План по самообразованию «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал по физкультуре

Татьяна Александровна Ульянова

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и навыков. В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 12

г. Сорочинск Оренбургская область

Индивидуальный план

самообразования

инструктора по физической культуры

Ульяновой Татьяны Александровны

на 2024 – 2025 учебный год

Сорочинск – 2024 г.

План самообразования

1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна

2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.

3.Тема самообразования: «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»

4.Работа начата –02.09.2024 г.

5. Предполагается закончить – 31.05.2025 г.

6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой

цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоровительной работы.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,  изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет - ресурсы.

-  Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. 

- Разработать картотеку народных подвижных игр  для организации воспитательно – образовательного процесса.

- Применить эти разработки на практике.

- Привлекать родителей, воспитателей, коллег к формированию ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических традициях русского народа.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы.

- анализ и обобщение теоретических данных.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования.

- создание консультаций  для родителей;

- составить картотеку народных подвижных игр.

8.Актуальность темы:

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и навыков.

В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.

Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

    

9. В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

  1. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
  3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с.
  4. Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.
  5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
  6. Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.
  7. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.
  8. Пензулаева Л.И.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И.

  1. Пензулаева. – М.: Владос, 2003.
  2. Степаненкова Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  1. Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.
  2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

10.Предполагаемый результат:

- Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах русского фольклора.

- Обобщение опыта работы по организации воспитания доброжелательного отношения к нашим традициям.

- Повышение уровня развития детей в физическом развитии;

- Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр в продуктивной деятельности

- Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к подвижным играм.

11. Форма самообразования: индивидуальная.

12.Перспективы развития самообразования -

Я определила перспективу на будущее:

 - продолжать использовать полученные знания  для развития и совершенствования  физических  способностей детей;
  - активизировать физическую и творческую активность детей, опираясь на их познавательные  интересы.

-подготовить  консультацию для  родителей.

13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.              

Этапы работы по самообразованию

План работы по теме 2024-2025 учебный год

Форма работы

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Информационно – ознакомительный

Изучение методической литературы

Сентябрь- май

1.Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.

3.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с.

4.Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.

5.Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

6.Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.

7.Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.

8.Пензулаева Л.И.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И.

9.Пензулаева. – М.: Владос, 2003.

10.Степаненкова Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11.Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.

12.Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

13.Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

14.Изучение передового педагогического опыта

15.Интернет-ресурсы.

Работа с

 детьми

Сентябрь - ноябрь

Сбор и анализ информации;

Анализ, совершенствование материально-технической базы;

Подбор и изучение литературы по вопросам темы самообразования;

Изготовление картотеки подвижных, народных игр и атрибутов к ним.

Составление перспективного плана по данной теме, изучение изготовление картотеки

Практический

Декабрь -апрель

Применение народных игр на практике «Горелки», «Заря - заряница», «Гуси – лебеди», «Поясок», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Водяной», «Жмурки», «Салки», «Золотые ворота», «Мороз – красный нос», «Аленушка и Иванушка», «Колечко», «Здравствуй, сосед», «Краски», «Волк и овцы», «Дедушка Мазай», «Молчанка», «Чурилки»,

Применение наглядного пособия и картотеки на практике.

Работа с родителями

Октябрь

Анкетирование родителей на тему «Что такое народные подвижные игры»

Анализ анкетирования

Ноябрь

Папка-передвижка «Народные подвижные игры»

Ноябрь - май

Консультация «Подвижные игры. Значение подвижных игр. Виды подвижных игр»

Консультация «Зимние народные игры и забавы»

Взаимодействие с педагогами      ДОУ

Декабрь

Тема:«Забытое старое»

(русские народные игры)

Консультация  для педагогов

Обобщающий

Работа с детьми

Март - Май

«Масленица пришла»

Развлечение 

Оформление результатов работы по теме,

представление материалов

Апрель-май

Создание презентации

Практический

1. Определение цели и задач работы над темой.

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

ноябрь 2024 г. –

март 2025 г.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 Сбор и анализ информации;

Анализ, совершенствование материально-технической базы;

Подбор и изучение литературы по вопросам темы самообразования;

Изготовление картотеки народных подвижных игр

Взаимодействие с дошкольниками

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей .

Обогащение предметно-развивающей среды.

Оформление наглядной информации.

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Чтение и использование изученного материала в в воспитательно-образовательном процессе.

Участие родителей в изготовлении игр и пособий для физического развития детей. 

2.Распространение опыта среди коллег.

Обмен опытом среди коллег.

Консультация для воспитателей.

Сообщение на педсовете, презентация.

3.Проектирование результатов.

Оформление наглядной информации.

Сбор, изготовление игр и пособий для физического развития детей. 

Обобщающий

Оформление результатов работы по теме,

представление материалов

апрель 2025 г.

Создание картотеки народных подвижных

Литература:

1.Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.

3.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с.

4.Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.

5.Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

6.Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.

7.Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.

8.Пензулаева Л.И.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И.

9.Пензулаева. – М.: Владос, 2003.

10.Степаненкова Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11.Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.

12.Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

13.Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Статья "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Отчет по самообразованию За 2024-2025 уч.г. на тему «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»

Народные подвижные игры не должны быть забыты, они доставляют детям удовольствие и радость. Использование народных подвижных игр приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает...