Программа "Увлекательные шахматы"
материал по физкультуре (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение начальная школа – детский сад п. Красная Горка
Утверждаю
Директор школы ____________И.В. Комарова
Приказ №__________от_________2024 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
физкультурно-спортивной направленности
«Увлекательные шахматы в детском саду»
Учитель: Сесарева Полина Андреевна
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год:34
Рыбинский муниципальный район
2024-2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности
«Увлекательные шахматы в детском саду» ориентирована на воспитанников детского сада, составлена на основе авторской программы «Шахматы» под редакцией И. Г. Сухина. рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Занятия по программе проводятся в форме игры с использованием физических упражнений. Перечень упражнений представлен в приложении №1.
Актуальность
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- развитие любознательности и сообразительности;
- развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать свои действия;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметные результаты:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- уметь найти адрес на шахматной доске каждой фигуры
- уметь решать шахматные задачи начального уровня;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Первый уровень результатов - учащиеся должны знать:
- шахматную доску и ее структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
Уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- уметь найти адрес на шахматной доске каждой фигуры
- уметь решать шахматные задачи начального уровня;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Содержание курса | Формы организации и виды деятельности учащихся |
МОДУЛЬ I | ||
1 | Шахматная доска и фигуры. | Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. |
2 | Ходы и взятия фигур. | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. |
3 | Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. | Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. "Бешеные" фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. |
4 | Запись шахматных ходов. | Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. |
5 | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. равноценный и неравноценный размен. материальный перевес, качество. |
6 | Общие принципы разыгрывания дебюта. | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. |
7 | Раннее развитие ферзя. | Дебютные ловушки. |
МОДУЛЬ II | ||
8 | Повторение. | Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. |
9 | Защита. | Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака. |
10 | Реализация большого материального перевеса. | Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция. |
11 | Эндшпиль. | Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечные прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша. |
12 | Практическая игра. | Контроль за соблюдением шахматных правил и качество записи. Анализ ошибок. |
МОДУЛЬ III. | ||
13 | Повторение. | Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. |
14 | Тактика в шахматах. | Тактические приемы и комбинации. |
15 | Определение комбинации. | Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, "мельница", "рентген", перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля - основные идеи комбинации. Комбинации на сочетание идей. |
МОДУЛЬ IV. | ||
16 | Атака в шахматной партии. | Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. |
17 | Оценка позиции. | Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции. Игра в середине партии. Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге. |
Промежуточная аттестация в виде практической игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1.Фигуры и шахматная доска: Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. | 3 ч |
2.Ходы и взятия фигур: Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. | 12 ч |
3.Цель и результаты шахматной партии. Шах, мат и пат: Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. "Бешеные" фигуры. Сходство и различие между понятиям мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 10 ч |
4.Запись шахматных ходов: Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 2 ч |
5.Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен: Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 2 ч |
6.Общие принципы разыгрывания дебюта: Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки. Промежуточная аттестация | 4ч |
Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ - 34 ЧАСА
№ | ДАТА | ТЕМА | ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ |
1. | Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры. | |
2. | Легенда о возникновении шахмат. Сисса ибн Тахир. | ||
3. | Шахматные фигуры и их обозначения. | ||
4. | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | Основные элементы игры. Движение фигур, взятие фигур. Атака, защита, основы стратегии. Взятие на проходе (правило, необходимое знать). Значение короля. Шах. Виды рокировок и их целесообразность. | |
5. | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | ||
6. | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | ||
7. | Угроза, нападение, защита. | ||
8. | Взятие на проходе пешкой. Превращение пешки. | ||
9. | Значение короля. | ||
10. | Шах. Короткая и длинная рокировка. | ||
11. | Начальная позиция. | ||
12. | Запись шахматных позиций. | ||
13. | Практическая игра. | ||
14. | Практическая игра. | ||
15. | Практическая игра. | ||
16. | Способы защиты от шаха. | Способы защиты от шаха. Двойной шах. Мат. Понятие пата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. "Бешеные" фигуры. Шахматные часы. | |
17. | Открытый, двойной шах. | ||
18. | Мат. | ||
19. | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | ||
20. | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | ||
21. | Пат. | ||
22. | "Бешеные" фигуры. | ||
23. | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | ||
24. | Выигрыш, ничья. | ||
25. | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | ||
26. | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. | |
27. | Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | ||
28. | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Шахматный диктант. | |
29. | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | ||
30. | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Дебютные ловушки. | |
31. | Классификация дебютов. | ||
32. | Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Дебютные ловушки. | ||
33. | Промежуточная аттестация. | ||
34. | Индивидуальное задание на летние каникулы | ||
Всего 34 | |||
Приложение №1
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы
«Шахматный театр»
Правила: Дети инсценируют сказку репка, используя шахматные фигуры. Около «репки», воспитанники по росту выстраивают белые или чёрные фигуры, поясняя: дед-это король, бабка-ферзь, внучка-слон, Жучка-конь, кошка-ладья, мышка-пешка.
