Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей в условиях ДОУ
статья по физкультуре

Рожкова Ирина Михайловна

Сегодня мы живем в век бурного развития технологий, что значительно изменяет нашу жизнь и обучение. В качестве инструктора по физической культуре в детском саду, я всегда стараюсь быть в курсе новых методик и инноваций, которые помогут моим воспитанникам развиваться гармонично и с интересом. Одним из моих последних открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической культуры. Использование нейротренажоров требует от педагогов гибкости и адаптивности, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные потребности и особенности. Однако, при правильном подходе, нейротренажоры могут значительно улучшить эффективность образовательного процесса и помочь детям развить свои когнитивные способности. Так же использование нейротренажеров в работе может значительно повысить эффективность обучения. Эти устройства помогают активизировать работу мозга, улучшают концентрацию внимания, развивают память, когнитивные и моторные навыки. Нейротренажеры могут быть индивидуальными или групповыми, что позволяет адаптировать занятия под потребности каждого ребенка. Благодаря этому, образовательный процесс становится более интересным и эффективным для детей.

В статье я хочу поделиться своим опытом и показать, как применение нейро-игр может быть полезным и увлекательным для детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Существует множество программ физического развития дошкольников, но инструкторы по физкультуре продолжают поиск новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы. Один из таких приемов — включение в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или подвижных и малоподвижных нейро игр. Нейрогимнастика, нейро игры, нейродинамические упражнение, кинезиологические упражнения и т.д. – всё это не только гимнастика для тела и его частей, но и одновременно - гимнастика для мозга.

Нейро-игры — это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр, нейро-игры направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.

Преимущества использования нейро-игр на занятиях физической культуры:

  1. Повышение мотивации. Нейро-игры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.

РППС должна отвечать интересам и предпочтениям детей. Задача педагога – актуализировать ее.

В каждой группе есть центр двигательной активности. Он содержит оборудование, с помощью которого дети развивают основные движения, а также оборудование для выполнения нейроигр.

ФОП ДО 18.5.1 ставит перед нами задачу «Формировать  положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности».

А так же п. 18.6.1 «Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности».

Нейроигры помогают решить эти задачи.

 

  1. Развитие навыков командной работы. Нейро-игры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству. п. 2.6 ФГОС ДО «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству.»
  2. Улучшение координации движений. Нейро-игры требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.
  3. Развитие когнитивных функций. Участие в нейро-играх стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений.

Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Хочу поделиться своим опытом включения нейрогимнастики в физическое развитие на примере старшего дошкольного возраста.

Старшая группа детского сада – важный этап подготовки к школе. И физкультура, обогащенная нейроупражнениями, может стать отличным подспорьем в развитии необходимых навыков и умений!

В преддверии школы дети должны быть не только физически развиты, но и обладать хорошей концентрацией внимания, памятью, координацией и логическим мышлением.

В старшей группе я ввожу более сложные и разнообразные упражнения, требующие большей концентрации и координации:

•  "Перекрестные шаги": Дети шагают вперед, одновременно касаясь левым локтем правого колена и наоборот.

•  "Ухо-нос-локоть": Одной рукой держатся за ухо, другой – за нос. Затем хлопают в ладоши и меняют руки: одной рукой держатся за нос, другой – за противоположный локоть.

•  "Цифры руками ": Дети одновременно показывают разные цифры руками (например, одной рукой "1", другой "2").

•  "Зеркальное рисование": Дети одновременно двумя руками рисуют зеркальные изображения в воздухе.

•  "Ритмичные хлопки с движением": Педагог задает ритм хлопками и добавляет движения (приседания, прыжки, наклоны). Дети повторяют ритм и движения.

•  Игры на координацию с мячом: Перебрасывание мяча из одной руки в другую, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола с перекрестными движениями.

Интеграция нейроупражнений в занятие по физкультуре:

 Разминка: Начинаем с простых нейроупражнений, постепенно усложняя их.

 Основная часть: Включаем упражнения, требующие большей концентрации и координации, чередуя их с другими физическими упражнениями.

Подвижные игры: Используем игры, требующие быстроты реакции, внимания и координации.

Релаксация: В конце занятия проводим упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Так же проводится хорошая работа с родителями. Они регулярно получают консультации о пользе и правильном использовании нейроигр. Включаю нейроупражнения в спортивные развлечения, выступаю на родительских собраниях.

С педагогами так же проводятся консультации и в каждой группе в спортивном уголке есть оборудование для нейроигр и упражнений.

Интеграция нейроигр в занятия по физкультуре – это инновационный и эффективный подход, который помогает всесторонне развивать детей. Не упустите возможность прокачать мозг и тело ваших маленьких спортсменов!

Список литературы

Власова, Е. И. Методики нейропсихических упражнений в детской практике. – Казань: Мастерская, 2021.

Громова, Н. В. Физическая культура и коррекция развития детей. – СПб.: РГПУ, 2022.

Жуков, В. П. Нейропсихология и педагогика. – Новосибирск: Наука, 2020.

