Проект - Экологический спорт зал "Станция - переработка мусора"
проект по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Краткосрочный проект. В проекте представлена интеграция двух образовательных областей: физическая культура и экология, построенная на подвижных играх,эстафетах,дидактическом материале. Он объясняет социальное значение сортировки мусора!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ:
««Экологический Спортзал»: Игровая Станция - «Переработка Отходов»
для детей подготовительных к школе групп (6-7лет)»
Автор проекта: Шагарова Елена Владимировна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 27 детский сад Красносельского района г. Санкт -Петербурга
Актуальность проекта:
Сегодня проблема увеличения количества твердых бытовых отходов является одной из наиболее острых глобальных проблем человечества. Для решения данной проблемы важно формировать ответственное отношение к использованию ресурсов и правильному обращению с отходами именно с детства. Именно поэтому идея организовать образовательный проект, связанный с понятием переработки отходов и включающий активную двигательную деятельность, стала актуальной и востребованной.
Цель проекта:
Формирование у детей представления о рациональном потреблении и переработке бытовых отходов через включение элементов физического воспитания и активной игровой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательная задача: формирование первоначальных знаний о видах отходов и правилах их разделения.
Оздоровительная задача: улучшение общей физической подготовки детей путём включения спортивных и игровых мероприятий.
Психологическая задача: повышение мотивации и интереса детей к проблемам экологии и физической активности.
Социальная задача: привлечение внимания семей воспитанников к вопросам охраны окружающей среды и роли личного вклада каждого гражданина в решение экологических проблем общества.
Участники проекта:
• инструктор по физической культуре;
• воспитатели групп;
• дети (6-7лет - 2 подготовительные группы);
• родители.
Продукт проекта:
Игровая образовательная станция «Переработка отходов», входящая в состав краткосрочного экологического-физкультурного проекта «Экологический спортзал».
Игровая площадка, направленная на обучение детей основам раздельного сбора мусора и переработки отходов посредством увлекательных физических упражнений и образовательных мероприятий. Способствующих развитию экологической культуры и физической активности одновременно.
Создание творческих работ участников проекта из переработанных материалов.
Особенности и специфика проекта:
- Интеграция физической нагрузки и образовательной деятельности.
- Привлечение внимания дошкольников к проблемам экологии через игру.
- Простые игровые правила и наглядность процесса переработки.
- Развитие моторики и координации движения через активные игры.
- Приятная визуальная среда с яркими цветами и детскими персонажами – экологами
- Формирование осознанного отношения к окружающей среде и ресурсам планеты.
- Возможность участия всей семьи в игровой форме.
Этапы работы над проектом:
Проект реализуется через серию последовательных мероприятий, каждое из которых направлено на закрепление полученных знаний практическими действиями средствами физической культуры. Среди подходов используются следующие методы:
Игровой метод:
Метод коллективного творчества; Фронтальные формы взаимодействия (совместные мероприятия, спортивные эстафеты); Индивидуальная работа (закрепление полученных знаний через индивидуальные задания).
Календарный план мероприятий:
(всего шесть мероприятий)
№ п/п | Мероприятие | Дата | Результат |
1. | Познавательная беседа «отходы» | Первый день | Освоение детьми понятия «отходы» |
2. | Игровое занятие | Второй день | Навык правильного распределения отходов |
3. | Спортивная игра «Быстрая утилизация» | Третий день | Повышение уровня двигательной активности |
4. | Семейный досуг | Четвертый день | Участие родителей в обучении детей |
5. | Мероприятие с воспитателями | Пятый день | Демонстрация достижений детьми перед взрослыми |
6. | Рефлексия | Шестой день | Награждение участников (грамота) |
Критерии оценивания достижения образовательных результатов проекта:
Уровень знаний ребенком понятий в вопросах сортировки мусора и бережного отношения к природе
Оценивался уровень знаний ребенком теоретической части программы, знание понятий в вопросах сортировки мусора и бережного отношения к природе (для оценки знаний проводится обобщающая беседа о просмотренном мультфильме - «Фиксики - серия «МУСОР» и наглядно-демонстрационный материал (картинки, карточки) для экологически-образовательных бесед на данную тему).
Показатели:
- уровень формирования первоначальных знаний о видах отходов и правилах их разделения.
- Понимание роли раздельного сбора мусора в защите окружающей среды.
- Владение элементарными знаниями о жизненном цикле материалов и способах их вторичного использования.
Уровень сформированности умений различать виды бытовых отходов.
Показатель:
- Умение различать виды бытовых отходов (органические, пластик, стекло, бумага) (метод педагогического наблюдения).
