Использование игрового метода в начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (подготовительная группа)

В статье рассматривается применение игрового метода в начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста. Актуальность исследования обусловлена длительным процессом освоения плавательных движений и тем, что многие дошкольники не овладевают этим навыком.
Игровые приемы помогают детям быстрее адаптироваться к водной среде, снижают уровень стресса и скованности в новой обстановке. Метод позволяет эффективно осваивать необходимые движения тем, кто еще не умеет плавать, и закреплять навыки у уже умеющих плавать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового метода в начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

«Он не умеет ни читать, ни плавать», - рассказывали древние греки о никчемном человеке, где умение плавать расценивалось как уровень развития человека наравне с грамотностью. Люди очень давно заметили, что плавание положительно влияет на организм человека. Например, древнегреческий философ Аристотель, считал плавание и бег основными упражнениями для физического развития человека. А древнегреческий врач Гиппократ все болезни призывал лечить водными процедурами.

Специалисты в методических разработках по плаванию уделяют большое внимание структуре, решению задач во всех частях отдельного занятия, постановке технике и игровому методу. Большое количество учебников по теории и методике физического воспитания акцентируют внимание на игровом методе в плавании. Но большинство тренеров-преподавателей недооценивают игровой метод при обучении плаванию. Преподаватели не хотят изменять текущие средства и методы проведения урока, и внедрять что-либо новое, так как сложился однотипный многолетний план прохождения занятий. При таком однообразие занятий, у ребенка начинает падать интерес к плаванию. Зачастую преподаватели не берут во внимание то, что при обучении плаванию, необходимо уделять большое внимание игровому методу, так как основным средством игрового метода является игра, а она в свою очередь средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. А самое главное, это то, что игра является естественной потребностью ребенка, с помощью которой эмоциональное состояние на занятие всегда будет высоким.

С применением игрового метода на занятии - дети быстрее адаптируются к водной среде, а также уменьшается монотонность занятий. Поэтому, по нашему мнению, следует расширить применение игрового метода в процессе начального обучения плаванию детей. Таким образом, применение игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста, на наш взгляд является актуальным.

Игровой метод – обязательное методическое требование физического воспитания. Применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Игра помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, так как является хорошим средством переключения с однообразных монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

«Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме» - отмечает профессор Булгакова Н.Ж .

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Особенности игрового метода заключаются в следующем:

1. Играющие организуют собственную деятельность соответственно условному либо образному сюжету (плану игры, замыслу). В подобном сюжете подразумевается, что цель игры будет достигаться на условиях постоянных перемен игровой ситуации, имеющих случайный характер. Сценарии, как правило, заимствуются из действительности, которая непосредственно окружает участников. В игре находят свое образное отражение определённые прикладные действия и наблюдаемые в жизни отношения. Участники имитируют труд, бытовые хлопоты, охоту и многое другое. Сюжет игры может быть намеренно создан с ориентацией на нужды физического воспитания и существовать в виде условной схемы действия игроков между собой. Такой характер носят все современные спортивные игры.

2. Другая характерная особенность заключается в многообразии способов, которыми цель может быть достигнута. То есть выигрыш (достижение цели), как правило, не связывается с одним-единственным вариантом действий. Пути его всегда различны и многообразны, что по определению допускается игровыми правилами. Лимитируется в играх лишь самая общая линия поведения без учета конкретных действий.

3. Игровые методы обучения детей относятся к деятельности комплексного характера. Они содержат массу различных движений - от бега и прыжков до борьбы и схваток. Порой игровому методу присущи оговоренные заранее строго определенные действия одного типа. Примером может служить игра, где сочетается классический игровой подход с непрерывными физическими упражнениями. На практике это выглядит как чередование бега по дну бассейна с различной интенсивности и ходьбы. Подобные соревнования происходят в виде соперничества в бассейне между участниками.

Когда ребенок приходит в первый раз в школу, начинает изменяться не только социальная ситуация, но внутренняя. Психологически ребенок еще находится в дошкольном детстве. И основными видами деятельности все так же остается игра. При длительном напряжении произвольного внимания к учебным действиям , ребенок подвержен утомлению .

Зачастую ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом также неизменно и страстно любит играть.

Игра имеет огромную роль в :

- Развитии познавательных процессов. Развитии мышления. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. В процессе игры, ребенок начинает экспериментировать, сам пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например может узнать , какие предметы тонут, а какие остаются на поверхности воды. Чем быстрее в умственном отношении ребенок, тем больше вопросов он уже задет и там разнообразнее становятся эти вопросы. Без сомнений, младший школьник может мыслить логически, но не стоит забывать о том, что данный вопрос сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

В самом начале обучения в школе, мышление ребенка обладает эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, которые необходимы ребенку для решения тех или иных проблемных ситуаций .

- Развитии внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 7-8 летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности. Однако, такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Макаренко Л.П. так же отмечает: «Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений, В игре, благодаря положительным эмоциям, они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности, напряженности, чувствуют себя смелее».

