Да!
Бабушка машет платочком, (занавес закрывается, готовится сцена зайца,) дети за Колобком под музыку обходят зал (лес) под веселую песенку Колобка с движениями, соответствующими тексту песенки и останавливаются перед открывающемся занавесом, где уже стоят деревья, полянка, на полянке Заяц, на пенечках муз инструменты.
Колобок: Привет, зайчишка! Ты почему такой грустный? Посмотри, сколько гостей я тебе привел.
Заяц: Здравствуйте! Никто со мной не играет, никто не развлекает, инструменты мои никто не знает.
Ведущий: А что у тебя за инструменты, зайчишка?
Заяц: Русские народные, да Вы маленькие, не знаете ещё их!
Ведущий: А ты проверь, поиграй с нами, мы хоть и маленькие, но удаленькие.
Заяц: Ура! Веселье! Давайте поиграем!
Игра «Угадай русский народный инструмент»
Ведущий: Спасибо тебе, зайка за то, что поиграл с нами и познакомил с русскими народными инструментами
Колобок: До свидания, заяц!
Заяц машет (занавес закрывается, готовится сцена для волка)
Ведущий: Снова мы с Колобком в пути,
Вокруг деревья и цветы,
И солнце светит в небе ясно,
И жизнь свободна и прекрасна!
Под музыку дети за Колобком обходят зал (лес), останавливаются перед открывающемся занавесом, на полянке грустный Волк, на хохломском столе разные виды матрешек.
Колобок: Здравствуй, волчок - серый бочок! Как твои дела?
Волк: Здравствуй, Колобок! Кого это ты сюда привел?
Колобок: Со мной пришли ребята из детского сада, у тебя ведь много русских народных игрушек, покажи их малышам.
Волк: Не покажу!
Ведущий: А мы для тебя тогда попляшем.
Волк: Правда? (смущается) Тогда проходите, берите и смотрите, чем играли Ваши прабабушки.
Дети с ведущей рассматривают матрешек.
Ребенок собирает матрешку.
Ведущий: Спасибо тебе, волчок, а мы, в благодарность, для тебя спляшем.
Танец мальчиков с бубнами (девочки и Колобок на стульчики садятся)
Волк: Спасибо Вам, ребята из детского сада. До свидания.
Занавес закрывается, волк машет (готовится сцена лисы и медведя).
Ведущий: Снова катит Колобок,
Весело сверкает бок.
Он бежит-бежит-бежит,
Звонко песенка звенит
Под музыку все обходят зал и подходят к открывающемуся занавесу. Лиса и Медведь танцуют под русскую народную.
Колобок: Здравствуйте, мои друзья, пришел в гости снова я! Не один, с ребятами!
Лиса: Что Вас привело к нам в лес, ребята?
Ведущий: Мы пришли узнать о нашей стране России.
Медведь: Вон оно что! А Вы знаете, как называется русский народный костюм, который сейчас на Вас одет?
Лиса: На мне вот одет сарафан, а на медведе рубаха с кушаком и лапти.
Ведущий с детьми повторяют названия костюма
Лиса: А в корзинке у меня русские народные платки (показывает) и мы их Вам подарим, если Вы с нашими платочками спляшете.
Ведущий рассматривает с детьми платки: Конечно, Лисонька, наши девочки сейчас спляшут для Вас.
Танец с платками (Колобок с мальчиками на стульчиках)
Медведь: Спасибо Вам, ребята из детского сада. До свидания! (машут деткам)
Занавес закрывается (готовится сцена для Бабушки),
Колобок:
Лесок, к нам березку русскую пошли!
(заходит Березка)
Колобок: Березка кудрявая, кудрявая моложавая,
Ты когда взросла, ты когда пришла?
Березка: Я березка кудрявая, кудрявая моложавая,
Я весной взросла, по зорям расцвела,
По зорям расцвела, и вот к вам пришла.
Ведущий: А что же ты такая грустная? Может тебя дождичек польет, или кукушечка своей песней порадует?
Березка: Нет, не дождичек мне нужен, мне нужны людские стихи, песни – светлые да ласковые.
