Методическая разработка для педагогов ДОУ тема: «Рациональное использование гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях»
методическая разработка

Методическая разработка в помощь педагогам детского сада для обучения и проведения гимнастических упражнений, ОРУ, строевых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Рациональное использование гимнастических упражнений на занятиях
по физической культуре в дошкольных учреждениях»

Преподаватель по физической культуре.
Тренер по легкой атлетике. Психолог.

Санкт-Петербург 2021

Предисловие

 Методическая разработка предназначена для использования на занятиях физической культурой в дошкольных учреждениях инструкторами ФК и воспитателями. Она содержит краткий теоретический и практический материал по обучению и проведению гимнастических, строевых и общеразвивающих упражнений. В ней дана характеристика, способы, методика обучения построениям и перестроениям, гимнастическим и общеразвивающим упражнениям.

  Физическая культура – это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие его физических способностей.

 Целью на занятиях физической культурой в детском саду мы ставим формирование у детей стойкого желания и интереса выполнять физические упражнения; учувствовать в спортивных мероприятиях; получать доступные возрасту знания о физической культуре и спорте.

 Систематические занятия физическими упражнениями решают задачи оздоровления, обучения и воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и вне его.

 Гимнастические упражнения – это специально подобранные физические упражнения и научно разработанные методические положения, направленные на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

  Гимнастические упражнения, построения и перестроения дети изучают с самого первого года пребывания в детском саду. Гимнастические упражнения формируют у дошкольников понимание дисциплины, формируют осанку, учат слышать и выполнять распоряжения педагога, организуют детей и готовят к совместным действиям.

 Вместе с тем привычные упражнения дают возможность педагогу лучше руководить детьми, распределять их для занятий гимнастикой и в начале игр. С помощью гимнастических упражнений можно выработать основные навыки оптимальной организации занятий как урочной, так и внеурочной формах.

 Педагогам важно овладеть и применять на занятиях специальные команды и распоряжения, что позволит управлять любой группой, а существующая регламентация в применениях терминов на основе русского языка даст возможность понимания любым контингентом занимающихся. Одной из отличительных черт гимнастики, является обилие упражнений.

 Данное методическое пособие обогащает опыт педагогов дошкольного учреждения при проведении занятий широким кругом упражнений. Мы знаем, что однообразие средств, приводит к снижению интереса к предстоящей деятельности, что обрекает занимающихся на низкий уровень двигательной культуры, не способствует эффективному развитию физических качеств.

 Общеразвивающие упражнения должны быть систематизированы, для создания оптимальных условий для их запоминания. Для проведения строевых упражнений инструктору (воспитателю) необходимо;

  1. знать методику обучения;
  2. знать команды и уметь правильно их подавать (точно, интонационно и громко);
  3. правильно выбирать свое место перед строем (на месте, в движении)
  4. следить за осанкой и точностью выполнения строевых упражнений (проявлять требовательность);
  5. уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением.

Особенности обучения детей строевым упражнениям.

 Строевые упражнения – это совместные действия занимающихся в строю. Так же это наиболее целесообразные способы организации детей любого возраста.  Используются построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения строем.

 Строевые упражнения помогают решать задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма, повышения дисциплины. Являются средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействуют формированию правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.

 Строевые упражнения обладают большой зрелищностью и могут использоваться как составная часть массовых физкультурных выступлений и спортивных праздников.  

 Строевые упражнения могут быть в разных частях занятий и выполнять различные функции:

 -в водной части занятия они используются для организованного начала, размещения занимающихся для выполнения общеразвивающих упражнений;

 -в основной части занятия строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому;

 -в заключительной части эти упражнения снижают физическую нагрузку, приводят организм занимающегося в относительно спокойное состояние и позволяют организованно закончить занятие.

 Правильно и четко подаваемые команды, многообразие различных форм гимнастических упражнений, наличие музыкального сопровождения повышают благоприятный эмоциональный фон на занятиях физической культурой.

 Строевые упражнения входят в общую классификацию средств гимнастики. На занятиях физической культурой они обучают чувствам ритма и темпа, формируют навык коллективного взаимодействия.

      Характеристика строевых упражнений.

Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы:

1.Строевые приемы.

К ним относятся выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», расчет и повороты на месте.

2.Построение и перестроения. Дети дошкольного возраста учатся строится в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг, в несколько кругов, врассыпную.

3. Передвижения. К ним относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым шагом, повороты в движении, передвижения по точкам в обход по залу, по диагонали, по кругу и т.п.