И, все-таки дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Но не стоит забывать о том, что детям сложно сосредоточиться на однообразной и не особо их интересующей деятельности или же на деятельности интересной, но требующая от ребенка сильного умственного напряжения. Отключение внимания ребенка, позволяет ему избежать переутомления. Данная особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игр, и достаточно частой смены форм деятельности .

В процессе игры , ребенок перенимает важные социальные навыки. С помощью правил и роли «детского общества» , дети постепенно узнают о правилах, которые приняты в обществе взрослых. Помимо этого, у детей начинают развиваться чувства соперничества и сотрудничества. А такие понятия , как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Игра – вид деятельности ребенка, состоящий из двигательных действий, творчески, прямо или косвенно отражающий явления окружающей его действительности (труд и быт людей, движения животных и птиц) и направленный на всестороннюю общую и специальную физическую подготовку. Игра способна создать атмосферу здоровых соревнований, которые заставляют ребенка не просто механически выполнять известные ему движения, а мобилизовать свою память и двигательный опыт, а также осмысливать происходящее, самостоятельно оценивать свои действия. В процессе игры решаются такие важные задачи: образовательные, воспитательные и двигательные. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.

Игра, по мнению ряда авторов Волошина А.А. и Кулибабы Н.Б. Дудальского В.В. и Маряничевой Е.Г. , Карпенко Е. Н. и Коротновой Т. П., игровой метод является основным методом обучения детей младшего школьного возраста.

Подвижная игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Образовательное значение имеют игры, которые имеют сходствопо структуре и характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются в период занятий плаванием, легкой атлетикой , спортивными подвижными играми и другими видами спорта.

Подвижные игры в воде — самый эффективный способ научить детей не бояться воды, освоиться в ней, получить первые навыки плавания: умение держаться на воде, открывать глаза в воде, погружаться в воду с головой, подныривать, выполнять гребковые движения руками и ногами, скользить по поверхности воды.

Игры, применяемые при обучении плаванию, в зависимости от возраста и подготовленности участников, делятся на три группы.

Первая группа — игры, которые содержат в себе элементы соревнования и не имеющие сюжета. Данные игры обычно проводят с новичками на самых первых занятиях. Такие игры простые и не имеют надобности в предварительном объяснении . Это игры, которые направлены на преодоление сопротивления воды, погружение в воду, ныряние, прыжками в воду, открывание и закрывание глаз под водой.

Вторая группа — игры , имеющие сюжет. Данные игры являются ведущим учебным материалом на уроках обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Такие игры стоит включать в занятие после того, как дети уже начали чувствовать себя уверенно в воде, научились передвигаться и освоились с водой. В числе таких игр встречаются такие, где необходимо разделение участников на соревнующиеся группы. При наличии достаточно сложных правил в игре, их нужно заранее объяснить , а в каких то моментах даже провести вначале занятия на суше.

Сюжетные игры представляют собой облегченный вариант командных игр, поэтому результаты действий каждого игрока в группе нужно оценивать. Обычно в этих играх принимают участие как умеющие, так и не умеющие плавать дети.

Третья группа - командные игры. В таких играх, участников стоит объединить в равные по силам команды. Команды могут состоять из игроков, имеющих разный пол, возраст, рост, вес.

Эти игры способствуют воспитанию коллективизма у детей, развитию инициативности, быстроты ориентировки. Данные игры требуют от игроков проявления самостоятельности, рвения, достаточных волевых усилий, умения управлять собой и своими эмоциями. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает у ребенка сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки .

Васильев В.С. в работе «обучение детей плаванию» отмечает, что зачастую, в командных играх принимают участие занимающиеся, которые хорошо плавают и уверенно чувствуют себя в воде [9].

В соответствии с педагогическими задачами все игры в воде могут быть направлены на:

-освоение воды

-освоение различных элементов техники плавания

-повышение физической подготовленности занимающихся

-освоение элементов прикладного плавания

-освоение простых прыжков в воду

-игры и развлечения на воде.

Немаловажную роль имеют коллективные (групповые) подвижные игры, в которых принимают участие группы играющих, классы, свободные социальные группы детей.

Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый сам за себя или же за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели.

Отличительной чертой коллективных подвижных игр является все время меняющаяся ситуация в игре, которая требует от играющих ребят незамедлительной реакции. В связи с этим, на протяжении всей игры меняется взаимоотношение между играющими, каждый стремится создать для себя или же для коллектива максимально выгодное, по сравнению с противником, положение .

Таким образом, элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. А так же при выборе игр, следует учитывать вышеперечисленные требования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...

Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...

реферат "Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста"

«Использование пакета MS Office в работе педагога»«Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста»...

Рекомендации для родителей" «Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста в…домашней ванне».

Если ваш малыш еще не умеет плавать или боится воды, не отчаивайтесь! Помогите ребенку познакомиться и подружиться с водой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Ведущим видом деятельности дошкольн...

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...