Главные вкладки

    Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
    методическая разработка по логопедии по теме

     

    Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

    1.                 Предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами.

    2.                 Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.

    3.                 Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.

    4.                 Информационный блок для педагогов и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 57»

    Модель
    предметно-развивающей среды

    в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

    как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

                           

    Цель - создать коррекционно-образовательное пространство в ДОУ. 

     Задачи:

    1. повышение профессионального уровня педагога;
    2. создание условий для качественной реализации лого-педагогической деятельности;
    3. обеспечение качественной деятельности педагога и воспитанника.

    Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

    1. Предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами.
    2. Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
    3. Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
    4. Информационный блок для педагогов и родителей.

    Принципы функционирования предметно-развивающей среды:

    1. Принцип научности.
    2. Принцип природосообразности.
    3. Принцип систематизации.
    4. Принцип перспективной направленности.
    5. Принцип комплексного использования предметов среды.
    6. Принцип оптимального насыщения.
    7. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
    8. Принцип соответствия санитарным, гигиеническим и эстетическим требованиям.

    Содержание предметно-развивающей среды

    1. Материально-техническая база кабинета:

        - оборудование кабинета;

        - наличие современных технических средств обучения и коррекции.

    1. Содержание методического материала:

        - нормативные документы, регламентирующие коррекционно-образовательную деятельность;

        - нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога;

        - программно-методическое обеспечение;

        - информационно-методическое обеспечение;

        - аналитико-диагностические материалы;

        - информационно-методические материалы.

    1. Систематизация материала:

        - паспорт кабинета;

        - визитная карточка;

        - перспектива развития кабинета;

    1. Соответствие кабинета требованиям СанПин 2.4.1.2660-10
    1. Оформление кабинета

    Визитная карточка
    логопедического кабинета «ЛОГОРАДУГА»

    1. Заведующая логопедическим кабинетом: Мальцева Татьяна Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
    2. Площадь логопедического кабинета: 34, 5 кв.м.
    3. Число посадочных мест в логопедическом кабинете: 12.
    4. Оборудование и документация логопедического кабинета:
    1. шкафы, стеллажи для хранения документации, методических и дидактических материалов, литературы – 3 шт.;
    2. рабочий стол учителя-логопеда – 1 шт.;
    3. место для работы с детьми: столы – 6 шт. и стулья – 12 шт для детей;
    4. стол компьютерный (детский) – 1 шт.;
    5. стенды для наглядных информационно-методический материалов – 3 шт.;
    6. доска навесная (магнитная) – 1 шт.;
    7. настенное зеркало (с освещением, шторами) – 1 шт., индивид. зеркала – 12 шт.;
    8. настенные часы – 1 шт.;
    9. логопедические зонды – 1 комплект, шпателя – 12 шт.:
    10. умывальник – 1 шт.;
    11. ковёр – 1 шт.;
    12. приборы для занятия: секундомер – 1 шт., песочные часы – 2 шт., экран для закрывания лица логопеда – 1 шт.

    Коррекционно-развивающие центры

    1. Научно-методический центр – «Мастерская педагога»

    В данном центре размещается:

    1. рабочий стол учителя-логопеда, где хранится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета, протоколы по набору и выводу детей  с логопункта, перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы, журнал обследования речи детей, журнал посещаемости, журнал движения детей, речевые карты, план образовательной работы учителя-логопеда, тетрадь учета медицинского спирта, портфолио педагога, папки с информационным материалом для родителей, педагогов; папки с разработками занятий, развлечений и других мероприятий проводимых с детьми, родителями, педагогами;
    2. нетбук;
    3. стеллаж, где материал расположен по разделам: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; диагностический инструментарий; методическая литература по коррекции речевых  нарушений, инновационные технологии и методики; программно-методическое обеспечение; нормативно-правовая документация, картотеки.

    Полистаем картотеки?!

