Игровые мультимедийные презентации - инновационное средство развития детей с нарушениями речи.
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Игровые мультимедийные презентации - инновационное средство развития детей с нарушениями речи.
Все технологии, которые используют специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео) относятся к информационным технологиям обучения. И одним из инновационных средств, которое я использую в работе с детьми с нарушениями речи являются игровые мультимедийные презентации. (Слайд 1)
Презентация – переводится с английского как “представление”. Мультимедиа - сложное слово, состоящее из двух простых ; «мульти» -много и «медиа»- носитель. Мультимедийные презентации представляют собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки, звукового ряда. Мультимедийные презентации - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Основоположником первых презентаций для детей стал Глен Доман, который является автором методики, позволяющей воспитать ребенка-вундеркинда. С помощью мультимедийных презентаций мы можем открыть для ребёнка дверь в новый неизведанный для него мир. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего о ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации -формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование презентаций позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной. Яркие образы вызывают у ребёнка живой интерес, являются прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что способствует хорошей результативности занятия. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала зависимость и благотворное влияние положительных эмоций на уровень познавательной активности и доказала, что высокая эмоциональность чаще всего проявляется у дошкольников в игровой деятельности. Поэтому автор советует педагогам в процессе познавательной деятельности, при выработке необходимых умений и навыков создавать условия для игры, игровые ситуации.
Таким образом, применение игровых мультимедийных презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, повышать познавательную активность и познавательный интерес детей, значительно повысить эффективность любой деятельности.
Я работаю с детьми, которые имеют различные речевые нарушения, но помимо этого у них снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания, поэтому, наряду с применением традиционных средств коррекционного воздействия я начала широко использовать игровые мультимедийные презентации. В своей работе использую как готовые презентации, так и создаю свои.
На этапе знакомства с органами артикуляционного аппарата и отработкой упражнений артикуляционной гимнастики предлагаю детям на подгрупповых занятиях различные игровые презентации «Сказки о весёлом Язычке», «Зарядка для Язычка» (Проигрывание с педагогами. Слайды 2,3,4). Слайды, выведенные на большой экран - прекрасный наглядный материал, дающий возможность ребёнку выполнять все движения артикуляционного аппарата более точно и в полном объёме. При такой подаче материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная, что помогает детям быстрее и лучше запоминать получаемую информацию.
На этапе автоматизации звука на индивидуальных занятиях использую игровые презентации-тренинги. Процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же звука или слога, и у детей быстро наступает утомление, пресыщение однообразной деятельностью. Презентации-тренинги способны оживить коррекционный процесс за счёт новизны и использования анимированных изображений. Например игра: «Запусти ракету в космос». Для того чтобы ракета полетела в космос - нам надо завести её мотор, то есть правильно и красиво произнести звук р (проигрывание с педагогами, слайд 5). Ситуации достижения цели в таких презентациях дополнительно стимулирует ребёнка к выполнению задания.
В обобщающих игровых презентациях с любимыми сказочными героями: «Поездка в Простоквашино», «Научи смешариков различать звуки с-ш», «Лунтик и звуки р-л» соединяются сказочные перепетии и коррекционные задачи. В таких презентациях детям хочется повлиять на события, помочь сказочным героям преодолеть все преграды, то есть выполнить правильно все игровые задания. (Слайд 6). Например, в задании на развитие фонематического восприятия «Найди все слова со звуком С», дети учатся находить в словах заданный звук и автоматизируют его правильное произношение в слове, (Проигрывание с педагогами).
В игровом задании «Преврати большой предмет в маленький» (Слайд 7), дети закрепляют правильное произношение звука Л развивают словарь и грамматический строй речи (Проигрывание с педагогами). В игровые презентации включаются физминутки, которые могут сопровождаться музыкальным оформлением и задания для снятия зрительного утомления, когда движения глаз детей соответствуют движению предметов на экране, (Слайд 8,проигрывание с педагогами).
Используя мультимедийные презентации в работе с детьми, стало заметно, что интерес детей возрос, т.к. занятия стали намного информативней, красочней. Легкая и интересная подача материала помогает детям быстрее и лучше запоминать получаемую информацию. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей большой интерес и внимание детей удерживается дольше. При виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Необходимо отметить, что использование мультимедийных презентаций не заменяет традиционных технологий и методов индивидуальной работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в коррекционной деятельности.
Как выдумаете, с какого возраста можно использовать детские компьютерные презентации? (ответы педагогов) Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Однако, существует мнение, что самые простые короткие презентации (не более 2-4 минут), на которых представлены яркие игрушки, движущиеся объекты, последовательность событий из сказки, можно использовать уже в работе с детьми младенческого возраста (но не ранее 6-7 месяцев). Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется не больше 10 слайдов в течении 15-20мин, но следует помнить, что на презентации не должно быть построено занятие целиком, должны преобладать другие методические приёмы.