«Волшебный мешочек»
Правила: Спрячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и попросить малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта можно позволить и ребёнку прятать фигуры, а взрослому угадывать, какая фигура в мешочке. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
«Найди пару»
На черно-белом крылечке сидели:
Король, Королева, Два офицера,
У них— два Коня, по углам— две Ладьи,
И строй солдат, что стоит впереди.
Пару скорее свою ты найди!
«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Правила: Игроки расставляют шахматные фигуры, согласно правилам на шахматной доске.
«Большая и маленькая»
Правила: Перед ребенком выставить шесть разных шахматных фигур. Предложить выбрать самую высокую, назвать её и отставить в сторону. Затем, ребенок, последовательно выделяет самую высокую фигуру из оставшихся перед ним и т.д.
«Чьи следы?»
(ферзь)
«Горизонталь»
Правила: Двое играющих детей на шахматном поле по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками фишками, пешками и т. п.
«Вертикаль»
Правила: Двое играющих детей на шахматном поле по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной доски кубиками фишками, пешками и т. п.
Перечень игровых упражнений на снятие умственного и мышечного напряжения
(по Утробиной К.К.)
«КАЧАЛОЧКА».
На лесной полянке играли медвежата,
смешно покачиваясь на спине.
Давайте попробуем и мы также покачаться!
Лягте на спину, ноги вместе.
Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь на спине вправо, влево.
Когдаустанете — отдохните. Повторить 3 раза.
Для мышц рук, ног; гибкости.
«ЦАПЛЯ».
Когда цапля ночью спит на одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно сделать позу эту нужно.
Стоя на правой ноге, согните
левую ногу в колене,
руки чуть в стороны, и постойте так немножко.
А потом на левой ноге.
Для мышц ног; координации.
«МОРСКАЯ ЗВЕЗДА».
Лежа на животе, поднимите руки и ноги в стороны.
Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
Для мышц рук, ног, спины; гибкости.
«САМОЛЕТ».
Сидя, ноги вместе, руки на полу.
Поднимите ноги вверх, руки разведите в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5-10 сек.,
затем отдохнуть. Повторить 3 раза.
Для мышц живота, бедер, рук.
«ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ».
Представьте себе, что вы маленькие медвежата,
и решили потанцевать. Положите руки на пояс,
и делайте полуприседания. Не торопитесь!
Для мышц ног.
«МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК».
Шли ежата по лесу. Перед ними ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей.
Лягте на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнимите туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживайте спину. Держите, держите спинку, пока ежата не перебегут на другой берег.
Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.
Для мышц рук, живота, ног; гибкости.
«ПАРОВОЗИК».
Сидя, ноги слегка согнуть, в коленях, а руки в локтях, прижимая их к туловищу. Поехали!
Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами.
Руками делаем круговые движения, имитируя движение колес. Остановились, и поехали также назад.
Для мышц спины, ног, ягодиц.
«КОЛОБОК».
Что за странный колобок на окошке появился?
Полежал чуток, взял и развалился.
Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги руками,
и уберите голову в колени. Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки.
Вот вы все и колобки!
Раз, два, три, четыре, пять — развалились вы опять,
Вытяните ноги и лягте на спину.
Для мышц плечевого пояса; гибкости.
НОЖНИЦЫ».
Давайте представим, что наши ноги — ножницы.
Лежа на животе, поднимайте поочередно прямые ноги
вверх-вниз. Чтобы хорошо ножницы резали, ноги должны быть прямые. Лягте на спину, отдохните. Повторить 3 раза.
Для мышц живота, ног.
«ПТИЦА».
Лежа на животе, поднимите руки вверх — в стороны, прогнитесь. Машите руками, как птица крыльями. Мы полетели! Давайте отдохнем. Лягте на живот, опустите руки. Отдохнем и снова продолжим полет. Повторить 2-3 раза.
Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, гибкости.
«ВЕЛОСИПЕД».
Лежа на спине. Крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).
Для мышц спины, живота, ног.
«ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ».
Сидя, поднимите к груди стопу ноги, обнимите ее руками.
Укачивайте «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.
Для мышц ног, спины, гибкости.
Литература
- «Шахматы» под редакцией И. Г. Сухина.
- Перечень игровых упражнений на снятие умственного и мышечного напряжения по Утробиной К.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....

Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....



