 4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя. Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой занимающиеся строятся перед началом занятия, называется правой стороной, правофланговый ребенок располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый – к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющие верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы – нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины.

Разновидности строя:

1. Строй - размещение занимающихся для совместных действий.

2. Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены плечом к плечу на одной линии.

3. Колонна – строй, в котором дети стоят в затылок друг другу.

4. Фланг – правая и левая оконечности строя.

5. Интервал – расстояние в шеренге между занимающимися.

8. Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину строя в колонну.

9. Построение – действие занимающихся по команде для принятия определенного строя.  10. Перестроение – действие занимающихся по команде или распоряжению инструктора, связанные с переменой вида строя.

11. Направляющий – занимающийся, который двигается в колонне первым в указанном направлении.

12. Замыкающий – занимающийся, двигающийся в колонне последним.

13. Размыкание – действие занимающихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.

14. Смыкание – уплотнение разомкнутого строя.

  Команды.

 1. Предварительная команда – это команда, подаваемая инструктором отчетливо, громко, чтобы сообщить занимающимся какие действия им выполнять:

«шагом – марш!», «напра-во!» и тд.

2. Исполнительная команда – команда, подаваемая инструктором после небольшой паузы: «равняйсь!», «смирно!».

3. Поворот - вращательное движение тела вокруг вертикальной оси.

4. Обход – прохождение вдоль границ зала.

5. Противоход – движение направляющего и за ним всей колонны в противоположном направлении вдоль строя.

6. «Змейка» - это передвижение противоходом попеременно налево и направо.

7. Диагональ – передвижение колонны от одного угла к другому через центр.

 Строевые приемы.

 К строевым приемам относятся действия занимающихся по команде: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «Отставить!», повороты и расчет.

 1. «Становись!» - команда, по которой занимающиеся становятся в указанный инструктором строй и принимают строевую (основную) стойку.

 2. «Равняйсь!» - по этой команде дети выравниваются по одной линии (в шеренгу – по носкам, в колонну – в затылок) и принимают основную стойку.

 3. По команде «Смирно!» занимающиеся быстро принимают строевую стойку.

 4. «Вольно!» - встать свободно, ослабить в колене правую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) – вольно!» При этом одна нога отставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.

5. «Отставить!» - команда, при которой занимающиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

6. «Разойдись!» - команда, при которой дети расходятся для самостоятельных действий.

7. Повороты на месте выполняются по команде; «Напра-во!», «Нале-во!»,

8. Для поворота кругом подается предварительная команда «Кругом (под любую ногу) - марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего занимающийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (левая кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.

9. Расчет группы занимающихся может производиться по следующим командам. По команде «По порядку - рассчитайсь!» каждый занимающийся поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!»

10. Команды для расчета: «На первый – второй - рассчитайсь!»,

Построения и перестроения.

 Построения и перестроения характеризуются, умением занимающихся строиться в различные виды строя: шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.  

 Построение – действия занимающихся по команде или распоряжению инструктора (воспитателя) для принятия определенного строя.

 Построение в шеренгу – осуществляется по команде «группа в одну (две, три) шеренгу – становись!». Построение в колонну – осуществляется по команде; «В колонну по одному, (два, три и т.д.) - Становись!». Занимающиеся выстраиваются за инструктором (воспитателем). Построение в круг выполняется по команде «В круг – становись!». Для перестроения в круг из шеренги возможны два способа:

 а) занимающиеся берутся за руки, а инструктор, левой рукой захватывает правую руку направляющего, двигается по кругу и соединят руки направляющего и замыкающего.

б) инструктор (воспитатель) становится напротив занимающегося, посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки, построиться в круг». Ребенок в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево вправо от него, образуя круг вокруг инструктора.

 Перестроение - действия учащихся по команде или распоряжению инструктора, связанное с переменой вида строя.

 Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера ставят левую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем правую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую ногу к правой (счет «три»), встают за первым номером.

 Перестроение из двух в одну шеренгу в одну производится по команде: «В одну шеренгу - стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

 Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Предварительно занимающиеся производят расчет на «первый – второй», затем подается команда. По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя правую, - шаг вперед, чтобы выровняться с первым номером; на счет «три» приставляют левую ногу.

 Обратное перестроение выполняется по команде «В одну колонну – стройся!». По этой команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на «два» - шаг правой, встав в затылок первым, и на «три» приставляют левую ногу.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

 1 – я младшая группа.

