Программа "Увлекательные шахматы"
материал по физкультуре (старшая группа)

"Увлекательные шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnye_shahmaty_2024-2025_ds.docx302.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  начальная школа – детский сад п. Красная Горка

Утверждаю

 Директор школы ____________И.В. Комарова

Приказ №__________от_________2024 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности

физкультурно-спортивной направленности

«Увлекательные шахматы в детском саду»

 

Учитель: Сесарева Полина Андреевна

                                                       Количество часов в неделю: 1

                                               Количество часов в год:34

Рыбинский муниципальный район

2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности

 «Увлекательные шахматы в детском саду» ориентирована  на  воспитанников детского сада, составлена на основе авторской программы «Шахматы» под редакцией И. Г. Сухина. рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Занятия по программе проводятся в форме игры с использованием физических упражнений. Перечень упражнений представлен в приложении №1.

Актуальность

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  1. развитие любознательности и сообразительности;
  2. развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать свои действия;
  3. развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  4. развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные результаты:

  1. играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  2. уметь найти адрес на шахматной доске каждой фигуры
  3. уметь решать шахматные задачи начального уровня;
  4. оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  5. решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Первый уровень результатов - учащиеся должны знать:

  1. шахматную доску и ее структуру;        
  2. обозначение полей линий;
  3. ходы и взятия всех фигур, рокировку;

Уметь:

  1. играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  2. уметь найти адрес на шахматной доске каждой фигуры
  3. уметь решать шахматные задачи начального уровня;
  4. решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

  1. осуществлять простейшие комбинации;
  2. определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

СОДЕРЖАНИЕ        

п/п

Содержание курса

Формы  организации и виды деятельности учащихся

МОДУЛЬ I

1

Шахматная доска и фигуры.

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

2

Ходы и взятия фигур.

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

3

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. "Бешеные" фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

4

Запись шахматных ходов.

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

5

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. равноценный и неравноценный размен. материальный перевес, качество.

6

Общие принципы разыгрывания дебюта.

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

7

Раннее развитие ферзя.

Дебютные ловушки.

МОДУЛЬ II

8

Повторение.

Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

9

Защита.

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

10

Реализация большого материального перевеса.

Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

11

Эндшпиль.

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечные прорыв.

Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.

12

Практическая игра.

Контроль за соблюдением шахматных правил и качество записи. Анализ ошибок.

МОДУЛЬ III.

13

Повторение.

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

14

Тактика в шахматах.

Тактические приемы и комбинации.

15

Определение комбинации.

Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, "мельница", "рентген", перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля - основные идеи комбинации. Комбинации на сочетание идей.

МОДУЛЬ IV.

16

Атака в шахматной партии.

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.

17

Оценка позиции.

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии.

        Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Промежуточная аттестация в виде практической игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1.Фигуры и шахматная доска: Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения.

3 ч

2.Ходы и взятия фигур: Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

12 ч

3.Цель и результаты шахматной партии. Шах, мат и пат: Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. "Бешеные" фигуры. Сходство и различие между понятиям мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

10 ч

4.Запись шахматных ходов: Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

2 ч

5.Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен: Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

2 ч

6.Общие принципы разыгрывания дебюта: Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки.

Промежуточная аттестация

Всего

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ - 34 ЧАСА

ДАТА

ТЕМА

ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ

1.

Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий.

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2.

Легенда о возникновении шахмат. Сисса ибн Тахир.

3.

Шахматные фигуры и их обозначения.

4.

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

Основные элементы игры. Движение фигур, взятие фигур. Атака, защита, основы стратегии. Взятие на проходе (правило, необходимое знать). Значение короля. Шах. Виды рокировок и их целесообразность.

5.

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

6.

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

7.

Угроза, нападение, защита.

8.

Взятие на проходе пешкой. Превращение пешки.

9.

Значение короля.

10.

Шах. Короткая и длинная рокировка.

11.

Начальная позиция.

12.

Запись шахматных позиций.

13.

Практическая игра.

14.

Практическая игра.

15.

Практическая игра.

16.

Способы защиты от шаха.

Способы защиты от шаха. Двойной шах. Мат. Понятие пата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. "Бешеные" фигуры. Шахматные часы.

17.

Открытый, двойной шах.

18.

Мат.

19.

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

20.

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

21.

Пат.

22.

"Бешеные" фигуры.

23.

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

24.

Выигрыш, ничья.

25.

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

26.

Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

27.

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

28.

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности.  Виды ценности. Шахматный диктант.

29.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

30.

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Дебютные ловушки.

31.

Классификация дебютов.

32.

Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Дебютные ловушки.

33.

Промежуточная аттестация.

34.

