Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи
проект по логопедии (средняя группа)

Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических процессов, расстройства устной и письменной речи, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, плохая координация движений. И как следствие – трудности при адаптации к школе.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в нарушении развития детей играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_22.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Миляш» с. Кунашак

Проект на тему:

 «Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи»

Подготовила:

Учитель – логопед

 Ярмухаметова Г.Р.

Кунашак

 2022 г.

Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических процессов, расстройства устной и письменной речи, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, плохая координация движений. И как следствие – трудности при адаптации к школе.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в нарушении развития детей играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Новизна проекта заключается в том, что кинезеологические упражнения и гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии.

Паспорт проекта

Вид проекта – практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации проекта – 2 недели (с 14.03.2022 по 25.03.2022)

Образовательная область – «Речевое развитие».

Участники проекта – дети, педагоги, учитель-логопед, родители.

Цель проекта:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

Задачи проекта:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий головного мозга;
  • снятие эмоциональной напряжённости;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей воспитанников;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • коррекция речевых нарушений.

Условия реализации проекта:

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Задания проводятся ежедневно в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Предполагаемый результат:

  • адаптация детей к образовательной деятельности через формирование познавательной активности на основе игровых методик;
  • интенсификация развития речи (и коррекция речевых нарушений), в первую очередь – просодического компонента, фонематического слуха, звукопроизношения;
  • активизация развития неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки; тонкой и общей моторики, координации движений (в том числе - мимической мускулатуры); произвольного внимания.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  • сбор информации;
  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка комплексов кинезиологических упражнений;
  • оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

2 этап – практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).

Методы и приёмы работы:

Растяжки – они нормализуют тонус мышц.

«Снеговик». Ребенок – снеговик весной. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды, которая испаряется и превращается в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 

«Дерево». Ребенок демонстрирует рост дерева от семечка, раскачивается при порывах ветра.

«Тряпичная кукла и солдат». Изображение ребенком куклы и солдата (попеременно). 

«Сорви яблоки». Ребенок имитирует сбор яблок по инструкции педагога (вверху справа, внизу слева, правой рукой, левой рукой).

Дыхательная гимнастика. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

«Задуть свечу». Ребенок задувает большой струей воздуха одну свечу, затем все.

«Качание головой». Ребенок покачивает головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышит.

«Дыхание носом». Ребенок дышит только одной ноздрей глубоко и неторопливо. При этом важно правильно располагать пальцы рук.

«Пловец». Ребенок стоя делает глубокий вдох, закрывает нос пальцами и приседает, мысленно считает до 5, затем встает и выпускает воздух.

«Надуй шарик». Ребенок, лежа на спине, расслабляет мышцы живота, начинает вдох, надувая в животе воображаемый шарик. Пауза - задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Игры и упражнения представлены в памятке, как пример 2 наиболее интересных:

«Глаза и язык», «Восьмерка», «Горизонтальная восьмерка», «Взгляд влево вверх», «Слон»,

 «Глаз – путешественник».

Телесные упражнения. При выполнении этих движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение

Игры и упражнения представлены в буклеты, как пример 2-3 игры:

«Перекрестное марширование», «Мельница», «Паровозик», «Робот», «Колено – локоть», «Яйцо», «Дерево», «Крюки», «Велосипед», «Кошечка». 

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Игры и упражнения представлены в буклеты, как пример 2-3 игры:

«Колечко1», «Колечко2», «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Лезгинка», «Здравствуй»,
«Ухо – нос»,
«Змейка», «Крючки», «Бабочка», «Цепочка», «Домик», «Фонарик», «Ладушки-оладушки».

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения.

«Яблоки в саду». Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда «рвет» яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

«Кулачки». Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз).

«Лед и огонь». Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лед!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

«Дирижер». Ребенок выступает в роли дирижера под музыкальное сопровождение. 

«Путешествие на облаке». Ребенок, сидя с закрытыми глазами, «путешествует на облаке» под сопровождающий педагогом текст.

 «Ковер-самолет». Ребенок, лежа на спине с закрытыми глазами, «летит на ковре-самолете» под спокойную музыку и сопровождающий педагогом текст. 

Массаж пальцев и ушных раковин

Массаж тоже входит в кинезиологию, как средство коррекции. Полезны различные виды массажа, особенно пальцев рук и ушных раковин. На ухе находится 148 точек, каждая из которых соответствует определенной части тела человека. Например, мочка – это голова.

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми.

«Растирание ладоней» – трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» – растирание запястья одной руки другой. Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» – указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.

Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» – указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз – в одну сторону, 9 – в другую).

А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей. Это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

3 этап – итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Продукты проекта для детей:

1. Картотека кинезиологических упражнений.

Продукты проекта для педагогов:

1. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

2. Презентация проекта.

Продукты проекта для родителей:

1. Выступление на родительском собрание на тему «Кинезиология для детей».

2. Семинар-практикум («Здоровьезберегающие техналогий  в работе с детьми дошкольного возраста»).

3. Презентация проекта на собрании.

4. Консультации «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Вывод. Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Художественно-эстетическое творчество,как средство общего развития детей с нарушением речи.

Различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного как-то: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование благоприятно влияют на развитие детей дошкольного возраста и особенно на д...

Использование ЭОР как средство повышения речевой активности детей с нарушениями речи

В современном мире в работе с детьми-логопатами сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подхо...