ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Казаку Наталья Леонидовна

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russke_samovary_avtory_kazaku_sinitsyna1.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы №8

имени С.П.Алексеева г.о.Отрадный

детский сад №7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РУССКИЕ САМОВАРЫ»

по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Авторы: Синицына М.А.

Казаку Н.Л.

г. о. Отрадный

2022

Введение

Актуальность проекта.

Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Посиделки у самовара – неотъемлемая часть русских традиций, а самовар является не только основным предметом русского быта, но и символом дружной семьи и крепости семейных традиций. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Тип проекта:

∙ по ведущему методу – информационно – творческий;

∙ по содержанию – ребёнок, общество и его культурные ценности;

∙ по характеру участия ребёнка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

∙ по характеру контактов – открытый, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями;

∙ по количеству участников – фронтальный;

∙ по длительности – краткосрочный.

Проблемная ситуация:

Во время изучения лексической темы «Посуда», один ребёнок сказал:

- А у нас дома тоже есть самовар.

- А зачем он нужен? – спросил другой ребёнок.

Этот вопрос заинтересовал и других детей.

Проблема: зачем нужен самовар?

Участники проекта:

Руководители – учителя – логопеды: Синицына М.А., Казаку Н.Л.;

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

Родители воспитанников.

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель ориентирована на решение следующих задач:

Коррекционно – образовательные:

  • формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственных выбор;
  • приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
  • формирование грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи через составление и пересказ рассказов;
  • обогащение словарного запаса детей,

Коррекционно – развивающие:

  • духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России;
  • способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта, семьи, общества;
  • создание условий творческого развития;
  • развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы (культура, духовный отклик);
  • формирование навыков исследовательской деятельности у детей.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей стремление познавать историю культуры русского народа, желание быть гостеприимным;
  • воспитать любовь к Родине, семье;
  • побуждать участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития;
  • побуждать родителей к совместной деятельности с детьми в рамках темы проекта;

Новизна проекта:

Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.

Этапы проекта:

- Подготовительный этап;

- Основной этап;

- Итоговый этап.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • составление описательных рассказов;
  • речевые игры на расширение, активизацию словарного запаса;
  • чтение произведения и пересказ;
  • непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи, изобразительной деятельности;
  • экскурсии, выставки, развлечения;
  • игры, где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка и др.

Подготовительный этап.

Задачи для педагогов:

∙ создать условия для решения задач духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

∙ формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

∙ развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи для детей:

∙ позитивный настрой на поисковую деятельность;

∙ найти способы решения проблемы с помощью взрослого.

План работы по реализации подготовительного этапа проекта.

Мероприятия

Участники

Планирование работы в рамках проекта с помощью следующих приёмов: - Познавательная беседа с детьми («Модель трёх вопросов»);

Логопед, дети

Собеседование с родителями (знакомство родителей с результатами «Модели трёх вопросов»; распределение домашних заданий; рекомендации по выполнению домашних заданий совместно с детьми).

Логопед, родители

Анализ имеющихся в детском саду материалов по данной теме, ранее наработанных педагогическим коллективом детского сада.

Логопед

Подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации), детской художественной литературы для мини – библиотеки (социальное партнёрство с детской библиотекой).

Логопед

Оформление мини – музея «Изба» в рамках проекта

Логопед

Основной этап.

Задачи для педагогов:

  • формировать у детей умение применять подобранные методы;
  • познакомить детей с разными способами получения информации, её простейшей обработки и презентации с незначительной помощью взрослого;
  • развивать навык общественного поведения, социальной активности;
  • содействовать приобретению значимой информации;
  • воспитывать у детей умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность поведения.

Задачи для детей:

  • узнать разные способы получения информации;
  • приобрести навыки работы в группе;
  • научиться выражать свои эмоции и впечатления в разных видах продуктивной деятельности.

План работы по реализации основного этапа проекта

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник

НОД «Знакомство с русским самоваром». Цель: познакомить детей с историей возникновения предмета самовара; сформировать у детей представление о самоваре как о предмете посуды русской старины.

Рисование «Такие разные самовары»

Цель: формирование знаний о разных формах самоваров русской старины, совершенствование умения рисовать самовар.

Логопед, дети

Логопеды,

родители, дети

Вторник

Экскурсия в мини – музей «Изба». Цель: рассмотреть самовар, узнать, как он устроен.

Логопед, дети

Среда

НОД по развитию связной речи «Составление рассказа - описания самовара по схеме». Цель: обучение детей составлению рассказа – описания самовара.

Логопед, дети

Четверг

Выступления детей с сообщениями на темы «Какой формы бывают самовары», «Какого размера бывают самовары», «Как самовар грел воду без электричества».

Дети

В течении недели

Разучивание стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок о самоваре на логопедических занятиях, речевые игры на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;

Чтение художественной литературы

Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением самоваров.

Цель: активизация словарного запаса, развитие речи детей.

Логопед, дети

Пятница

Беседа с детьми по итогам проекта. Цель: организовать процесс рефлексии.

Логопед, дети

Суббота, воскресенье

Домашнее чтение книг

Родители, дети

Итоговый этап:

Задачи для педагогов:

  • организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному;
  • формировать умение детей демонстрировать общие итоги работы в разных формах.

Задачи для детей:

  • дать самооценку, самоанализ своей деятельности в данном проекте;
  • осознать личную ответственность за результат;
  • суметь продемонстрировать результаты работы.

План работы по реализации итогового этапа проекта.

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник

Выставка детских рисунков «Такие разные самовары».

Цель: побуждать родителей к совместной деятельности с детьми в рамках темы проекта.

Чаепитие «Посиделки у самовара». Цель: побуждать участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития.

Выбор книг в мини – библиотеке для домашнего чтения. Цель: способствовать возрождению традиций семейного чтения.

Рефлексивная деятельность по итогам реализации проекта «Русские самовары».

Логопед, дети, родители

Подготовка презентации проекта «Русские самовары»

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Определение перспективы развития проекта.

Логопеды

Практическая значимость результатов проекта заключается в том, что в нем основные тенденции развития духовно-нравственного воспитания на занятиях логопеда могут стать важным ориентиром для создания проектов другими коррекционными образовательными учреждениями в данной сфере.

Сформулированные в проекте основные задачи, формы и методы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для методической разработки.

Вывод:

Рефлексивная деятельность по итогам реализации проекта «Русские самовары» позволила выявить спектр условий, обеспечивающих развитие у дошкольников с нарушением речи интереса к народным традициям. Целостное формирование представлений о самоваре как предмете русского быта возможно при комплексном взаимодействии специалистов и родителей, при актуализации разных видов деятельности. Эффективность реализации проекта обеспечивает параллельное развитие речи и мелкой моторики в изобразительной деятельности. Проект позволил наладить внутрисемейные отношения, через освоение символики единения семьи.

Используемая литература

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004
  2. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003
  3. Логопед в детском саду. Научно – методический журнал №3, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....