Ведущий: Это мы умеем! (дети читают потешки)
- Привяжу я козлика к белой березке
Привяжу рогатого к белой березке
Стой, мой козлик, стой не бодайся.
Белая береза, стой не качайся
- Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
- С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную
Ведущий: ну что, маленький народ, становитесь в хоровод! (раздает детям атласные ленточки)
Хоровод «Во поле береза стояла»
В конце танца, ленточки привязываются к веточкам березки.
Береза: спасибо, ребята из детского сада за ленточки чудесные. Я тоже хочу сделать Вам подарок, вот Вам мой вкусный сладкий березовый сок. Растите здоровыми и любите свою Родину-Россию! До свидания! (Дети машут, береза уходит)
Колобок: Ну что ж, пора нам возвращаться к бабушке Варварушке, а то она заждалась уж нас в своей избушке
Колобок с детьми под музыку идут через «лес» к занавесу. За занавесом опять бабушка-Варварушка встречает ребяток.
Бабушка: Явился, голубчик мой Колобок (обнимает Колобка) и ребятки вернулись из сказочного русского леса! Понравилось Вам?
Ведущий: Спасибо тебе бабушка Варварушка и тебе Колобок за чудесное путешествие в сказочный русский лес! До новых встреч! (кланяются с детьми) До свидание!
(Занавес закрывается)
Ведущий: вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Идет обсуждение
Приложение № 6
Конспект развлечения для детей младшего возраста «Бабушка Варварушка едет в гости в детский сад» (к 8 марта)
Задачи:
- Доставить детям радость от новой встречи с бабушкой Варварушкой и ее играми;
- Развивать речь малышей посредством стихов и песен, развивать память, внимание
- Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора;
- Вспомнить название и звучание русских народных инструментов
Атрибуты: цветы, русские народные инструменты, платки, большой платок для игры
вход детей
Ведущий1- Солнце в окошко заглянет,
Первый свой лучик протянет,
Звонко капель запоёт-
Значит весна к нам идёт.
Ведущий 2 -В марте с первого числа начинается весна.
Мамин день- восьмого марта видно, тоже неспроста.
1Ведущий-Детки, давайте пошлем нашим мамам воздушный поцелуй…., а теперь ручками помашем…. И стихи для них расскажем
Стихи детей:
1-К празднику мы постарались:
Аккуратно причесались,
Умывались, одевались,
Чтобы мамы улыбались
2- Сегодня праздник наш весёлый,
Мы поздравляем наших мам.
Здоровья, счастья и удачи
Мы от души желаем вам.
3 - Мы сегодня нарядились,
Будем петь и танцевать.
Будем вместе веселиться,
Будем маму поздравлять.
4 - Мам и бабушек мы очень любим,
Этот праздник очень ждём.
Песню им сейчас исполним
И поздравим с Женским днём.
Песня «Про маму и бабушку»
(Дети садятся на стульчики)
Ведущий: Я знаю, что все ребятки любят ездить к бабушке в деревню. Но это будет только летом, а бабушка очень соскучилась по своим внукам и сегодня она сама приехала к нам.
вход бабушки
Бабушка- Здравствуйте, дорогие мои ребятки, здравствуйте гости дорогие! Как я рада вас видеть! Скучно мне стало, вот я и решила к вам приехать на моей лошадке, вместе с вами повеселится. (обращаясь к лошади) –Поздоровайся с ребятками.(кивает лошадка) Ну иди, погуляй пока.(лошадка уходит) Ребятишки, я привезла Вам народные инструменты в подарок и сейчас посмотрю, знаете ли Вы, как они называются.
(Вкл. звук разных инструментов, дети отгадывают их, а бабушка показывает)
Молодцы!
Не простая я старушка, я старушка- веселушка.
Очень хочется плясать, вас прошу мне поиграть.
ВЕД. - Бабушка, ты хочешь поплясать? У нас много музыкантов!
Танец мальчиков с бубнами
Ведущий- бабушка Варварушка, мы тоже приготовили тебе подарок, вот этот замечательный платок!
