Главные вкладки

    Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста
    статья по логопедии по теме

    Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство», получил экспертное заключение, итоговую оценку программы – 100 баллов, также участвовал во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей», стал победителем I  степени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika.docx69.98 КБ
    Файл ekspertnoe_zaklyuchenie.docx117.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 9» г.Агрыз Агрызского муниципального района РТ

    Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

    Авторы-составители:

    Жвакина Елена Вячеславовна

    Мельникова Светлана Раисовна

    Салихова Алсу Хурматулловна

    Шлюгина Надежда Владимировна

    Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство», получил экспертное заключение, итоговую оценку программы – 100 баллов, также участвовал во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей», стал победителем I  степени.

    Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

    Цель: диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Задачи:

    Актуальность

    Диагностика является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих реализацию успешной социализации ребенка в обществе. Именно диагностика развития речи позволяет выявить те или иные отклонения, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

    Своевременное выявление и своевременная коррекция отклонений в развитии речи детей - это необходимые условия для качественной подготовки детей к школе.

    Новизна

    Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить разностороннее обследование детей, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития

    Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и    прогнозу состояния речевого развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

    Диагностика речевого развития обеспечивает следующие условия:

    • качественный анализ результатов обследования (учёт допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий)
    • интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов);
    • подбор заданий в соответствии с возрастной нормой (речевые пробы должны быть разными для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет);
    • отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;
    • компактность заполнения;
    • достаточно большое количество примеров детской речи;
    • возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу.

    Преемственность

    В данной работе прослеживается связь между возрастными группами, учитываются возрастные особенности детей 4 - 7 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

    Методы, формы, приемы.

    В данной работе для оценки речевого развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и задания:

    • диагностика состояния артикуляционной моторики
    • диагностикасостояния звукопроизношения
    • диагностика состояния фонематического восприятия
    • диагностика состояния слоговой структуры слова
    • диагностикасостояния лексико-грамматического строя речи и словообразования
    • диагностикасостояния связной речи
    • диагностика состояния мелкой моторики

    Предполагаемый результат

    Диагностика речевого развития позволяет:

    • получить объективную оценку уровня речевого развития и речевой подготовленности детей;
    • спланироватьучебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми;
    • выбрать программные общеобразовательные и коррекционные задачи;
    • использовать современные методики и технологии развивающего обучения;
    • создать предметно-развивающую среду;
    • организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;
    • комплектовать подгруппы;
    • определить временные нагрузки на каждого ребенка.

    Виды диагностики нарушений речевого развития

    • скрининговая;
    • дифференциальная;
    • углублённая.

    Скрининговая диагностика (предварительное, ориентировочное выявление детей с отклонениями в развитии речи) осуществляется путём плановых профилактических осмотров детей, проводимых учителями-логопедами. На основе предварительной диагностики осуществляется дифференциальная диагностика, устанавливающая отличие данного нарушения речи от других, сходных по проявлениям. Специалист проводит  углублённую диагностику, которая направлена на выявление индивидуальных особенностей, свойственных только данному ребёнку. Углублённая диагностика проводится в течение всего учебного года с использованием разных методов логопедического обследования, прежде всего — наблюдения за детьми и их речью на занятиях и во время других режимных моментов.

    Принципы диагностики речевых нарушений:

    • принцип всесторонности
    • принцип комплексности 
    • онтогенетический принцип 
    • принцип системности
    • принцип количественно-качественного анализа полученных данных.

    Они предполагают, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов. Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. 

    Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе. Логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагаетучёт системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении. Ещё одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.

    В настоящее время разработан и представлен в литературе ряд методик логопедического обследования, включающих количественно-качественную оценку:  

    • методика обследования связной речи у дошкольников (В. П. Глухов);  
    • методика изучения словообразования у дошкольников (Т. В. Туманова);
    • скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н. Корнев) и др.

    Назначение

    Работа предназначена в первую очередь учителям-логопедам, также может использоваться воспитателями дошкольных образовательных учреждений и педагогами-психологами. Рассчитано на детей 4 - 7 лет.

