Артикуляционная гимнастика
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Картотека артикуляционной гимнастики гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 «Родничок»
Картотека
артикуляционной гимнастики
в старше-подготовительной группе «Солнышко»
Подготовила:
Воспитатель:
Михалькевич
Ольга Викторовна
п. Ушаково
2024-2025 г
СЕНТЯБРЬ
1 – 2 недели
I. Спокойное открывание и закрывание глаз
II. 1. Упр. для губ:
«Улыбка» (губы сомкнуты, под счет растягивать губы)
Цель: Учить сильно растягивать губы, не размыкая их.
2. Упр. для языка:
«Лопатка» (Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном положении). «Маятник» (Добиваться дифференцированного движения (работает только язык).
3. Упр. на дыхание:
«Сдуй листочек» (вдох через нос, выдох через рот). (Вырабатывать длительную целенаправленную струю) .
«Улыбка» (Улыбаться, обнажив зубы, между зубами щель)
Цель: Учить обнажать зубы, оставляя между ними щель. Закрепить умение сильно растягивать губы.
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики «Зажмурились от света».
II. 1. Упр. для губ: «Заборчик» (зубы сомкнуты, растягивание губ, обнажая зубы).
Цель: Совершенствовать умение обнажать верхние и нижние зубы.
2. Упр. для языка:
«Наказать непослушный язык»
Цель: Расслабление мышц языка.
«Иголочка»
Цель: Учить детей делать язык узким, удерживать в таком положении.
3. Упр. на дыхание:
«Сдуй бабочку»
Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.
Заменись упр. «Заборчик» на упр. «Улыбка»
ОКТЯБРЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики «Живая шляпа» (круглые глаза)
II. Упр. для губ: «Трубочка» (губы вытянуты вперед, не сомкнуты)
Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, не смыкать.
2. Упр. для языка: «Постелька»
Цель: Учить детей держать расслабленный язык за нижними зубами.
3. Упражнение на дыхание
«Чей шарик дальше улетит?»
Цель: Добиваться длительного направленного ротового выдоха.
III. Распевание гласного звука «У» (тихо, громко)
1. Заменить упр. «Трубочка» на «Хоботок»
Цель: Совершенствовать умение вытягивать губы вперед в сомкнутом виде.
2. Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо).
3 – 4 недели
I. 1. Упр. на развитие мимики «Удивились»
II. 1. Упр. для губ «Бублик»
Цель: Учить детей фиксировать положение губ виде бублика.
2. Упр. для языка «Подъем языка за верхние зубы»
Цель: Упражнять детей в умении фиксировать широкий язык у верхних зубов, удерживать рот в полуоткрытом состоянии.
3. Упр. на дыхание: «Задуй свечу»
Цель: Упражнять в умении выполнять сильный резкий выдох.
III. Распевание гласных звуков «А», «У», «И» и звукосочетаний (громко, тихо)
I. Упр. для губ, чередование «Бублик», «Трубочка».
Цель: учить передавать артикуляционный уклад для губ.
НОЯБРЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики «Нахмурились» (брови слегка сведены к переносице).
II. 1. Упр. для губ «Пускание мыльных пузырей» (медленное смыкание – размыкание губ).
«Улыбка»
Цель: Продолжать вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая зубы.
2. Упр. для языка «Дятел»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным
Я по дереву стучу д-д-д
Червячка добыть хочу д-д-д
Хоть и скрылся под корой д-д-д,
Все равно он будет мой.
- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).
3. Упр. на дыхание: «Подуй на чай».
Цель: Отрабатывать длительную воздушную струю.
III. Игра «Эхо» (дети-громко, дети-тихо) .
Проговаривать:
Эп-эп-эп – пекарь выпекает хлеб.
Эпь-эпь-эпь- мы поедем в степь.
Усложнение на 2 неделе
1. Для губ: «Пускание мыльных пузырей» (учить убыстрять темп) .
2. Для языка: Заменить 2-е упр. на упр. «Горка»
Цель: Учить прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.
3. Заменить III часть: Проговаривать
КО-КО-КО, курица кричит: «КО-КО»
КУ-КУ-КУ – сидит кукушка на суку.