Бабушка-Вот спасибо! А давайте с ним поиграем?
Игра с платком
Дети садятся
Ведущий- Бабушка Варварушка, мы с платочком не только играть, но и танцевать умеем.
Танец с платками
Бабушка- Какие молодцы! У меня глядя на Вас тоже ноги просятся в пляс. Эээх!
Танец бабушки
(бабушке ставят стул и приглашают отдохнуть)
Ведущий: Давайте, ребята мы бабушку Варварушку и всех бабушек поздравим.
1. Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одежку,
Пылесосом кто гудит?
2. Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печет,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почет?
3. Кто споет нам на ночь песню
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – бабули!
Бабушка- Какие молодцы! Стихи Вы знаете, плясать умеете, а знаете ли Вы кто живет у бабушке в деревне во дворе? А мы сейчас проверим!
(дети по звуку определяют домашних животных и птиц)
Ведущий- Наши детки все знают! Мы даже танец приготовили про цыплят. Цыплятки бегите к своей маме-курочке.
Танец цыплят
Бабушка Какие Вы молодцы и стихи читали и играли и танцевали! Порадовали бабушку-Варварушку. Пора мне домой возвращаться, мои зверушки во дворе заждались меня. Приезжайте ко мне летом купаться, загорать, бабушку радовать. (зовет лошадку и уходит с ней, машет деткам)
Ведущий-Ребята, кажется к нам ещё кто то спешит….
Вход Весны с цветами в руках
Весна. Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас видеть рада я.
Знаю: ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна.
Приношу я радость людям,
И зовут меня Весна!
Какой, ребята, сегодня праздник у нас?
(ответ детей)
Правильно сегодня праздник наших мам! А Вы загадки отгадывать умеете?
1. Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей…
(маме)
2. Ко дню рожденья Кати мама сшила…
(платье)
3. На каток ушла с утра моя старшая….
(сестра)
4. Мы цветы в саду сажаем, их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны, пусть растут для нашей… .
(мамы)
5. Папа, мама, брат и я – вот и вся моя….
(семья)
Ведущий-Вот и к нам весна пришла
Солнце людям принесла
Солнце ярко засветило,
И снежок весь растопило.
На полянке у весны
Распускаются цветы
Весна- приглашаю ребятишек с цветочками поиграть-потанцевать!
Детей приглашаем на танец, Весна раздает им цветы
Танец –игра с цветами
(дети остаются в кругу)
Весна: А сейчас мы поиграем,
Подзадорим наших мам!
Пусть от их улыбок ярких
Веселее станет нам!
Игра «Найди своего ребенка»
(дети садятся)
Весна- Дорогие мои, пора прощаться, я приготовила для Вас подарки-угощенья! (отдает корзину со сладостями воспитателю) А самых активных мам я хочу поблагодарить отдельно. (вручение грамот)
А Вы приготовили для своих мам подарки? Тогда дарите, а я прощаюсь с Вами, до встречи!
(Весна уходит)
В центр зала выезжает стол с подарками от деток
Ведущий- От имени деток мы благодарим прекрасных мам за наши жизни, осталось совсем чуть-чуть…вырастить нас достойными людьми!
Дети дарят подарки мамам
Приложение №7
Конспект физкультурного досуга для детей младшей группы «Курочка Ряба»
Задачи:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в театрализованной деятельности и входить в образ персонажей.
- Продолжать формировать сочувствие детей к героям сказок и желание помочь им.
- Закреплять умение выполнять правильно движения.
- Вовлекать детей в активное «подражание» героев, передавать их характерные особенности.
- Закреплять умение воспринимать образы средствами музыки, художественного слова, выполнять танцевальные движения.
Оборудование: обруч большой, корзина, курица (игрушка),маленькие мячи , музыкальные молоточки, ребристая доска, дорожка «здоровья», валики для перешагивания, дуга, горка, музыкальный материал.
Ведущий | Действия детей |
Вос-ль говорит в группе: Ребята, а давайте отправимся в гости к бабушке Ск.:Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, касатушки. В гости вы пришли ко мне. Сказки слушать любите Я вам сказку расскажу, Расскажу и покажу. По местам скорей садитесь и в героев превратитесь (Звучит музыка) Ни в каком далёком царстве, Тридесятом государстве, Дело было на Руси.. Стариков про то спроси. Жили – были… Дед…. И…. Баба …..Вместе с Курочкою Рябой. Баба курочку любила Рябу зёрнами кормила. На, поклюй – ка, Рябушка, Ты из рук у бабушки. Приносили ей напиться Родниковую водицу. На! Водицы – то испей, Сердцу будет веселей. И за добрые дела Яйца свежие к обеду И кормила Бабу с Дедом. А уж нынче удружила: Чудо сделать им решила: Ряба – курочка смогла – Золото яйцо снесла! - Глянь – ка, Баба! Ой! Снесла яичко Ряба, Золотое, на обед. - На – ка, вот! Разбей – ка, Дед! - Постучу легонько ложкой По яичку я немножко! Не разбил…Ударю с силой! Ну, никак….не тут- то было» Мышка: В тёмном подполе в избушке Скучно Мышке жить Норушке. Вот и вышла погулять, Хлебных крошек поискать. Знаю, невелик мой ростик, Но зато – длиннющий хвостик. По столу хвостом махну – Живо на пол всё стряхну! «Что хотели, то случилось – Вот яичко и разбилось!» - Отчего ты плачешь, Дед? Я разбила твой обед? Надо же! И Бабка плачет… А нам Курочка кудахчет: - Полно плакать! Это горе Позабудете вы вскоре. Угости – ка, лучше, Баба, Ты зерном отборным Рябу. «Нам не надо золотого! Лучше нет яйца простого. Вот спасибо, Рябушка, И поклон от Бабушки. Краше нет яйца к обеду. Что, спасибо и от Деда! Ой, кормилица ты наша! Ну, давайте, детки, спляшем!» | Дети поднимаются в зал. У дверей их встречает воспитатель в русском костюме. – «Сказительница». Ответы детей Марш по залу. Останавливаются. Руки напоясе. Поворот туловища влево – вправо, с разведением рук в стороны. Машут руками, как крылышками, делая небольшой наклон вперёд, ударяя прямыми руками по бокам. Руки на поясе. Наклоны головы вправо – влево. «Сыплют зёрна». Руки вытянуты вперёд, повороты туловища вправо – влево, руки параллельно полу. Наклоны головы вперёд – назад, руки за спиной. Приседания. «Играют с водой». Наклон вперёд – руки свободно внизу, движения рук – вправо- влево. Полуприседания, руки вперёд, ладошки кверху. Встать, руки – на пояс. Танцевальные движения:
Дети берут мячи. Мяч вверху. Наклоны туловища вправо – влево. Наклон вперёд, мяч вперёд – к себе. Встать прямо, мяч – вперёд от себя. Присаживаются на корточки. Катают мяч в начале правой рукой по полу, затем левой рукой . Встают, руки с мячом вверх. Кладут мячи, берут музыкальные молоточки. Садятся на ковёр. Ноги вытянуты вперёд, достают молоточками до пальчиков ног. Повороты туловища в стороны. Стучат молоточками с правой стороны от себя, затем с левой.. Ноги в стороны, стучат молоточками по полу перед собой, руки вверх – вниз. Кладут молоточки. Встают на четвереньки. Ходьба на четвереньках. Сидя на четвереньках, выгибают спинку. Повороты туловища назад, показывают «хвостик» в начале правой рукой, затем поворот назад – влево, показ «хвостика» левой рукой Ложатся на спину. Воспитатель держит мяч – фитбол, дети отталкивают ножками мяч, выполняя упражнение «Жучки» Релаксация (лёжа свободно на ковре). Перекат туловища вправо – на живот. Спокойно лежат на спине с закрытыми глазами. Садятся, прячут голову в колени, колени согнуты и прижаты ручками к себе. Ноги выпрямляют, руки – упор за спиной. Колени согнуты, прижаты руками к себе, голова спрятана в колени. Ноги выпрямляют, руки – упор сзади. Встают. Упражнение на дыхание. Руки вверх, встать на носочки, вдох Руки вниз, выдох. Бодрая ходьба. «Тропа здоровья»:
Руки на поясе. Повороты туловища вправо – влево. Наклон вперёд, руки вниз. Встать прямо, руки – на пояс. Повороты туловища вправо – влево. Наклон вперёд, руки вниз. Встать прямо, руки на пояс. Повороты туловища вправо – влево. Наклон вперёд, руки вниз. Встать прямо, руки- на пояс. Хлопки в ладоши. Танцевальные движения:
|
Приложение №8
Конспект спектакля для детей младшей группы« МАША И МЕДВЕДЬ»
(с элементами ЗОЖ)
(Весь спектакль играет русская Балалайка)
Перед спектаклем всем взрослым зрителям раздается театральная программка
Задачи:
- Расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, формировать навыки культурного поведения детей.