    Этапы работы

    Первый этап. Диагностико-организационный (сентябрь)

    •  диагностика на начало учебного года, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие учитель-логопед и педагог-психолог.
    • обмен диагностической информацией, уточнение логопедического заключения.
    • формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.

    Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и составляется индивидуальный план работы на каждого ребёнка.

    Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

     

    Второй этап. Основной: оперативно-прогностический (январь)

    Содержание:

    • решение задач, заложенных в реализуемых программах
    • мониторинг динамики звукопроизношения

    В  январе – проводится обследование звукопроизношения. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.

     На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

     

    Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический (май)

    Содержание:

    1.  Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.

    2.  Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня  сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

    Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.

    Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.

    Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

    Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).

    Представленная диагностика речевого развития детей

    • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
    • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
    • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
    • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития

    Диагностика речевого развития детей опирается на критерии оценки исходя из которых выставляются оценки в баллах, по сумме баллов определяется уровень речевого развития.

    Вместе с тем индивидуальный речевой профиль, отражающий количественную характеристику состояния речевых процессов, не заменяет речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов логопедического обследования. Сочетанием количественного и качественного подходов обеспечивается объективная картина оценки состояния речи, более точное логопедическое заключение.  

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Диагностика является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих реализацию успешной социализации ребенка в обществе. Именно диагностика развития речи позволяет выявить те или иные отклонения, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

    Своевременное выявление и своевременная коррекция отклонений в развитии речи детей - это необходимые условия для качественной подготовки детей к школе.

    Дети, поступающие на логопункт, проходят разностороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.

    Полученные данные записываются в речевую карту, которая должна обеспечивать следующие условия:

    -качественный анализ результатов обследования (учёт допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий)

    -интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов);

    -подбор заданий в соответствии с возрастной нормой (речевые пробы должны быть разными для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет);

    -отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;

    -компактность заполнения;

    -достаточно большое количество примеров детской речи;

    -возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу;

    Параметры обследования

    1. Состояние артикуляционной моторики
    2. Состояние звукопроизношения
    3. Состояние фонематического восприятия
    4. Состояние слоговой структуры слова
    5. Состояние лексико-грамматического строя речи и словообразования
    6. Состояние связной речи
    7. Состояние мелкой моторики

    Результаты диагностики учитель-логопед может использовать в следующих видах деятельности:

    • планировании учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми;
    • отборе программных общеобразовательных и коррекционных задач;
    • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
    • создании предметно-развивающей среды;
    • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
    • комплектовании подгрупп;
    • определении временной нагрузки на каждого ребенка.

    Данные результатов диагностики могут использоваться в работе также воспитателями, педагогами – психологами.

    Прилагается:

    Критерии оценок для диагностики речевого развития детей.

            Литература.

            Приложение № 1 (титульный лист)

            Приложение № 2 (речевая карта ребёнка на 4 – 5 лет)

            Приложение № 3 (речевая карта ребёнка на 5 – 6 лет, 6 -7 лет)  

            Приложение № 4 (диагностика речевого развития детей)

            Приложение № 5 (индивидуальный план работы)

      Приложение № 6 (Экран произношения детей зачисленных на логопункт)

    Критерии оценок для диагностики речевого развития детей

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Задание выполнено самостоятельно, с заданием справился

    3

    Высокий

    2

    Задание выполнил с помощью логопеда (по образцу)

    2

    Средний

    3

    Задание выполнил частично, используя помощь логопеда

    1

    Низкий

    1. Состояние артикуляционной моторики:

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения. Все  движения доступны, объём полный, тонус в норме.

    3

    Высокий

    2

    Замедленное и напряжённое выполнение движений, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены.

    2

    Средний

    3

    Выполнение движений с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движений, синкинезии, гиперкинезы. Невыполнение упражнений.

    1

    Низкий

    2. Состояние звукопроизношения:

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.

    3

    Высокий

    2

    Нарушено произношение от одного до шести звуков.

    2

    Средний

    3

    В любой позиции искажаются или заменяются более семи звуков.

