«Игровая терапия как средство реабилитации развития детей с нарушениями речи»
учебно-методический материал по логопедии
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_itog.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Кузбасса
Государственная образовательная организация
«Кузбасский региональный центр
Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Здоровье и развитие личности»
Отделение ранней помощи «Семья»
РЕФЕРАТ
Тема: «Игровая терапия как средство реабилитации развития детей с нарушениями речи»
по курсу: «Современные методы и технологии логопедической помощи детям дошкольного возраста»
Выполнил: Турунтаева Екатерина Михайловна,
логопед МБДОУ «Детский сад №117»
Проверил: Чертенкова Г.И., к.п.н., доцент кафедры
дошкольной и специальной
педагогики и психологии КГПИ КемГУ
г. Новокузнецк
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы игровой терапии как средство реабилитации развития детей с нарушениями речи……………………………........................5
2. Особенности организации игровой терапии в работе с детьми имеющими речевые нарушения………………………………………………………….…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал В. А. Сухомлинский.
В настоящее время всё более утверждается принцип устранение дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи может отразится на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребёнка. Важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребёнком звуков, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче преодолеваются в дошкольном возрасте.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В литературе имеется немало исследований, посвящённых нарушению речи и её коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, которые учитывают недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Данная проблема рассматривается в работах Г.В.Гуровец, С.И.Маевской, О.В.Правдиной, Е.Ф.Соботович, М.Ф. Фомичовой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы недоразвития речи и об особенностях речи у детей дошкольного возраста.
В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр на развитие речи детей с её нарушением, проблема коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста, их речевых функций, средствами игровых приёмов остаётся мало разработанной. Этим и определяется актуальность нашего исследования, посвящённого представленной теме.
Целью нашей работы является выявление особенностей влияния игровой терапии на развитие детей с нарушением речи.
Для раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы игровой терапии, как средства реабилитации развития детей с нарушениями речи.
- Выявить особенности организации игровой терапии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
1.Теоретические основы игровой терапии как средство реабилитации развития детей с нарушениями речи
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Основные направления современной игровой терапии. В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследователей пересмотреть статус игры в жизни детей дошкольного возраста (А. М. Фонарев, А. В. Петровский и др.).
Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, точно так же и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне. Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Л. Френк предположил, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире.
Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал.
Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь. Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, дети со сложными формами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой. Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру. Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Заикающиеся дети ведут себя в игре иначе. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками.
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова воспитателя или учителя-логопеда и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Все мы знаем, что в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения
числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришёл к выводу:
“Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи. ”
В современной общей педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках дошкольных учреждений.
Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии, так как речедвигательный аппарат развивается и совершенствуется с возрастом. Речедвигательный аппарат (полости носа и рта, зубы, губы, язык, гортань, лёгкие) – это исполнительные органы речетворческой системы организма. Вначале речедвигательные мышцы не послушны ребёнку, он с трудом произносит звуки родного языка. Подрастая, он говорит чище и свободнее, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых идут команды на речевые мышцы, у ребёнка развивается свободное владение мускулатурой речевого аппарата.
Ребёнок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться:
а) артикулировать все для данного языка фонемы;
б) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определённой позиции;
в) модулировать просодемы, создающие интонацию.
Из опыта обучения детей родной речи известно, что самым трудным для ребёнка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной их, прежде всего то, что ребёнок не может научиться правильно “работать” языком, важнейшим артикуляционным органом. Чаще всего детям не удаются артикуляции средненебных согласных [р], [л], [м], [ж], иногда задненебных: [г], [к], [х]. Запоздалая или затрудненная речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков – все эти дефекты встречаются у детей довольно часто. Иногда они вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще всего объясняются психологическим состоянием ребёнка.
Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий.
Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка – его речь сильно затрудняется, причем происходит это совершенно непроизвольно.
Все эти обстоятельства можно изменить, причем, чем быстрее, тем лучше. В подобных ситуациях легче предотвратить болезнь, нежели бороться с ней. Иногда при сложных диагнозах речи необходимо вмешательство врача, который способен научить ребёнка правильно дышать и произносить звуки. Но больше всего внимание следует обратить на психологические условия, создающие у ребёнка трудности в произношении. Одним словом, развитие речи следует рассматривать как составную часть общего развития личности.
