Статья на тему "Игры с правилами как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа) на тему

Соловьева Наталья Валерьевна

В статье раскрывается значение игр с правилами для подготовки дошкольников к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Игры с правилами как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

                Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

                Дидактические игры занимают прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В ходе этих игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре.

                Учеными доказано, что в игре происходят важнейшие изменения психики ребёнка, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению. Именно в игровой деятельности развиваются умения детей общаться с взрослыми и сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями. Дошкольники постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свой выбор, считаться с точкой зрения другого человека.

                Трудно переоценить значение игр с правилами для подготовки детей к школе. В них происходит своеобразное моделирование, разыгрывание ребёнком действий, ситуаций, приближённых к будущей учебной деятельности.

                В любой игре с правилами везде есть игровая задача, которую ребёнку нужно понять и принять («скажи, каких предметов больше», «убери лишние игрушки» и т.д.). Чтобы её решить, необходимо выполнить определённые действия (сосчитать, измерить, сравнить и т.п.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за другим ребёнком в игре, задавать некоторые вопросы, произносить запрещённые слова). Во многих играх от дошкольников требуется одновременно выполнение действий с предметами и согласование своих действий с партнёрами по определённому правилу. О подготовленности ребёнка к школе свидетельствует то, как он справляется с ролью ведущего в игре: придерживается правил, исправляет ошибки.

                Учитывая всё это, мы поставили перед собой задачи в работе с детьми:

  • Развитие умственной деятельности: мыслительных  процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
  • Развитие познавательных интересов, любознательности;
  • Формирование речи: пополнение и активизация словаря, развитие правильного звукопроизношения, связной разговорной речи;
  • Формирование сотрудничества и взаимопонимания со взрослыми (подчинение поведения и действий ребёнка правилам в условиях коллективной деятельности, то есть умение по-деловому, содержательно общаться со сверстниками; подчинение поведения и действий ребёнка определённым правилам, опора на условную ситуацию); объективная оценка себя и других;
  • Формирование нравственного поведения, чувств и отношений.

В процессе работы мы учитывали индивидуальные особенности развития детей: учёт черт характера каждого участника, как положительных, так и отрицательных. Обязательное включение в игру замкнутых, малоактивных детей, совместные игры с педагогом. Поощрение черт характера, которые могут быть примером для других. Учёт особенностей  психологического развития детей (эмоционально-волевой сферы, восприятия, мышления, памяти, воображения) и т.д.

Подбирая дидактические игры для работы со своими детьми,  мы учитываем следующие принципы: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.

Мы используем следующие игры:

  • Игры с предметами: «Не ошибись» (различение предметов по материалу), «Похож – не похож» (сравнение предметов по свойствам), «Знаешь ли ты?» (виды спорта), «Чья одежда?» (профессии), «Вершки и корешки» (поиск пары; составление целого из частей) и др.
  • Настольно-печатные игры: «Кто построил этот дом?», «Собери картинку», «Зоологическое домино», «Путешествие по городу», «Что где растёт?», «Лото» и др.
  • Словесные игры: «Отгадай-ка» (описание предмета), «Магазин игрушек», «Радио», «Так бывает или нет», «Найди рифму», «Закончи предложение», «Кто знает, пусть дальше считает», «Наоборот», «Фанаты», «Где мы были, не скажем», «И я» и и другие.
  • Образовательная область «Физическое развитие»: «Кто придёт первым?», «Что полезно, что вредно для здоровья?», «Следим за здоровьем», «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодырра», «Полезные и вредные привычки» и др.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: «Никогда не унывай», «Как поступить?», «Ателье», «Соберёмся на прогулку», «Кто нас лечит», «Почта», «Что из чего сделано?», «Кем  быть?», «Кто важнее?», «Где я живу?», «Дорожные знаки», «Азбука голубых дорог», «Безопасное поведение дома, на улице, в транспорте» и др.
  • Образовательная область «Познание» (математическое развитие): «Третий лишний», «Найди путь к домику», «Примеров много – ответ один», «Числа потерялись», «Поросята и серый волк», «Найди клад по схеме», «Цепочка» и другие; (природный мир): «Путаница», «Дополни ряд», «Кто где живёт?», «Что где растёт?», «Времена года», «Кто из животных какую пользу приносит?», «С какой ветки детки?», «Угости животных» и др.
  • Образовательная область «Речевое развитие»: «Садовник», «Краски», «Живые слова», «Какое слово заблудилось?»,  «Замени слово», «Звуковая цепочка»,  «Какое это имя?»,  «Про сказки», «Любимые герои», «Мои любимые сказки», «Узнайте героя» и др.
  • Образовательная область «Художественное творчество»: «Составь картинку», «Натюрморт», «Пейзаж», «Цветные парочки», «Палитра», «Одинаковые и разные», «Цветной домик».

Играм с правилами также как и сюжетно-ролевым и режиссерским играм, необходимо уделять особое внимание при формировании  психологической готовности к школьному обучению. В работе со своими детьми мы будем продолжать учить их таким играм, широко использовать данные игры в различных режимных моментах, приобщая ребят к  неигровым видам деятельности, создавать оптимальные условия для овладения будущими первоклассниками этими играми. Совместно с родителями детей нашей группы будем внедрять в работу игры и пособия, направленные на изучение, формирование и развитие у детей способностей, важных и нужных не только для освоения ими учебной деятельности  в школе, но и для их дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

Семинар-практикум для педагогов "Работа с бумагой - как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего возраста"

Данный семинар-практикум имеет основную цель - повышение компетентности педагогов при работе с детьми по данному направлению....

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...