Пальчиковая гимнастика
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Михалькевич Ольга Викторовна

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastiki.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Родничок»

Картотека

пальчиковой гимнастики

в старше-подготовительной группе «Солнышко»

Подготовила воспитатель

Михалькевич Ольга Викторовна

п. Ушаково

2024-2025 год

Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Задачи:

- развивать умение подражать взрослым;

- учить вслушиваться в речь взрослого  и ее понимать;

- повышать речевую активность ребенка.

Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Сентябрь

«Встреча после лета"

В нашей группе все друзья

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Самый младший- это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«День знаний»

Семь вещей у нас в портфеле:                      (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,                                  (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Карандаш

Всё нарисует карандаш,                              (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь.                             (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди:                          (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи.                            (пишут «карандашом» по столу)

«Наши зеленые друзья-деревья и кустарники»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.                    - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы,                                  - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем                – пальчики «шагают» по столу.

«Приходите в огород, посмотреть, что как растет»

Приглашаем в огород.

Приглашаем народ:

-Заходите в огород!

(Разводят руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд-

(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

Для себя и для друзей.

(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)

«Овощи»

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Фрукты»

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз – 
Это самый вкусный груз!  
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие - пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

«Наша группа»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разъединяют пальчики.)

Мы закончили считать

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

«Детки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Октябрь

«Край родной»

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (
Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую
! («Обнимашки»)

«Дом»

Я хочу построить дом – руки над головой «домиком»

Чтоб окошко было в нём – руки перед глазами, концы пальцев сомкнуты в «окошко»

Чтоб у дома дверь была, - ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями

Рядом чтоб сосна росла – пальцы растопырены, руки тянем вверх

Чтоб вокруг забор стоял – руки перед собой кольцом, пальцы соединены

Пёс ворота охранял – сделать «собачку»

Солнце было – скрестить кисти рук, пальцы растопырены

Дождик шел – стряхнуть пальцы

И тюльпан в саду расцвел – сделать цветок из ладоней, пальцы – лепестки.

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«Строим дом»

Туки-туки молотком, (стучат кулаками один по-другому)

Строю, строю новый дом. (ладони располагаются под углом)

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь. (делают из пальцев «окно» и «дверь»)

Всех в него я поселю: (хлопают в ладоши)

Мышку, зайчика, лису.

«Город чудный»

Город чудный, город древний

Ты вместил в свои концы – хлопок, кулачок

 И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева – поочерёдно загибать пальчики

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка - Москва. – сгибать и разгибать пальчики

«Моя страна»

Посмотрю на карту я  - вытягивают вперёд прямые ладони

Вот Российская землля - поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук

Есть леса тут и озёра, горы, реки и моря

Я люблю тебя, Россия – крепко сжимают руки в замок

Ты же Родина моя! - прикладывают руки к груди

«Моя земля»

Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы), 

Как широки просторы!

Озера, реки и поля, леса, степь ( загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой).

«Шар земной наш дом родной»

 В тёмном небе звёзды светят (Сжимают, разжимают кулачки) 

Космонавт летит в ракете. (Ладони соединены под острым углом.) 

День летит и ночь летит. 

И на Землю вниз глядит. (Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.) 

Видит сверху он поля, (Загибают по одному пальцу.) 

Горы, реки и моря. 

Видит он весь шар земной,

 Шар земной наш дом родной. (Ладонями изображают шар.)

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (пальцы в кулак, большой – вверх).

 Как плывёшь? - Вот так!
- Как бежишь? - Вот так! (
бег на месте, руки согнуты в локтях, пальцы в кулаке)
- Вдаль глядишь? - Вот так! (приставляем руку ко лбу козырьком)
- Ждёшь обед? - Вот так!
(подпираем щёку кулачком). 

- Машешь вслед? - Вот так! (машет рукой)
- Утром спишь? - Вот так!
(руки под щекой). 

- А шалишь? - Вот так! (нажать на надутые щёки с двух сторон указательными пальчиками)

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Ноябрь

«Дружба»

Крепко держатся дружочки

Не разнять нам их – крючочки

(сжать мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить, так же делать и с другими пальцами)

«День народного единства»

В день народного единства – сжимать и разжимать кулачки

Будем вместе навсегда – соединить руки в рукопожатии

Все народности России в дальних странах, городах!

Вместе жить, работать, строить – поочерёдно загибать пальцы правой руки

Сеять хлеб, растить детей - поочерёдно загибать пальцы левой руки

Охранять покой людей, предков чтить, дела их помнить

Войн, конфликтов избегать – «погрозить» указательными пальцами

Чтобы счастьем жизнь наполнить - сжимать и разжимать кулачки

Чтоб под мирным небом спать– соединить руки в рукопожатии

Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

«Мамочка любимая, родная!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

«Жизнь диких животных»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

(Подносят указательный пальчик к губам.)

«Кто как готовиться к зиме»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук. (Сжимают пальцы в кулачек, начиная с мизинца)

Только заиньке не спиться, убегает от лисицы. (Показывают большой палец, вращая им)

Мелькает он среди кустов,

Запетлял, и был таков.(соединяют большой палец правой руки  с указательным пальцем левой  и наоборот).