    1

    Низкий

    Заполняется экран звукопроизношения

         4-5 лет

    А

    У

    О

    И

    Э

    Б

    Бь

    П

    Пь

    М

    В

    Ф

    Д

    Дь

    Т

    Ть

    Н

    С

    Сь

    З

    Зь

    Ц

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Ль

    Р

    Рь

    Г

    К

    X

    Й

    5-6 лет, 6-7 лет

    С

    Сь

    З

    Зь

    Ц

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Ль

    Р

    Рь

    Г

    К

    X

    Й

    1. Состояние фонематического восприятия:

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Все задания выполнены верно.

    3

    Высокий

    2

    Ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.

    2

    Средний

    3

    Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение. Невыполнение.

    1

    Низкий

    Фонематический слух 4-5 лет

              МА-БА _______________________          КА-ГА ______________________

    ВА-КА _______________________          БА-МА _______________________

    ТА-ДА ______________________                НЯ-НА_______________________

                            5-6 лет               6-7 лет                                            5-6 лет            6-7 лет

    РА-ЛА-РА _______________________           ША-ША-СА ______________________

    СА-ЗА-ЗА _______________________           БА-ПА-БА _______________________

    ТА-ДА-ТА ______________________             ДЭ-ДЭ-ДЕ _______________________

    КА-ГА-КА _______________________            ТЕ-ДЭ-ТЭ ________________________

    ВЭ-ФЭ-ФЕ ______________________            ЛЭ-ВЭ-ЛЭ _______________________

    Шапка и шубка — вот и весь мишутка   5-6 лет _________________________________

    6-7 лет__________________________________________________________________

    Оса боса и без пояса  5-6 лет________________________________________________

    6-7 лет__________________________________________________________________

    Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас 6-7 лет__________________________

    ________________________________________________________________________

    Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша  5-6 лет_________________________

    6-7 лет__________________________________________________________________

    У Лары красный шар и голубой шарф 5-6 лет __________________________________

    6-7 лет__________________________________________________________________

    Выделение гласного 5-6 лет

    в начале слова

    Алик

    утка

    Оля

    Выделение звука 6-7 лет

    в начале слова

    в конце слова

    в середине слова

    мост

    дом

    кот

    шары

    лимон

    сок

    лук

    лак

    сок

    1. Состояние слоговой структуры слова:

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.

    3

    Высокий

    2

    Замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.

    2

    Средний

    3

    Искажение слоговой структуры слов, невоспроизведение.

    1

    Низкий

    Слоговая структура

    4-5 лет_____________________________________________________

    Кот____________                   Вода_____________              Стук______________

    Спина________                      Фантик___________               Ступенька__________

    5-6 лет                                                            6-7 лет

    Самолёт ______________________                Строительство __________________

    Микстура ____________________                        Регулировщик___________________

                      Погремушка__________________                            Фотоаппарат___________________

    Дети выпускали птиц из клеток  5-6 лет________________________________________

    В универсаме продают продукты  5-6 лет_______________________________________

    С облепиховых веток осыпались листья 6-7 лет__________________________________

    В холодильнике много скоропортящихся продуктов  6-7 лет_________________________

    5. Состояние лексико-грамматического строя речи и словообразования:

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

    3

    Высокий

    2

    Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка)

    2

    Средний

    3

    Большинство заданий не выполняются.

    1

    Низкий

    Грамматический строй речи 4-5 лет

    Сущ.

    ед.ч.

    Сущ.

    мн. ч.

    Р. п.

    ед.ч.

    Употребление

    предлогов

    Согласование прил.

    с сущ. ед. ч.  

    Стол

    В

    Красный мяч

    Окно

    На

    Синяя шапка

    Рука

    У

    Жёлтое ведро

    Кукла

    Грамматический строй речи 5-6 лет

    Сущ.

    ед.ч.

    Сущ.

    мн. ч.

    Р. п.

    мн. ч.

    Р. п.

    ед.ч.

    Употребление

    предлогов

    Стол

    В

    За

    Окно

    На

    У

    Лоб

    Под

    Над

    Ухо

    К

    От

    Грамматический строй речи 6-7 лет

    Сущ.

    ед.ч.

    Сущ.

    мн. ч.

    Р. п.

    мн. ч.

    Р. п.

    ед.ч.

