Виды и классификация нарушения осанки у детей
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Паёс Екатерина Андреевна

В статье даны определения к понятиям осанка, правильная осанка. Также в статье описаны влияние неправильной осанки на организм ребенка, факторы, воияющие на формирование неправильной осанки, пречислены виды искревления позвоночника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_klassifikatsiya_narusheniya_osanki_u_detey.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и классификация нарушения осанки у детей

Позвоночник – это часть скелета, служащая органом движения и опоры.

Подвижность позвоночника, в зависимости от его структуры и функции, неодинакова в различных отделах. Самым подвижным является шейный, заем поясничный отдел позвоночника.

Основные движения позвоночника производятся относительно различных осей и в разных плоскостях.

Классификация по В.Н. Мошкову:

Оси:

1.фронтальная (боковая)

2.сагиттальная (передне - задняя)

3.вертикальная

Плоскости:

1.фронтальная

2.сагиттальная

3.горизонтальная

Движение позвоночника почти всегда совершаются относительно нескольких осей и могут рассматриваться как комбинированные.

Наиболее подвижными звеньями позвоночника являются переходные зоны от шейного к грудному позвоночнику (седьмой шейный – первый грудной), от грудного к поясничному(11-12 грудные – первый поясничный) и от поясничного к крестцовому (пятый поясничный – первый крестцовый). В следствии своей подвижности эти отделы наиболее подвержены деформации, травмам, аномалиям и дегенеративно -дистрофическим изменениям.

Рост позвоночника в разные периоды жизни происходит с неодинаковой быстротой. Он особенно интенсивен на первом году жизни.

После семи лет девочки растут медленнее чем мальчики, но к моменту наступления половой зрелости (11-13 лет) обгоняют их. После 14-15 лет юноши растут быстрее девушек. Рост девушек прекращается к 18 годам, юношей к 21 году.

В процессе формирования позвоночника образуется четыре физиологических изгиба:

-  два впереди (шейный и поясничный лордозы)

- два сзади (грудной и крестцово  -копчиковый кифозы)

К двум месяцам жизни, когда ребенок начинает удерживать голову, появляется шейный лордоз. К 6-7 месяцам, когда он сидит, грудной кифоз.

К году, когда он ходит, – поясничный лордоз.

Организм ребенка постоянно перестраивается как в морфологическом, так и в функциональном отношении. В связи с этим неумеренная и нерациональная нагрузка, гиподинамия, слабость мышечного корсета, различные заболевания (рахит, частые простудные заболевания) вызывают патологические изменения в различных плоскостях)

Осанка – привычная непринужденная поза человека, формируется с рождения, определяется симметричным положением туловища и конечностей относительно вертикальной оси позвоночника и углом наклона таза.

Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные меры, объем и соотношение длины и массы тела.

Однако осанка представляет собой не только антропометрический показатель, но и биомеханическую энергетическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятием гармонии тела, а также педагогическую, обеспечивающую формирование поведения и самоконтроля.

На формирование осанки сказываются как эндогенные факторы (наследственность, тип конституции, состояние скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, темп роста), так и экзогенные (характер питания, перенесенные заболевания, гигиена труда и учебы, нерациональные занятия спортом, гиподинамия)

В дошкольном и младшем школьном  возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды, поэтому особенно вано обращать внимание на формирование правильной осанки именно в этом возрасте.

Правильная осанка обеспечивается крепким мышечным корсетом (мышцы шеи, верхнего плечевого пояса, спины, живота, таза). При правильной осанке голова находится строго по вертикальной линии в фас и профиль, подбородок приподнят, плечи развернуты, надплечья на одной горизонтали, лопатки прижаты, треугольники талии симметричны, ягодичные складки на одной горизонтали. При такой осанки правильно расположены и хорошо функционируют все внутренние органы.

Большое значение имеет образование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния,ходьбы. При этом главную роль играет не только сила мышц, сколько согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения, сбалансированная работа мышц агонистов, синергистов, антогонистов, стабилизаторов и нейтролизаторов (сильно,но односторонне развитая мускулатура также приводит к различным отклонениям.

