«Формирование навыка правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности»
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Грущина Мария Андреевна

   Я предлагаю вам формировать навык правильного дыхания у детей посредством подвижных игр оздоровительной направленности.

   Цель использования игр на дыхание: восстановить и поддержать навык физиологического дыхания у дошкольников в естественной деятельности; научить детей контролировать дыхание во время двигательной активности.

Я сегодня представлю вам игры малой, средней и большой подвижности, которые можно применять на физкультминутках, в свободной деятельности дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_.docx.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование навыка правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности»

Педагогический опыт представляет инструктор по физкультуре МАДОУ №18 Грущина Мария Андреевна

Форма представления опыта – мастер-класс

План проведения мастер-класса

        

Ход мастер-класса

    Ведущий мастер-класса обращается к аудитории:

   - Уважаемые педагоги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос, умеете ли вы правильно дышать. (Ответы)  

Некоторые рекомендации по правильному дыханию:

  • Вдох и выдох делать через нос. В носу воздух согревается, увлажняется, очищается и обеззараживается.
  • Вдох должен быть глубоким, при этом должна работать диафрагма. Тогда лёгкие будут в достаточной степени заполняться воздухом.
  • При выдохе дыхательные мышцы должны быть расслаблены, энергия не должна расходоваться на их сокращение. Выдох не должен быть форсированным, он идёт самотеком.
  • Дыхание должно быть ритмичным, без задержек и не слишком частым, между вдохом и выдохом должны быть одинаковые естественные паузы.
  • Также важно обращать внимание на осанку, укреплять мышцы спины, стараться ходить прямо и сидеть ровно.

  Дыхание - это естественный процесс, оно происходит само собой. Ребёнок рождается, делает первый вдох, и организм сам включает дыхательные механизмы.

    Вы, наверное, замечали, как дышит дошкольник во время выполнения интенсивных упражнений (бега, прыжков, игр).  Ребёнок возбуждён и не может контролировать своё дыхание: вдох идёт через рот, дыхание поверхностное, частое, выдох короткий, аритмичный. Дыша таким образом, человек быстрее устаёт, задыхается. А если дыхание через рот имеет место быть на улице, есть риск простудиться. К тому же частые ОРЗ, заболевания ЛОР-органов, малоподвижный образ жизни, плохая осанка способствуют нарушению функции дыхания.

   В настоящее время в дошкольных учреждениях принято проводить дыхательные гимнастики. Я заметила, что в таких упражнениях ребёнок утрирует вдох и выдох.

   Если я вам сейчас предложу дыхательные упражнения, вы тоже будете стараться дышать глубже. А нам нужно сформировать ритмичный носовой вдох при сомкнутых губах и свободный выдох через нос или рот.

    Какой же из этого следует вывод? Учить ребёнка правильно дышать нужно  незаметно, в естественной деятельности. А в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

   Я предлагаю вам формировать навык правильного дыхания у детей посредством подвижных игр оздоровительной направленности.

   Цель использования игр на дыхание: восстановить и поддержать навык физиологического дыхания у дошкольников в естественной деятельности; научить детей контролировать дыхание во время двигательной активности.

Я сегодня представлю вам игры малой, средней и большой подвижности, которые можно применять на физкультминутках, в свободной деятельности дошкольников.

    Давайте вместе их проиграем.

Формирование навыка правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности

Малоподвижные игры

Булькание

     У каждого ребёнка в руках стаканчик (бутылочка), наполовину наполненный водой. В стакан вставлена коктейльная трубочка. Вдох через нос. Инструктор показывает, с какой силой нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, но вода не расплескалась. Отмечаются те дети, у которых бульканье было более длительным и     спокойным.

     Игра учит контролировать спокойное дыхание, тренирует длительный выдох.

Поиграй животиком!

    Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь на ковер и положить руки себе на живот. Чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик небольшую игрушку.

    Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Упражнение делается не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы.

    Тренируется физиологическое дыхание (длина вдоха равна длине выдоха).

Бабочка

    Для игры надо вырезать бабочку из бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см, конец нитки привязать к палочке.

   Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

   Игра помогает выработать у ребенка навык делать носовой вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Разговор птиц

    Воспитатель предлагает детям поиграть в птиц. Водящий называет птиц, а играющие подражают их голосам. Например, курица – ко-ко-ко-ко-ко…; утка – кря-кря-кря-кря…; гусь – га-га-га-га…..

    Во время звукоподражаний педагог следит, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая звук.

     Игра развивает речевое дыхание – произнесение на одном  выдохе нескольких слогов.

Звуковая ниточка

    У каждого участника в руках длинная нить. Дети соединяют пальцы рук на её середине. По команде начинают пропевать звук /а/ (или другой гласный) на одном дыхании, одновременно разводя руки на ниточке. Как только дыхание кончилось, руки нужно остановить на ниточке.  Выигрывает тот, у кого ниточка оказалась длиннее.    

Вариант: дети заматывают звуковую ниточку в клубок (вращают её вокруг руки).    Игра развивает носовой вдох, длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков.

Часики

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

    Тренируется физиологическое дыхание (длина вдоха равна длине выдоха).

Петушок

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны-(вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

     Игра развивает речевое дыхание – произнесение на одном  выдохе нескольких слогов.

Игры средней и большой подвижности

Лети, пёрышко!

    Играющие встают в шеренгу. Каждый ребёнок держит пёрышко. По команде он пускает его на воздух над головой и начинает дуть так, чтобы пёрышко летело в сторону финиша. Выигрывает тот, кто придёт первым, не уронив перышка.

     Игра учит контролировать своё дыхание: ребёнку нужно ослабить или усилить вдох и выдох в зависимости от обстоятельств.

Самолёты

    Дети располагаются на площадке-аэродроме. На слова: «Самолёты загудели, самолёты полетели», - летают врассыпную с сомкнутыми губами и гудят (Гул). По команде: «Самолёты прилетели, на полянку тихо сели», - самолёты возвращаются на аэродром.

    Игра тренирует умение длительно произносить звук на выдохе, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.

Пчёлы

    Дети-пчёлы сидят в улье (огороженной территории) и произносят:

В улье я своём сижу и тихонечко жужжу.

А сейчас я полечу, деткам мёду принесу!

    С этими словами пчёлы разлетаются врассыпную и произносят звук «зззззз», сложив ладони на груди. По команде возвращаются в улей.

    Игра тренирует умение длительно произносить звук на выдохе, чувствовать вибрацию голоса, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.

Автомобили

    Встали в одну шеренгу. Дети выполняют наклоны, имитируя накачивание шин:

Мы качаем, мы качаем, воздух в шины набираем.

Мы машины завели, веселей, шофёр, рули!

    Начинают движение вперёд топающим шагом, произнося звук /ж/. Побеждает тот, кто дальше уехал на одном дыхании.

     Развивается длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков.

Поросята и волк

    На одной стороне площадки «дом». Можно его соорудить из мягкого модуля. В доме живут поросята-дети. По сигналу они подскоками движутся по направлению к волку на противоположную сторону площадки. Остановившись, поют песенку:

Нам не страшен серый волк, старый волк, глупый волк.

Где ты ходишь, глупый волк, старый, страшный волк!

    На последнее слово ребёнок-волк догоняет поросят, которые прячутся в домике. Волк дует на домик, как будто пытается его развалить. А поросята со своей стороны дуют из домика.

   Игра формирует носовой вдох и выдох через рот, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.

    В заключение подводится итог занятия:

 - Уважаемые коллеги! С вашей помощью мы сегодня поиграли, но поиграли с пользой для своего здоровья, настроения и дыхания. Я буду рада, если знания, полученные сегодня, пригодятся вам в педагогической практике. Поэтому хочу презентовать вам подборку подвижных игр на дыхание, которые, я надеюсь, займут достойное место в вашей картотеке.

   

   

   

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

Формирование навыков правильного произношения у дошкольников

Для педагогов-дошкольников давно уже не секрет, что речевое развитие ребенка является важнейшей областью ФГОС. поэтому каждый воспитатель (я не имею в виду коррекционные дошкольные учреждения) должен ...

Формирование навыка правильной осанки у дошкольников

В дошкольном возрасте формируются и закладываются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные умения и навыки, вырабатываются определенные черты характера. В связ...

Мастер-класс «Изготовление пособий для формирования навыков правильного дыхания»

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи человек, может обойтись несколько недель. Без воды – несколько...