- Развивать сценическую речь, актерское мастерство, музыкальный слух, ритм, воображение, мышление.
- Воспитывать у детей любовь к театральному искусству, желание исполнять различные роли.
Оборудование: большая ширма со Ставнями, избушка медведя, лавка, елки, грибочки, корзинки, короб, поднос с пирожками, самовар, печка, балалайка
Ширма с сельской избой
СКАЗОЧНИЦА в окне: Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Поведаю я нынче сказку Вам умную, умную да разумную, про девочку Машу и Медведя, про леса чудные и поступки премудрые.
Сказительница выходит из- за ширмы
Жили-были дедушка и бабушка (выход героев) и была у них внученька Машенька (выход Маши)
БАБУШКА (у печки месит тесто, дед рядом):
Уж я Машеньке пирог испеку.
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Моя внученька бедовая!
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Пришли как то к Маше подруженьки
(выход подружек с корзинками)
ПОДРУЖКА:
Машенька, подружка!
Пойдем в лес дружно.
Грибы, ягоды найдем,
В кузовочек соберем,
Деду с бабой принесем
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: А Машенька им в ответ
МАШЕНЬКА:
Дедушка, бабушка!
Отпустите в лес с подружками
Побегать на опушке,
Вволю поиграть,
Ягодок пособирать.
Веночек сплести
И вам принести.
ДЕДУШКА (дает корзинку Маше):
Иди, иди, поиграй,
Да смотри не отставай.
Отставать не годится,
Недолго и заблудиться. (Уход деда и бабки) СКАЗОЧНИЦА:
Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды (собирают в корзинки
Хоровод «Как пошли наши подружки» (вкл только 2 куплета)
(подружки уходят за ширму)
СКАЗОЧНИЦА: Вот Машенька деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
МАШЕНЬКА: Ау! Ау! Ау!
СКАЗОЧНИЦА:
Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит, стоит избушка и говорит:
МАША:
Вот избушка стоит,
Очень странная на вид:
Окна большие,
Двери кривые,
Крыльцо гниет...
Кто же тут живет?
СКАЗОЧНИЦА: Постучала Машенька в дверь — не открывают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Маша в избушку, села у окна на лавочку. А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
МЕДВЕДЬ: Ага!
Сама явилась ко мне, стало быть.
МАША: Здравствуй, Мишенька! Смотрю на завтрак у тебя были одни конфеты.
МЕДВЕДЬ: Дааа, я сладкое люблю
МАША: много сладкого кушать, вредно для здоровья, зубы могут разболеться. Сколько раз в день ты чистишь зубки?
МЕДВЕДЬ: Да как придется.
МАША: зубы нужно чистить 2 раза в день: утром и вечером. А на завтрак вместо конфет нужно кушать кашу.
МЕДВЕДЬ:
Как могу я тебя отпустить?
Будешь у меня теперь жить,
Печку топить, кашу варить
Да меня кашей кормить.
СКАЗОЧНИЦА: Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Уму разуму его неотесанного учить, каждое утро зарядку чинить.
(разминка под балалайку с героями и зрителями)
Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда из избушки не выходить.
