конспект по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Бобрик Владислава Романовна

Технологическая карта НОД по ознакомлению с художественной литературойТема занятия: Литературное чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Возрастная группа: II младшая группа (3-4 года)

Цель занятия: формирование интереса детей к русским народным сказкам, умение внимательно слушать, правильно воспринимать содержание русской народной сказки «Заюшкина избушка» при чтении и дидактической игре

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о русских народных сказках в процессе беседы
  • Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы, активизировать речь детей;

Развивающие:

  • Развивать слуховое, зрительное восприятие, при прослушивании сказки, рассматривании иллюстраций;
  • Развивать непроизвольное внимание в процессе игры

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях желание помогать родным и близким, быть вежливыми;
  • Воспитывать доброжелательность и самостоятельность через дидактическую игру

 

 

 

Дидактическая игра «Кого не хватает»

Дидактическая задача: закрепить содержание произведения в процессе проведения дидактической игры

Игровая задача: назвать героя, на которого не хватает на слайде

Игровые правила:

  • Задания выполняются по очереди
  • Назвать необходимо только одного недостающего персонажа

Игровые действия: в ходе игры дети называют всех героев, присутствующих на слайде и называют недостающих из них

Словарная работа:

Части речи

Обогащение

Уточнение

Активизация

существительные

Клочки по закоулочкам

Весна, горе, бык, коса,

Лиса, заяц, собака, медведь, петух

прилагательные

 Лубяная

Ледяная

 

глаголы

 Забрехала, посечи

 

 

другие части речи

 

 

 

 

Планируемые результаты занятия:

  • Дети знают содержание русской народной сказки «Заюшкина избушка»
  • Отвечают на вопросы
  • Рассказывают о своем восприятии литературных персонажей
  • Выполняют правила дидактической игры

 

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», разработка дидактической игры

Материалы и оборудование: презентация с картинками животных, русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный

Организовать направленное внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия

 

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о какой сказке сегодня мы будем разговаривать. «Дом, растаял ледяной, попросилась в лубяной, приютил её зайчишка и сам остался, без домишка. Зайцу петушок помог, лису выгнал за порог». Сегодня мы с вами вспомним русскую народную сказку «Заюшкина избушка»

А скажите, пожалуйста, какая избушка была у зайчика? Правильно, лубяная, а вы знаете, что лубяная избушка эта избушка из дерева. Клочки по закоулочкам - это значит, что шерсть полетит в разные стороны, полетят пух и перья, лоскутки от разорванной одежды. Забрехала – это значит залаяла. Посечи – это значит зарубить. Давайте мы сейчас сядем красиво, спины выпрямим.

Загадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ обложки

 

 

 

 

 

 

Объяснение незнакомых слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают воспитателя, отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно смотрят обложку

Слушают воспитателя

 

 

Ответы на вопрос

Заинтересовались предстоящей деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащение словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание спокойной обстановки

Этап постановки проблемы

Вызвать интерес к чтению через использование сюрпризных моментов

Ребятки, а у вас есть дом? А вы любите свой дом? И зайчик из сказки тоже очень любил свой домик, пока лисичка его не выгнала. «А кто помог зайцу вернуть свой дом?» Это мы сейчас и постараемся вспомнить

Беседа

 

 

 

 

 

Формулирование проблемного вопроса

Ответы:

-есть,

-да

Дети заинтересованы       

Этап ознакомления с материалом

Проведение небольшого анализа произведения (высказывание своего отношения к персонажам, правильно оценивать их поступки)

Ответы на вопросы. Развитие речи через ответы на вопросы

 

 

В этой сказке говориться о том, что жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, и избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по-старому. Однажды, лиса попросилась переночевать у зайца, да и выгнала его из избушки. Не смог помочь зайчику вернуть избушку ни собака, ни медведь, ни бык. Давайте узнаем, что было дальше. Слушаем внимательно, спины прямо.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

Кто здесь изображен? Какой он? Кто в каком домике жил? Что стало с зайчиком, когда лисичка выгнала его из домика? Почему собака, медведь, бык не смогли помочь зайчику? Значит, они оказались трусливыми? А кто не испугался лисы? Значит, петушок оказался смелым и смог помочь зайчику. А если бы петух не смог помочь зайчику? Молодцы ребята.

А сейчас мы с вами немного подвигаемся, все встаем и повторяем за мной

Физминутка «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны).

Песню весело он пел (Кивают головой) .

И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке) .

Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок) Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши) .

Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся.) Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками.)    И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.) К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – кругу) . И ни с чем они уходят (Расходятся) .     Лишь единственный петух. Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.) Припеваючи в ладу. (Обнимаются.) Вот мы немножечко отдохнули.