Основное значение в вертикализации, сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника имеет так называемый мышечный корсет и две мощные гидродинамические опоры: грудная клетка и брюшной пресс.

Факторами риска для формирования дефектов осанки является: мягкая постель, сон на высокой подушке, гиподинамия, частые заболевания, требующие постельного режима, нерациональное питание, несоответствующая росту и возрасту ребенка мебель. Недостаточное освещение, нарушение зрения, ношение тяжестей преимущественно на одной стороне туловища или в одной руке, неодинаковая длина конечностей и другие аналогичные факторы.

Виды нарушения осанки:

* сутулая спина - увеличен грудной кифон на уровне  верхней трети грудного отдела при одновременном сглаживании поясничного лордоза;

* кругла спина - увеличение грудного кифоса на протяжении всего грудного отдела позвоночника, плечи сведены, сглажен поясничный лордоз.

* кругловогнутая спина - увеличены все физиологические изгибы позвоночника, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступают, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц, задней поверхности бедер, увеличен угол наклона таза.

* плоская спина - сглажены все физиологические изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, спина ребенка производит впечатление доски.

* плосковогнутая спина - грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, мышцы живота ослаблены, увеличен угол наклона таза.

При деформации позвоночника в горизонтальной плоскости, то есть при скручивании, вращении его по часовой или против часовой стрелки, выделяется не нарушение осанки. А сколиотическая деформация.

С биомеханической точки зрения необходимо следующее расположение различных звеньев тела в вертикальном положении:

- голова должна располагаться прямо (лоб и подбородок в одной плоскости), центр равновесия проходит через слуховое отверстие.

- грудная клетка должна быть развернута (плечи назад), чтобы центр равновесия проходил впереди позвоночного столба, при этом важна сбалансироанная работа грудных мышц и разгибателей спины.

- поясничная часть позвоночника долна находиться в умеренном лордозе, живот подтянут,центр равновесия проходит сзади тел поясничных позвонков, при этом важна сбалансированная работа мышц переднй брюшной стенки, поясничных и ягодичных мышц.

- тазобедреный сустав должен быть разогнут, центр равновесия проходит через ось тазобедренного сустава, правильное положение тела удерживают сгибатели и разгибатели бедра.

- - коленный сустав также должен быть разогнут, центр равновесия проходит впереди коленного сустава,при этом важна сбалансированная работа сгаибателей бедра и трехглавой мышцы голени.

- голеностопный сустав также поддерживается работой трехглавой мышцей голени, а также группой большеберцовых и малоберцовых мышц, центр равновесия проходит через ладьевидную кость предплюсны.

Одной из основных задач коррекции осанки является  создание мышечного корсета. Для оценки функционального состояния мышечного корсета применяются тесты:

1.Силовая выносливость мышц спины - в исходном положении лежа на животе, ребенок разгибает и удерживает верхнюю часть туловища. Тест проводится лежа на кушетке на уровне гребня подвздошной кости. Туловище находится на весу, ноги фиксируются, руки на поясе. Время удержания туловища определяется по секундомеру для детей 7-11 лет 1-1.5 минуты.

2.Силовая выносливость мышц брюшного пресса:

а) Динамический (силовой) тест подъема туловища из положения лежа. Лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе. Определяется количество переходов из положения лежа в положение сидя в темпе 16-20 раз в минуту.

Норматив для детей 7-11 лет - 15-20 раз

б) Статический тест. Из исходного положения сидя на полу с полусогнутыми в коленных тазобедренных суставах ногами, стопами прижатыми к полу, ребенок отклоняет туловище назад на 60%, руки на затылке, согнутые в локтевых суставах.

Определяется время удержания туловища в этом положении до появления покачивания или самостоятельного прекращения теста.Нормативы для детей 7-11 лет 1-1.5 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

"Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"

«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошко...

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у детей".

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям  по предупреждению нарушения  осанки у детей", "Формирование  правильной  осанки у ...

Как исправить осанку у ребенка? Причины нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Правильная осанка — залог здорового развития любого ребенка. Нарушения осанки могут привести к самым серьезным осложнениям и заболеваниям. Порой такие нарушения становятся причиной быстрой переутомляе...