ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
статья по физкультуре

Джердж Иван Богданович

Подвижные игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий в детских садах и играют важную роль в физическом и социальном развитии детей дошкольного возраста. Эти игры способствуют улучшению координации, выносливости, гибкости, а также формируют у детей навыки взаимодействия в группе и развитие личных качеств, таких как ответственность, честность и умение работать в команде. В статье рассматривается значение подвижных игр на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, их влияние на физическое развитие детей, а также принципы организации таких игр и примеры упражнений, которые могут быть использованы для формирования двигательных навыков и улучшения общего физического состояния детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_na_fizkulturnyh_zanyatiyah.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Джердж Иван Богданович, инструктор по физической культуре

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Березка"

п. Горноправдинск"

Аннотация: Подвижные игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий в детских садах и играют важную роль в физическом и социальном развитии детей дошкольного возраста. Эти игры способствуют улучшению координации, выносливости, гибкости, а также формируют у детей навыки взаимодействия в группе и развитие личных качеств, таких как ответственность, честность и умение работать в команде. В статье рассматривается значение подвижных игр на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, их влияние на физическое развитие детей, а также принципы организации таких игр и примеры упражнений, которые могут быть использованы для формирования двигательных навыков и улучшения общего физического состояния детей.

Ключевые слова: подвижные игры, физкультурные занятия, дети дошкольного возраста, физическое развитие, социализация, координация, здоровье детей, физическое воспитание.

Подвижные игры на физкультурных занятиях в детских садах являются основным инструментом для формирования у детей дошкольного возраста не только физических навыков, но и социальных качеств. Эти игры имеют огромное значение, так как способствуют гармоничному развитию детей, улучшению их здоровья, укреплению иммунной системы, а также создают позитивный эмоциональный настрой. Занятия физической культурой в детском саду должны быть разнообразными, включать не только традиционные упражнения, но и игровые элементы, которые делают занятия более увлекательными и интересными для детей.

Итак, подвижные игры активно способствуют развитию моторных навыков детей, таких как координация движений, ловкость, быстрота реакции и гибкость. Они учат детей ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, способность быстро переключаться между различными действиями. Подвижные игры помогают малышу усваивать важные элементы движений, такие как прыжки, бег, балансировка и другие. В то же время такие игры способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, дыхания и общего состояния здоровья ребенка.

Социальный аспект подвижных игр играет важную роль. В процессе совместного выполнения упражнений дети учат друг друга, взаимодействуют, что развивает их коммуникативные навыки и способствует лучшему восприятию норм и правил поведения в коллективе. В подвижных играх дети научаются работать в команде, соблюдать правила, учитывать интересы других, а также принимать участие в различных соревнованиях. Эти качества являются важными для социализации детей в будущем.

К примеру, такая подвижная игра, как «Ловишки», способствует развитию скорости и реакции у детей. В этой игре один ребенок становится ведущим, а остальные бегают по площадке, стараясь избежать его ловли. Такие игры помогают не только физически развивать детей, но и учат их быстро ориентироваться в меняющихся условиях и правильно оценивать ситуацию. Также игра помогает детям учиться принимать неудачи и научиться действовать в рамках командных целей.

Также подвижные игры оказывают влияние на психологическое состояние ребенка. Когда дети играют, они чувствуют себя более уверенно, так как в процессе игры разряжается накопившаяся энергия и напряжение. Важно, чтобы физкультурные занятия приносили детям радость и удовлетворение, тогда они с удовольствием будут выполнять физические упражнения и игры, а также начнут ассоциировать физическую активность с чем-то приятным и увлекательным. В свою очередь, это поможет формировать положительную мотивацию для дальнейших занятий физкультурой в будущем.

Одной из особенностей подвижных игр в детском саду является их доступность и адаптированность к возрастным особенностям детей. Педагог должен учитывать физическое развитие детей, их уровень двигательной активности, а также создавать такие условия, которые будут способствовать развитию физических качеств, нужных в каждом конкретном возрасте. В младшей группе дети только начинают осваивать основные навыки координации, поэтому игры должны быть более простыми и включать элементы, направленные на развитие гибкости и общей физической подготовленности. В старшей группе дети уже обладают более развитыми навыками координации, и здесь можно вводить более сложные элементы, такие как игры с использованием различных спортивных снарядов, элементы командных игр, а также соревнования.