Практическое освоение навыков:
- Проверяется умение ребенка применять полученные знания на практике, способность самостоятельно осуществлять сортировку отходов и проявлять активность в эко-играх (метод педагогического наблюдения, беседы и игры эстафеты, игровые упражнения).
Показатели:
- Самостоятельная сортировка различных видов отходов в правильные контейнеры.
- Участие в играх, направленных на понимание процессов переработки и повторного использования ресурсов.
- Выполнение простых практических заданий по утилизации отходов (изготовление поделок из вторсырья).
Методика О. А. Соломенниковой
Диагностика экологических знаний дошкольников
О.А. Соломенниковой, адаптированная для детей дошкольного возраста
Этап 1. Проверка знания видов отходов и правил сортировки мусора.
Цель: Оценить уровень осведомленности детей о различных видах отходов и принципах их разделения.
Методика проверки:
- Дети участвуют в игровой эстафете, связанной с сортировкой отходов («разложи отходы по контейнерам»).
- Каждый ребенок получает пакет с различными видами отходов (бумага, пластик, стекло, органические отходы).
- Задача ребенка — быстро и правильно разложить предметы по соответствующим контейнерам.
Критерии оценивания:
- Ребенок правильно распределяет большинство предметов (80% и больше). Уровень высокий.
- Допускаются незначительные ошибки (менее 70%). Средний уровень.
- Много ошибок, нечеткое понимание принципов разделения. Низкий уровень.
Наблюдение показывает, что все 24 ребёнка справились успешно. Значит, по данному критерию уровень высокого порядка.
Этап 2. Осознание значимости раздельного сбора мусора.
Цель: Определить осознание детьми значения раздельного сбора мусора для защиты окружающей среды.
Методика проверки:
- Педагог проводит беседу-игру типа «почему важно разбирать мусор».
- Предлагает детям объяснить важность переработки и пользы от правильного обращения с отходами.
Критерии оценивания:
- Ясность и полнота объяснения ребенком ценности раздельного сбора отходов. Высокий уровень.
- Наличие базовых представлений, некоторые пробелы в понимании. Средний уровень.
- Недостаточное знание причин важности сортировки. Низкий уровень.
По итогам игры-диалога видно:
Все участники дали чёткие правильные ответы. Следовательно, этот критерий также оценивается высоко.
Этап 3. Уровень владения знаниями о жизненном цикле материалов и возможности повторного использования.
Цель: Изучить степень освоенности понятий жизненного цикла материалов и возможностей вторичной переработки.
Методика проверки:
- Игровое упражнение «Жизнь вещей». Детям предлагается рассказать историю какого-то предмета (например, пластикового стаканчика), начиная от сырья и заканчивая переработкой.
- Проводится игра-эстафета «Что можно сделать заново», где дети называют материалы, подлежащие повторному использованию.
Критерии оценивания:
- Полное владение информацией о жизненном цикле и способах вторичного использования материалов. Высокий уровень.
- Частичное представление, небольшие пробелы в знаниях. Средний уровень.
- Низкая информированность, трудности с пониманием темы. Низкий уровень.
Выяснено, что дети активно участвовали и продемонстрировали хорошие знания. Соответственно, этот аспект также имеет высокий уровень развития.
№ п/п | Фамилия Имя ребенка | Полностью выполняет Виды отходов и правила сортировки мусора | Знает и называет Значение раздельного сбора мусора | Знает, называет и выполняет Повторное использование отходов «Что можно сделать заново?» | Итоговый показатель |
В – высокий уровень – 15 детей
С – средний уровень – 10 детей
Н – низкий уровень - 0
Итоги диагностики:
Все критерии были проверены посредством педагогических наблюдений в ходе специальных мероприятий, включая игровые ситуации и беседы. Показатели свидетельствуют о высоком уровне овладения первоначальными знаниями и практическими умениями по вопросам экологии и переработки отходов.
Таким образом, мы можем утверждать, что группа детей демонстрирует отличные показатели осознанности и умения применять полученные знания в практических ситуациях.
Социально-коммуникативное взаимодействие:
Определяется способность и готовность ребенка взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми в процессе игры и занятий, готовность делиться своими знаниями и поддерживать экологически ответственное поведение окружающих.
Показатели:
- Активное участие в групповых мероприятиях и играх.
- Способность объяснить другим детям важность раздельного сбора мусора.
- Готовность сотрудничать и помогать сверстникам в выполнении игровых заданий.