Декабрь

«Доброта»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.                  пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.         трясем кистями.

Наши пальцы пожалеем –       «моем» руки

Добротой своей согреем.         дышим на них

«Миримся мизинцами»

Больше ссориться не нужно (сцепляют мизинцы)

Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)

Будем мы с тобой дружить (пожимают руки)

Нашей дружбой дорожить (руки прикладывают к сердцу) 

«Упрямцы»

Как-то раз к кому-то в гости              (На обеих ручках прижимаем

Шёл козлёнок через мостик,    большими пальцами средние и безымянные). 
А навстречу шёл другой,         
(Держим кисти рук горизонтально, сближаем руки). 
Возвращался он домой. 
Два рогатых глупых братца 
Стали на мосту бодаться, 
Не желая уступить 
И другого пропустить.                         
(На каждую строчку соединяем руки)
Долго козлики сражались,                      (Хлопаем в ладоши)
Разбегались и толкались. 
Вот с разбега лбами - бух!                             ( 
Роняем руки на колени). 
И с моста в водичку - плюх! 

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)

Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)

Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)

Горку не простую, (соединить ладони вместе)

Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)

Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)

Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И…сломаем. (топают) 

«Зима»

Пришла зима,                        трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                   пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                       трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                      ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                      плавные движения ладонями
Сугробы,                                кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                 ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                    обе руки протянуть вперед

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,                          В правой руке воображаемая иголка

Пальцу больно,                                            «шьет» и задевает указательный

Пальцу колко.                                               пальчик на левой руке.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!                      Надевают наперсток.

Говорит иголке:                                          «Шьют».

-Шей, а колоться ты не смей!                    Грозят пальчиком.

У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.)
По деревне небылиц (Ритмичные удары пальцами левой руки, на-чиная с указательного, по правой ладони.)
Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают)
В теплом полушубке, (пальцы на руках, начиная с больших.)
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и)
Корова в рогоже. (удары кулачками.)

Новый год

Приходили к ёлке

(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)

Зайцы,

(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)

Белки,

(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)

Волки,

(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали

(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)

И подарков ждали.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

«Новогодний праздник»

  Ждали праздника мы долго.           Трём ладошку о ладошку.

   Наконец пришла зима.                   Сжать кулаки, прижать их друг к  другу.

  Наконец пришла зима                      Пальцы «идут» по столу, по  коленкам.

   В гости ёлку привела.                    Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

  К ёлке все мы подошли,

  Хороводы завели.                                       Круговые движения кистями рук.

  Покружились, поплясали,                     Кисти рук опустить, расслабить.

  Даже чуточку устали.

  Дед Мороз скорей приди,          Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

  Нам подарки принеси.

«Подарки»

  Дед мороз принес подарки:    «Шагают» пальчиками по столу.

  Буквари, альбомы, марки,       На каждое название загибают

  Кукол мишек и машины,          по одному пальчику, сначала на

  Попугая и пингвина,               правой, потом на левой руке.

  Шоколадок пол мешка              Делают из пальчиков правой руки  

  И пушистого щенка!                мордочку щенка, согнуты

  Гав! Гав!                                    средний и указательный пальчики  – «ушки».

Январь

«Спортсмены»

Чтоб болезней не бояться   Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.              

Надо спортом занимать                Сжимаем и разжимаем кулаки.

Играет в теннис теннисист           Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

«Лыжники»

Мы бежим с тобой на лыжах   Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно движения пальцами 

А потом – на коньках,                                 (“бегут” на коньках)

Но упали мы. Ах!                                        

А потом снежки лепили,                      Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)       

А потом снежки катили,                                 катят воображаемый комок

А потом без сил упали                                   "кидают друг в друга"

«Исследователи»

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)

Второй в пластилине (большой со средним)

Третий в шоколаде (большой с безымянным)

Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)

Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)

Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

«Мой дом. Мебель; электрические приборы»

Мебель я начну считать:

(Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали.

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

 «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!»

Раз, два, три, четыре,

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали.

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

«На чем мы ездим?»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.

«Птицы»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладошками.)

Птички, птички, по домам!

(Машут обеими руками, как крыльями.)

Февраль

«Постовой»

Постовой стоит упрямый                   (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи!                     («грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо                 (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди!                          («грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся                     (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти                          (пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите                    (хлопки руками)

Пешеходов пропустите!                      (прыжки на месте)

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                   (показывают «класс!» большим пальцем)

«Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.

«Путешествие по городу профессий»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Сразу всех не называю,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Защитники Родины»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

«Сегодня праздник всех отцов»

Сегодня праздник всех отцов,                 Сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,                 Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить,                     Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Всех нас от бед отгородить!                    Сжимают и разжимают пальцы

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы.                     Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы.                                               сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых                  Приподнять два больших пальца, 

И солдат в боях бывалых.                             другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца!                        Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца!                             другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,                                    Приподнять средние пальцы,   

Но в работе очень рьяных!                          другие крепко прижать к столу.

Два мизинца – коротышки                         Приподнять безымянные пальцы,

 – Очень славные мальчишки!                         Хлопнуть в ладоши.