Дети не могут сами обратиться со своими психологическими проблемами к врачу. Да и после того, как проблема определена, врач не может адресоваться непосредственно к ребёнку, предлагая какие-то методы для её решения – малыш просто не поймет его. Лечить значит особыми путями добиваться перемены его желаний, мыслей, мотивов.
На сегодняшний день использование игровой деятельности в коррекционно-логопедической работе дошкольников является наиболее актуальным методом, так как непосредственно в игровой деятельности развиваются важные компоненты психики: мышление, память, воображение, внимание и речь.
Игровая деятельность определяется психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др., как ведущая для детей дошкольного возраста. Авторы отмечают, что в игре ребенку необходимо использовать речь, что в свою очередь становится средством активизации речевого общения и развития.
Для логопеда игровая деятельность является методом работы, способствующим формированию навыков словообразования у детей с ОНР. Поскольку игра не дает ребенку заскучать, его внимание удерживается на процессе. Основа данного метода заключается в использовании разнообразных вариантов игры в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.
В зависимости от применяемого в коррекционной работе материала, игры для формирования словаря у детей дошкольного возраста можно разделить на: игры с предметами (игрушками, природным материалом и др.), настольные печатные игры, словесные игры. С использованием данных игр детям значительно легче, составлять словосочетания и предложения с заданным словом, образовывать относительные прилагательные от нужного слова и т.д.
Игра, целью которой является обогащение словаря и жизненного опыта детей с нарушениями речи без специально организованного обучения не возникает. Следовательно, основная задача логопеда состоит в организации руководства игрой, обеспечивающей актуализацию имеющихся у дошкольника возможностей по максимуму. Полнота развития игры, и соответственно, ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий логопеда.
Коррекционная работа по устранению нарушений речи окажется эффективнее при включении в игровую деятельность наглядного материала. Поскольку, опираясь на зрительный образ дошкольниками скорее усваиваются названия предметов с их признаками и необходимые действия с ними.
Также можно применять словесные игровые упражнения. Их главная задача состоит в том, чтобы максимально быстро подобрать точное слово в ответ на просьбу логопеда. Упражнение должно быть коротким, для снижения утомляемости дошкольников.
Работая над развитием словаря можно также использовать игры – загадки. Такие игры с загадыванием и отгадыванием относятся к одному из видов обучающей игры в формировании словарного запаса. Разгадывая загадку, у ребенка оказываются в активном действии мыслительные операции: аналитические возможности, умозаключения, причинно – следственные связи. Так у детей есть возможность научиться рассуждать и делать выводы, что обогащает их словарь.
В коррекционной работе можно также использовать комплексы игровых приемов с применением сказочных сюжетов и персонажей, поскольку таким образом создаются целенаправленные игровые ситуации, которые способствует развитию у дошкольников опыта использования самостоятельной речи и помогает им учиться общаться не только простыми словами, но и развернутыми фразами.
При применение разнообразных игровых заданий с дошкольниками речь ребенка развивается, при этом ребенок об этом даже не догадывается. Поскольку обогащение словаря у детей будет осуществляться через побуждение их к общению между собой и комментированию выполняемых ими действий.
2. Особенности организации игровой терапии в работе с детьми имеющими речевые нарушения
Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы.
Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала. Ребёнок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его неудачах, плачевном поведении либо блестящих успехах, отменном прилежании.
Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша, то вначале было не слово, а игра. Ребёнок не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки.
Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакты с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, радуется жизни.
Понять природу игры, её поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка.
Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому что забыли себя в детстве. В играх дети делают всё как бы втроём: их подсознание, их разум, их фантазия “работают” синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, языки реактивность – словом, всё то, что составляет богатство человеческой личности.
Занятия с детьми по развитию речи должны стать праздником. А праздник для ребёнка, когда игра сменяется игрой, когда никто не думает о том, что есть такое слово “надо”, а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и, незаметно для себя, ещё и пользу.
Праздник- это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать и чувствовать
соприкосновение слова в игре.
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений стоит церебральноорганическая недостаточность или (если использовать более употребляемый термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности.
В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не заставляйте ребёнка играть, а создайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживите игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть ребята фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей.
4. Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что- то получилось у него впервые.
5. Наблюдайте, анализируйте активность детей в овладении языком с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.
6. Стройте свои взаимоотношения с дошкольниками на взаимном доверии, искренне разделяйте с детьми их радость, успехи, показывайте образцы организованной речи.
Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). При этом присутствие других детей уменьшает внутреннюю напряжённость ребёнка и стимулирует его активность, готовность общаться со взрослым и доверять ему, что не мало важно для работы с детьми с нарушением речи.
Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать свое поведение, понять самому свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного образа “Я” ребёнка.
В основе данной деятельности лежит уверенность в том, что каждый ребёнок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Развитие речевой активности происходит в том случае, если ребёнок творчески приспосабливается к изменениям окружающего мира. Для детей с проблемами в развитии речи раскрытие творческих возможностей особенно важно, так как их способности к адаптации и общению
ограничены.
Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в дошкольном возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра – это особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, говорят, что “играть”, в отличие от “работать” и “заниматься”, вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, перестаёт заботиться о своём реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлёб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им не освоенному. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Зная эту особенность игры, в случаях дидактических затруднений, можно ввести в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное- поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автономного мира, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире. Ребёнок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его неудачах, плачевном поведении либо блестящих успехах, отменном прилежании. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особенное педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:
- игра – фактор развития ребёнка;
- игра – способ приобщения к миру культуры;
- игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;
- игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную
палитру новых для него отношений;
- игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка;
- игра – изящная форма социально- психологического тренинга;
- игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем, ставших перед ним в
реальной повседневности;
- игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты переживаний радости
жизни;
- игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Больше всего дети с нарушением речи страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, слове. Внимание ребёнка зависит от “настройки” его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание – усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Развивать внимание у детей с нарушением речи столь же важно, как учить звуки. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Среди других средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры – упражнения.
Сколько чего?
Ведущий просит ребят осмотреть групповую комнату или игровую площадку на прогулке и назвать как можно больше предметов начинающихся на букву “к” или “т”, можно не целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить “засечь вниманием” круглые или полукруглые предметы, затемквадратные и прямоугольные. Далее – деревянные, потом металлические, затем – предметы из стекла.Можно обратиться к цвету, окраске предметов.
Игры со словами и слова очень важны, ведь владение словом – инструментом общения, мышления – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Добавь словечко.
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму.
Все скороговорки не переговорить.
Игра-соревнование, в которой участники повторяют ту или иную скороговорку. Кто ошибся, к примеру, три раза, выбывает из игры.
Игры, развивающие память не маловажны для детей, т. к. память – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явлений жизни. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим.
Все дети замечательные актёры, лицедеи с сотнями масок. Ребята любят изображать артистов, танцоров или подражать им. Дошкольникам помогает хорошее воображение – психологический процесс, который свойственен лишь людям. С помощью воображения они выстраивают образ средств и результатов своей предметной деятельности, создают программы своего поведения, придумывают заменители деятельности, т. е. представляют результаты деятельности, творчества ещё до их начала. Воображение тесно связано с развитием речи. В воображении ребёнка почти всегда присутствует магическое “как будто бы”, детская мечта и фантазия связаны с их мышлением. Считать, что есть творчески ограниченные дети – это глубокое заблуждение. Все дети изначально талантливы. Их просто необходимо раскачать, развивать их природные задатки. Эту задачу помогут решить так называемые “артистические” игры.
Изобрази без предмета. Предложить детям, проявив воображение, проделать следующее (напоминаю, без предмета):
- вдеть нитку в иголку;
- пришить пуговицу;
- подбросить и поймать мяч;
- заточить карандаш;
- брать поочерёдно в руки холодный, тёплый, горячий предметы и т. д.
Расскажи жестами.
Двум (трём) группам даются небольшие сюжетные рассказы (сказки), необходимо прочесть их жестами, мимикой. Соперникам надо быстро догадаться, о чём идёт речь, перевести жесты на язык слов. Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. В основу экспериментов была положена мысль о том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок двигательной области “заведует” движениями кистей рук, и находится он рядом с участком “заведующим” движениями органов речи. Учёные обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому не последнее место за пальчиковыми играми, куда входит работа с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками и т. п. Данного вида задания разнообразны по форме и содержанию, что помогает детям при подготовке к школе.
Выкладывание букв из различных материалов – серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу. Сначала педагог выкладывает или рисует на бумаге букву-образец. Затем предлагает ребёнку скопировать её из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью педагога выкладывает слова, учится их читать. Для таких игр используют мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.
Комплекс игр с бумагой помогает воспитанникам узнать, как обычная бумага превращается в объёмные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Бумага (особенно цветная) становится основой полезных и интересных игр. Например, вырезание различных фигур учит ребёнка уверенно пользоваться ножницами и знакомит с понятием о симметрии.
