План по самообразованию «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал по физкультуре
Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и навыков. В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 12
г. Сорочинск Оренбургская область
Индивидуальный план
самообразования
инструктора по физической культуры
Ульяновой Татьяны Александровны
на 2024 – 2025 учебный год
Сорочинск – 2024 г.
План самообразования
1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна
2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.
3.Тема самообразования: «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»
4.Работа начата –02.09.2024 г.
5. Предполагается закончить – 31.05.2025 г.
6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой
цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет - ресурсы.
- Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Разработать картотеку народных подвижных игр для организации воспитательно – образовательного процесса.
- Применить эти разработки на практике.
- Привлекать родителей, воспитателей, коллег к формированию ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических традициях русского народа.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание консультаций для родителей;
- составить картотеку народных подвижных игр.
8.Актуальность темы:
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и навыков.
В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве
Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.
Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.
9. В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
- Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с.
- Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
- Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.
- Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.
- Пензулаева Л.И.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И.
- Пензулаева. – М.: Владос, 2003.
- Степаненкова Э.Я.
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.
- Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014
10.Предполагаемый результат:
- Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах русского фольклора.
- Обобщение опыта работы по организации воспитания доброжелательного отношения к нашим традициям.
- Повышение уровня развития детей в физическом развитии;
- Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр в продуктивной деятельности
- Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к подвижным играм.
11. Форма самообразования: индивидуальная.
12.Перспективы развития самообразования -
Я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать полученные знания для развития и совершенствования физических способностей детей;
- активизировать физическую и творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
-подготовить консультацию для родителей.
13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Этапы работы по самообразованию
План работы по теме 2024-2025 учебный год
Форма работы | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Информационно – ознакомительный | |||
Изучение методической литературы | Сентябрь- май | 1.Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с. 2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с. 3.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с. 4.Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с. 5.Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004. 6.Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. 7.Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. 8.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. 9.Пензулаева. – М.: Владос, 2003. 10.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 11.Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду. 12.Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003. 13.Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014 14.Изучение передового педагогического опыта 15.Интернет-ресурсы. | |
Работа с детьми | Сентябрь - ноябрь | Сбор и анализ информации; Анализ, совершенствование материально-технической базы; Подбор и изучение литературы по вопросам темы самообразования; Изготовление картотеки подвижных, народных игр и атрибутов к ним. | Составление перспективного плана по данной теме, изучение изготовление картотеки |
Практический | |||
Декабрь -апрель | Применение народных игр на практике «Горелки», «Заря - заряница», «Гуси – лебеди», «Поясок», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Водяной», «Жмурки», «Салки», «Золотые ворота», «Мороз – красный нос», «Аленушка и Иванушка», «Колечко», «Здравствуй, сосед», «Краски», «Волк и овцы», «Дедушка Мазай», «Молчанка», «Чурилки», | Применение наглядного пособия и картотеки на практике. | |
Работа с родителями | Октябрь | Анкетирование родителей на тему «Что такое народные подвижные игры» | Анализ анкетирования |
Ноябрь | Папка-передвижка «Народные подвижные игры» | ||
Ноябрь - май | Консультация «Подвижные игры. Значение подвижных игр. Виды подвижных игр» Консультация «Зимние народные игры и забавы» | ||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Декабрь | Тема:«Забытое старое» (русские народные игры) | Консультация для педагогов |
Обобщающий | |||
Работа с детьми | Март - Май | «Масленица пришла» | Развлечение |
Оформление результатов работы по теме, представление материалов | Апрель-май | Создание презентации | |
Практический | ||
1. Определение цели и задач работы над темой. | Анализ уровня профессиональной компетентности Изучение имеющейся литературы. | ноябрь 2024 г. – март 2025 г. |
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Сбор и анализ информации; Анализ, совершенствование материально-технической базы; Подбор и изучение литературы по вопросам темы самообразования; Изготовление картотеки народных подвижных игр Взаимодействие с дошкольниками Совместная деятельность Самостоятельная деятельность. Взаимодействие с родителями Консультация для родителей . Обогащение предметно-развивающей среды. Оформление наглядной информации. | |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Чтение и использование изученного материала в в воспитательно-образовательном процессе. Участие родителей в изготовлении игр и пособий для физического развития детей. | |
2.Распространение опыта среди коллег. | Обмен опытом среди коллег. Консультация для воспитателей. Сообщение на педсовете, презентация. | |
3.Проектирование результатов. | Оформление наглядной информации. Сбор, изготовление игр и пособий для физического развития детей. | |
Обобщающий | ||
Оформление результатов работы по теме, представление материалов | апрель 2025 г. | |
Создание картотеки народных подвижных | ||
Литература:
1.Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.
2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
3.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с.
4.Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.
5.Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
6.Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.
7.Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.
8.Пензулаева Л.И.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И.
9.Пензулаева. – М.: Владос, 2003.
10.Степаненкова Э.Я.
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
11.Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.
12.Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.
13.Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).
Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Статья "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Отчет по самообразованию инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию За 2024-2025 уч.г. на тему «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»
Народные подвижные игры не должны быть забыты, они доставляют детям удовольствие и радость. Использование народных подвижных игр приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает...