3 – 4 недели
I. 1. Упр. на развитие мимики «Улыбнулись-нахмурились»
II. 1. Упр. для губ: «Рупор»
Цель: Учить детей, вытягивая губы вперед, несколько их выворачивать до обнажения зубов.
2. Упр. для языка: «Постелька»
«Качели»
Цель: Добиваться дифференцированного движения органов артикуляционного аппарата, (работает только язык). Вырабатывать подъем языка.
3. Упр. на дыхание: «Чей пароход лучше гудит? »
Цель: Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.
III. Отчитывать:
Та-та-та, там увидели кота.
Ту-ту-ту, дали тортик мы коту.
От-от-от, только тортик не ест кот.
Усложнение на 4 неделе
1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение чередовать арт. уклад для губ.
2. Заменить III часть:
Отчитывать:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вот течет река Ока.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке, ке-ке-ке, ловит рыбу на Оке.
ДЕКАБРЬ
1 – 2 неделя
I. Упр. на развитие мимики: «Удивились», «Нахмурились», «Улыбнулись»
II. 1. Упр. для губ: «Заборчик»
«Спокойное открывание и закрывание рта» (губы в положении улыбки) .
Цель: Учить детей медленному, плавному раскрыванию и закрыванию рта.
2. Упр. для языка: «Киска сердится»
Цель: Упражнять в умении упирать кончик языка в нижние зубы, края прижимать к коренным зубам.
«Лопатка»
Язык лопаткой положи и под счет его держи,
1, 2, 3, 4, 5 – язык надо расслаблять.
3. Упр. на дыхание: «Подуй на блинчик»
Цель: Упражнять в умении вырабатывать длительный выдох.
III. Отчитывать:
Ам-ам-ам – молока тебе не дам.
Му-му-му, молока кому?
Усложнение на 2 неделе
1. Упр. «Лопатка» заменить на упр. «Желобок»
Цель: Учить «скручивать» язычок, образуя желобок посередине.
2. Заменить III часть:
Отчитывать:
О-о, о-о, видим мы кино.
О-о, о-о, мы глядим в окно.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха.
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Соленый чай» (нам не вкусно).
II. 1. Упр. для губ: «Жаба» (губы сомкнуть, подуть воздух под верхнюю губу. Затем – под нижнюю. Затем – быстрое смыкание и размыкание губ.
Цель: Учить детей быстро управлять воздушной струей, тренировать мышцы губ. Учить дифференцировать движения.
2. Упр. для языка: - «Желобок»
«Лопаточка»-«Иголочка» (в чередовании)
Цель: Упражнять детей в умении чередовать расслабление и напряжение языка.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык иголочкой потом и потянем острием!
3. Упр. на дыхание: «Подуем в желобок»
Цель: Упражнять в умении формировать воздушную струю посередине языка.
III. Отчитывать:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха, есть у нас два петуха.
- Хы-хы-хи, хы-хы-хи, все дерутся петухи.
- Ху-ху-ху, ху-ху-ху, клювы все у них в пуху.
Усложнение на 4 неделе
1. Заменить упр. «Жаба» на упр. «Улыбка»-«Хоботок» (чередование)
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я - хоботок есть у меня.
2. Заменить III часть:
- Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса.
- Си-си-си, си-си-си, в водоеме караси.
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня!
ЯНВАРЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Улыбка» (встреча с другом)
II. Упр. для губ: - «Лягушки улыбаются»
Цель: Добиваться умения делать оскал зубов. Одновременно при этом широко открывать глаза.
-Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам!
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Упр. для языка: - «Чашечка»
Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края языка, удерживая форму чашечки.
«Дятел»
3. Упр. на дыхание: «Собачке жарко»
Цель: тренировать в быстром вдохе и выдохе через рот.
III. Отчитывать:
-За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези.
- За-за-зя, за-за-зя, обезьянам здесь нельзя!
Усложнение на 2 неделе
1. «Чашечка в полости рта»
«Гриб»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.
2. Заменить III часть
Отчитывать:
- Са-са-за, са-са-за, залезает в сад коза.