 В этом возрасте построение в круг является основным. В начале года лучше начинать обучение построениям из положения дети в рассыпную, так как они еще недостаточно хорошо ориентируются и на организованное, в определенную форму построение уходит много времени.

 Начинать можно построение с небольшой группой детей, по 6 – 8 человек. Постепенно к построению привлекают всю группу. Все построения проводятся с помощью инструктора (воспитателя). Он показывает каждому ребенка его место среди других детей, например: «Женя, ты встань рядом с Олей. Юра, ты с ними становись!». Если и после этого ребенок плохо ориентируется при построении, инструктор (воспитатель) подходит, берет за руку и отводит на место.

 Для построения в круг есть варианты:

- дети становятся в линию и берутся за руки, инструктор (воспитатель) берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.

- на пол ставится стул или кладется яркий предмет (кегля, кубик и др.), обозначающий центр круга, инструктор (воспитатель) предлагает детям встать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг, как можно больше, отходя назад.

 Дети располагаются на занятиях физкультурой произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга.

Инструктор (воспитатель) предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх – вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. По предложению воспитателя каждый ребенок может найти себе ориентир (домик) и встать там.

2 – ая младшая группа.

 Дети уже более самостоятельны при построениях и по указанию инструктора (воспитателя) они достаточно быстро становятся в круг, парами и друг за другом.

 Вначале года разрешается становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо то роста. Постепенно детей приучают занимать определенное место среди других детей. Для этого инструктор (воспитатель) постоянно напоминает, что ребенку нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, в шеренге, кто с кем ходит в паре.

 Если ребенок затрудняется найти свое место, инструктор (воспитатель) подсказывает, за кем он должен встать. Детей приучают становиться в шеренгу, т.е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения инструктор (воспитатель) командует детям повернуться всем направо или налево.

 Так как дети еще плохо знают стороны, инструктор (воспитатель) становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему.

 Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ: инструктор (воспитатель) становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держатся за руки. Инструктор (воспитатель) показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну). Во время перемещений используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.

Средняя группа.

 Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, пары, в колонну, в шеренгу инструктор (воспитатель) предлагает детям интересные задания можно с элементами игры, в вводной части занятия:

- построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места, применяя звуковые сигналы: хлопки, удар бубна, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.д.

  В колонну и шеренгу детей средней группы учат становиться по росту. Необходимо следить чтобы они становились в строю свободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Инструктор (воспитатель) объясняет, что, стоя в одну линеечку (шеренгу), надо стараться поставить носки ровно, так, чтобы они все были на одной линии.

 Дети самостоятельно перестраиваются из колонны в пару и обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы.

 В игровой форме обучение проходит интереснее. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Инструктор (воспитатель) приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его.

 Направо, налево и кругом, дети поворачиваются, переступая на месте, без применения специальных строевых приемов. Указания для построения, перестроения и поворотов Инструктор (воспитатель) дает в форме простого распоряжения, а не команды. «Повернуться направо, пошли в обход по залу, разойдитесь по залу и т.д.».

Старшая группа.

 В старшей группе дети хорошо выполняют построения в колонну, круг, шеренгу; перестраиваются из колонны в пары, как на месте, так и при передвижении.

 Самостоятельно строятся дети в один, в два и несколько кругов. Из пар или колонны по два можно построить два круга. В этом случае дети по сигналу инструктора (воспитателя) поворачиваются спиной к друг другу берутся за руки с рядом стоящим, крайние в шеренгах замыкают круг.

 Во время ходьбы в обход по залу инструктор (воспитатель) предлагает перестроения, например, по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары.

 Ходьба и бег «змейкой» выполняется по распоряжению инструктора (воспитателя) «Змейкой!». По этой команде направляющий заходит правым (левым) плечом вперед и начинает движение навстречу колонне, сохраняя интервал между встречными в один шаг.

Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, скоманду: «Налево, направо», «Марш!». Образуются две колонны, движущие по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены, воспитатель подает команду: «Парами через центр зала! Марш!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами в обход по залу, либо подается команда «Налево, направо по 2 - Марш!», (для дальнейшего перестроения в шеренгу по четыре).

 Дети осваивают и некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на втянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают.

 В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по указанию инструктора (воспитателя): «На вытянутые руки в стороны разомкнись!» - понимают руки в стороны и расходятся вправо-влево так, чтобы не мешать друг другу.

 Повороты дети совершают, как и раньше, простым переступанием на месте.

 Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.

Подготовительная группа.

 В этой группе закрепляются умения и навыки всех освоенных ранее упражнений. Разучиваются некоторые новые упражнения.

