Фольклор - как средство формирования математических представлений у дошкольников.
статья по математике (средняя группа)

Кижаева Ольга Александровна

С детства ребёнок постоянно сталкиваемся с числом - в сказках, поговорках, загадках. Народный фолклор обладает большими возможностями для развития математических представлений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_formirovaniya.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство формирования

математических представлений у дошкольников

Уже с самого раннего детства мы постоянно сталкиваемся с числом.  Числа фигурируют во многих сказках, пестушках, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках.

Фольклор в целом, как и малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти, но и знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, телах, пространстве.

 Фольклор является частью наследия наших предков. Это огромный пласт жизненного опыта народа, который вобрал в себя самое положительное и интересное. В фольклоре заключена вековая мудрость народа, а числовые данные придают ему более яркий, насыщенный смысл.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым и археологом Вильямом Томсом. В переводе он означает – «народная мудрость», и обозначает различные проявления духовной культуры народа.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием «устное творчество народа» подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы.

Из толкового словаря Ожегова С.И. я узнала, что «фолькло́р» - это народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы. Фольклор неизменно находится в процессе развития: новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности фольклора как средства воспитания и обучения дошкольников в разных областях [2].

От поколения к поколению переходят мудрые сказки и пословицы, забавные считалки, дразнилки, скороговорки, весёлые пестушки. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Но вместе с тем, читая произведения устного народного творчества, замечаешь, что в сказках, пословицах, загадках, считалках очень часто наблюдается присутствие чисел, геометрических фигур.

В ходе практической работы я пришла к выводу, что фольклорный материал обладает большими возможностями для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые дошкольникам в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это мотивирует детей сравнивать, анализировать, рассуждать, обобщать.

Во многих сказках, пословицах, загадках, считалках на самом деле содержится масса самой настоящей математической информации. Самый наглядный пример «математической» сказки - это «Репка». Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт.

Содержание сказки «Гуси лебеди» учит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой»,  «под яблоней», «в печи», «под бережком», «правый и левый берег» и другие понятия.

Так, используя на занятиях по математическому развитию, сказку «Три медведя» и её героев, мы можем познакомить и закрепить понятия «большой», «поменьше», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий». В конце занятия, детям можно предложить следующие задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «накорми кашей, чтобы соответствовала посуда».Знакомя детей со знаками и понятиями «больше» и «меньше», можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».

Занятия по формированию математических представлений будут ещё более интересными и приобретут яркую эмоциональную окраску, если речь на занятии пойдёт об известном сказочном герое, которому нужно оказать помощь в пересчёте предметов, ориентации на местности, составлении и решении задачи, прохождении лабиринта. В пример можно привести сказку о коньке-горбунке, где кобылица обещала Иванушке за своё освобождение награду:

« ... Двух рожу тебе коней.

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине.

Да еще рожу тебе конька

Ростом только в три вершка».

Заданием после прочтения данной сказки, может быть следующее: подсчитайте рост конька-горбунка в современных единицах измерения (1 вершок равен 5 мм).

Загадка, которая относится к малым формам фольклора, служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина). Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирования навыка распознавания и умения называть их, в своей практике я использую следующие загадки.

1.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат).

2.Ты на него, ты на меня -

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

Мы все похожи как один! (Треугольники)

3.Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши детки просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

4.Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже. (Ночь)

5. Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. (Дождь, земля, трава)

6. Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят. (Колеса)

7.Один лежит, другой бежит, третий кланяется. (Река, камень, вода)

8. Два стоят, два ходят, два меж них часы стерегут. (Небо и земля, солнце и месяц, огонь и вода)

9. Один пастух тысячи овец пасет. (Месяц и звезды)

10. Тридцать раз в году рождается,

днем от людских глаз скрывается. (Месяц)

11. Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол)

Следующий, очень интересный, с точки зрения формирования математических представлений у дошкольников, фольклорный жанр – скороговорки. Скороговорка позволяет быстрее запоминать, закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений.

Число «1»

В один клин, Клим, колоти.

Число «2»

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

Число «3»

Три сороки, три трещотки,

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

Число «4»

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

Число «5». 

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Число «6»

- Шесть мышат в камыше шуршат.

- Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Число «7»

Всемеро саней,

По семеро в сани,

Уселись сами.

На занятиях по математическому развитию дошкольников можно использовать пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений. Пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа. Аналогия с пословицами позволяет лучше понять и запомнить определенные свойства математики и может служить своего рода опорным сигналом для запоминания.

Например:

И один глаз, да зорок - не надобно сорок.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Одна пчела лучше, чем рой мух.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На одном месте и камень мхом зарастает.

Одно сегодня лучше двух завтра.

Одной рукой и узла не завяжешь.

От одного слова да навек ссора.

В повседневной практике считалки хорошо подходят для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память дошкольников, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в обычной жизни сформированные навыки. Можно использовать считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном порядке, а также временных представлений.

Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки - числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета [1].  

1.« Один, два, три –

Ваня, не шути!

Один, два, три, четыре, пять –

Ваня, не шути опять!

Шесть, семь, восемь –

Ваня, не шути, мы просим!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдёт искать».

Таким образом, у дошкольников, благодаря тесному взаимодействию с фольклором, развивается смекалка, воображение, творческое мышление, что ускоряет процесс формирования математических представлений. Личный опыт показывает, что он будет ещё эффективнее, если организовать обучение с использованием фольклора не только на специальных занятиях по математическому развитию, но и в других режимных моментах; формы фольклора отбирать адекватно возрасту детей; тесно взаимодействовать с родителями, как участниками педагогического процесса.

Литература:

1.Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус.дет. игровой фольклор: кн. для учителя и учащихся, сост. М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. М.: Просвещение, 1995. 224 с.

2.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.

Энциклопедический словарь в 2-х томах. / Ред. Введенский Б. А. М.: Совет, энциклопедия, 1964. С. 585.