Логоритмика как одно из эффективных средств развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по физкультуре

Белова Дарья Игоревна

Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами.

Ещё один большой плюс логоритмических занятий, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку социализироваться в коллективе, находить общий язык со сверстниками, активно взаимодействовать со взрослыми и друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_igry.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика как одно из эффективных средств развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время отмечается большой рост детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами нарушений являются: большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, плохая экологическая обстановка и, немало важную роль играет педагогическая неподготовленность родителей. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции нарушений. Одним из таких средств коррекции является логопедическая ритмика (логоритмика, которая направленна на укрепление и сохранение здоровья детей, а также проведение коррекционной деятельности по устранению различных физических и речевых нарушений.

В данное время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем своих детей видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться со сверстниками и с окружающими людьми. Особенно это тяжело детям с нарушениями, количество которых, очень возросло в настоящее время. Следует отметить, что нарушения в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Как известно речь тесно связана с двигательной активностью дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач

Логоритмические занятия направлены на развитие общей и мелкой моторики; на укрепление дыхательной системы; на регуляцию мышечного тонуса; на развитие слухового внимания и памяти, эмоций, мимики лица, на формирование артикуляционного аппарата.

Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами.

Ещё один большой плюс логоритмических занятий, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку социализироваться в коллективе, находить общий язык со сверстниками, активно взаимодействовать со взрослыми и друг с другом.

Для детей с ОВЗ важно совместить в одном занятии: речь-движение - частую смену деятельности - комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия.

Специалисты и воспитатели общими усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ.

Воспитатели коррекционных групп проводят элементы логоритмики в течение дня, а именно:

- Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов (умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, закаливающие мероприятия, подготовка к НОД, речевые игры перед едой.).

- Логоритмические паузы на занятиях (физминутки).

- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

- Подвижные игры с пением (на прогулке).

- Игры малой подвижности (в группе).

Наши наблюдения показали, что занятия логоритмикой способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей с ОВЗ, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия с детьми с ОВЗ в системе коррекционной работы способствуют формированию психологических механизмов речевой системы, одновременному оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников, что дает возможность повысить результативность коррекционной работы и значительно сократить ее сроки.

Логоритмические игры

Мы охотились на льва. Тема «Животные жарких стран»

(модель Т. Боровик)

Мы охотились на льва?

Мы охотились на льва!

Не боимся мы его?

Не боимся мы его!

У нас огромное ружье?

У нас огромное ружье!

И точеный меч. Ух!

И точеный меч. Ух!

Ой, что это'? Ой, кто это?

А это река.

Над ней не пролетишь.

Под ней не проползешь,

Ее не обойдешь

А мы напрямик! Буль-буль-буль-буль!

2. Мы охотились на льва. (повтор)

Ой, что это? Ой, кто это?

А это лес.

Над ним не пролетишь,

Под ним не проползешь,

Его не обойдешь

А мы напрямик! Шур-шур-шур-шур!

3.Мы охотились на льва.... (повтор)

Ой, что это? Он, кто это?

А это болото,

Над ним не пролетишь.

Под ним не проползешь,

Его не обойдешь.

А мы напрямик! Плюм-плюм-плюм-плюм!

Мы охотились на льва... (повтор)

Ой, что это? Ой, кто это?

А это гора (показали руками)

Над ней не пролетишь.

Под ней не проползешь.

Ее не обойдешь

А мы напрямик! Ух-ух-ух-ух ("карабкаемся" вверх руками)

Мы охотились на льва… (повтор)

Ой, что это? Ой, кто это?

А это лев! (делаем страшную пасть)

А мы через гору ух-ух,

А мы через болото плюх-плюх,

А мы через лес шур-шур,

А мы через реку буль-буль.

ФУХ! (наклон, расслабиться).

Три сардинки Тема «Рыбы» (модель Т.Боровик)

(вступление: пятками отстукивают ритм, волна руками по-разному)

1.Как-то с вечеринки плыли три сардинки

(по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке

(левой ладошкой волну, правой ладошкой и двумя вперёд)

Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (движения те же)

2.Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой

(руки согнуты в локтях на уровне головы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка

(лапками слева, справа и по средине)

Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка.

3.Юркнули сардинки под листок кувшинки –

(левая рука на уровне груди, а правая ныряет под левую руку и наоборот)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке

(левая рука на уровне груди, а правой ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке

Проигрыш: (правой рукой щупают внизу рыбёшку 4-ре раза, шипят, и показывают пустые когти. И те же действия выполняют левой рукой)

4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки.

(хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой»

(щелчки пальцами и гладят живот)

Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки.

(хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой».

(щелчки пальцами и гладят живот)

5. И плывут сардинки снова с вечеринки

(хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке

(ладошкой вправо, влево, вперёд)

И плывут сардинки снова с вечеринки

(хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой вперёд, правой ладошкой вперёд и двумя ладошками вперёд в серединке)

«Мяу!»

Чайничек с крышечкой. Тема «Посуда» (модель Т.Боровик)

(муз. ария Герцога из "Риголетто" - " сердце красавиц склонно к измене...")

Чайничек с крышечкой, (одна рука на поясе, вторая изображает носик чайника)

Крышечка с шишечкой, (На ладошке кулачок)

В шишечке дырочка, (указательным и большим пальцами показывает дырочку)

В дырочке пар, (показывает руками идущий пар)

(Все движения повторяются в обратном порядке)

Пар идёт в дырочку,

Дырочка в шишечке,

Шишечка с крышечкой,

Крышечка с чайничком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение игр с песком для развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната  помогает с...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РИСКАМИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В статье рассказывается, как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья и рисками их возникновения справится с недугом, через игровой стретчинг. Описаны значения и правила проведения игрово...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Образовательный модуль "Робототехника" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" - актуальное направление развития, которое...

«Организация досуговых мероприятий в ДОО как средство воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Автором представлен материал о возможностях развития детей с ОВЗ через культурно-досуговые мероприятия....