Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Ищенко Жанна Генриховна

Здесь рассматриваются вопросы организации музыкально - подвижных игр, даны практические рекомендации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mots_podvizhnye_muzykalnye_igry.docx21.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 11 г.Павлово

МОЦ инструкторов по физкультуре

«Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Ищенко Ж.Г.

2019 г.

Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. 

Музыкально - ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

  • формируется эмоциональная сфера,
  • совершенствуется мышление,
  • двигательная активность полезна для здоровья,
  • а также ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.

Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. 

Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включение в подвижную игру соответствующую музыку служит интересный приёмом, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.

Организация музыкально - подвижных игр:

• Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.

• В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.

• Необходимо правильно подбирать темп музыки.

• Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.

• Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.

• Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.

• Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.

• Важно следить за дозировкой физической нагрузки.

• Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.

• Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к утомлению играющих.

• Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.

• Не стоит забывать о подведении итогов игры.

Данные игры могут использоваться как на прогулке, физкультурных и музыкальных занятиях, так и на праздниках и развлечениях.

Цель данных игр:

• Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм на занятиях и развлечениях.

Задачи:

• учить детей действовать по музыкальному сигналу;

• учить различать музыку разную по характеру;

• выполнять действия в соответствии с музыкой;

• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;

• развивать ловкость и быстроту движений;

• выполнять действия в соответствии с правилами;

• формировать умения действовать сообща.

Разучивать такие игры можно как на музыкальных занятиях, так и на физкультурных. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, а инструктор по физкультуре может на первоначальном этапе объяснить правила игры. Первоначально музыку нужно несколько раз послушать, выделить части, уловить динамические или темповые изменения. Если в игра с пением, значит нужно разучить песню, попросить воспитателя повторить и закрепить слова в группе.

Только в этом случае дети смогут получить от игры удовольствие.

Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Предлагаемая вашему вниманию подборка игр, демонстрирует возрастные особенности восприятия содержания каждой игры.

  1. «Птички и Кот» - 1 младшая группа

Дети – птички свободно двигаются врассыпную. По сигналу педагога, которым служит звукоподражание «мяу» дети убегают на стульчики.

  1. «Кот и Мыши» - 2 младшая группа

Играющие «мыши» находятся «в домике» у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот» он спит.

С началом звучания настороженной музыки «мыши» подкрадываются к «коту» и присаживаются на корточки. С началом звучания громкой музыки «кот» просыпается и ловит «мышей», которые убегают в «дом». (Музыка к игре «Кот и мыши»-«программа Ладушки»)

  1. «Зайцы и Лиса» - 2 младшая группа

Дети-зайцы выполняют движения по тексту, лиса сидит в «норе». После песни лиса догоняет зайчиков.

  1. «Курочки и Петушок» - средняя группа

Водящий – петушок важно шагает по залу под 1 часть музыки, в конце кричит «Ку-ка-ре-ку».  На 2 часть музыки курочки подбегают к нему, садятся и «клюют» зёрнышки. Затем 1 часть музыки повторяется и петушок снова идёт по залу. Игра повторяется.

  1. «Весёлые танцоры» - старшая группа

Дети встают вкруг, закрывают глаза. У 4-5- детей в руках игрушки. На 1 медленную часть музыки водящие идут за спиной детей, кладу игрушку на пол у кого=то за спиной и садятся в круг. На 2 быструю часть музыки все дети оборачиваются назад и у кого игрушка за спиной, тот берёт её и выходит танцевать. Все остальные хлопают. Игра повторяется с другими ведущими.

  1. «Гори ясно» - старшая группа

Дети стоят в кругу, в центре водящий. у него в руках платок. Под песню дети идут п кругу, водящий противоходом.

 «Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят»

После песни произносят слова: «Раз, два, три, беги!». Два игрока, между кем остановился водящий поворачиваются друг к другу спиной. Обегают круг и пытаются схватить платок. Кто первым взял платок, тот – новый водящий.

  1. «Заря-заряница» - подготовительная группа

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые, 
В ленты обвитые.–

Слова могут изменяться, например: «Ключи непростые, ключи золотые»

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Также можно использовать зонт с разноцветными лентами.

  1. «Пчёлы» - подготовительная группа

Дети делятся на 2 команды - пчёлы и цветы. Цветы делают круг, пч1лы в центре круга. Цветы идут вокруг пчёл и поют:

«Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки,

Серые, малые, крылышки алые.

По верху летают, к цветам припадают,

Медок собирают, в колоду таскают».

После песни пчёлы жужжат и догоняют цветы. Как только всех поймали, дети меняются ролями. Для опознавания на пчёл можно повесить медаль.

  1.   «Стоит конь у ворот» -  старшая группа

Дети стоят в две шеренги  лицом друг к другу – в одной мальчики, в другой девочки. Перед ними стоит водящий  ребёнок– «конь».  В руках у него «уздечка»  (верёвочка или пояс).

 Дети поют  на мелодию рус.нар.песни «Я на горку шла» такие слова:

Слова

Действия игроков

«Стоит конь у ворот  

И копытом бьёт.»

«Конь, конь, проходи,

Таню с Ваней прокати!»

«Ты скачи быстрей,

Чтобы было веселей!»

«У ворот вставай

И уздечку передай.»

«Раз, два, три, беги!»

Все топают правой ногой.

Все игроки хлопают в ладоши, а водящий-«конь» скачет между ними  прямым галопом, забирая с собой одного мальчика - «Ваню»  и одну девочку - «Таню».

Выбранные дети встают тройкой с водящим, по обе стороны от него, взявшись за концы «уздечки» и скачут вокруг всех детей прямым галопом.

Сделав полный круг, тройка останавливается у начала шеренги. «Ваня» и «Таня» отпускают уздечку. Она остаётся в руках водящего -«коня».

«Ваня» и «Таня» бегут в разные стороны вокруг остальных игроков (как в игре «Гори ясно») и стараются схватить уздечку. Кто первым взял «уздечку», тот становится «конём» и игра начинается сначала с другим водящим.

  1.  «Перелётные птицы» - подготовительная группа

Водящий – ветер. Все остальные – птицы

На первую часть музыки птицы летают, на вторую – убегают от ветра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий. Задачи: 1. Создание условий для значительного пополнения...

Мастер-класс для педагогов «Использование современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста »

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Использование многофункциональных пособий в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пособий, сделанных своими руками, в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.Задачи: позна...

мастер-класс для педагогов «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»

Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.  Мощным современным инструментом для реали...

мастер-класс для педагогов "Использование различных методов и приёмов развития устной речи детей дошкольного возраста"

Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....