    1. Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
    2. Картотека артикуляционных упражнений с иллюстрациями, "Сказка о веселом Язычке".
    3. Картотека упражнений на развитие мелкой моторики "Пальчиками играем - речь развиваем", "Образовательная кинесиология".
    4. Картотека "Самомассаж карандашом "Карандашик ты катай, язычку помогай!".
    5. Картотека игр на развитие слухового восприятия "Внимательные ушки" и навыков звукового анализа и синтеза.
    6. Картотека игр на развитие фонематических процессов.
    7. Картотека игр и заданий по формированию лексико-грамматического строя речи для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет - "Веселая грамматика", "Грамматические игры с мячом" и др.
    8. Картотека заданий для развития психических процессов "Умные игры", "Скоро в школу".
    9. Картотека заданий на закрепление правильной слоговой структуры слова.
    10. Картотека заданий на автоматизацию звуков во фразовой речи "Говорим правильно".
    11. Картотека игр на развитие общей моторики.
    12. Картотека предметных картинок на автоматизацию звуков для индивидуальных и подгрупповых занятий.
    13. Картотека заданий по обучению грамоте, "Профилактика дисграфии".
    14. Картотека загадок "Овощи", "Фрукты", "Домашние животные", "Дикие животные", "Ягоды", "Грибы", "Школьные принадлежности", "Времена года", "Транспорт", "Мебель", "Птицы", "Игрушки", "Спорт".
    15. Картотека домашних заданий для детей с ОНР, ФФНР, ФНР.
    16. Картотека "Методическая литература логопедического кабинета".
    17. Картотека "Программы ДОУ"
    18. Картотека "Современные технологии в образовании".
    19. Картотека "Современные методики в коррекционном образовании".
    20. Картотека "Здоровьесберегающие технологии".
    21. Картотека "Журнал "Вестник образования".
    22. Картотека "Журнал "Логопед".
    1. Центр речевого и креативного развития – «Мастерская обезьянки Анфиски» 

    В этом центре располагаются большое настенное зеркало со шторкой и дополнительным освещением; столик со слоговыми дорожками; набор стерильных логопедических зондов; хозяйка-игрушка обезьянка Анфиска; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания; попугай-диктофон, позволяющий выводить ребёнка на уровень произносительного самоконтроля; рабочие планшеты (характеристика звука, артикуляционные уклады  звуков; стеллаж  (оборудование, способствующее формированию артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодической стороны речи; картинный материал, картотека игр для постановки, автоматизации и дифференциации звуков; дидактические игры на автоматизацию, дифференциацию звуков; рабочие тетради по коррекции звукопроизношения и т.д.); умывальник.

    Механический способ постановки звука [р]

    Упражнение на развитие плавности воздушной струи -  «Колобок»

            ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

                     ЗАНЯТИЯ

    Автоматизация звука [c] – игровое упражнение «Рассмотри и назови»

    Автоматизация звука [р] – «Мы со звуком [р] играем и картинки называем"

    1. Центр сенсорного, моторного и конструктивного развития – «Мастерская Клёпы»

    В данном центре расположены: звучащие игрушки, маленькая ширма, кассеты с записью «голосов природы», предметные картинки с изображениями животных, птиц; карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам; настольные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Узнай на ощупь», «Чего не хватает?» и т.д.); палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными, пластиковыми игрушками, конструкторы, мозаики, «Тактильные коврики», игрушки-шнуровки, игрушки-застёжки, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями, массажные мячики; разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

    1. Центр релаксации – «Солнечные зайчики»

    В данном центре располагается мягкий диван, мягкие игрушки, мини-театральная зона с настольным, кукольным, пальчиковым, теневым театрами – всё это способствует расслаблению заикающихся детей и раскрепощает детей с ОНР.

    1. Информативный центр для педагогов и родителей «Логопед советует»

    Информация для педагогов и родителей расположена на планшете «Логопед советует» в кабинете и в коридоре, содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, домашнюю игротеку. В данном центре расположена переносная библиотечки «Для Вас, родители», «Новинки педагогической литературы», журналы.

    консультирование педагогов

    консультирование родителей

    1. Центр ТСО –  «Мастерская Незнайки»

    В данном центре располагаются детский компьютерный стол, компьютер, принтер, сканер, микрофон, магнитола, игрушка-хозяйка Незнайка, полочка с обучающими и развивающими дисками, банк «ИКТ в работе учителей-логопедов г. Березники», банк «КТ на логопедических занятия по разделам «Грамматика», «Фонематика», «Развитие связной речи», «Картотека домашних заданий»; аудиотека (кассеты с весёлой азбукой, сказками, популярными детскими песенками, подборка чистоговорок), и видиотека (видеокассеты «Домашний логопед» – С.-Пб., «Мастерская Игоря Шадхана», цикл развивающих программ – «Уроки тётушки Совы»). 

    Фронтальное занятие – «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

    Индивидуальное занятие  - автоматизация звука [р] через игру «Звуковой кубик»

    Микро-подгрупповое занятие – «Дифференциация звуков [з]-[ж», д/и «Кто в домике живет?»]

    Фронтальное занятие – «Зимний лес полон тайн и чудес!»

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

    В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

    Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

    Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

    Развивающая среда, как средство формирования языковой способности детей с нарушениями речи. (для воспитателей логопедической гр.)

    Организуя развивающую  предметно – пространственную среду в логопедической группе педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недор...

    Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)

    Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...

    Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи

    В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

    Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС

    Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой систем...