МЕДВЕДЬ:
Ты смотри не убегай от меня,
А не то поймаю и съем тебя.
СКАЗОЧНИЦА: Ушел медведь, а Маша села у окна, поет, причитает.
МАША:
Ах, подружки мои родимые,
Вы зачем же меня покинули?
У медведя живу большущего,
Убежать от него боюсь я.
СКАЗОЧНИЦА: Стала Маша думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого… Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
МАША:
Ах, медведь, мой медведь!
Отпусти в деревню на день,
Навещу деда с бабкою
Да гостинца снесу сладкого.
МЕДВЕДЬ:
Не пущу тебя одну:
Ты заблудишься в лесу.
Бабе с дедом
Сам гостинец отнесу.
СКАЗОЧНИЦА: А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.
МАША:
Положу я в короб пирожки,
Деду, бабе их отнеси.
Только помни да смотри:
Короб ты не открывай,
Пирожки не вынимай,
На дубке буду сидеть,
За тобой буду глядеть.
МЕДВЕДЬ:
Ладно, ладно, не зевай,
Короб быстро подавай.
МАША:
Погоди, не спеши,
На крылечко ты сходи,
На погоду погляди.
СКАЗОЧНИЦА: Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Муз 2 (Маша из короба вылезла)
Вернулся медведь, видит: короб уже готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет лесом.
МЕДВЕДЬ:
Между елками иду,
Меж березками бреду,
В овражки спускаюсь,
На пригорки поднимаюсь.
Короб я несу, песенки пою.
СКАЗОЧНИЦА: Шел, шел, устал.
МЕДВЕДЬ:
Сяду на пенек,
Съем пирожок!
МАША (за щирмой):
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке!
МЕДВЕДЬ:
Хитра Машенька, быстра,
На дубок взобралась,
Высоко сидит, далеко глядит.
СКАЗОЧНИЦА: Поднял короб, пошел дальше. Идет, идет. Шел, шел, опять устал.
МЕДВЕДЬ:
Сяду на пенек,
Съем пирожок.
МАША:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
МЕДВЕДЬ: Вот глазастая какая! Видно, так и не присесть мне.
СКАЗОЧНИЦА: Встал и пошел быстрее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.
МЕДВЕДЬ:
Отворяйте ворота,
Раскрывайте двери.
Я от Машеньки пришел,
Пирожков вам принес.
СКАЗОЧНИЦА: А собаки почуяли медведя (звук лающих собак) и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот да пустился в лес без оглядки (уходит за ширму)
Муз 2 (Маша в короб влезла)
Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам. Видят, короб стоит.
БАБУШКА:
Кто же это и откуда
К нам принес такое чудо?
Что же в коробе такое?
Поскорей его откроем.
СКАЗОЧНИЦА: Дедушка поднял крышку, смотрят они — и глазам своим не верят: в коробе-то Машенька сидит. Обрадовались дед с бабкой. И говорят
ДЕДУШКА:
Здравствуй, Машенька,
Внученька наша!
Мы теперь умнее будем.
Никуда одну не пустим.
БАБУШКА:
Дай к тебе я подойду.
Поцелую, обниму
Да умницей назову (все обнимаются)
Все уходят за ширму
СКАЗОЧНИЦА в окно: Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок! Тут и сказочке конец! А кто слушал молодец!
Все выходят на поклон и представление артистов.
КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ
Приложение №9
Работа с детьми
Работа с родителями
Групповая акция «Путешествие по сказкам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Русские народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»
Презентация создана для проведения мастер-класса с педагогами ДОУ...
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников.
Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников....

Фольклор - как средство формирования математических представлений у дошкольников.
С детства ребёнок постоянно сталкиваемся с числом - в сказках, поговорках, загадках. Народный фолклор обладает большими возможностями для развития математических представлений у дошкольников....

Народная подвижная игра, как средство формирования физических качеств у дошкольников.
Всем известна фраза "Движение - это жизнь", чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Для развития и ...

Фольклор как средство формирования и развития вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учрежден...