 Дети учатся равняться в шеренгу (команда «Равняйсь!»), поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего (не считая себя) ребенка. Правофланговый стоит в это время по стойке «смирно». Выполнив задание, дети поворачивают голову прямо. Носки у всех детей должны находиться на одной линии.

 По команде «Смирно!» дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, колени выпрямлены; голова прямо, плечи слегка отведены, руки свободно опущены и выпрямлены, пальцы собраны в кулак, большой палец сверху. В положении «смирно» дети стоят недолго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и т.д.

 По команде «Вольно!» дети, не сходят с места, расслабляются, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибая в колене.

 Дети осваивают простейший расчет на «первый – второй. По команде инструктора (воспитателя): «На первый - второй рассчитайсь!». Правофланговый поворачивает голову влево и произносит «первый», следующий за ним – «второй», третий снова говорит «первый» и т.д.

 Перестроение из одной шеренги в две совершается по команде: «Первые номера, делай два (три и т.д.) шага вперед, марш!». «Вторые номера, делай (три и т.д.) шага назад, марш!» В обоих случаях дети станут в шеренги в шахматном порядке. Если надо их построить друг за другом, дается команда делать шаг вправо или влево.

 Проводятся упражнение в движении «змейкой» в колонне по одному и парами.

 По одному и парами расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Инструктор (воспитатель) командует: «Пара – налево, пара – направо» и т.п.  

 Образуются колонны, которые, движутся парами в разные стороны. Встретившись у середины противоположной стены, они по команде воспитателя: «Четверками через середину зала - марш!» - пары соединяются в шеренге по 4. Первая пара одной колонны, с первой парой другой колонны и т.д. и идут до конца зала, где-либо снова расходятся парами налево направо, либо идут в обход по залу четверками. Инструктор (воспитатель) объясняет и показывает, что во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края - более широкие, чтобы шеренга оставалась ровной и не ломалась.

 Из построения в три колоны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Для этого инструктор (воспитатель) обозначает соответствующими номерами: первая, вторая, третья. Вторая остается на месте при размыкании. Первая и третья колонны получают задание сделать определенное количество приставных шагов влево и вправо.

 Размыкание производится по команде «От середины на три шага приставными шагами производится по команде «От середины на три шага приставными шагами разом - кнись! Раз, два - три!».

 Для смыкания «К середине приставными шагами сомкнись!». Дети должны освоить правильный поворот на углу зала во время движения. Этот поворот совершается на носке наружной по отношению к середине зала ноги, а следующий шаг вперед делается противоположной ногой.

 Детям показывают и повороты на месте направо и налево по счету. На счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги (при повороте направо) и носке левой ноги, а на счет «два» - левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте еще не требуют.

 Учим детей останавливаться после ходьбы всем одновременно. После команды «На месте» дети продолжают идти на месте. По команде «Стой!» они делают шаг, а затем приставляют ногу. Так же совершается и остановка во время передвижения. Когда инструктор (воспитатель) подаст команду: «Группа стой!» - все делают на «раз» один шаг на месте, на «два» приставляют ногу.

Владение строевыми, общеразвивающими упражнениями, повышает организованность детей на занятиях физической культурой, делает удобным и безопасным проведение спортивных праздников.

Основные команды для перестроения и начала упражнений.

 В младших группах детского сада команд нет есть распоряжения, которые просты и немногословны.

При строевых упражнениях:

1. «Постройтесь за Юрой!» – для построения друг за другом.

2. «Идите за мной!» – для ходьбы по кругу.

3. «Остановитесь!» - для остановки.

4. «Побежали!» - для бега.

5. «Юра, иди ко мне!» - для ходьбы в указанном направлении.

6. «Идите на носках!» - для профилактических упражнений.

7. «Повернитесь ко мне, возьмитесь за руки» - для построения в круг.

8. «Сделать шаг назад» - для увеличения круга.

9. «Помашем флажками» -для выполнения упражнения.

10. «Расставьте ноги, опустите руки» - для исходного положения.

11. «Молодцы! Хорошо!» -для окончания упражнения.

Инструктор (воспитатель) может продумать распоряжения для детей данного возраста, но отдавать их нужно в форме настоящего времени, доброжелательно и доступно пониманию детей.

 В средней группе постепенно вводятся команды и общепринятые распоряжения.

 При строевых упражнениях:

 1. «Постройтесь в колонну» - для построения друг за другом по росту.

2. «Вперед!» Прямо – Марш!» -для ходьбы.