Детям с нарушением мелкой моторики полезно регулярно заниматься с крупой: сортировать её, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Практика показала, что все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровляющее действие.
Развивать творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей помогают игры-занятия по рисованию. Доказано на практике, что чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова. Пусть дети
- рисуют как на бумаге, так и на картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте,
- выполняют штриховки различных фигуры прямыми линиями,
- обводят рисунки по контуру,
- срисовывают по образцу,
- продолжают заданный узор,
- дорисовывают вторую половинку изображения.
В играх со счетными палочками нашими помощниками становятся обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогают детям развивать внимание, воображение, закреплять названия геометрических фигур.
В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками назывались мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребёнок развивает терпение и выдержку, приобретает необходимую ловкость пальцев.
Большой популярностью у детей пользуется игра с мукой и тестом. Это занятие направлено на высвобождение творческой энергии. Главное – доставить детям удовольствие от работы: они самостоятельно высыпают муку из пакетиков в ванночки, закапывают в ней руки, прячут сокровища (ракушки, монетки, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль, воду – месят тесто, лепят из солёного теста все, что им захочется.
Драматизация - один из методов игровой терапии. Данная форма работы очень близка детям, т. к. им предоставляется возможность самостоятельно выбрать роль. Особенно подходящими для драматизации являются сказки, которые любят слушать дети.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отличен чисто детскими вехами, а ниточка, которая заставит их звенеть, – это увлекательные досуги, в том числе игровая терапия. Практически все игры просты и основаны на импровизации – бесценной импровизации детей. Игровая терапия представляет собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребят, где в игре приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Игра существенно влияет на развитие значений и функций слова, поскольку действия, которые происходят в игре, служат фундаментом для отражения словесного значения, и поэтому игровая деятельность является действующим фактором речевого развития дошкольника с речевыми нарушениями. В игре создаются различные ситуации, в которых условия усвоения речи максимально разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игровой деятельности развивается также и смысловая сторона речи.
Стоит отметить, что использование игровой деятельности не только логопедом, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения, а также родителями будет способствовать ещё большему и лучшему результату.
Анализ теоретических источников показал, что использование такого метода коррекционной работы как игровая деятельность способствует наиболее эффективному формированию словаря. Так как при использовании логопедом игр и игровых приёмов дошкольник сам испытывает желание участвовать в коррекционной работе.
Следовательно, использование игровой деятельности является одним из наиболее перспективных направлений коррекционной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадагова К.А. Использование игровых приемов для коррекции лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня // Аллея науки. 2021. Т. 1. №5(56). С. 814-817.
2. Бекирова М.И.К. Игровая деятельность как средство коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Молодость. Наука. Перспектива. Сборник научных трудов студентов, магистрантов,аспирантов.2017.С.183-189.
3. Гарбузова А.А. Дидактические игры как средство развития атрибутивной лексики у детей с общим недоразвитием речи. // Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (Посвящается 125-летию Л.С. Выготского). Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Краснодар. Кубанский государственный университет, 2021. С. 286-291.
4. Джегистаева Л.И. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника. // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 24. № 2 (26). С. 150-154.
5. Попова М.М., Москаленко О.А. Игровая терапия как особый способ взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения // Совушка. 2020. N3 (21).URL:https://kssovushka.ru/zhurnal/21/
6. Пудова Н.А. Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием лексических игр и предметно-практической деятельности. // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции.Пенза,2022.С.164-168.
7. Самсонова С.Н. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.// Столыпинский вестник 2022. Т. 4. №5. С. 42-47.
8. Сокольникова Н.М. Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности. // Вопросы дошкольной педагогики.2022.№4(52).С.28-30.
9. Штафетова И.В. Рекомендации к использованию речевых игр, занятий и упражнений в логопедической работе с детьми. // Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный облик и контуры будущего. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции КГУ им. К.Э. Циолковского. Сост. В.Н. Зиновьева. Калуга, 2022. С. 153-160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Художественно-эстетическое творчество,как средство общего развития детей с нарушением речи.
Различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного как-то: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование благоприятно влияют на развитие детей дошкольного возраста и особенно на д...
Игровые мультимедийные презентации - инновационное средство развития детей с нарушениями речи.
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"
Приложение к Индивидуальным маршрутам развития детей по разделу программы «Развитие речи»...
«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...
«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
В статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...
Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...