    Употребление

    предлогов

    Лист

    В

    За

    Дерево

    На

    У

    Воробей

    Под

    Над

    Пень

    К

    От

    Стул

    Между

    Около

    Сумка

    Из-за

    Из-под

    Словообразование 4-5 лет

    Существительные

    с уменьшительно-ласкательным

    значением

    Назвать предъявленные цвета

    Стол

    Красный

    Чашка

    Синий

    Сумка

    Зелёный

    Мяч

    Жёлтый

    Палец

    Белый

    Словообразование 5-6 лет

    Существительные

    с уменьшительно-ласкательным

    значением

    Антонимы

    6-7 лет

    5-6 лет

    6-7 лет

    Дверь

    Мягкий

    Гнездо

    Далекий

    Река

    Старый

    Утюг

    Острый

    Палец

    Узкий

    Словообразование6-7лет

    Относительные

    прилагательные

    Притяжательные

    прилагательные

    Стул из дерева

    Нос лисы. Чей?

    Стакан из стекла

    Ухо собаки. Чье?

    Сумка из кожи

    Лапа медведя. Чья?

    Дом из кирпича

    Пальто мамы. Чье?

    Пакет из бумаги

    Ботинки папы. Чьи?

    6. Состояние связной речи:

    Критерии оценки пересказа текста

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые  средства в соответствии с  текстом произведения.

    3

    Высокий

    2

    Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.

    2

    Средний

    3

    Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.

    1

    Низкий

    Критерии оценки рассказа по серии картинок

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно- следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

    3

    Высокий

    2

    Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, связность рассказа нарушена.

    2

    Средний

    3

    Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов.

    1

    Низкий

    7. Состояние мелкой моторики:

    Критерии оценки

    Оценки в баллах

    Уровень

    1

    Сохранность всех функций. Ручная моторика в норме.

    3

    Высокий

    2

    Объём движений неполный, переключаемость неточная, координация незначительно нарушена, выполнение упражнений  не соответствует заданному темпу.

    2

    Средний

    3

    Моторная ограниченность (объём движений строго ограничен, переключаемость неточная, координация нарушена).

    1

    Низкий

    Рекомендуемые упражнения для обследования мелкой моторики:

    4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочерёдно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой и левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак- ладонь).

    5 лет - сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочерёдно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой и левой рукой, пробу «Кулак- ребро- ладонь» ведущей рукой. Выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле».

    6 лет - сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочерёдно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой и левой рукой; пробу «Кулак- ребро- ладонь» левой рукой и одновременно обеими. Выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле». Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом - на левой.

    Литература.

    1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. Пособие для студ. Вузов.         М., 2006
    2. Белякова Л.И., Шацкова А.М. Дифференциальные признаки сходных форм нарушений речи // Журн. «Логопед» №5, 2012
    3. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи детей. М., 2004.
    4. Лопатина Л. В. Система дифференцированной коррекции фонетико- фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. СПб., 2005.
    5. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) - М.: МГОПИ, 1993.
    6. Козина И.В. Схема обследования дошкольников с общим недоразвитием речи// Журн. «Логопед» №6, 2006
    7. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. М., 2008.
    8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.
    9. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвития речи (от 4 до 7 лет). СПб., 2004.
    10. Нищева Н.В. Программа  коррекционно-развивающей  работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
    11. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
    12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом-М: Мозаика-Синтез,2006.
    13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993.
    14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2000.

    Приложение № 1

    Согласован                                                                          Утверждаю

    старший воспитатель                                                           заведующий

    _____________Ф.И.О.                                                                 ___________Ф.И.О.

    Принято на заседании

    Педагогического совета

    ___________________

    Протокол №_________

    Критерии оценок для диагностики

    речевого развития детей на логопункте

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    «Детский сад № 9» города Агрыз

    Агрызского муниципального района

    Республики Татарстан

    Приложение № 2

    Речевая карта  ребенка.