3. «Приготовьтесь к бегу, согните руки в локтях. Бегом – Марш!» - для бега.

 4. «На пятках, на носках – Марш!» - для профилактических упражнений.

5. «На месте!» - для ходьбы на месте.

6. «Группа стой!» - для остановки.

7. «Повернитесь ко мне и еще раз ко мне» - для поворота кругом.

8. «Равняйсь по линии» - для ОРУ.

9. «Палку вперед» - и.п. для ОРУ.

10. «Палку вперед, вниз» - объяснение при показе.

11. «Обруч вверх, вниз» - пояснение ОРУ с показом.

12. «Закончить упражнение!» - команда для завершения задания.

13. «Прямо – Марш!» - команда.

14. «Группа стой!» - команда.

15. «Начинай!» - команда.

В старшей группе дети хорошо понимают распоряжения, сведенные к одному слову, им доступен термин «Исходное положение».

 Для строевых упражнений:

1. «В колонну по одному- Марш!»

2. «Шагом – Марш!»

3. «Бегом – Марш!»

4. «На носках, на пятках – Марш!»

5. «Змейкой - Марш!»

6. «Врассыпную - разойдись!»

7. «Группа на месте – Стой!»

8. «В колонну по два – Марш!» - для перестроения в две колонны.

 9. «На вытянутые руки разомкнись!» - для дистанции.

10. «Нале-во, Напра-во!»

11. «Первый нале-во, второй напра-во!» - для построения в пары разведением.

12. «Равнение по ориентирам!»

 Для ОРУ (общеразвивающие упражнения):

1. «Мяч вверх!» - и.п. для ОРУ.

2. «Мяч вперед, вверх, вниз!» - при показе упражнений.

3. «Мяч вниз!» - и.п. ноги – пятки вместе, носки врозь!

4. «Начи - най!».

5. «Закончить!» - завершить упражнение.

В подготовительной группе используются различные строевые упражнения.

Качество выполнения перестроения зависит не только от инструктора по физической культуре, но также от воспитателя (т.е. количества самостоятельных повторений в свободное время с группой детей) и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения, поэтому команды необходимо отдавать заранее, что требует дополнительного внимания.

 При строевых упражнениях:

1. «В одну (две, три и т.д.) шеренги – стройся!»

2. «В одну (две, три и т.д.) колонну – стройся!»

3. «В рассыпную – становись!»

4. «Парами – Марш!»

5. «Четверками – Марш!»

6. «В круг стройся!»

7. «На месте шагом – Марш!»

8. «Бегом – Марш!»

9. «На пятках - Марш!»

10. «Парами - направо, налево – Марш!»

11. «Группа – Стой!» 12. «Кру – гом!», «Напра – во!», «Нале – во! - Марш!»

13. «Вполоборота напра – во!, нале – во!»

14. «Скакалку к груди!» - и.п. для ОРУ.

15. «Начи – най!»

16. «Закончили!» - завершить упражнения.

Умение понимать и точно выполнять команды и распоряжения поможет детям в будущем на уроках физической культуры.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

 Общеразвивающие упражнения в гимнастики разнообразны. Делятся они на упражнения с предметами, без предметов, индивидуальные, в парах и т. д.

  Их можно использовать в вводной части занятия, для утренней зарядки, а также для показательных выступлений на спортивных мероприятиях.

 В данной методической разработке приведены примеры комплексов ОРУ.

 Общеразвивающие упражнения с мячами.

 Упражнения с мячами - развивают ловкость, быстроту и точность реакции. Упражнения с мячом в самом начале обучения ограничиваются движениями руками. Затем движения рук сочетаются с наклонами, поворотами туловища, приседаниями и т.д. Это совершенствует координацию, что позволит успешно осваивать быстрые и предельно точные движения. Для мячей характерна большая скорость при полете и отскоке. Поэтому ловить их надо быстрыми движениями, независимо от положения руки - пальцами сверху или снизу. С мячами выполняются разнообразные броски, ловля, отбивание и перекаты. Все это можно сочетать с поворотами, прыжками, различными формами ходьбы и бега, танцевальными шагами и др.

 Упражнения с мячами.

1. И.п. Руки в стороны, мяч в левой руке.

1-руки вверх переложить мяч в правую руку 2-руки в стороны (мяч в правую) 3- опустить руки вниз переложить мяч в левую руку. 4-и.п.

2. И.п. - стойка ноги врозь, мяч внизу. 1- руки с мячом вверх прогнуться 2- мяч за голову 3- руки вверх 4- и.п.