Краткий пересказ сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение отрывка произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая беседа. Показ иллюстраций. Повторное зачитывание отрывка.  Высказывание гипотезы

 

 

 

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

- зайчик, он грустный и плачет,

-лиса в ледяном, а зайка в лубяном,

-зайка очень расстроился,

-потому что они испугались лису;

-да,

-петух.

-то, зайчику пришлось искать новый дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют за воспитателем

Подключение слухового восприятия текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи через ответы на вопросы

 

 

Высказывание своего отношения к персонажам, правильно оценивать их поступки

 

 

 

Этап практического решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

Развитие произвольного внимания Закрепление содержания произведения через дидактическую игру «Кого не хватает»          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи через участие в беседе

Ребята, давайте мы сейчас с вами сыграем в игру «Кого не хватает» только мы должны знать некоторые правила, чтоб в процессе игры их соблюдать:

•Задания выполняются по очереди;

•Назвать необходимо только одного недостающего персонажа на слайде;

Гимнастика для глаз                 Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)             «Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)        «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)       «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)               «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

-Ребята, а какой отрывок их сказки вам понравился больше всего? Давайте мы его прочтем ещё раз.

 

 

Ребята, вам понравилась сказка? А игра, в которую мы с вами поиграли? Почему? Какой герой вам понравился из сказки? А какой не понравился? Мне нравится эта сказка потому что она учит: Не быть ленивым, а работать во благо себе. Помогать ближнему в беде. Не быть жадным. Нужно благодарить за помощь. Не бояться препятствий и противостоять наглости.

 

 

 

Объяснение правил игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывание отрывка 

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа

 

 

 

 

Высказывание своего отношения к произведению

 

 

             

Слушают правила, играют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют гимнастику для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания Закрепление содержания произведения      Дети проявляют интерес к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи через участие в беседе

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_nod.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по ознакомлению с художественной литературойТема занятия: Литературное чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Возрастная группа: II младшая группа (3-4 года)

Цель занятия: формирование интереса детей к русским народным сказкам, умение внимательно слушать, правильно воспринимать содержание русской народной сказки «Заюшкина избушка» при чтении и дидактической игре

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о русских народных сказках в процессе беседы
  • Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы, активизировать речь детей;

Развивающие:

  • Развивать слуховое, зрительное восприятие, при прослушивании сказки, рассматривании иллюстраций;
  • Развивать непроизвольное внимание в процессе игры

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях желание помогать родным и близким, быть вежливыми;
  • Воспитывать доброжелательность и самостоятельность через дидактическую игру

Дидактическая игра «Кого не хватает»

Дидактическая задача: закрепить содержание произведения в процессе проведения дидактической игры

Игровая задача: назвать героя, на которого не хватает на слайде

Игровые правила:

  • Задания выполняются по очереди
  • Назвать необходимо только одного недостающего персонажа

Игровые действия: в ходе игры дети называют всех героев, присутствующих на слайде и называют недостающих из них

Словарная работа:

Части речи

Обогащение

Уточнение

Активизация

существительные

Клочки по закоулочкам

Весна, горе, бык, коса,

Лиса, заяц, собака, медведь, петух

прилагательные

 Лубяная

Ледяная

 

глаголы

 Забрехала, посечи

 

другие части речи

 

 

Планируемые результаты занятия:

  • Дети знают содержание русской народной сказки «Заюшкина избушка»
  • Отвечают на вопросы
  • Рассказывают о своем восприятии литературных персонажей
  • Выполняют правила дидактической игры

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», разработка дидактической игры

Материалы и оборудование: презентация с картинками животных, русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный

Организовать направленное внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о какой сказке сегодня мы будем разговаривать. «Дом, растаял ледяной, попросилась в лубяной, приютил её зайчишка и сам остался, без домишка. Зайцу петушок помог, лису выгнал за порог». Сегодня мы с вами вспомним русскую народную сказку «Заюшкина избушка»

А скажите, пожалуйста, какая избушка была у зайчика? Правильно, лубяная, а вы знаете, что лубяная избушка эта избушка из дерева. Клочки по закоулочкам - это значит, что шерсть полетит в разные стороны, полетят пух и перья, лоскутки от разорванной одежды. Забрехала – это значит залаяла. Посечи – это значит зарубить. Давайте мы сейчас сядем красиво, спины выпрямим.