    на 4-5 лет

    Фамилия, имя ребенка _________________________________________________

    Дата рождения ________________ Группа _______________________________

    Домашний адрес   ____________________________________________________

    Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное) _____________________________________________________________________

    Голос (норма, хриплый, назализованный) _________________________________

    Темп (норма, брадилалия, тахилалия) _____________________________________

    Плавность(запинки, заикание) ____________________________________________

    Сила (норма, сильный, слабый, затухающий) _______________________________

    Строение речевого аппарата:

    Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые) ________________________________

    Зубы (адентия, норма) ___________________________________________________

    Небо (норма, высокое) ________________________________________________

    Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый) ____________________________

    Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный) _________________________________________________________

    Уздечка (норма, укороченная, короткая) ___________________________________

    Саливация (нормальная, повышенная) _____________________________________

    Состояние общей моторики: _________________________________________

    Состояние мелкой моторики:  _________________________________________

    Состояние артикуляционной моторики:___________________________________

    Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)  _______

    4-5лет_________________________________________________________________

    МА-БА _______________________          КА-ГА ______________________

    ВА-КА _______________________           БА-МА _______________________

    ТА-ДА ______________________                    НЯ-НА_______________________

            

    Слоговая структура __________________________________________________

    Кот____________                   Вода_____________              Стук______________

    Спина________                      Фантик___________               Ступенька__________

    Грамматический строй речи 4-5 лет 

    Сущ.

    ед.ч.

    Сущ.

    мн. ч.

    Р. п.

    ед.ч.

    Употребление

    предлогов

    Согласование прил.

    с сущ. ед. ч.  

    Стол

    В

    Красный мяч

    Окно

    На

    Синяя шапка

    Рука

    У

    Жёлтое ведро

    Кукла

    Словообразование

    Существительные

    с уменьшительно-ласкательным

    значением

    Стол

    Чашка

    Сумка

    Мяч

    Палец

    Связная речь: Пересказ текста  «У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей»____________________

    Состояние звукопроизношения

    Отсутствие ________________Замена________________  Искажение_______________

    А

    У

    О

    И

    Э

    Б

    Бь

    П

    Пь

    М

    В

    Ф

    Д

    Дь

    Т

    Ть

    Н

    С

    Сь

    З

    Зь

    Ц

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Ль

    Р

    Рь

    Г

    К

    X

    Й

    Речевой диагноз в начале работы ___________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Заключительный диагноз__________________________________________________

    Рекомендации_________________________________________________________

    Приложение № 3

    Речевая карта ребенка

    на 5-6, 6-7 лет

    Фамилия, имя ребенка _________________________________________________

    Дата рождения ________________ Группа _______________________________

    Домашний адрес   ____________________________________________________

    Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное) ______________________________

    Голос (норма, хриплый, назализованный) _______________

    Темп (норма, брадилалия, тахилалия) __________________

    Плавность(запинки, заикание) _________________________

    Сила (норма, сильный, слабый, затухающий) ____________

    Строение речевого аппарата:

    Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые) __________________________

    Зубы (адентия, норма) ____________________________________________

    Небо (норма, высокое) ____________________________________________

    Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый) ______________________

    Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный) _____________________________________________________

    Уздечка (норма, укороченная, короткая)   _____________________________  

    Саливация (нормальная, повышенная) ________________________________

    Состояние общей моторики: _________________________________________

    Состояние мелкой моторики:  ______________________________________

    Состояние артикуляционной моторики:_________________________________

    а) наличие или отсутствие движений ____________________________________

    б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) ____________________

    в) темп движений ___________________________________________________

    г) переключение от одного движения к другому ________________________

    д) объем движений (полный, неполный) _______________________________

    е) точность выполнения ____________________________________________

    ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении

    з) замены движения _______________________________________

    и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) _____________________

    Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)  5-6 лет______________________________6-7лет______________________________

                           5-6 лет              6-7 лет                                               5-6 лет            6-7 лет

    РА-ЛА-РА _______________________           ША-ША-СА _____________________

    СА-ЗА-ЗА _______________________            БА-ПА-БА _______________________

    ТА-ДА-ТА ______________________              ДЭ-ДЭ-ДЕ ______________________

    КА-ГА-КА _______________________             ТЕ-ДЭ-ТЭ ___________________

    ВЭ-ФЭ-ФЕ ______________________             ЛЭ-ВЭ-ЛЭ _____________________

    Шапка и шубка — вот и весь мишутка   5-6 лет _________________________________

    6-7 лет___________________________________________________________

    Оса боса и без пояса  5-6 лет________________________________________________

    6-7 лет___________________________________________________________

    Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас 6-7 лет__________________________

    Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша  5-6 лет_________________________

    6-7 лет____________________________________________________________

    У Лары красный шар и голубой шарф 5-6 лет __________________________________

    6-7 лет____________________________________________________________

    Выделение гласного:5-6 лет

    в начале слова

    Алик

    утка

    Оля

    Выделение звука6-7 лет

    в начале слова

    в конце слова

    в середине слова

    мост

    дом

    кот

    шары

    лимон

    сок

    лук

    лак

    сок

    Слоговая структура (нарушена) ______________________________________

    Дети выпускали птиц из клеток  5-6 лет_____________________________________

    В универсаме продают продукты 5-6 лет___________________________________

    С облепиховых веток осыпались листья 6-7 лет____________________________

    В холодильнике много скоропортящихся продуктов  6-7 лет__________________

             5-6 лет                                                            6-7 лет

    Самолёт ______________________               Строительство ________________

    Микстура ____________________               Регулировщик________________

              Погремушка__________________          Фотоаппарат___________________

    Грамматический строй речи 5-6 лет

    Сущ.

    ед.ч.

    Сущ.

    мн. ч.

    Р. п.

    мн. ч.

    Р. п.

    ед.ч.

    Употребление

    предлогов

    Стол

    В

    За

    Окно

    На

    У

    Лоб

    Под

    Над

    Ухо

    К

    От

    Грамматический строй речи6-7 лет

    Сущ.

    ед.ч.

    Сущ.

    мн. ч.

    Р. п.

    мн. ч.

    Р. п.

    ед.ч.

    Употребление

    предлогов

    Лист

    В

    За

    Дерево

    На

    У

    Воробей

    Под

    Над

    Пень

    К

    От

    Стул

    Между

    Около

    Сумка

    Из-за

    Из-под

    Словообразование

    Существительные

    с уменьшительно-ласкательным

    значением

    Антонимы

    6-7 лет

    5-6 лет

    6-7 лет

    Дверь

    Мягкий

    Гнездо

    Далекий

    Река

    Старый

    Утюг

    Острый

    Палец

    Узкий

    6-7лет

    Относительные

    прилагательные

    Притяжательные

    прилагательные

    Стул из дерева

    Нос лисы. Чей?

    Стакан из стекла

    Ухо собаки. Чье?

    Сумка из кожи

    Лапа медведя. Чья?

    Дом из кирпича

    Пальто мамы. Чье?

    Пакет из бумаги

    Ботинки папы. Чьи?

    Связная речь: Пересказ текста 5-6 лет_______________________________________

    Составление рассказа по серии картинок 6-7 лет_______________________________

    Состояние звукопроизношения   5-6 лет

    Отсутствие ________________Замена________________  Искажение__________

    С

    Сь

    З

    Зь

    Ц

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Ль

    Р

    Рь

    Г

    К

    X

    Й

    Состояние звукопроизношения   6-7 лет

    Отсутствие ________________Замена_________________Искажение__________

    С

    Сь

    З

    Зь

    Ц

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Ль

    Р

    Рь

    Г

    К

    X

    Й

    Речевой диагноз в начале работы 5-6 лет____________________________________________

    6-7 лет__________________________________________________________________________

    Заключительный диагноз5- 6 лет__________________________________________________

    6-7 лет__________________________________________________________________________

    Рекомендации___________________________________________________________________

    Приложение № 4

    ДИАГНОСТИКА

     РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Состояние артикуляционной моторики

    Состояние  звукопроизношения

    Состояние фонематического восприятия

    Состояние слоговой структуры слова

    Состояние лексико-грамматического строя речи и словообразования

    Состояние мелкой моторики

    Состояние связной речи

    Уровень речевого развития

    1.

    Иванова Катя

    2.

    Смирнов Кирилл

    Итого

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Приложение № 5

    Индивидуальный план работы

    (5-7 лет)

    1. Развитие психологической базы речи:

    совершенствование зрительного восприятия;

    развитие произвольного внимания, речевого слуха и восприятия.