3. И.п.- мяч в левой руке. 1- Поднять согнутую левую ногу вперед. Передать мяч под коленом. 2- и.п- мяч в правой руке 3- поднять согнутую левую ногу, передать мяч под коленом 4- и.п.

4. И.п.- о.с. руки с мячом вверх 1- наклон вперед, передать мяч за ногами 2- выпрямиться, руки вверх 3- наклон вперед, передать мяч за ногами 4- и.п.

5. И.п.- стойка ноги врозь, мяч внизу 1- наклон вперед, положить мяч сзади (как можно дальше) 2- выпрямиться 3- наклон вперед взять мяч 5- и.п.

6. И.п. - сед ноги вместе, мяч в левой руке 1- сед согнув ноги, перекатить мяч под ногами вправо 2- и.п. 3- 4 тоже в другую сторону.

7. И.п. лежа на спине, мяч вверх 1-2 - наклон вперед, мяч зажать ногами 3-4 - и.п. 5-6 - наклон вперед взять мяч 7-8 - и.п.

 8. И.п.- лежа на спине 1 – и.п. - поднять левую ногу вверх, передать мяч за ногой 2 – и. п. 3 - поднять правую ногу, передать мяч за ногой 4 - и.п.

9. И.п.- лежа на животе, мяч в двух руках (руки вверх) 1-2- прогнуться, мяч за голову 3-4- и.п.

10 И.п.- мяч снизу 1-поднимаясь на носки, бросить мяч вверх 2- слегка приседая, поймать 3-4 -повторить

11. И.п.- мяч внизу 1- бросить мяч вверх, хлопок в ладоши перед собой 2- поймать мяч 3- 4- повторить

12. И. п.-руки с мячом вверх 1-подняться на носки, руки с мячом вниз, мяч в пол 2- поймать мяч после отскока 3-4- повторить. Броски, ловля, перекаты мяча в парах, игра со стенкой.

Упражнения со скакалкой Упражнения со скакалкой способствуют развитию и укреплению сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшению обмена веществ и повышению мышечного тонуса, кроме того, они являются одним из средств воспитания быстроты, выносливости, прыгучести, чувства ритма и координационных способностей. В соответствии с ростом ребенка подбирается скакалка определенной длины. Для этого надо встать двумя ногами на середину скакалки (ноги вмести) и поднять ее концы вверх, при этом ручки скакалки должны касаться плеч.

 При обучении технике упражнений со скакалкой необходимо, научить занимающихся свободно держать скакалку, вращать ее кистью, важно также не допускать чрезмерных усилий. Самые простые – упражнения с вращением скакалки вперед, которые контролируются зрением. Обучения необходимо начинать с прыжков на месте на двух и одной ноге. Постепенно прыжки необходимо усложнять.

 Упражнения с короткой скакалкой. Прыжки вращая скакалку вперед.

1. И.п. руки в стороны - книзу, скакалка впереди перешагивание через свободно висящую скакалку вперед-назад.

2. И.п. тоже. Перепрыгивание через свободно висящую скакалку вперед-назад толчком двух, одной, с одной на другую.

3. И.п. скакалка сзади. Мах скакалкой вперед, перешагивание через нее

4. И.п. тоже. Перепрыгивание через скакалку вперед-назад с последующими прыжками на двух, вращая скакалку вперед.

5. Прыжки толчком двух, скакалку вперед.

6. Тоже, но с промежуточным прыжком.

7. Прыжки с одной на другую, вращая скакалку вперед.

8. Прыжки на одной, другою вперед или назад.

 9. Два прыжка на левой, сгибая правую и наоборот.

10. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

 Упражнения с гимнастическими палками применять можно на занятиях различной направленности. В упражнениях на осанку, в корригирующей и лечебной гимнастике и др. Различают горизонтальные, вертикальные и наклонные положения палки по отношению к туловищу занимающегося.

  В зависимости от упражнений палку держат одной или двумя руками за концы или середину различными хватами: а) хват сверху; б) хват снизу: в) обратный хват; г) разный хват.

1. И.п.- палку на грудь; 1 – вверх; 2- за голову; 3-вверх; 4 и.п.

2. И.п.- палку вперед; 1- согнуть руки в локтях, палка к груди; 2- палку вверх; 3-палку к груди; 4- и.п.

3. И.п - палку за голову; 1- за голову влево; 2 -за голову вправо; 3 –вверх;

 4 - и.п.

4. И.п. – палку вперед левой сверху; 1 – палку правой сверху; 2 – палку вперед левой сверху; 3 - палку правой сверху; 4 – и.п.

