Статья "Роль утренней гимнастики в жизни дошкольников"
статья по физкультуре
Утренняя зарядка в детском саду имеет важное значение в жизни детей дошкольного возраста.
Цель зарядки - соранение и укрепление псиического здоровья дошкольников, создание положительного тонуса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренняя зарядка в детском саду — это важная часть дня, которая помогает детям начать утро с хорошим настроением и энергией.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Её цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Организм активизируется, когда дети выполняют утреннюю зарядку, их тело начинает просыпаться. Упражнения помогают разогнать кровь по организму, что делает детей более активными и бодрыми.
Во время зарядки развивается координация и гибкость, дети выполняют различные движения — прыжки, наклоны, повороты. Это помогает развивать их координацию и гибкость. Физическая активность способствует выработке эндорфинов — гормонов, которые отвечают за хорошее настроение.
После утренней зарядки дети становятся более радостными и готовыми к новым приключениям в течение дня. Зарядка помогает снизить уровень стресса и тревожности, что особенно важно для детей. Регулярная утренняя зарядка формирует привычки к здоровому образу жизни, помогает детям привыкнуть к физической активности с раннего возраста.
Зарядка — это не только физическая активность, но и возможность для детей пообщаться друг с другом. Дети могут выполнять упражнения в группе, учиться работать в команде и поддерживать друг друга. Это помогает развивать социальные навыки и дружеские отношения.
После утренней зарядки дети становятся более сосредоточенными и готовыми к занятиям. Физическая активность помогает улучшить кровообращение в мозге, что положительно сказывается на внимании и способности усваивать новую информацию.
У систематически занимающихся утренней гимнастикой детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Перед утренней гимнастикой стоят задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его работу, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Для того чтобы занятия утренней гимнастикой детям приносили как можно больше пользы, следует выполнять следующие несложные правила, которые значительно улучшат результат.
1. Утренняя гимнастика должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака.
3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
4. Сложность упражнений, включенных в комплекс утренней гимнастики, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
5. Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
6. Должен быть обеспечен контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.
Для детей дошкольного возраста подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии. Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц.
Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике. Комплексы утренней гимнастики для детей трех – пяти лет состоят из 4-6 упражнений, для детей шести-семи лет – из 6-8 упражнений.
Младшие дошкольники повторяют их 4-6 раз (прыжки – 8-12 раз), а старшие – 8-10 раз (прыжки 18-24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками.
Ходьбу целесообразно сопровождать счетом – «раз, два, три, четыре». Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.
Во время показа используется «зеркальный» способ. При этом проводящий становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется в правую.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:
а) потягивание; б) ходьба (на месте или в движении); в) упражнения для мышц шеи, рук, упражнения для мышц туловища и живота; д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки); е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед и в стороны); ж) упражнения силового характера; з) упражнения на расслабление; и) дыхательные упражнения.
Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз).
Таким образом, грамотно построенная утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное значение. При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Также следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам – более резких и четких.
Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов, на ногах – удобная обувь или носки.
Необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать гимнастику.
Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики:
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как «петушок». Упражнения без предметов
1 «Глазки» (кинезиологическое упражнение). И.п. – о.с. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» (6 раз).
2 «Ротик» (кинезиологическое упражнение). «Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть» (6 раз).
3 «Помашем крыльями!». И.п. – руки в стороны. 1 – руки к плечам; 2 – и.п (8 раз)
4 «Вырастим большие!». И.п. – о.с. 1 – правая нога назад на носок, потянуться; 2 -и.п.; 3 – левая нога назад на носок, потянуться; 4 – и.п. (8 раз). 5 «Спиралька». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот туловища влево; 4 – и.п. (8 раз).
6 «Заборчик». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – поднять одновременно руки и ноги; 3-4 – и.п. (8раз).
7 «Попрыгаем на одной ноге!». И.п. – руки на поясе. 1-4 – прыжки на правой ноге; 5-8- прыжки на левой ноге (в чередовании с ходьбой) (2-3 раза).
8 «Часики» (дыхательное упражнение). «Часики вперед идут, за собою нас ведут». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (2 раза).
Список литературы
1. Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада [Текст] / П. П. Буцинская. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
2. Глушкова Г. В. «Физкульт – Ура!» Помощь родителям в физическом воспитании детей [Текст] / Г. В. Глушкова // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 2-с.37-43.
3. Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного оборудования [Текст] / О. А. Гуленина // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 35-38.
4. Иванова Е. С. Релаксационная гимнастика [Текст] / Е. С. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 64-66 5. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей: методическое пособие [Текст] / М. Н. Щетинин – М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2008.-112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика в жизни дошкольников"
Материал предназначен для воспитателей, родителей....
Утренняя гимнастика в жизни дошкольника
Рассказываю об опыте проведения утренней гимнастики и ее роли в жизни дошкольника...
Консультация для родителей на тему "Значение утренней гимнастики в жизни дошкольника"
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Её цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание по...

Буклет «УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»
Для всех родителей самое главное – это здоровье их ребенка. Здоровье — это самый большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, долгой и интересной. Актуальная проблема укрепле...
Утренняя гимнастика в жизни дошкольника
Утренняя гимнастика в жизни дошкольника...