Индивидуальное задание на летние каникулы

Всего 34

Приложение №1 

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

«Шахматный театр»

Правила: Дети инсценируют сказку репка, используя шахматные фигуры. Около «репки», воспитанники по росту выстраивают белые или чёрные фигуры, поясняя: дед-это король, бабка-ферзь, внучка-слон, Жучка-конь, кошка-ладья, мышка-пешка.

ee2522f03d57ff6cbd14ba537fa76af7FiguriProchess-2

«Волшебный мешочек»

Правила: Спрячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и попросить малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта можно позволить и ребёнку прятать фигуры, а взрослому угадывать, какая фигура в мешочке.  В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

205853

FiguriProchess-2

 «Найди пару» 

На черно-белом  крылечке сидели: 

Король, Королева, Два офицера, 

У них— два Коня,  по углам— две Ладьи, 

И строй солдат,  что стоит впереди. 

 Пару скорее свою ты найди!

«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Правила: Игроки расставляют шахматные фигуры, согласно правилам на шахматной доске.

7306666-scattered-chess-pieces

«Большая и маленькая»

Правила: Перед ребенком выставить шесть разных шахматных фигур. Предложить выбрать самую высокую, назвать её и отставить в сторону. Затем, ребенок, последовательно выделяет самую высокую фигуру из оставшихся перед ним и т.д.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\шф.jpg

«Чьи следы?»

ферзь

(ферзь)

«Горизонталь»

Правила: Двое играющих детей на шахматном поле по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками фишками, пешками и т. п.

C:\Users\Софья\Desktop\img6.jpg

«Вертикаль»

Правила: Двое играющих детей на шахматном поле по очереди заполняют одну из вертикальных  линий шахматной доски кубиками фишками, пешками и т. п.

C:\Users\Софья\Desktop\img8.jpg

Перечень игровых упражнений на снятие умственного и мышечного напряжения

(по Утробиной К.К.)

 «КАЧАЛОЧКА».

На лесной полянке играли медвежата,

смешно покачиваясь на спине.

Давайте попробуем и мы также покачаться!01

Лягте на спину, ноги вместе.

Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь на спине вправо, влево.

Когдаустанете — отдохните. Повторить 3 раза.

Для мышц рук, ног; гибкости.

«ЦАПЛЯ».02

Когда цапля ночью спит на одной ноге стоит.

 Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно сделать позу эту нужно.

Стоя на правой ноге, согните

левую ногу в колене,

 руки чуть в стороны, и постойте так немножко.

А потом на левой ноге.

Для мышц ног; координации.

«МОРСКАЯ ЗВЕЗДА». 

Лежа на животе, поднимите руки и ноги в стороны. 03

Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

Для мышц рук, ног, спины; гибкости.

«САМОЛЕТ».        

Сидя, ноги вместе, руки на полу.

Поднимите ноги вверх, руки разведите в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5-10 сек., 05

затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

 Для мышц живота, бедер, рук.

«ТАНЕЦ   МЕДВЕЖАТ».09

Представьте себе, что вы маленькие медвежата, 

 и решили потанцевать. Положите руки на пояс,

и делайте полуприседания. Не торопитесь!

Для  мышц ног.

 «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК».

Шли ежата по лесу. Перед ними ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей.

Лягте на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнимите туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживайте спину. Держите, держите спинку, пока ежата не перебегут на другой берег.10

Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.

Для мышц рук, живота, ног; гибкости.

«ПАРОВОЗИК».

Сидя, ноги слегка согнуть, в коленях, а руки в локтях, прижимая их к туловищу. Поехали! 11

Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами.

 Руками делаем круговые движения, имитируя движение колес. Остановились, и поехали также назад.

Для мышц спины, ног, ягодиц.

«КОЛОБОК».12

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги руками, 

 и уберите голову в колени. Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки.

Вот вы все и колобки!

 Раз, два, три, четыре, пять — развалились вы опять,

Вытяните ноги и лягте на спину.

Для мышц плечевого пояса; гибкости.

НОЖНИЦЫ».

Давайте представим, что наши ноги — ножницы. 13

Лежа на животе, поднимайте поочередно прямые ноги

 вверх-вниз. Чтобы хорошо ножницы резали, ноги должны быть прямые. Лягте на спину, отдохните. Повторить 3 раза.

Для мышц живота, ног.

«ПТИЦА».14

Лежа на животе, поднимите руки вверх — в стороны, прогнитесь. Машите руками, как птица крыльями. Мы полетели! Давайте отдохнем. Лягте на живот, опустите руки. Отдохнем и снова продолжим полет. Повторить 2-3 раза.

Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног,  гибкости.

«ВЕЛОСИПЕД».

Лежа на спине. Крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). 16

Для мышц спины, живота, ног.

«ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ».

Сидя, поднимите к груди стопу ноги, обнимите ее руками. 08

Укачивайте «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.

Для мышц ног, спины, гибкости.

Литература

  1. «Шахматы» под редакцией И. Г. Сухина.
  2. Перечень игровых упражнений на снятие умственного и мышечного напряжения по Утробиной К.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...