5. - И.п.- левую руку вперед, палку вертикально хватом за середину; 1 - движением кисти перевернуть палку; 2 – тоже в обратную сторону; 3-6 – повторить; 7-8 - палку в левую руку.

6. - И.п наклон вперед опираясь на палку прямыми руками пружинистые движения в плечевых суставах вниз- вверх

7. И.п - лежа на животе, палку вверх, 1- прогнуться; 2- палку за голову; 3 – вверх; 4 – и.п. 8. И.п. – сед палку вверх, 1 – наклон вперед касаясь палкой пола; 3- два пружинных наклона вперед; 4- и.п.

9. И.п.- лежа на спине, палка горизонтально зажата ступнями; 1-3 – сесть потянуться руками к палке; 4- и.п.

10. И.п.- стоя на коленях, палку вверх; 1-2- палку вверх, наклон, назад не прогибаясь (с прямым туловищем); 3-4-и.п.

Парные упражнения.

 Занятия парными упражнениями являются прекрасным средством общего развития, способствующие воспитанию таких важных качеств, как сила, ловкость, гибкость, координации и т.д., а также чувство партнера, коллективизма и взаимопомощи. Они очень эффективны по своему воздействию на организм и что самое главное эмоциональны.

 Методика использования на занятиях парных упражнений имеет свою специфику, которая заключается в строгом выполнении ряда требований:

-составлять пары следует с учетом равнозначности веса, роста и физического развития;

 -не следует ставить в пары мальчиков с девочками;

- строго соблюдать правила «от простого к сложному»;

- выполняя упражнения с сопротивлением, каждый должен сопротивляться в меру сил партнера, чтобы дать возможность выполнить ему упражнения; - быть внимательным и дисциплинированным.

1. И.п.- стоя лицом к друг другу на расстоянии 0.5 метра руки соединить. 1- 2- дугами наружу руки вверх; 3-4- дугами наружу руки вниз;

2. – тоже с сопротивлением партнера;

3. - тоже стоя спиной друг другу;

4. - стоя лицом к друг другу в выпаде вперед правой ног

5. И.п. – стоя спиной друг к другу руки соединены. 1-2 – выпад правой вперед; 3-4- и.п.; 5-6- выпад левой вперед; 7-8- и.п.

6. И.п – стоя лицом друг к другу руки на плечи партнеру. 1-3- три пружинистых наклона вперед; 4- и.п.

7. И.п.- стоя согнувшись, ноги врозь, руки на плечи друг другу; 1- поворот туловища; 2- и.п.; 3 – в другую сторону; 4- и.п.

8. И.п. стоя спиной друг к другу, руки соединены в замок. 1-2 –А - наклон вперед, Б- расслаблено лежит на спине; 3-4 – и.п. 5-8- тоже, выполняет другой партнер;

9. И.п.- А – лежит на спине, Б - упор присев, руки на голеностопных суставах - А; 1-2 –А - сесть руки вверх; 3-4-и.п. (А и Б-меняются местами)

10.И.п. - А-лежит на животе, Б-упор присев, руки на голеностопных суставах -А; 1-2- А прогибается назад; 3-4 и.п. (А и Б - меняются местами).

 Упражнения с набивным мячом они развивают силу, ловкость, координацию движений, взаимодействие и т.д. Упражнения с набивным мячом способствуют повышению эмоционального состояния занимающихся.

 Упражнения, в котором мяч служит отягощением; а) из основной стойки; б) из стойки на коленях; в) сидя; г) лежа. 2. Упражнения, связанные с перекатыванием, передачей, перебрасыванием и ловлей мяча, выполняемые индивидуально и с партнером.

1. И.п.- мяч перед грудью; 1-2 мяч вперед; 3-4 –и. п.

2.И.п.-мяч внизу; 1-2- мяч вверх, левая нога назад на носок; 3-4- и.п. 1-4- тоже с другой ноги.

3. И.п.- мяч за голову; 1-2- сгибая правую, левую назад на носок (выпад); 3-4 и.п. ; 5-8 тоже с другой ноги.

4. И.п.- мяч на полу впереди; 1- упор присев, руки на мяч; 2- упор лежа; 3- упор присев; 4- встать в и.п.

5. И.п.- стойка на коленях, мяч на груди; 1-2 наклон назад, мяч вверх; 3-4 – и.п.

6.И.п. – стойка на коленях, мяч внизу; 1-2-обвести мяч по полу влево; 3-4-тоже в вправо. 7. И.п.- сед, мяч на грудь; 1- разводя ноги наклон вперед, положить мяч на пол; 2- упор сидя; 3- наклон вперед, взять мяч; 4-и.п.