Под кустиком - сайка,
У кустика - зайка.
Будет ли зайка есть эту сайку?
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики «Обрадовались – огорчились»
II. 1. Упр. для губ: - «Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот»
2. Упр. для языка – «Гриб»
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка, шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла.
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки на лесной опушке!
«Змейка»
Цель: Вырабатывать умение оттягивать язык вглубь рта.
3. Упр. на дыхание – «Свеча»
Цель: тренировать интенсивный прерывистый выдох (фу -фу-фу) .
III. Отчитывать:
Ба-бя-ба, ба-бя-ба, мама, мама, вон труба!
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан!
Усложнение на 2 неделе
1. Чередовать «Покусывание губ» с упр. «Заборчик»
2. Добавить еще упр. для языка «Подуй на челку»
Цель: Упражнять в умении загибать края языка, добиваясь целенаправленной воздушной струи.
3. Заменить III часть:
Отчитывать:
Да-дя-да, да-дя-да, не ходи, Вадим, туда!
Дед Данила делил дыню!
Дольку - Диме, дольку - Дине!
ФЕВРАЛЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Испугались-обрадовались».
II. 1. Упр. для губ: «Рупор»
Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, обнажая зубы.
2. Упр. для языка:
«Фокус»
Цель: Отрабатывать верхний подъем языка.
«Кошка лакает молоко»
Цель: Добиваться дифференцированного выполнения (работает только язык)
«Гармошка»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
3. Упр. на дыхание:
«Лягушка»
Цель: Тренировать прерывистый выдох (ква-ква-ква)
III. Отчитывать:
Усложнение на 2 неделе
1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)
Цель: Упражнять в умении четко выполнять упражнение, чередуя арт. уклад.
2. Заменить III часть
Отчитывать:
Ки-ги-ги, ки-ги-ги, испекли мы пироги.
Га-ка-га, га-ка-га, Хочешь, Коля, пирога?
Гу-ку-гу, гу-ку-гу, есть их больше не могу!
3 – 4 неделя
1. Упр. на развитие мимики: «Забыл» (удивление, огорчение, печаль, радость) .
II. 1. Упр. для губ: «Трубочка»
Губы сомкнуть, перемещать их вправо-влево.
Цель: Добиваться движения губ, а не челюсти.
2. Упр. для языка: «Индюшата»
Цель: Вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.
Малышата-индюшата ножками топочут.
Весело болбочут: бл-бл-бл!
«Маляр»
Цель: Вырабатывать подъем языка, растягивая подъязычную связку. Добиться плавного динамичного выполнения.
З. Упр. на дыхание: «Рыбки».
Цель: Тренировать быстрый вдох через рот и медленный выдох через нос.
III. Отчитывать:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше - это утка в камыше.
Тише, мыши, кот на крыше.
Зашумите, он услышит.
Усложнение
1. Чередование упр. «Трубочка» - «Заборчик»
2. Заменить упр. «Маляр» на упр. «Гармошка»
3. Отчитывать:
Со-шо-со, со-шо-со, я пишу уж хорошо!
Су-шу-шу, су-шу-шу, все, что хочешь, напишу!
Шел Саша по шоссе.
Саша шапкой шишку сшиб.
МАРТ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики. Произношение фразы «Скоро мамин праздник» (восклицательно, вопросительно, повествовательно)
Цель: Закрепить значение знаков: .,, , …
II. Упр. для губ:
«Рупор» - «Хоботок» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной арт. позы на другую.
З. Упр. для языка:
«Чищу зубы»
Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.
Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри.
Не болели чтоб они.
«Пиала»
Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края языка, удерживая форму чашечки.
Язык широкий положи, края приподними.
Получилась пиала, округленная она.
В рот её мы занесем и бока к рукам прижмем.
«Горка»
3. Упр. на дыхание: «Загляни в окошко»
Цель: Тренировать быстрый сильный выдох через рот. Развивать внимание.
III. Отчитывать:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ежи хороши и ужи хороши!
Да жаль, что не дружат ужи и ежи.
Усложнение на 2 неделе
I. Заменить упр. «Пиала» на упр. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
2. Отчитывать:
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Заржавел железный замок.
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики:
Шла Ульяна с огорода, повстречала там урода.
А урод стоит на палке с бородою из мочалки
-Кого испугалась Уля? Покажите, как испугалась Уля? Изобразите пугало. Ой, какое оно страшное!
II.1. Упр. для губ:
«Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята)
Цель: Учить дифференцированному выполнению движений губ, работает только верхняя губа.
2. Упр. для языка:
«Почистим нижние резцы»
Цель: Упражнять в умении производить движения кончиком языка снизу вверх.
«Горка»
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Я расстаять ей велю, напрягаться не люблю!
Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.
«Птенчики» (рот широко открыт, широкий язык внизу) .
Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте.
3. Упр. на дыхание:
«Чья синичка дольше пропоет? » (на одном выдохе: ц-ц-ц-ц.)
III. Отчитывать:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Усложнение на 4 неделе
1. Заменить упр. «Горка» на упр. «Испечем блинчик»
2. Упр. «Кролик»-«3аборчик» (В чередовании) .
3. Отчитывать:
На тачке возят кирпичи для дачки.
Грачи грачатам кричат.
Грачи берегут грачат.
У бычка два бочка да у овечки два бочка.
У овечки и бычка четыре черненьких бочка.
АПРЕЛЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Мы охотники»
У нас в руках фоторужье. Выслеживаем барса, фотографируем верблюда, испугались зубра. Удивились, увидев павлина.
II. 1. Упр. для губ:
«Бублик» (зубы сомкнуты)
Цель: Учить округлять губы при сомкнутых зубах.
2. Упр. для языка:
«Качели»
Цель: Упражнять в умении фиксировать кончик языка в положении за верхними и нижними резцами.
«Чашечка» (завести за верхние зубы, зафиксировать – «выпили чай»)
«Вкусное варенье».
3. Упр. на дыхание:
«Свеча»
Цель: Добиваться длительного, ровного, медленного выдоха.
III. Отчитывать:
Сказала тетя: «Фи, футбол! »
Сказала мама: «Фу, Футбол»
Сестра сказала: «Ну, футбол! »
А я ответил: «Во! Футбол! »
(Т. Сапгир)
Усложнение на 2 неделе
1. «Бублик» - «Хоботок» (в чередовании)
2. Упр. на дыхание:
«Свеча»
Цель: Отрабатывать интенсивный прерывистый выдох.
(фу-фу-фу)
3. Отчитывать:
Щеткой не чистят ночные сорочки,
Щеткой не чистят чулки и платочки!
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока!
У щучки чешуя, а у чушки щетинка.
3 - 4 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Ласковый котенок просит молочко»
«Цыпленок, который хотел запеть, как петух, но у него ничего не получалось.
II. Упр. для губ:
«Улыбка» - «Хоботок» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
2. Упр. для языка:
«Часики»
Цель: Учить дифференцированному движению языка (челюсть неподвижна) .
«Блинчик»
Цель: Совершенствовать умение удерживать широкий язык в расслабленном положении.
«Змейка»
3. Упр. на дыхание:
«Пароход гудит» (кончик языка касается горлышка бутылька)
Цель: Добиваться длительного плавного сильного выдоха.
III. Отчитывать:
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Синица у водицы,
А синичка над водичкой
Усложнение на 4 неделе
1. Упр. для губ:
«Улыбка» - «Трубочка»
Заменить упр. «Блинчик» на упр. «Гармошка»
Май
- – 2 недели
Работа над дыханием «бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Мимические упражнения.
поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;
Упражнения для губ и щек.
Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно
«Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
Упражнения для языка.
«Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
«Маляр».
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ
Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.
Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.
«Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку.
«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
Речевая зарядка.
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
3-4 неделя
Работа над дыханием.
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
Мимическое упражнение.
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка.
Имитация жевания.
Упражнения для щек и губ
Малыш сосет соску.
Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка
Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит во дне ротовой полости.
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положе-1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Речевая зарядка
Нос, умойся!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза! Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся! Э. Мошковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
