Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения
учебно-методический материал по развитию речи

Черемохова Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Опытная работа по теме

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

1. В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены этими детьми. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, общепризнанный всеми исследователями как ее "мотор", оказался за рамками анализа специалистов. Между тем, именно вопросы мотивации к получению логопедической помощи остаются одними из наименее изученных в теории специальной психологии и логопедии.

3. Мотивация у детей дошкольного возраста преимущественно игровая, внутренняя позиция при общем положительном отношении к школе еще «дошкольная» (ребенок стремиться сохранить дошкольный образ жизни). Дошкольный (игровой) мотив определяется такими компонентами как: - «ребенок – партнер – игра» - и соответственно, неспецифичен для школы.

2. Из практики работы нами замечено, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи детей за последние десять лет изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Это все  побудило  к поиску новых подходов коррекционной работы, где большое внимание уделялось важнейшему компоненту деятельности – мотивации, признанной мотором, побуждающим к действию.

Решением этой проблемы стало внедрение инновационных технологий в рамках введения ФГТ и ФГОС. И это повлияло на  поиск новых путей формирования речевой деятельности у детей с ОНР и на выбор темы опытной работы.

Цель опытной работы: формировать положительную  мотивацию к учебной деятельности у детей с ОНР средствами активных методов обучения.

Для определения уровня сформированности мотивации детей с ОНР к учебной деятельности была проведена методика «Мотивационные предпочтения» (автор   Д.В. Солдатов), в котором выделен был наиболее важный показатель личностной готовности дошкольника к учебной деятельности.

По итогам проведенного мониторинга с детьми логопедической группы было выявлено, что мотивация детей с ОНР к учебной деятельности, в том числе и к логопедическим занятиям сформирована недостаточно. У большинства детей не сформирована положительная мотивация, лишь у 10 % воспитанников сформирована, а у 26% -  находится на стадии формирования. Данные говорят, что одной из задач, стоящих перед учителем–логопедом является необходимость  формирования положительной мотивации у детей к логопедическим занятиям.

Результаты проведенной методики свидетельствуют о необходимости развития положительной мотивации детей к логопедическим занятиям.

Опытная работа проводилась в три этапа.

На подготовительном этапе была изучена психолого-педагогическая литература по теме. Изучив теоретические аспекты исследователей современной педагогики и психологии, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников можно говорить о многообразии  действенных методов, которые помогают  добиться положительной динамики каждого воспитанника. О значении мотивации лишь упоминается в небольшом числе работ    (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман,            И. Ю. Козина, Р. Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева).

 В сборнике статей экспертов профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» под редакцией    Т.В. Лазарева и И.Л. Арефьевой описаны самые действенные методы, которые обеспечивают высокую мотивацию в воспитании и обучении, позволяют добиваться положительной динамики каждого воспитанника. Идея этого сборника стала центральной в опытной работе. Основная мысль, вытекающая из опыта, предусматривает вариативность форм её применения.

Были выяснены ожидаемые результаты.

Началом работы по формированию положительной мотивации к логопедическим занятиям реализовывалась через курсовую подготовку проекта «Юные альпинисты». Проект позволил сформировать интерес детей с ОНР к логопедическим занятиям, повысить личную значимость речевой деятельности ребенка с помощью беседы, рассказа, просмотра видео, иллюстраций о виде спорта - альпинизм.

В ходе проекта дети принимали самостоятельные решения в различных видах деятельности. Дети познакомились с видом спорта – альпинизм,  с правилами «Юные альпинисты» для успешного восхождения в гору. По окончанию курса дети получили сертификат альпиниста (Приложение 2). Знания, полученные в процессе реализации проекта, позволили им легче смоделировать свою модель «Гора успеха» (далее Модель) (Приложение 3). Модель выступает индикатором для самооценивания и фиксации результатов каждого ребенка на каждом занятии, направлена на создание учебной мотивации.                

С помощью этого приема дошкольник оценивает выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом. В конце занятия воспитанники «ставят» себя на какую-нибудь из ступенек. Оценка собственного труда ребенка становится действительно его оценкой. Этот прием позволяет учителю-логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свои достижения.