    развитие зрительной, моторной и слуховой памяти;

    развитие наглядно – образного и элементов словесно– логического мышления.

    развитие пространственной и временной ориентации, памяти на линейный ряд.

    2. Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

    3. Развивать общую моторику, мелкую моторику кистей и пальцев рук, графические навыки.

    4. Подготовить артикуляционный аппарат к работе по формированию произносительных навыков:

    - развивать артикуляционную моторику, научить распластывать язык, фиксировать кончик языка за нижними и верхними зубами, прикусывать бока языка боковыми зубами, формировать способность к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе.

    - уточнить артикуляцию правильно произносимых звуков, отработать базовые звуки.

    - формировать диафрагмально-речевой тип дыхания, воздушную струю, идущую

    посередине языка.

    - развивать просодическую сторону речи.

    5. Коррегировать звукопроизношение:

    -  уточнение артикуляции звуков.

    - постановка звуков.

    - исправление артикуляции звуков.

    - автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, текстах, стихах и другом речевом материале.

    - полная дифференциация звуков по акустическим и моторным признакам.

    6. Развивать слоговую структуру слова.

    7. Расширять словарный запас.  Довести объём тематического словаря до норматива.

    8. Развивать навыки словообразования и словоизменения:

    - образование и использование в речи существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

    - употребление существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе во всех падежах.

    - обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени.

    - различение и употребление в речи глаголов в повелительном наклонении, инфинитиве; а также глаголов мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения.

    -согласование притяжательных местоимений ; прилагательных и числительных с существительными.

    9. Развивать связную речь и речевое общение.

    - совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ.

    -формирование умения составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

    Приложение № 6

    Экран произношения детей зачисленных на логопункт

    Ф.И. ребёнка

    свистящие

    шипящие

    сонорные

    йотированные

    заднеязычные

    с

    с'

    з

    з'

    ц

    ш

    ж

    ч

    щ

    л

    л’

    р

    р’

    й

    я

    ю

    е

    ё

    г

    к

    х



    Предварительный просмотр:

    п/п

    Наименование критерия

    Количество

    баллов

    1.

    Соответствие     содержания     мастер-класса     целям     общего

    образования и действующим ФГОС ДО

    10 баллов

    2.

    Актуальность и новизна предложенных подходов в части

    введения и реализации ФГОС ДО. В том числе: эффективность

    сочетания     в     работе     традиционного     и     инновационного

    содержания и опыта деятельности педагога.

    10 баллов

    3.

    Научно-методическая обоснованность (ценность) мастер-класса.

    Полнота      содержания      учебного      и      другого      материала,

    включенного в методические рекомендации, реалистичность и

    т.д.

    10 баллов

    4.

    Практическая ценность и социальная значимость предложенного

    материала, возможность адаптации для использования в других

    ОУ.

    10 баллов

    5.

    Преемственность содержания, логичность.

    10 баллов

    6.

    Наличие    в    мастер-классе    технологической    составляющей,

    методов и форм обучения поставленным целям.

    10 баллов

    7.

    Связь целей и результативности в предложенном материале

    (программы, педагогической разработки и т.п.).

    10 баллов

    8.

    Контролируемость итоговых результатов

    10 баллов

    9.

    Соответствие    материалов    требованиям    к    содержанию    и

    оформлению. Соответствие жанру разработки.

    10 баллов

    10.

    Наличие и адекватность списка литературы.

    10 баллов

    Итоговая оценка программы

    100 баллов

    Экспертное заключение

    на диагностический материал речевого развития ребенка дошкольного

    возраста в условиях дошкольного образовательного, разработанного

    учителями –логопедами МБДОУ «Детский сад №9» г.Агрыз, Агрызский

    район, Республика Татарстан: Салиховой А. Х., Шлюгиной Н. В.,

    1.        0 баллов, если программа не соответствует данному требованию;

    2.        3 балла, если программа частично соответствует требованию;

    3.        5 баллов, если программа в основном соответствует требованию;

    4.        10 баллов, если программа полностью соответствует требованию


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

    Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

    Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

    Классификация технологий обучения и методы применения....

    Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей с нарушениями речи дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи...

    Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи

    В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

    Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»

    О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....

    Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС

    Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой систем...