Примером подвижной игры для младших групп является игра «Мышка и кошка», в которой дети изображают мышек, а один из них играет роль кошки. Мышки бегают по площадке и прячутся за воображаемыми укрытиями, а кошка должна их поймать. Эта игра развивает быстроту реакции, ловкость и учит детей ориентироваться в пространстве. Для старших групп можно предложить игру «Эстафета», в которой дети выполняют различные задания на время, такие как прыжки через обруч, бег с мячом или преодоление полосы препятствий. Такие игры развивают выносливость, силу и учат детей работать в команде.

Можно использовать подвижные игры с предметами. Например, «Переноска мяча» развивает не только силу и ловкость, но и умение работать в паре. Дети должны поочередно передавать мяч друг другу, стараясь не уронить его и не выйти за пределы установленного маршрута. Это упражнение помогает развивать координацию, внимание и взаимодействие с партнером.

Организация подвижных игр на физкультурных занятиях требует от педагога внимательности, гибкости и креативности. Прежде всего, важно учитывать возрастные особенности детей и их физическую подготовленность. Игры должны быть адаптированы к уровню развития детей, чтобы они могли их понять и выполнить без чрезмерных усилий. Важно, чтобы занятия физкультурой приносили радость и интерес, а не становились для детей дополнительной нагрузкой.

Применение подвижных игр в физкультурных занятиях помогает детям развиваться всесторонне: укреплять физическое здоровье, развивать координацию, гибкость, выносливость, учиться работать в команде и соблюдать правила. Важно, чтобы игры были не только полезными, но и увлекательными. Создавая атмосферу радости и взаимного уважения, педагог формирует у детей положительное отношение к физической активности, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Подвижные игры являются не только способом развлечения, но и важной частью воспитания, которая помогает детям быть здоровыми, уверенными в себе и успешными в будущем.

Таким образом, подвижные игры на занятиях физкультуры в детских садах являются эффективным и увлекательным способом развивать физические и социальные навыки у детей дошкольного возраста. Они способствуют не только укреплению здоровья, но и улучшению психоэмоционального состояния, развитию коммуникативных навыков и формированию положительных привычек, связанных с физической активностью. Правильная организация таких игр позволяет детям не только получать удовольствие от физической активности, но и учиться важным жизненным навыкам, таким как уважение к окружающим, сотрудничество и принятие ответственности.

Список литературы

  1. Белоусова Ю. И. Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-dvigatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou 
  2. Гладских Л.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования // Научный журнал. 2016. №7 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-fizkulturno-ozdorovitelnoy-raboty-v-dou-kak-odno-iz-prioritetnyh-napravleniy-v-sisteme-sovremennogo-doshkolnogo 
  3. Носырева Е. В., Хозияхматова З. Р., Яковлева И. А., Ямашева А. А. Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-podvizhnyh-igr-kak-sredstvo-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti 
  4. Тамаревская Д. В. Особенности проведения подвижных игр и развлечений на свежем воздухе, как средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2023. №6 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-podvizhnyh-igr-i-razvlecheniy-na-svezhem-vozduhe-kak-sredstvo-aktivizatsii-dvigatelnoy-deyatelnosti-detey 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические развивающие игры на физкультурном занятии.

Игра-важнейшее средство развития и обучения детей  Обучающая задача,поставленная в игровой форме , имеет то преимущество, что в ситуации игры  ребенку понятна сама необходимость пр...

Подвижные игры на физкультурных занятиях в ДОУ

Мысли о значении игр для детей и пример подвижной игры для старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в подготовительной группе ОНР по физическому развитию. «Народная игра на физкультурных занятиях» «Здравствуй, зимушка – зима!»

Научить детей получать удовольствие от физических нагрузок на свежем воздухе в любую погоду,  удовлетворять их естественную потребность в движении.Приобщение детей к русской народной игре на свеж...

Методическая разработка «Проведение и организация подвижных игр на физкультурном занятии в ДОУ»

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка....

Малоподвижные игры на физкультурных занятиях в детском саду.

Малоподвижные игры очень разнообразны. Они способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умени...

Картотека подвижных игр по физкультурным занятиям

Картотека подвижных игр по физкультурным занятиям  «Мышеловка»Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.Ход игры:Играющие делятся н...

Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей дошкольного возраста»

Здесь рассматриваются вопросы организации музыкально - подвижных игр, даны практические рекомендации....