ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
статья

Копина Ирина Михайловна

Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учреждения совместно с родителями воспитанников должны организовать работу по приобщению детей к культурному наследию нашего народа, его истории. Эту деятельность необходимо осуществлять в соответствии с возрастными особенностями ребят, опираясь на главные нравственные принципы, принятые в нашем обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Дементьева Ю.Ю.

воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

г. Губкин Белгородская область

Копина И.М.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

г. Губкин Белгородская область

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения были актуальны во все времена.  Современная образовательная система должна решить одну из главных задач: сформировать нравственную основу личности, привить национальные ценности подрастающему поколению. Наше общество живет в непростую историческую эпоху, меняются устои и традиции, искажаются представления об основных моральных качествах. К сожалению, стремление к материальным благам доминирует в сегодняшней жизни, и у детей формируются неправильные жизненные установки   и принципы. Для того чтобы воспитать достойного гражданина, способного брать на себя ответственность за свое будущее и за будущее своего государства, за основу воспитания необходимо взять отечественные традиции, русскую культуру. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой»[3;с.17-18].

  Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учреждения совместно с родителями воспитанников должны организовать работу по приобщению детей к культурному наследию нашего народа, его истории. Эту деятельность необходимо осуществлять в соответствии с возрастными особенностями ребят, опираясь на главные нравственные принципы, принятые в нашем обществе.

Приобщение к культуре является неотъемлемой частью духовного воспитания. Это процесс передачи исторического наследия, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают компоненты народной культуры: народные традиции, обычаи, обряды и праздники, в которых проявляются дух народа, его нравы, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку [1; стр.76].

Педагоги МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» приобщают воспитанников   к истокам отечественной культуры, возрождая праздничные народные традиции, изучая устное народное творчество, знакомя с православными и фольклорными праздниками.

Фольклор (англ. folk-lore – «народные знания») – это устное народное творчество, литературные произведения, созданные народом; это уникальная самобытная культура наших предков, которая осознается нашим обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным истокам [].

Именно народное слово, меткое и яркое, способно воспитать детей в лучших традициях нашего общества, дать им представление о доброте и милосердии.  Оно является настоящим кладезем народной мудрости, способом передачи положительного опыта предыдущих поколений. Знакомя наших воспитанников с пословицами, поговорками, народными песнями, сказками, педагоги приобщают своих воспитанников к духовно-нравственным ценностям, дают им большой положительный заряд для созидания нового, интересного, наполняют их живительной силой. Читая произведения устного народного творчества, ребята учатся видеть красоту окружающего мира, осознают ценность труд и познают с многообразие чувств и эмоций.

В нашем детском саду фольклорные произведения используются не только на тематических занятиях, но и в течение дня, во время режимных моментов. Во время мытья рук и умывания, перед сном, в процессе приема пищи воспитатели вместе с детьми произносят короткие стихи, например:

 Водичка, водичка, умой мое личико,  

 Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,

 Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

А на музыкальных занятиях дети знакомятся с различными прибаутками – смешными выражениями, которые радуют и взрослых, и детей. Их исполнение сопровождается   игровыми действиями, например “Коза”:

– Идет коза рогатая

– За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест, молоко не пьет,

– Того забодает.

Более сложный фольклорный жанр – это песня. Она прививает любовь к прекрасному, воспитывает эстетический вкус. Педагоги организовывают и проводят мероприятия, посвященные фольклорным и православным праздникам, во время которых взрослые вместе с детьми водят хороводы, исполняют народные песни. Любимыми произведениями детей являются «Вот уж зимушка проходит», «Веснянка», «Испечем каравай» и другие. Во время исполнения песен дети импровизируют, придумывают различные танцевальные движения. Эта творческая деятельность доставляет нашим воспитанникам удовольствием, позволяет развить их природные способности.

При проведении игр ребята используют веселые считалочки: «Лиса по лесу ходила», «За морями, за горами», «Конь ретивый, долгогривый» и другие.  Они помогают распределить роли, учат следовать правилам игры.

Сказки – большая часть русского фольклора. Знакомство с этим малым жанром устного народного творчества обогащает чувства и речь воспитанников, формирует их отношение к окружающему миру, развивает их мировоззрение. Именно сказки учат детей быть честными, добрыми, милосердными, показывают ценность дружбы между людьми. Самые любимые сказки наших воспитанников: «Заячьи слезы», «Лиса и медведь», «Волшебная дудочка», «Лиса и кувшин» объясняют сложные вопросы человеческой жизни, дают ответы на многие вопросы. Красота и звучность языка сказок помогают ребенку не только овладеть речью, но и почувствовать красоту и самобытность слова, его величие.

Для проведения тематических занятий и внеклассной деятельности создана образовательная предметная среда. В группах детского сада оборудованы фольклорные уголки, содержащие дидактический материал, необходимую литературу, элементы народных костюмов, иллюстрации, раскраски и фотографии. Все материалы находится в свободном доступе, поэтому ребята могут пользоваться ими самостоятельно или под руководством взрослых.

Для расширения и систематизации знаний воспитанников об устном народном творчестве, о традициях нашего края в образовательном учреждении проводятся народные гуляния, празднование Рождества, Масленицы, Пасхи, игры с элементами драматизации. Родители  активно принимают участие в проведении таких мероприятий: помогают воспитателям в подготовке костюмов, участвуют в театрализованных представлениях, разучивают с детьми частушки, потешки, песни, пословицы и поговорки.

Фольклор, безусловно, является эффективным средством в вопросе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Устное народное творчество помогать заложить фундамент эмоционального восприятия окружающего мира. Его ценность также заключается в активизации познавательной активности воспитанников детских садов, привитии им самостоятельности, развитии яркой индивидуальности.

Список использованной литературы:

1.Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб.: Детство-Пресс, 2019 г.

2. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003.

3. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество в России,2010.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....

Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...

Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.

Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....

Статья "Игровое пособие как средство формирования и развития духовно-нравственного здоровья дошкольников"

В данном материале рассказывается о создании и возможностях использования авторского игрового пособия в работе  по формированию духовно- нравственного здоровья дошкольников....

Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....