Эмоционально-нравственное отношение к природоохранительной деятельности:
Анализируется эмоциональная вовлеченность ребенка в тему охраны природы, проявление интереса и желания внести личный вклад в улучшение состояния окружающей среды.
Показатели:
- Положительное отношение к мероприятиям по охране природы и интерес к эко-проектам.
- Проявление эмпатии к проблемам загрязнения окружающей среды.
- Стремление к личной ответственности и заботливое отношение к своему участку жизни.
Творческое самовыражение:
Рассматривается творчество ребенка в рамках реализации проекта связанных с защитой природы, создание творческих работ из переработанных материалов.
Показатели:
- Создание собственных изделий из бросового материала.
- Выразительность и оригинальность решений, предложенных ребенком.
- Применение фантазии и воображения в игровом пространстве, связанное с темой защиты природы.
Заключение с результатами проекта:
Проект ««Экологический Спортзал»: Игровая Станция - «Переработка Отходов», разработанный специально для детей шести - семи лет, показал хорошую эффективность в формировании экологического воспитания, и освоении навыков обращения с отходами. Дети получили начальные представления о видах отходов, важности их разделения и значимости процесса переработки для сохранения природных ресурсов.
Итоги реализации проекта свидетельствуют о достижении целей образовательной программы:
1. Усвоение навыков:
Участники успешно усвоили различия между видами отходов (бумага, пластик, органика), научились понимать принципы вторичной переработки и осознали необходимость раздельного сбора мусора.
2. Развитие практических навыков:
Через игровые задания дети овладели приемами сортировки отходов, продемонстрировали способность грамотно размещать мусор в соответствующие емкости и активно участвовали в изготовлении предметов из вторичных материалов.
3. Укрепление социально-коммуникативных способностей:
Игровые занятия стимулировали сотрудничество и коммуникацию среди участников, воспитывая чувство ответственности друг перед другом.
4. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к вопросам экологии:
Детей заинтересовала тематика заботы о природе, большинство проявило искреннее желание защищать окружающую среду и стремление вовлечь близких в процесс сортировки отходов.
5. Творческая реализация потенциала:
Ребята показали творческий подход, создавая оригинальные изделия из использованных материалов, демонстрируя фантазию и находчивость.
6. Кроме того, важной составляющей проекта стала интеграция элементов физической культуры, позволяющая сочетать интеллектуальное развитие с укреплением здоровья детей. Физическая активность интегрирована в игровую деятельность следующим образом:
- Использование подвижных эко-игр, развивающих координацию движений и выносливость, таких как соревнования по сбору перерабатываемых материалов на скорость.
- Организация досугов и эстафет, где участники выполняют физические упражнения одновременно с решением экологических задач, закрепляя полезные привычки в условиях динамичной игры.
- Проведение специальных спортивных состязаний, посвящённых пропаганде здорового образа жизни и экологической грамотности, где физическая нагрузка сочетается с познавательной деятельностью.
Благодаря такому сочетанию подходов, дети получают всестороннюю подготовку: развиваются физически, усваивая полезную информацию и вырабатывают полезные установки по сохранению окружающей среды. Это способствует гармоничному формированию личности, объединяя здоровье тела и осмысленное отношение к природе в единое целое.
Таким образом, внедрение игрового пространства стало важным этапом развития осознанного поведения у старших дошкольников относительно проблем окружающей среды. Проект позволяет надеяться на формирование нового поколения сознательных людей, бережно относящихся к ресурсам планеты и понимающих значимость действий каждого человека для общего блага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Мы за лес без мусора» вторая младшая группа
Актуальность проекта: Проблема сохранения леса и его богатств стоит сегодня в ряду важнейших экологических задач для всех стран мира. В последние годы тенденции, связанные с вырубкой лесов,...

Экологический проект "Планета - наш дом, не мусори в нем!"
Совместный проект педагогов и детей МБДОУ д/с п. Дивное...

презентация "Переработка мусора" часть 1 и 2
презентация к беседе "Как люди избавляются от мусора"...
Презентация экологического проекта "Защитим наш город от мусора"
Презентация экологического проекта на тему "Защитим наш город от мусора"....

паспорт проекта "Грузовик для переработки мусора"
паспорт проекта по робототехнике "Грузовик для переработки мусора"...

Презентация "Переработка мусора"
Проблема накопления мусора и загрязнения окружающей среды в наше время стоит достаточно остро. Один из способов ее решения — сортировка и вторичная переработка отходов.Вторичная переработка...
Презентация на тему "Переработка мусора" (2025 г.)
Переработка мусора...