Таким образом, доказано, что при развитии позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада происходит развитие навыков учебной деятельности, расширение системы отношений со сверстниками, родителями, воспитателями, удовлетворение потребности ребёнка в безопасности и любви, а также сближение субъектов учебно-воспитательного процесса.

Коррекционная работа основной части была направлена на раскрытие личностных ресурсов ребенка, повышение его самооценки. Каждый воспитанник  знакомится с этапами коррекции  нарушений речи с помощью модели активного метода «Гора успеха» (Приложение 4), где на обычной бумаге для рисования, каждый ребенок сам рисует гору, затем совместно с учителем-логопедом  прикрепляет выступы, (кружки, с написанными на них буквами - звуками для исправления), до которых надо поочередно добираться. Следующий - путь  (обычная нитка пряжи), которая закрепляется у основания и вершины, предварительно нанизав на неё любую бусину и, наконец, флажок, который является указателем вершины горы.

На логопедических занятиях учитель-логопед формирует мотивационную базу поэтапно. Обучение правильной речи по данной модели требовало последовательных, регулярных занятий, которые позволили сформировать у ребенка определенный динамический стереотип, а так как речь связана с движениями речевого аппарата, то при устранении дефектов звукопроизношения большое значение занимает артикуляционная гимнастика для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений (Приложение 5). Процесс  исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. При постановке дефектнопроизносимого звука ребенок  передвигает бусинку на «Горе успеха» вверх. После автоматизации и дифференциации звука и введения его в речь поднимается еще выше. Это мотивирует ребенка к исправлению собственной речи.  Процесс продвижения вверх к горе длится у каждого ребенка в индивидуальном порядке в зависимости от степени тяжести речевого дефекта. Восхождение к вершине горы символизировало, что у ребенка сформирована чистая правильная речь.

На эффективность коррекционно-развивающего процесса  повлияла совместная деятельность учителя-логопеда, педагогов и родителей, способствующая скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющая им отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Для овладения правильным звукопроизношением детьми педагоги на логочасах выполняли задания учителя-логопеда. Родители на основании методических рекомендации учителя-логопеда (Приложение 6)  закрепляли речевые умения и навыки при выполнении домашних заданий. Немало важен был контроль со стороны родителей над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. Поэтому только тесный контакт в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей  способствовало устранению речевых нарушений детей.

Заключительной этап опытной работы  позволил воспитанникам преодолеть нарушения устной речи, повысить самооценку, уверенность в своей значимости в группе.

В ходе опытной работы все воспитанники успешно «покорили» индивидуальные модели «Гора успеха». Исходя из результатов, можно сказать, что развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям подтвердил правильное направление выбранного пути  работы. Использование нетрадиционных форм работы позволили сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, мобильным, увлекательны, интересным и запоминающимся для детей. У большинства детей сформирована положительная мотивация, лишь у 21%  воспитанников не достаточно сформирована.

        В связи с этим  поиск метода коррекции речи позволили воспитаннику преодолеть нарушения устной речи, повысить свою самооценку, уверенность в своей значимости в группе, а главное, соответствовать новым требованиям стандартам, которые предъявляются в дошкольном образовании, а именно новой модели «Портрета выпускника детского сада».

Трудности, которые испытывает учитель-логопед, работая в данной технологии:

Новизна опыта - модель  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации.

Практическая значимость  опытной работы заключается в  использовании нетрадиционных форм работы, которые являются необходимым условием успешной коррекции и обучающего воздействия на детей с ОНР. Разработана модель развития по преодолению речевого дефекта используя методы активного  обучения. Данный опыт может использоваться педагогами разного уровня мастерства старших и подготовительных групп как для детей с общим недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей  направленности.

Опыт  может  быть  использован  в  работе  педагогов   ДОУ   как  для  организации  специальной  работы  по развитию  речи дошкольников через  организацию  непосредственной  образовательной  деятельности  с  детьми,  или   кружковой  работы, так  и  для  интеграции    всех  образовательных  областей  в  совместной  деятельности  по  следующим  направлениям: познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое и  физическое  развитие.

Опыт работы не только размещен на интернет-сайтах. Результатами опытной работы является участие и победа в конкурсах разного уровня.

        

Черемохова Анастасия Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ «Д/с №18»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

Разработан и апробирован активный метод обучения  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации....