Кинезиология - как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»
города Невинномысска
Консультация для педагогов на городском методическом объединение «Физическое развитие дошкольников» по теме: «Кинезиология - как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель по физической культуре
МБДОУ №48 Середа И.Г.
13.02.2024
Цель: повышение профессиональных компетенций участников ГМО в процессе педагогического общения по освоению приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада на занятиях по физической культуре.
Задачи:
1. Познакомить участников ГМО с эффективными приемами образовательной кинезиологии.
2. Продемонстрировать участникам мастер - класса комплекс кинезиологических упражнений, применяемый в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.
3. Повысить мотивацию у участников мастер - класса по овладению нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и её широкому применению в совместной деятельности с дошкольниками.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся с помощью движения пальцев и выполним упражнение.
Упражнение «Здравствуйте»
Пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.
Предлагаю познакомиться с одним из способов активного развития дошкольников – кинезиологическими упражнениями. Это двигательные упражнения, которые стимулируют развитие умственных способностей дошкольников.
Упражнение-активизатор: «Массаж ушей»
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием мозга и добиться гармоничного развития их у ребёнка.
Познавательная деятельность детей, их координация, ориентация в пространстве, адекватность эмоциональных реакций зависят от того, как взаимодействуют между собой правое и левое полушария головного мозга, то есть от сформированности мозолистого тела – сплетения нервных волокон, которые соединяют правое и левое полушария. Межполушарное взаимодействие можно укреплять при помощи кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, память, внимание. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее изменения.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.
Виды кинезиологических упражнений:
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Способы организации при выполнении упражнений
Совместно со взрослым;
Самостоятельно;
В парах;
В группах;
Комбинированно
Эстафеты
Выполнение физических упражнений
В помещении;
На улице;
В воде;
С предметом или оборудованием;
Без предмета
Стоя, лежа, сидя
Перекрестные движения
Перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой
(вперед, вбок, назад) или правой ногой и левой рукой.
Выполнение упражнений без предмета
Ассиметричные движения руками
Ассиметричные движения руками и ногами
Выполнений упражнений перемещением по площадке
(с продвижении вперед, в сторону, назад, в прыжках)
Приемы перемещения:
Шаги, скрестные шаг, шаг с поворотом, приставные шаги, подскоки, прыжки
Выполнение упражнений с дополнительным оборудованием и инвентарем
Оборудование:
Гимнастическая стенка, стулья, балансиры, гимнастические лавки, модули и т.д.
Инвентарь:
Мячи, фитболы, ленты, обручи и т.д.
Кинезиологические мяшочки
В основе коррекционно-развивающей методики «Кинезиалогические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт американского педагога-исследователя Билла Хуберта, который создал систему Bal-A-Vis-X (балансировочные аудиально-визуальные упражнения), состоящую из более 300 эффективных упражнений с мячами и мешками на подбрасывание и отскок. Мы сегодня будем использовать мешочки, специальные ритмичные упражнения с небольшими мешочками, наполненными на 2/3 песком («Живые мешочки» - название для детей), с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает, более сложные упражнения выполняются детьми в паре; некоторые упражнения выполняются группой детей.
• Все упражнения можно поделить на 4 группы:
Подбрасывание
Перемещение
Перебрасывание
Перекладывание
(Голова, плечи, спина, за спиной, из руки в руку, соседу, перед собой, над головой, вверх, вниз).
Усложнение: А) Внешний ритм – музыка, метроном, хлопки и т.д. .
Б) Слова, тексты , скороговорки, стихи
В) Движения: ходьба, хлопки, балансир.
Подключение перемещения
Упражнения
1.«Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.
2.«Добываем огонь». Крутим мешочек между ладоней, имитируя добычу огня.
3.«Высоко сижу…» Мешочек кладем на голову. Руки на пояс.
а) Поворот один раз на 360 градусов. В одну и в другую сторону.
б) Приседание. Вниз. Вверх.
в) Стоим в позе цапли на правой ноге, затем на левой по 5 секунд.
г) Ловим мешочек, сбрасывая его с головы в обе руки.
д) Ходим с мешочками на голове, спине, плечах и т.д.
4. «Батут». Подбрасывание мешочка по очереди каждой рукой по несколько раз. Сначала ловим мешочек на уровне груди ладонью, смотрящей вверх. Повтор несколько раз. Затем меняем захват, перехватывая его налету на уровне головы, при этом ладонь смотрит вниз – в сторону. Повтор несколько раз.
5. «Восьмерка». Упражнение делается в наклон. Ноги на ширине плеч. Мешочек передаем между ног, обводя каждую ногу по траектории цифры восемь. Сначала правая ведущая рука, затем левая. Повтор несколько раз.
6. «Не урони!». Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек. Ребенок стоит ровно.
7.«Плечо-голова-плечо». Кладем мешочек на левое плечо, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на голову, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на правое плечо, хлопок двумя руками. Повтор несколько раз.
8. «Жонглирование». Жонглирование двумя мешочками.
9. В парах: «Лови». Бросание мешочков друг другу одновременно, только так, чтобы мешочки не падали. Например: бросаем правой рукой – ловим левой, бросаем правой – ловим правой, бросаем левой – ловим левой. Действия проговариваем.
10. В группе: «Передай по кругу…» Дети становятся лицом в круг. Начинаем передавать мешочек по кругу следующим образом. Ребенок вкладывает мешочек в правую руку соседа. Тот перекладывает его в свою левую руку и перекладывает следующему ребенку в правую руку и так далее по кругу. Повтор 2-3 круга. Затем меняем направление передачи мешочка в другую сторону. Повтор 2-3 круга.
Для результативности необходимо учитывать определенные условия:
∙ педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. ∙ систематичность выполнения упражнений
∙ качество скорость сложность
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Постепенное увеличение темпа и сложности (дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, после того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс кинезиологических упражнений, состоящих из 2 - 3 положений рук последовательно сменяющих друг друга).
∙ упражнения проводятся 5-15 мин.;
- Как часть развивающих занятий
- В качестве динамических пауз
- Перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
∙ кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
В заключении: Применение приёмов кинезиологии в условиях детского сада дает положительный результат, педагоги отмечают, что у детей улучшаются психические процессы, их мыслительная деятельность, формируется пространственная ориентировка, развиваются моторные навыки, снижается утомляемость, развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Можно рекомендовать выполнять эти упражнения так же в условиях семьи, когда родители в игровой форме выполняют с детьми кинезиологические упражнения, они становятся активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями, что способствует формированию активной позиции родителя, улучшению детско-родительских отношений, повышению их психолого-педагогической грамотности, что положительно влияет на развитие детей в настоящем и будущем.
В ходе доклада, я показала вам одну из практических форм нашей развивающей деятельности. Представила современный арсенал образовательной кинезиологии, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей.
Так же, данные технологии очень удобны в применении, их можно использовать в любом пространстве и без дополнительных атрибутов, только с использованием ресурсов собственного тела и эмоций.
Картотека кинезиологических упражнений
Составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк
1.Растяжки:
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
4. «Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
2. Дыхательные упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение – стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. «Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться
— прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос.
6. «Губы трубкой»
Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
- — полный вдох через нос, втягивая живот;
- — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
- — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
- — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
3. Телесные упражнения
1. «Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. «Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
3. «Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
4. «Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
5. «Маршировка»
Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
6. «Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
7. «Яйцо»
Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
8. «Дерево»
Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
- «Крюки».
Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
- «Повороты шеи».
Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.
4. Упражнения на релаксацию
1. «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
3. Релаксация «Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
5. Упражнения для развития мелкой моторики
1. «Домик»
Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2. «Ладошка»
С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
- Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
- Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
- Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
- Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз.
При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.
«Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
- «Ожерелье»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
6. Глазодвигательные упражнения
1 . «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
2. «Слон»
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
3. «Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз)
4. «Глазки»
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.)
5. «Глазки»
Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
6. «Глазки»
Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
Используемая литература
1. Арефьева Т. Гармония движения и мысли [Текс] : психомоторика / Т. Арефьева // Обруч. - 2012. - № 2. - С. 16-17.
2.Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр [Текст] / С.Ю. Афонькин, М.С. Рузина. - СПб., 1997.
3. Голубева В. А. Коррекция нарушений поведения у детей со сложной структурой дефекта [Текст] / В. А. Голубева // Логопедия сегодня. - 2009. - № 4. - С. 65-68.
4.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.
5.Коронаева Е. Служба ранней помощи [Текст]: коррекция нарушений в развитии / Е. Коронаева // Обруч. - 2010. - № 5. - С. 9-10.
6.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст] : сб. метод. рек. / Л. В. Лопатина [и др.]. - СПб.: САГА. - 271 с. - ISBN 5-9754-0006-6 (Сага).
7. А.Л Сиротюк “Обучение детей с учетом психофизиологии”.
8.А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
9. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса
для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков.
М., ВНИИФК, 1999.
10. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М.,
«Восхождение», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».
Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...

Подвижные игры - средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Сборник подвижных игр для двигательной активности детей....

Педагогический проект: "Кинезиология как средство коррекции, оздоровления и развития детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)".
В настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Требования ФГО...

Проект на тему: "Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи"
Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических про...