Загадывание загадки

Показ обложки

Объяснение незнакомых слов

Слушают воспитателя, отгадывают загадку

Внимательно смотрят обложку

Слушают воспитателя

Ответы на вопрос

Заинтересовались предстоящей деятельностью

Обогащение словаря

Создание спокойной обстановки

Этап постановки проблемы

Вызвать интерес к чтению через использование сюрпризных моментов

Ребятки, а у вас есть дом? А вы любите свой дом? И зайчик из сказки тоже очень любил свой домик, пока лисичка его не выгнала. «А кто помог зайцу вернуть свой дом?» Это мы сейчас и постараемся вспомнить

Беседа

Формулирование проблемного вопроса

Ответы:

-есть,

-да

Дети заинтересованы        

Этап ознакомления с материалом

Проведение небольшого анализа произведения (высказывание своего отношения к персонажам, правильно оценивать их поступки)

Ответы на вопросы. Развитие речи через ответы на вопросы

 

В этой сказке говориться о том, что жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, и избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по-старому. Однажды, лиса попросилась переночевать у зайца, да и выгнала его из избушки. Не смог помочь зайчику вернуть избушку ни собака, ни медведь, ни бык. Давайте узнаем, что было дальше. Слушаем внимательно, спины прямо.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

Кто здесь изображен? Какой он? Кто в каком домике жил? Что стало с зайчиком, когда лисичка выгнала его из домика? Почему собака, медведь, бык не смогли помочь зайчику? Значит, они оказались трусливыми? А кто не испугался лисы? Значит, петушок оказался смелым и смог помочь зайчику. А если бы петух не смог помочь зайчику? Молодцы ребята.

А сейчас мы с вами немного подвигаемся, все встаем и повторяем за мной

Физминутка «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны).

Песню весело он пел (Кивают головой) .

И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке) .

Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок) Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши) .

Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся.) Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками.)    И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.) К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – кругу) . И ни с чем они уходят (Расходятся) .     Лишь единственный петух. Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.) Припеваючи в ладу. (Обнимаются.) Вот мы немножечко отдохнули.

Краткий пересказ сказки

Чтение отрывка произведения

Аналитическая беседа. Показ иллюстраций. Повторное зачитывание отрывка.  Высказывание гипотезы

Динамическая пауза

Ответы детей:

- зайчик, он грустный и плачет,

-лиса в ледяном, а зайка в лубяном,

-зайка очень расстроился,

-потому что они испугались лису;

-да,

-петух.

-то, зайчику пришлось искать новый дом

Повторяют за воспитателем

Подключение слухового восприятия текста

Развитие речи через ответы на вопросы

Высказывание своего отношения к персонажам, правильно оценивать их поступки

Этап практического решения проблемы

Заключительный

Развитие произвольного внимания Закрепление содержания произведения через дидактическую игру «Кого не хватает»          

Развитие речи через участие в беседе

Ребята, давайте мы сейчас с вами сыграем в игру «Кого не хватает» только мы должны знать некоторые правила, чтоб в процессе игры их соблюдать:

•Задания выполняются по очереди;

•Назвать необходимо только одного недостающего персонажа на слайде;

Гимнастика для глаз                 Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)             «Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)        «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)       «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)               «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

-Ребята, а какой отрывок их сказки вам понравился больше всего? Давайте мы его прочтем ещё раз.

Ребята, вам понравилась сказка? А игра, в которую мы с вами поиграли? Почему? Какой герой вам понравился из сказки? А какой не понравился? Мне нравится эта сказка потому что она учит: Не быть ленивым, а работать во благо себе. Помогать ближнему в беде. Не быть жадным. Нужно благодарить за помощь. Не бояться препятствий и противостоять наглости.

 

Объяснение правил игры

Упражнение для глаз

 

Зачитывание отрывка  

 Беседа

Высказывание своего отношения к произведению

             

Слушают правила, играют

Выполняют гимнастику для глаз

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя

Развитие произвольного внимания Закрепление содержания произведения      Дети проявляют интерес к деятельности

Развитие речи через участие в беседе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»

С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе Заучивание стихотворения "Мама" Я. Акима

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить своё отношение, любовь к маме, через поэзию, творческую деятельность....

конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "В гостях у дедушки Корнея"

материал разработан в ходе реализации проекта "Семейное чтение". Предварительно велась работа родителей по ознакомлению детей с произведениями К.И. Чуковского. Занятие явилось итогом проделанной работ...

Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Чтение рассказа В.Драгунского "Друг детства".

Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" Почему детям надо прочитать рассказ В.Драгунского «Друг детства»? Потому что, этот рассказ прекра...

конспект по ознакомлению с художественной литературой на тему "Кривляки, дразнилки, хвастунишки"

учить детей различным дразнилкам, выходить из различных ситуаций, развивать дружеские качества у детей, воспитывать у детей желание делиться игрушками....

Конспект по ознакомлению с художественной литературой детей

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной группы.  Тема: «Путешествие по сказкам Пушкина»  Испо...