Какие правила нужно учитывать при создании презентаций для детей, есть ли такие правила? (ответы педагогов)
Ответы на эти вопросы я нашла, принимая участие во всероссийском вебинаре на сайте «Инновационная образовательная сеть «Профессионалы» на тему «Использование средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ» а также в вебинаре на сайте журнала «Дошкольное воспитание» лекторами которого были Гризик Татьяна Ивановна - главный редактор этого журнала и Глушкова Галина Владимировна- член редколлегии.
На этих вебинарах было акцентировано внимание на том, что необходимо соблюдать определённые правила при создании презентации для детей. (Слайд 9)
1. Не следует размещать на слайдах - цели, задачи, список оборудования, и превращать слайд в документ. (Слайд 10)
2. Если презентация предназначена для фронтальной работы не надо размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, мы можем озвучить их сами. Не используйте для выделения слов на слайдах подчеркивание, лучше выделите цветом, размером или насыщенностью Подчеркиванием в презентациях выделяются гиперссылки, при щелчке по такому слову осуществляется переход к другому слайду, документу, странице в Интернете. Поэтому, если слово не является гиперссылкой, выделять его подчеркиванием не рекомендуется – это введет в заблуждение (Слайд 11)
3. Нужно быть осторожными с пестрыми фонами. Фон не должен напрягать глаза и мешать работе с объектами на слайде.
Что мы видим? Слишком пестрый фон с множеством объектов. Дети будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. Если замысел требует именно такой фон, а заменить его на менее пестрый нет возможности, то необходимо сделать фон менее ярким. Например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «на задний план». (Слайд 12)
4. Использование анимационных эффектов должно быть оправдано и осторожно. Ничего лишнего и раздражающего. Не следует применять анимацию к объектам на титульном слайде и к заголовкам.
Во-первых, использование анимации задерживает занятие и отнимает драгоценное время.
Во-вторых, опять же отвлекающий фактор. Это всего лишь позабавит детей. Если анимация объекта не имеет какой-то серьезной цели, то использовать их не нужно.
Кроме того, анимация на титульном листе – это неуважительно по отношению к пользователям, так как они должны будут ожидать, пока выпадут (проявятся, выползут) все слова на титуле, а это очень неудобно.
Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе, при смене слайда появляется сначала чистый слайд, а потом выползает название или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть – это отнимает время.
То же относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.
(Слайд 13)
5. Не нужно размещать на слайдах много текста (оптимально не более 6-8 слов), шрифт и рисунки должны хорошо просматриваться с любого расстояния. Используем шрифт ариал - не меньше 28-ого кегля. А лучше – крупнее - 36,42. Текст не должен быть красным или желтым и закрывать какую-либо картинку.
6. Осторожно используем готовые шаблоны для слайдов. В одной презентации не рекомендуется использовать разные шаблоны оформления, нужно соблюдать единый стиль презентации. ( Слайд 14)
7. Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата. (Слайд 15)
8. Не следует растягивать небольшие графические файлы, делая их размытыми или искажая пропорции, лучше поискать подходящего размера другие изображения. (Слайд 16)
9. Важно соблюдать авторские права! Обязательно размещать в презентации ссылки на источники использованных материалов.
11. Обязательно подписывать и свою презентацию, размещая свои данные на первом слайде. (Слайд 17)
И закончить свой мастер-класс мне хочется словами великого Гёте:
«Недостаточно только получить знания,
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать,
надо делать!»
Иоганн Вольфганг Гёте.
Используемая литература и материалы по теме в сети интернет.
1. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста методические рекомендации для специалистов дошкольного образования/под ред. М.Л.Семёновой.-Челябинск:ЧИППКРО,2013
2.Рябцева О.В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ
3.Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....
Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"
В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....
Художественно-эстетическое творчество,как средство общего развития детей с нарушением речи.
Различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного как-то: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование благоприятно влияют на развитие детей дошкольного возраста и особенно на д...
Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"
Приложение к Индивидуальным маршрутам развития детей по разделу программы «Развитие речи»...
сценарий мероприятия по развитию танцевально- игрового творчества с элементами логоритмики для детей с нарушением речи "Путешествие в весенний лес"
сценарий мероприятия по развитию танцевально- игрового творчества с элементами логоритмики для детей с нарушением речи "Путешествие в весенний лес"...
«Игровая терапия как средство реабилитации развития детей с нарушениями речи»
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максималь...