Консультация для педагогов ясельных групп: «Развитие мелкой моторики на занятиях по физкультуре с малышами»
консультация по физкультуре (младшая группа)

Белозерова Яна Ивановна

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о том, как гармонично и эффективно развивать мелкую моторику у наших самых маленьких воспитанников, интегрируя эти задания в формат занятий по физической культуре. Часто кажется, что физкультура – это только бег, прыжки и лазанье. Но это прекрасная возможность для комплексного развития, где крупная (общая) и мелкая моторика идут рука об руку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_pedagogov.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ясельных групп:

«Развитие мелкой моторики на занятиях по физкультуре с малышами»


Уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о том, как гармонично и эффективно развивать мелкую моторику у наших самых маленьких воспитанников, интегрируя эти задания в формат занятий по физической культуре. Часто кажется, что физкультура – это только бег, прыжки и лазанье. Но это прекрасная возможность для комплексного развития, где крупная (общая) и мелкая моторика идут рука об руку.


Почему это так важно именно на физкультуре?

  • Смена видов деятельности: Занятия, построенные только на крупных движениях, могут утомить малышей. Включение заданий на мелкую моторику служит своеобразным «отдыхом», но при этом – полезным и развивающим.
  • Комплексное развитие: Мы одновременно укрепляем тело ребенка и стимулируем мозг. Доказано, что центры мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом и тесно связаны.
  • Повышение интереса: Необычный инвентарь (прищепки, помпоны, крышки) вызывает у детей живой интерес и мотивацию к выполнению упражнений.
  • Подготовка к бытовым навыкам: Развивая моторику, мы помогаем ребенку в будущем легче освоить застегивание пуговиц, держание ложки и карандаша.


Основные принципы организации работы:

  1. Безопасность – прежде всего! Все материалы должны быть чистыми, без острых краев и достаточно крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить.
  2. Игра – основной метод. Все задания подаем в игровой, сказочной форме. Мы не тренируемся, а «помогаем белочке собрать орешки» или «строим домик для ежика».
  3. «От простого – к сложному». Начинаем с самых элементарных действий (сжать, покатать) и постепенно усложняем (переложить, открутить, продеть).
  4. Повторение и доброжелательность. Малышам необходимо многократное повторение для закрепления навыка. Обязательно хвалим за любую попытку, а не только за результат.
  5. Краткость. Упражнения на мелкую моторику не должны быть долгими. Достаточно 1-2 минут в рамках общего занятия.


Игры и упражнения

Встраивать эти упражнения можно в разные части занятия:

  1. В разминке.

Цель: разогреть тело и «размять» пальчики.

  • «Поздоровайся с пальчиками»: Дети стоят в кругу. «Давайте поздороваемся большими пальчиками! (соединяют подушечки) А теперь мизинчиками! А теперь всей ладошкой!».
  • «Солнышко просыпается»: Сжать ручки в кулачки («ночь»), медленно разжать, растопырив пальчики («солнышко проснулось»).
  • «Ручки-ножки бегут»: Бег на месте с одновременным сжиманием и разжиманием кулачков.
  1. В основной части занятия.

Цель: сочетать крупные движения с точными действиями пальцев.

  • «Собери урожай» (Полоса препятствий с сортировкой):

Оборудование: тоннель, гимнастическая скамейка, корзины, разноцветные помпоны, шишки, каштаны.

Задание: ребенок проползает через тоннель, проходит по скамейке, подходит к миске со смешанными предметами (например, желтые и красные помпоны) и должен разложить их по разным корзинам. Здесь мы развиваем не только моторику (захват щепотью), но и умение классифицировать.

  • «Развесь платочки» (Метание + работа с прищепками):

Оборудование: веревка, разноцветные платочки или салфетки, прищепки.

Задание: ребенок подбегает к корзине с «постиранными» платочками, берет один, подбегает к веревке и вешает его, закрепляя прищепкой. Отлично развивает силу пальцев и координацию.

  • «Паучок в домике» (Ползание и манипуляции):

Оборудование: обруч («паутинка»), мелкие игрушки (насекомые).

Задание: ребенок – паучок. Он проползает под обручем (под «паутинкой»), чтобы собрать «букашек» в свою корзинку.

  • «Сортируем крышечки» (Приседания и хватание):

Оборудование: несколько коробочек, разноцветные крышки от пластиковых бутылок.

Задание: разбросать крышки по полу. Дети по сигналу приседают, собирают крышки и раскладывают их по коробочкам (по цвету или размеру).

  1. В заключительной части.

Цель: успокоить детей после активной деятельности и провести рефлексию.

  • «Волшебный мешочек»: Дети садятся в круг и по очереди достают из мешочка один предмет (гладкий камушек, шишку, массажный мячик) и на ощупь определяют, что это.
  • «Покажем сказку»: Совместная пальчиковая гимнастика под стишок («Сорока-ворона», «Ладушки»).


Рекомендации по оборудованию

Создайте «Копилку физкультурника» для мелкой моторики. В нее могут входить:

  • Природные материалы: шишки, каштаны, желуди, крупные ракушки, гладкие камешки.
  • Бросовый материал: крышки от бутылок, пластиковые контейнеры от «Киндер-сюрпризов», прищепки, пустые пластиковые баночки.
  • Специальные предметы: разноцветные помпоны, массажные мячики (су-джок), резиновые игрушки-пищалки, большие бусины для нанизывания, кусочки разноцветных тканей.



Итог: Уважаемые педагоги, систематически включая упражнения на мелкую моторику в физкультурные занятия, мы не просто разнообразим их. Мы создаем прочную основу для интеллектуального, речевого и сенсорного развития наших малышей, делая этот процесс веселым и естественным.


Творческих вам успехов в работе с самыми маленькими!


Инструктор по физической культуре, Белозерова Яна Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики"

В материале рассматривается значение мелкой моторики для развития речи и подготовки руки к письму. Представлены упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»

Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Привлечение внимания родителей к осознанию важности развития мелкой моторики в жизни ребенка....

Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики»

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования ...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...