8.И.п.- упор сидя, мяч между стоп; 1-2 поднять прямые ноги; 3-4- и.п.

9. И.п.- упор сидя, мяч впереди слева; 1-2-перемах ногами через мяч влево; 3- 4- тоже вправо.

10. И.п.- лежа на животе, мяч вверх; 1-2- прогнуться; 3-4- и.п.

Упражнения с использованием гимнастической скамейки.

ОРУ с использованием гимнастической скамейки дают возможность тем или иным образом усложнить все упражнения, которые выполняются на полу. Эти упражнения требуют большей дисциплинированности и организованности исполнителей, а также согласованности движений. Упражнения могут выполняться индивидуально со страховкой или с помощью партнера, в различных вариантах построения у скамеек, в различном темпе и различных сцеплениях.

Передвижения.

1. Ходьба по скамейке (все виды ходьбы, исполняемой на полу);

2. Ходьба, наступая одной ногой на скамейку;

3. Ходьба с поворотом на 360 градусов;

4. Расхождение на скамейке при встречном движении;

5. Игры и эстафеты с передвижением по скамейке.

Упражнения на гимнастической скамейке.

1. И.п.- стоя продольно спиной к скамейке на шаг от нее; 1- выпад правой на скамейку, руки вверх; 2- и.п.; 3-4- тоже левой;

2. И.п.-стоя продольно спиной к скамейке на шаг от нее; 1-2- правую на носок на скамейку; 3-4-и.п.; 5-8- тоже левой;

3. И.п.-стоя от скамейки справа на шаг; 1- правую на скамейку с наклоном вправо, руки за голову;2- и.п.; 3-4-поворот кругом; 5-8- тоже на лево;

4. И.п.-стоя на скамейке; 1-3- три пружинящих наклона вперед согнувшись, захват за передний край; 4- и.п.;

5. И.п.- сидя в упоре сзади, ноги на скамейке; 1- упор лежа сзади; 2-и.п.; 3- наклон вперед, руки вверх; 4- и.п.;

6. И.п.- упор лежа, руки на скамейке; 1- упор лежа на согнутых руках; 2- и.п.; 3-4- выпрямить руки;

7. И.п.- идя, согнув руки в упоре сзади на скамейке; 1- разогнуть руки; 2- и.п.; 2. И.п.- упор лежа продольно, руки на скамейке хватом за ближайшей край; 1-3- три пружинящих приседания; 4- и.п.;

8. И.п.- упор лежа ноги на скамейки, лицом вниз; 1-2- согнуть руки; 3-4- и.п.

9. И.п.- сидя на скамейке поперек (верхом), ноги врозь, руки на пояс; 1- наклон вправо, руки вверх; 2- и.п.; 3-4- тоже влево.

10. И.п.- сидя на скамейке, ноги в руках партнера (Б), пятки прижаты к полу; 1-3- А - наклон назад руки за голову; 4. - и.п.

Список используемой литературы:

1. Е.Н. Вавилова «Учитесь бегать, прыгать, лазить, метать»: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Л.П. Воскресенская, Б.И. Якубчик, И.П. Меньшиков, Н.К. Михайлиди. Методическая разработка «Строевые и ОРУ».

3. Л. Д. Глазырина «физическая Культура - дошкольникам».

4.Н.В. Полтавцева «Физическая Культура в дошкольном детстве».

5. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация пространства по физической культуре в дошкольных учреждений"

В материалах представлены рекомендации по организации двигательног режима и использование физкультурного уголка в группах в дошкольных учреждений...

Практический материал по профилактике плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

Плоскостопие - заболевание ОДА, которое проявляется в снижении высоты сводов стопы,некотором отклонении стопы наружу. Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, прыжках и обеспечивает пере...

Модель рационального использования традиционных и инновационных средств физической культуры в дошкольном образовательном учреждении

Модель рационального использования традиционных и инновационных средств физической культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

Методические рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном учреждении и организация медицинского контроля за детьми.

Статья может быть полезна для воспитателей и инструкторов по физической культуре работающих в дошкольных учреждениях. В статье даны необходимые  инструкции и методические рекомендации по организа...

Требования к подбору физических упражнений на занятиях физической культуры детей дошкольного возраста

Дкти дошкольного возраста и тркбования к подбору физических упражнений...

Методическая разработка по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

В методической разработке представлен материал по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении...

Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культуры в дошкольном учреждении

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...