Лебедев, М. А. Влияние физической активности на развитие детей. – Ростов-на-Дону: РостГПУ, 2021.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rozhkova_im.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

РОЖКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА,

инструктор по физической культуре,

МКДОУ д/с комбинированного вида «Красная шапочка» р. п. Линево

Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей в условиях ДОУ

Сегодня мы живем в век бурного развития технологий, что значительно изменяет нашу жизнь и обучение. В качестве инструктора по физической культуре в детском саду, я всегда стараюсь быть в курсе новых методик и инноваций, которые помогут моим воспитанникам развиваться гармонично и с интересом. Одним из моих последних открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической культуры. Использование нейротренажоров требует от педагогов гибкости и адаптивности, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные потребности и особенности. Однако, при правильном подходе, нейротренажоры могут значительно улучшить эффективность образовательного процесса и помочь детям развить свои когнитивные способности. Так же использование нейротренажеров в работе может значительно повысить эффективность обучения. Эти устройства помогают активизировать работу мозга, улучшают концентрацию внимания, развивают память, когнитивные и моторные навыки. Нейротренажеры могут быть индивидуальными или групповыми, что позволяет адаптировать занятия под потребности каждого ребенка. Благодаря этому, образовательный процесс становится более интересным и эффективным для детей.

В статье я хочу поделиться своим опытом и показать, как применение нейро-игр может быть полезным и увлекательным для детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Существует множество программ физического развития дошкольников, но инструкторы по физкультуре продолжают поиск новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы. Один из таких приемов — включение в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или подвижных и малоподвижных нейро игр. Нейрогимнастика, нейро игры, нейродинамические упражнение, кинезиологические упражнения и т.д. – всё это не только гимнастика для тела и его частей, но и одновременно - гимнастика для мозга.

Нейро-игры — это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр, нейро-игры направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.

Преимущества использования нейро-игр на занятиях физической культуры:

  1. Повышение мотивации. Нейро-игры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.

РППС должна отвечать интересам и предпочтениям детей. Задача педагога – актуализировать ее.

В каждой группе есть центр двигательной активности. Он содержит оборудование, с помощью которого дети развивают основные движения, а также оборудование для выполнения нейроигр.

ФОП ДО 18.5.1 ставит перед нами задачу «Формировать  положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности».

А так же п. 18.6.1 «Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности».

Нейроигры помогают решить эти задачи.

  1. Развитие навыков командной работы. Нейро-игры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству. п. 2.6 ФГОС ДО «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству.»
  2. Улучшение координации движений. Нейро-игры требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.
  3. Развитие когнитивных функций. Участие в нейро-играх стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений.

Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Хочу поделиться своим опытом включения нейрогимнастики в физическое развитие на примере старшего дошкольного возраста.

Старшая группа детского сада – важный этап подготовки к школе. И физкультура, обогащенная нейроупражнениями, может стать отличным подспорьем в развитии необходимых навыков и умений!

В преддверии школы дети должны быть не только физически развиты, но и обладать хорошей концентрацией внимания, памятью, координацией и логическим мышлением.

В старшей группе я ввожу более сложные и разнообразные упражнения, требующие большей концентрации и координации:

•  "Перекрестные шаги": Дети шагают вперед, одновременно касаясь левым локтем правого колена и наоборот.

•  "Ухо-нос-локоть": Одной рукой держатся за ухо, другой – за нос. Затем хлопают в ладоши и меняют руки: одной рукой держатся за нос, другой – за противоположный локоть.

•  "Цифры руками ": Дети одновременно показывают разные цифры руками (например, одной рукой "1", другой "2").

•  "Зеркальное рисование": Дети одновременно двумя руками рисуют зеркальные изображения в воздухе.

•  "Ритмичные хлопки с движением": Педагог задает ритм хлопками и добавляет движения (приседания, прыжки, наклоны). Дети повторяют ритм и движения.

•  Игры на координацию с мячом: Перебрасывание мяча из одной руки в другую, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола с перекрестными движениями.

Интеграция нейроупражнений в занятие по физкультуре:

 Разминка: Начинаем с простых нейроупражнений, постепенно усложняя их.

 Основная часть: Включаем упражнения, требующие большей концентрации и координации, чередуя их с другими физическими упражнениями.

Подвижные игры: Используем игры, требующие быстроты реакции, внимания и координации.

Релаксация: В конце занятия проводим упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Так же проводится хорошая работа с родителями. Они регулярно получают консультации о пользе и правильном использовании нейроигр. Включаю нейроупражнения в спортивные развлечения, выступаю на родительских собраниях.

С педагогами так же проводятся консультации и в каждой группе в спортивном уголке есть оборудование для нейроигр и упражнений.

Интеграция нейроигр в занятия по физкультуре – это инновационный и эффективный подход, который помогает всесторонне развивать детей. Не упустите возможность прокачать мозг и тело ваших маленьких спортсменов!

Список литературы

Власова, Е. И. Методики нейропсихических упражнений в детской практике. – Казань: Мастерская, 2021.

Громова, Н. В. Физическая культура и коррекция развития детей. – СПб.: РГПУ, 2022.

Жуков, В. П. Нейропсихология и педагогика. – Новосибирск: Наука, 2020.

Лебедев, М. А. Влияние физической активности на развитие детей. – Ростов-на-Дону: РостГПУ, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность "Использование элементов аэробики и гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, р...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений на занятиях физической культуры для детей дошкольного возраста...

Методическая разработка для педагогов ДОУ тема: «Рациональное использование гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях»

Методическая разработка в помощь педагогам детского сада для обучения и проведения гимнастических упражнений, ОРУ, строевых упражнений....

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Тема по самообразованию. Польза кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и на утренней гимнастике....

Консультация для педагогов и родителей «Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ»

Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ....

«Взаимодействие инструктора по ФИЗО и педагога –психолога по использованию нейропсихологических игр и упражнений на занятиях по физической культуре и спортивно-развлекательных мероприятиях для старших дошкольников».

Материал содержит опыт взаимодействия педагога-психолога и инструктора по ФИЗО по внедрению и активному применению нейропсихологических игр и упражнений на занятиях по физическому воспитанию....