Консультация для педагогов «Использование многообразия видов подвижных игр с целью создания условий для реализации потребности в двигательной активности, успешной социализации, проявления воспитанниками инициативы, самостоятельности и творчества»
учебно-методический материал по физкультуре
Консультация для педагогов (воспитателей, инструкторов по физической культуре, старших воспитателей)
«Использование многообразия видов подвижных игр с целью создания условий для реализации потребности в двигательной активности, успешной социализации, проявления воспитанниками инициативы, самостоятельности и творчества»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование многообразия видов подвижных игр с целью создания условий для реализации потребности в двигательной активности, успешной социализации, проявления воспитанниками инициативы, самостоятельности и творчества»
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом; процесс развития личности в системе общественных отношений: процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду; процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Ключевыми составляющими понятия «социализация личности» являются:
- усвоение опыта общественной жизни и общественных отношений;
- активное участие в освоении социальных отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации;
- развитие саморегуляции: становление самосознания и активной жизненной позиции;
- семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы как институты социализации.
Известно, что определяющим в социализации личности является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте дети осваивают нормы поведения, активно овладевают механизмами социализации. Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим.
Можно выделить педагогические условия социализации детей дошкольного возраста:
*обеспечение личной заинтересованности ребенка в деятельности, формирование стремления к ней;
* осознание ребенком социальной значимости результатов своей деятельности;
* обращение к прошлому опыту, когда ребенку необходимо воспроизвести ту или иную жизненную ситуацию с опорой на впечатления повседневной жизни;
* активизация детской деятельности на основе ее планирования;
* привлечение детей к обсуждению различных вариантов участия в деятельности;
* развитие навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности;
* формирование у детей потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи и т.д.
Целью процесса социализации дошкольника является организация пространства его личной жизни и социальной жизни во внешней среде, обеспечивающая развитие свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление. Достижение цели социализации осуществляется в рамках ее структурных компонентов: коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного.
Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Но по разным причинам ребенок может испытывать трудности в социализации. Причины могут быть разные: врожденные особенности характера (например, застенчивость), неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание и т. д. Помочь ребенку преодолеть трудности в социализации можно с помощью игры.
Игра – важнейшее средство социализации детей дошкольного возраста. Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал ёё Л. С. Выготский. Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Особенно детям нужна игра для физического развития и укрепления здоровья.
Отличительная особенность игровой деятельности заключается в ее добровольности, высокой активности и контактной зависимости участников. Эта особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
К сожалению, можно отметить, что сегодня происходит утрата позиций, связанных с игрой. Вряд ли можно утверждать, что игра широко используется в режиме дня детских дошкольных учреждений. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка и дома.
Существуют различные группы игр, например: самостоятельные - сюжетные (сюжетно- ролевые), познавательные; обучающие–игры – драматизации, игры – развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные.
Подвижные игры активизируют различные физиологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ; способствуют совершенствованию основных движений; косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников; учат действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир; активизируют память, развивают мышление, воображение; расширяют словарный запас и обогащают речь; учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям; формируют честность, справедливость, дисциплинированность; учат дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Подвижные игры могут быть сюжетными и бессюжетными. Подвижные игры, развивающие ловкость, способность к групповому взаимодействию, связаны с такими игрушками, как мячи, скакалки, кегли. В подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. В процессе игры дети начинают строить свои взаимоотношения, общаются. Иногда возникают и конфликты, но это естественно в процессе обучения. Они учатся находить пути выхода из конфликта без осуждения друг друга, избегая агрессивного поведения. Процессы индивидуализации и социализации личности в ходе подвижных игр развиваются, становятся эффективными для жизнедеятельности ребенка.
Подвижная игровая деятельность дошкольников способствует познанию окружающего мира, развитию познавательных процессов, формированию социальных качеств, обогащению духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым происходит гармоничное развитие личности.
Игровая деятельность является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива, воспитываются нравственные качества. Она всегда радует ребенка, влияет на повышение положительных чувств детей. В этом источнике – великая сила.
Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. Подчиняясь правилам игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли. Подчинение своих действий сигналам в игре воспитывает у детей выдержку, сознательную дисциплину. Преодоление неизбежных в игре препятствий воспитывает смелость, решительность, т. е волю, чувство коллективизма, так как от поведения одного играющего зависит положение товарища и небольшой группы детей.
Во многих подвижных играх правила игры устанавливают сами дети. Уговор детей превращается в правило. Это имеет большое воспитательное значение: дисциплинирует детей, воспитывает самостоятельность, уважение к мнению других.
По содержанию подвижные игры делятся на элементарные и сложные.
К сложным играм относятся игры с элементами спорта (теннис, городки, бадминтон, баскетбол, волейбол, хоккей и др.).
Элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх отражаются в условной форме реальные события из жизни или сказочные эпизоды. Несюжетные игры содержат интересные двигательные задания, ведущие к достижению цели, игры с элементами соревнования. («Чье звено скорее построится?», «Кто скорее передаст мяч?»; игры – забавы для маленьких («Ладушки», «Коза – рогатая»).
Игры различаются также по ведущему виду движения: бег, прыжки, метание, лазание.
Бег – «Ловишки», «Пятнашки», «Колдуны» и т.д
Прыжки – «Зайцы и волк», «Лиса и зайцы» и т.д
Лазание - «Пожарные на учениях» и т.д.
Подвижные игры по степени физической нагрузки бывают:
- Большой подвижности (интенсивности – одновременно участвует вся группа. Эти игры построены на беге, прыжках («Ловишки», «Гуси – гуси», «Автомобили»).
- Средней подвижности – участвует вся группа или небольшое количество детей, но характер движений спокойнее (ходьба, передача предмета) – «Чье звено быстрее передаст мяч?» и др.
- Малой подвижности – участвуют лишь несколько детей, остальные произносят текст или наблюдают. Игра проходит в медленном темпе («Подарки», «Ровным кругом»).
В работе целесообразно использовать различные атрибуты. Это и шнуры, маски, костюмы, головные уборы, игрушки и спортивное оборудование.
Широко используются и русские народные игры для дошкольников всех возрастов. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству. Трудности детей в умении брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдении правил в течение всей игры.
В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми. Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. Таким образом, народные игры помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым. Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству. Через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.
С целью вариативности подвижных игр используются картотеки:
- Картотека подвижных игр для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста
- Картотека подвижных игр разных народов
- Игры с движением (игроритмика)
- Подвижные игры с учетом физической подготовленности детей
- Игры и упражнения с тревожными детьми.
Вариативность использования подвижных игр позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения; изменить форму построения игры. Иногда целесообразно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении; или роль выполняет сначала воспитатель, потом ребенок. Можно увеличить расстояние, ограничить площадь. К составлению новых вариантов игры можно привлекать детей. Содержание подвижных игр целесообразно сочетать с предшествующей и последующей деятельность детей. После спокойных занятий, как правило, проводятся игры большой подвижности; после активных интенсивных - средней подвижности.
Содержание подвижных игр целесообразно сочетать с предшествующей и последующей деятельность детей. После спокойных занятий, как правило, проводятся игры большой подвижности; после активных интенсивных - средней подвижности.
Подвижные игры усложняются с возрастом ребенка по мере усложнений движений, выполняемых детьми. В младшей группе используются в основном простые игровые сюжеты. Все дети выполняют одну и туже роль. В играх детей старшего возраста, уже выделяется ведущая роль.
Для организации подвижных игр может быть широко использовано время на прогулках.
Важным педагогическим условием, способствующим успешной социализации дошкольников является использование в воспитательно-образовательной процессе ДОУ подвижных игр, как формы организации детской жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. «Поможем бабушке Федоре » Цель. Создание условий для побуждения детей к речевой активности посредством коммуникативной деятельности
Задачи:создать условия для ознакомления знаний детей с посудой (познавательное развитие);обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);создать условия для ...

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями» (в рамках годовой задачи «Создание условий для развития диалогической речи посредством театрализованной деятельности»).
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанн...
"Реализация потребности в двигательной активности дошкольников в течении дня"
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его фу...

Консультация для педагогов: "Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада"
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком...

консультация для педагогов«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ГРУППЕ»
Двигательная активность является врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Опыт представлен на Межрегиональной научно- практической конференции XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения « К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и...
