Диагностика физического развития дошкольников
методическая разработка по физкультуре

Белозерова Яна Ивановна

Диагностика физических навыков и качеств дошкольников является важным инструментом для оценки уровня физического развития детей и планирования дальнейшей работы по их физическому воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_diagnostiki.docx80.34 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика физического развития дошкольников

🔍 Диагностика физических навыков и качеств дошкольников является важным инструментом для оценки уровня физического развития детей и планирования дальнейшей работы по их физическому воспитанию.
🎯 Цель:

Основной целью диагностики физических навыков и качеств дошкольников является обследование физического состояния как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения. Это позволяет оценить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.


📚 Задачи диагностики включают:

  • выявление уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей;
  • осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей;
  • упорядочение записи данных и сбора информации для последующего анализа и планирования работы.

🌍 Актуальность диагностики обусловлена тем, что в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Диагностика позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.


📘 Диагностика физических навыков и качеств дошкольников соответствует требованиям государственного стандарта и программам воспитания и обучения в детском саду, таким как «Физическая культура в детском саду» Пензулаевой Людмилы Ивановны. Это обеспечивает ее соответствие современным достижениям педагогики.


🔧 Методы, формы, приемы:

Для оценки физического развития и подготовленности дошкольников используются следующие методы:

  • Диагностика физического развития: включает измерение роста, веса, окружности грудной клетки.
  • Диагностика физической подготовленности: оценка навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание) и развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость).
  • Диагностика двигательной активности: наблюдение за двигательной деятельностью детей в процессе самостоятельной деятельности и организованных форм работы.
  • Диагностика функционального состояния: оценка функциональных возможностей организма ребенка.


Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей.

⚙️ Условия реализации:

Диагностика может проводиться как в рамках физкультурных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для этого необходимо подготовить спортивное оборудование и внести результаты в «Диагностическую карту». Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы два раза в год (сентябрь, май).


📈 Предполагаемый результат:

Диагностика позволяет:

  • Получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей.
  • Составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и скорректировать его.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.



📊Диагностика включает следующие тестовые упражнения:

  1. Прыжок в длину с места

Цель: оценка скоростно-силовых качеств.

Методика: ребенку предоставляется три попытки, лучший результат засчитывается. Попытка не засчитывается, если ребенок совершает заступ или падение при приземлении.

  1. Метание мешочков на дальность

Цель: оценка силы и координации.

Методика: ребенок метает мешочек с места одной рукой. Измеряется расстояние от линии броска до места приземления мешочка. Учитывается лучший результат из трех попыток.

  1. Подъем туловища

Цель: оценка силы мышц брюшного пресса.


Методика: ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой.

Выполняется подъем туловища до касания локтями коленей. Фиксируется количество повторений за 30 секунд.

  1. Бег 30 м

Цель: оценка скоростных качеств.

Методика: ребенок бежит дистанцию 30 м с высокого старта.

Фиксируется время пробегания дистанции. Даются две попытки, в протокол заносится лучший результат.

  1. Челночный бег 3х10м

Цель: оценка ловкости и координации.

Методика: ребенок бежит дистанцию 10 м туда и обратно несколько раз.

Фиксируется общее время выполнения.

  1. Удержание равновесия

Цель: оценка координационных способностей и функции равновесия.

Методика: ребенок стоит на одной ноге, другая нога согнута и прижата стопой к колену опорной ноги. Фиксируется время удержания равновесия.


📏 Критерии оценивания основаны на качественных и количественных показателях. Качественные показатели включают степень овладения программным материалом, а количественные - сдвиги в физической подготовке.

Оценка проводится по трехбалльной системе:

  • Высокий уровень: ребенок выполняет упражнение правильно, точно, легко и четко.
  • Средний уровень: ребенок выполняет упражнение правильно, но недостаточно легко и четко.
  • Низкий уровень: ребенок выполняет упражнение с ошибками, неуверенно или напряженно.


Для объективной оценки необходимо учитывать возрастные особенности и закономерности развития двигательной сферы у дошкольников.


💎 Диагностика физических навыков и качеств дошкольников является необходимым компонентом физического воспитания в ДОУ. Она позволяет не только оценить текущее состояние физического развития детей, но и спланировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование единой методики обследования, включающей комплекс доступных информативных тестов, обеспечивает достоверность результатов и их соответствие современным требованиям педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика физической подготовленности дошкольников

В физическом воспитании дошкольников тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигат...

Диагностика физического развития дошкольников

Диагностика физического развития дошкольников             ...

Диагностика физической подготовленности дошкольников

Диагностика физической подготовленности дошкольников. Физическая подготовленность ребёнка-дошкольника характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метан...

Диагностика физического развития дошкольников

информация по мониторингу физического развития дошкольников...

Диагностика физического развития дошкольников по методике Н.Н. Кожуховой

В данном материалле представлен вариант проведения диагностики физического развития для дошкольников...