«Рисуем»

Держим кисточку вот так:   (большой и указательный пальцы вместе)

Это трудно?                           (указательный палец вверх)

Нет, пустяк!                           (встряхиваем руками)

Вправо-влево, вверх и вниз (движения рук в соответствии с текстом)

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.        ( руками очерчиваем круг)

Закрутилась, как волчок

За тычком идет тычок!        (Сделать несколько тычков)

«Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки,           (Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки,   (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры.    (Руки в замок)

Вышивают девочки,                                              («вышивают»)

Сидя на траве,                                                        (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве.                                                 («вышивают»)

 - Это клюв! А это шпоры!

- А вот это гребешок!                             (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры,                                      (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок.                                (бегут друг за другом)

Март

«Мамин день»

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

«С днем 8 марта! С праздником весенним!»

Огромный букет

Нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

И с праздником женским

Поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

«Апельсин»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.              (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас —                   (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)Беда!!! Разбегайтесь кто куда!  («Бегут» пальцами по столу.)

«Машина каша»

Маша каши наварила,                        (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)

 «Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки

(Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу.)

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,                                 (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки                                (стучат пальцами по столу)

Весеннее  солнце.                                     (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут                                           (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…    

И тают сосульки –                                    (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

 «Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

(Показывают обе ладошки.)

Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

(Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

Мы все названья помним!

(Раскрывают ладошку. )

Мы взрыхлим цветы,

(Шевелят опущенными вниз пальчиками.)

Польём.

(Соединяют все пальчики с большим на обеих руках.)

Пусть подрастают день за днём!

(Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

«Сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

«Книжки»

Мы на полочке лежим                руки «полочкой»

Сказку рассказать хотим.                разводят руки в стороны

В руки нас быстрей возьми                руки в «замок» перед собой

И читать скорей начни:                соединяют ладошки вместе «книжечкой»

Про колобок-румяный бок,           соединить округлые пальцы вместе, воображаемый шар

Про зайку,        ушки над головой (или из пальцев двух рук сделать двух «зайчиков»)

И про теремок.        ладони «домиком» над головой или перед собой

Книжек много есть на свете!  соединяют пальцы рук по одному пальчику начиная с мизинца

Почитать хотите, дети?        потёрли ладошки перед собой

Апрель

«Цирк»

В цирке весело всегда,  

(Ребенок идет пальчиками по столу)
Мы идем сейчас туда.
Мы увидим там гимнастов,  

(Загибает по очереди пыльцы, перечисляя названия цирковых профессий)
Акробатов, силачей,
Много клоунов веселых,
Дрессировщиков зверей.

«Клоунята»

Мы сегодня не расскажем

(машут отрицательно указательным пальцем)

А гостям всем цирк покажем

(раскрыли ладошки)

Превратились из ребят

(руки к себе)

Мы в веселых клоунят.

(руки над головой – колпачек)

Развеселые ладошки

(показать ладони)

У веселых клоунят.

(машут в разные стороны ладошками)

Притаились пальцы – крошки.

(соединить пальцы)

Пальцы дружно разбежались.

(раскрыть ладони)

В кулачки потом собрались.

(сжать кулаки)

Развеселые ребята

(показать на себя)

Станут мячики кидать,

(попеременные взмахи кистями рук)

Клоунята, клоунята

(руки над головой- колпачек)

Станут в мячики играть.

(попеременные взмахи кистями рук)

"На ракете"

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

«Шар земной наш дом родной»

 В тёмном небе звёзды светят (Сжимают, разжимают кулачки) 

Космонавт летит в ракете. (Ладони соединены под острым углом.) 

День летит и ночь летит. 

И на Землю вниз глядит. (Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.)

 Видит сверху он поля, (Загибают по одному пальцу.) 

Горы, реки и моря. 

Видит он весь шар земной, 

Шар земной наш дом родной. (Ладонями изображают шар.)

«Любимая наша Земля» 

Любимая наша Земля: (Ладонями изображают шар.)
Это озера, луга и поля, 
(поочерёдно загибать пальчики)
Лесные ключи, родники и пруды,
Море, пустыни, долины, сады.
Горы, овраги, леса, города.
Ясное солнце, ночная звезда.
И облака, что идут чередой,
И купол небесный над головой:
То серый, то синий, то голубой.
Звери и птицы, и мы с тобой.

«На берегу моря»
К берегу бежит волна
(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз).
Вслед за ней еще одна.
(левая рука тем же движением догоняет правую руку).
Эта - выше,
Эта – ниже,
(высокая волна правой рукой, немного пониже – левой).
Эта вовсе не видна.
(еле заметная пологая волна правой рукой).
А на берегу морском,
Будем мы играть с песком.
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его).
Будет башня из песка,
Как до неба, высока.
(Поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).

«Путешествие в Африку»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

То увижу там

(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)

Хорошо живется им –

(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)

Не бывает снежных зим.

(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)

Май

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

 «На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

«Наши деды - славные победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе).

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загибают большие пальчики на обеих руках.)

Этот пальчик лег в кровать

(Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул

(Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит

(Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите…

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать,

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

«Школа»

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...